Решение б/н - от 22 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/10/18.1-196/2021

о признании жалобы необоснованной

 

22.03.2021                                                                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу акционерного общества «Щербинский лифтостроительный завод» (далее – АО «ЩЛЗ», Общество, Заявитель) на действия некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее – РФКР МКД, Заказчик, Ответчик) при проведении электронного аукциона на право заключения договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов (извещение № 080050000062100006 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – аукцион, закупка),

при участии представителя Заявителя посредством системы видеоконференц-связи: <...> (доверенность № 210 от 15.07.2020, личность удостоверена паспортом),

при участии представителей Ответчика: <...> (доверенность № 84 от 01.03.2021, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность № 79 от 15.01.2021, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность № 85 от 01.03.2021, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 01.03.2021 № 2000), который полагает, что аукционная документация противоречит Положению о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 (далее – Положение № 615). Аналогичная жалоба Общества поступила из ФАС России (вх. от 02.03.2021 № 2062э). В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее.

Согласно извещению о проведении аукциона прием заявок на участие в закупке осуществлялся Заказчиком с 14.02.2021 по 09.03.2021. Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе – 09.03.2021. Дата проведения аукциона – 12.03.2021.

Заявитель имеет цель принять участие в данной закупке, в связи с чем, направил заявку на участие в аукционе. Вместе с тем, Общество полагает, что заявка АО «ЩЛЗ» может быть отклонена Заказчиком, поскольку для участия в аукционе Общество должно быть включено в реестр квалифицированных подрядных организаций Омской области.

АО «ЩЛЗ» состоит в реестре квалифицированных подрядных организаций Омской области по предмету: «выполнение работ и (или) оказание услуг по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов».

По предмету: «выполнение работ и (или) оказание услуг по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений лифтов» Общество в настоящее время записи в реестре квалифицированных подрядных организаций Омской области не имеет (АО «ЩЛЗ» имело действующую запись до 24.08.2020).

Начиная с третьего квартала 2019 года Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области не проводило предварительных отборов по указанному предмету, в связи с чем, у Заявителя не было возможности заблаговременно принять участие в предварительном отборе для внесения записи в реестр.

29.01.2021 Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области опубликовало извещение о проведении предварительного отбора на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений лифтов (извещение № 015220000462100001).

Согласно извещению о проведении предварительного отбора заявки на участие в предварительном отборе принимались с 29.01.2021 по 09.03.2021. Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе – 22.03.2021.

АО «ЩЛЗ» подало заявку на участие в предварительном отборе для включения в реестр квалифицированных подрядных организаций Омской области (идентификационный номер заявки 3222420).

17.02.2021 Заявителем в адрес РФКР МКД был направлен запрос о разъяснении положений аукционной документации, в котором Общество просило Заказчика продлить срок подачи заявок, с учетом публикации результатов предварительного отбора.

18.02.2021 Заказчиком размещены разъяснения аукционной документации, согласно которым РФКР МКД не внес изменения в аукционную документацию и не продлил срок приема заявок.

Таким образом, Заявитель считает, что срок проведения электронного аукциона, установленный Заказчиком, ограничивает количество участников закупки, создает препятствие для подачи заявок на участие в аукционе и нарушает пункт 79 Положения № 615.

На основании вышеизложенного, АО «ЩЛЗ» просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание о продлении срока приема заявок на участие в аукционе.

 

2. В соответствии с уведомлениями Омского УФАС России от 02.03.2021  № 05-1915, от 12.03.2021 № 05-2261э РФКР МКД представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также запрашиваемые документы.

На заседаниях Комиссии 11.03.2021, 22.03.2021 представители Заказчика с доводами жалобы Общества не согласились, высказались согласно возражениям, представленным в материалы настоящего дела (вх. от 10.03.2021 № 2359, 19.03.2021 № 2744), отметив следующее.

АО «ЩЛЗ» не включено в реестр квалифицированных подрядных организаций Омской области по предмету предварительного отбора: оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений лифтов», в связи с чем, по мнению Ответчика, права и (или) законные интересы Заявителя не могут быть нарушены действиями Заказчика при проведении аукциона.

Распоряжением Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.12.2019 № 219-рп утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2020 – 2022 годы (далее – краткосрочный план).

Краткосрочным планом капитальный ремонт лифтового оборудования многоквартирных домов, в том числе разработка проектно-сметной документации определены на 2021 год, то есть ремонт (замена) лифтового оборудования в многоквартирных домах должен быть завершен не позднее 31.12.2021.

В целях реализации краткосрочного плана РФКР МКД 13.02.2021 было размещено извещение о проведении аукциона со сроком окончания подачи заявок 09.03.2021. Дата проведения электронного аукциона – 12.03.2021.

Срок выполнения работ по капитальному ремонту лифтового оборудования согласно графику производства (выполнения) работ по договору: с даты заключения договора по 11.08.2021.

Таким образом, установление срока проведения электронного аукциона обусловлено необходимостью исполнения краткосрочного плана реализации региональной программы.

Региональный оператор проводит электронные аукционы в независимости от даты проведения последнего предварительного отбора и результатов такого отбора.

На основании изложенного, РФКР МКД просит признать жалобу необоснованной.

 

3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», установлено, что 13.02.2021 РФКР МКД размещено извещение № 080050000062100006 и документация о проведении электронного аукциона на право заключения договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов.

Согласно извещению № 080050000062100006 и документации об электронном аукционе прием заявок на участие в аукционе осуществлялся с 13.02.2021 по 09.03.2021.

Дата рассмотрения заявок на участие в аукционе – 09.03.2021.

Дата проведения аукциона – 12.03.2021.

Уведомлениями Омского УФАС России от 02.03.2021 №№ 05-1915, 05-1917э аукцион приостановлен.

На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение жалобы по существу перенесено на 22.03.2021.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 статьи 180 ЖК РФ, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 182 ЖК РФ привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 статьи 182 ЖК РФ, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Отношения, направленные на привлечение подрядных организаций для оказания услуг по осуществлению строительного контроля, регулируются Положением № 615.

Согласно пункту 120 Положения № 615 извещение о проведении электронного аукциона размещается на сайте оператора электронной площадки не менее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.

В силу пункта 129 Положения № 615 в извещении о проведении электронного аукциона в обязательном порядке указываются, в том числе следующие сведения:

  • предмет электронного аукциона с указанием видов услуг и (или) работ и идентификационный номер электронного аукциона;
  • дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе;
  • дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе;
  • дата проведения электронного аукциона. Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения 2 дней со дня окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе. В случае если дата проведения электронного аукциона приходится на нерабочий день, день проведения электронного аукциона переносится на следующий за ним рабочий день.

Как было указано ранее, извещение № 080050000062100006 о проведении аукциона было размещено 13.02.2021. Согласно указанному извещению прием заявок на участие в аукционе осуществлялся Заказчиком с 13.02.2021 по 09.03.2021. Дата проведения аукциона – 12.03.2021.

Из вышеуказанного следует, что извещение о проведении аукциона размещено в срок и в соответствии с требованиями Положения № 615, в связи с чем, нарушений Положения № 615 со стороны Заказчика при опубликовании извещения о проведении закупки Комиссией не установлено.

В соответствии с Положением № 615 региональный оператор определяет подрядные организации для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме путем проведения аукциона в электронной форме, являющегося конкурентным способом определения подрядной организации, при котором победителем признается участник закупки, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций и предложивший наименьшую цену договора.

Под реестром квалифицированных подрядных организаций понимается сформированный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, по итогам предварительного отбора реестр квалифицированных подрядных организаций, в котором содержится предусмотренная Положением № 615 информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона (пункт 2 Положения № 615).

В силу пункта 2 Положения № 615 органом по ведению реестра является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций.

Согласно подпункту 13 пункта 11 положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области, утвержденного указом Губернатора Омской области от 18.04.2019 года № 57 «Об организации деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области», Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области является исполнительным органом государственной власти Омской области, уполномоченным на формирование и ведение реестра квалифицированных подрядных организаций на территории Омской области.

В пункте 8 Положения № 615 установлены предметы электронного аукциона, по которым уполномоченным органом по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций должен проводиться предварительный отбор, в том числе:

  • оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
  • оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов.

Установлено, что АО «ЩЛЗ» включено в реестр квалифицированных подрядных организаций Омской области по предмету электронного аукциона: «оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов» (реестровая запись № 00505100088020200043, период включения с 02.06.2020 по 02.06.2023).

Также АО «ШЛЗ» ранее было включено в реестр квалифицированных подрядных организаций Омской области по предмету электронного аукциона: «оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений» (реестровая запись № 00505100088020180022, исключен из реестра 24.08.2020).

В настоящее время Министерством энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области проводится предварительный отбор квалифицированных подрядных организаций по предмету: «оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений» (извещение № 015220000462100001). Заявки на участие в предварительном отборе квалифицированных подрядных организаций принимались с 29.01.2021 по 09.03.2021. Дата окончания срока рассмотрения заявок – 22.03.2021.

Как указывает Заявитель в жалобе, им была подана заявка на участие в указанном предварительном отборе квалифицированных подрядных организаций.

В соответствии с пунктом 79 Положения № 615 заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно пункту 1 извещения о проведении аукциона и пункту 4 информационной карты (раздел IX аукционной документации) предметом аукциона является выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, а также выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

Таким образом, Заказчик объединил в один предмет закупки два предмета электронного аукциона. При этом Заявитель включен в реестр квалифицированных подрядных организаций только по одному из них.

В соответствии с пунктом 103 Положения № 615 участник, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций в соответствующем субъекте Российской Федерации и предоставивший обеспечение заявки на участие в электронном аукционе, вправе участвовать в электронных аукционах, проводимых в данном субъекте Российской Федерации, по соответствующим предмету электронного аукциона и начальной (максимальной) цене договора.

Согласно подпункту «г» пункта 157 Положения № 615 заявка на участие в электронном аукционе не допускается комиссией по осуществлению закупок к участию в электронном аукционе в случае отсутствия сведений об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций (для участия в электронном аукционе в части оказания соответствующих услуг и (или) выполнения соответствующих работ).

Исходя из вышеизложенного, потенциальный участник электронного аукциона, проводимого в соответствии с Положением № 615, должен обладать специальной правоспособностью – быть включенным в реестр квалифицированных подрядных организаций соответствующего субъекта Российской Федерации.

Как указывает Заявитель в жалобе, РФКР МКД, действуя в составе группы с Министерством энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области, сформировал ситуацию и определил даты проведения аукциона, при которой АО «ЩЛЗ» и другие потенциальные участники были лишены возможности подать заявку на участие в аукционе по причине отсутствия в реестре квалифицированных подрядных организаций Омской области и тем самым искусственно ограничил количество участников закупки. Комиссия не может согласиться с указанным доводом Общества на основании следующего.

Распоряжением Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.12.2019 № 219-рп «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2020 – 2022 годы» утвержден краткосрочный план.

В целях организации своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Омской области и реализации краткосрочного плана РФКР МКД обязан руководствоваться сроками, установленными в краткосрочном плане.

Из краткосрочного плана следует, что проведение капитального ремонта лифтового оборудования многоквартирных домов, указанных в оспариваемом аукционе, запланировано на 2021 год, то есть ремонт (замена) лифтового оборудования в многоквартирных домах должен быть завершен не позднее 31.12.2021.

Учитывая установленные Положением № 615 сроки проведения процедуры электронного аукциона, предусмотренные проектом договора сроки выполнения работ (не позднее 11.08.2021), Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком срок приема заявок с 13.02.2021 по 09.03.2021 свидетельствует о соблюдении РФКР МКД сроков, указанных в краткосрочном плане реализации региональной программы капитального ремонта.

Комиссия считает, что исполнение РФКР МКД полномочий по организации и проведению электронных аукционов на право заключения договора о выполнении работ (оказании услуг) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме не связана с проведением предварительного отбора подрядных организаций, сроками его проведения, формированием реестра квалифицированных подрядных организаций, а также с наличием либо отсутствием какой-либо подрядной организации в реестре квалифицированных подрядных организаций при принятии Заказчиком решения о начале проведения закупки, установлении даты проведения аукциона, сроков подачи заявок на участие в аукционе и рассмотрения заявок.

Аналогичная правовая позиция содержится в решении Арбитражного суда Пермского края от 18.08.2020, постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020, постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 19.03.2021 по делу № А50-4251/2020.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленный РФКР МКД срок приема заявок на участие в аукционе (с 13.02.2021 по 09.03.2021) не свидетельствует о наличии в действиях Ответчика нарушения пункта 79 Положения № 615. Исходя из установленных обстоятельств дела, Комиссия признает жалобу Заявителя необоснованной.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу акционерного общества «Щербинский лифтостроительный завод» (ИНН 5051000880, ОГРН: 1025007512474, юридический адрес: 108851, г. Москва, г. Щербинка, ул. Первомайская, д. 6, эт. 2, каб. 201) на действия некоммерческой организации «Региональный фонд капительного ремонта многоквартирных домов» (ИНН 5503239348, ОГРН: 1125543062072, юридический адрес: 644043, г. Омск, ул. Краснофлотская, д. 24) при проведении электронного аукциона на право заключения договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов (извещение № 080050000062100006).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлениями Омского УФАС России от 02.03.2021 №№ 05-1915, 05-1917э.

 

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                              <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                        <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны