Решение б/н - от 20 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение 055/07/3-829/2021

о признании жалобы необоснованной

 

20.08.2021                                                                                                                       г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>– заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

 <...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, 

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу ООО «КТЦ Инжиниринг» (далее – Общество, Заявитель) на действия АО «Омскавтодор» (далее – Заказчик, Ответчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по устройству металлических барьерных ограждений типа 11ДО механизированным способом (извещение на сайте www. zakupki.gov.ru № 32110516385) (далее – закупка, запрос предложений).

при участии представителя ООО «КТЦ Инжиниринг» посредством видеоконференцсвязи – <...> (доверенность от 01.01.2021 № 17, личность удостоверена паспортом),

при участии представителя АО «Омскавтодор» посредством видеоконференцсвязи <...> (доверенность № 85 от 19.01.2021 личность удостоверена паспортом),                                              

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба ООО «КТЦ Инжиниринг»                           (вх. Омского УФАС России № 8079э от 11.08.2021). В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком 30.07.2021 было размещено извещение об осуществлении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по устройству металлических барьерных ограждений типа 11ДО механизированным способом, шаг стоек: 2 м. Документацией установлено, что барьерное ограждение должно соответствовать: СТО 03910056-001-2018 и ГОСТу 33128-2014: 21ДО - длина балки 4 м, шаг стоек 2 м (У2, 23,017 кг/п.м.). Данное СТО разработано и зарегистрировано за  АО «Завод Тюменьремдормаш». 

Заявитель полагает, что действия Заказчика, установившего в документации о проведении запроса предложений требование, что барьерное ограждение должно соответствовать: СТО 03910056-001-2018 и ГОСТу 33128-2014: 21ДО - длина балки 4 м, шаг стоек 2 м (У2, 23,017 кг/п.м.), нарушают требования части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), части 6.1. статьи 3 Закона о закупках, частей 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Заявитель пояснил, что документацией установлено, что закупка осуществляется во исполнение государственного контракта №1212-2020 от 15.09.2020 года. Пунктом 3.2. государственного контракта №1212-2020 установлено, что подрядчик обязан использовать при выполнении работ товары (материалы) предусмотренные проектной документацией.

При этом ведомостью Проектной документации установлено «Устройство барьерных ограждений из стали на металлических стойках по ТУ 5210-584-39124899-2015 и ГОСТу 26804-2012».

Пунктом 3.3 государственного контракта №1212-2020 установлено, что в случае использования при выполнении работ товаров (материалов), в отношении которых в проектной документации указаны товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, а также наименования производителей конкретных материалов и оборудования, подрядчик вправе заменить их эквивалентными товарами (материалами), если иное не установлено настоящим договором. В случае замены, подрядчик обязан обеспечить внесение соответствующих изменений в проектную документацию, их согласование и экспертизу (в случае необходимости) в установленном законом порядке за свой счет до начала выполнения работ.

Аналогичное положение отражено в Приложение № 2 к документации о проведении запроса предложений в электронной форме (проект договора субподряда).

Таким образом, Заявитель считает, что исходя из условий государственного контракта и проекта договора субподряда, участники закупок вправе заменить их эквивалентными товарами (материалами).

При этом Заказчиком в приложении №1 к документации о проведении запроса предложений в электронной форме установлено, что данная закупка подготовлена и проводится в рамках исполнения государственного контракта. В связи с этим аналог устройства металлических барьерных ограждений невозможен.

Также заявитель пояснил, что Заказчиком был установлен вес 1 п.м. барьерного ограждения по СТО 03910056-001-2018 равный 23,017 кг.

В соответствии с информацией, размещенной на сайте производителя                                АО «Завод Тюменьремдормаш» и СТО 03910056-001-2018, у данного производителя нет конструкции барьерного ограждения вес 1 п.м. которого был равный 23,017 кг.

На основании вышеизложенного, ООО «КТЦ Инжиниринг» просит принять жалобу к рассмотрению, признать ее обоснованной, приостановить определение поставщика по закупке, отменить все протоколы, вынести предписание об устранении нарушений норм законодательства, провести внеплановую проверку действия (бездействие) заказчика.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 12.08.2021 № 05-8047 АО «Омскавтодор» представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя (вх. Омского УФАС России № 8311э от 17.08.2021).

На заседании Комиссии 20.08.2021 представитель Ответчика с доводами жалобы Заявителя не согласилась, высказалась согласно возражениям АО «Омскавтодор» на жалобу ООО «КТЦ Инжиниринг».

Из пояснений представителя заказчика следует, что Заказчиком 30.07.2021 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru было размещено извещение и документация на устройство металлических барьерных ограждений типа 11ДО механизированным способом, шаг стоек: 2 м, номер в ЕИС: 32110516385

Данная закупка была подготовлена и проведена в рамках исполнения государственного контракта № 1212-2020 «Выполнить на объекте работы по реконструкции автомобильной дороги Бакбасар – Азово – Щербакуль – Полтавка, участок км 105 – км 108 в Щербакульском муниципальном районе Омской области», исполнителем которого является АО «Омскавтодор».

В смете, являющейся неотъемлемым приложением к контракту № 1212-2020, подписанным между АО «Омскавтодор» и Казенным учреждением Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», было прописано следующее: «Устройство барьерных ограждений из стали на металлических стойках по ТУ 5210-584-39124899-2015 и ГОСТу 26804-2012».

03.08.2021 и 04.08.2021 поступили два запроса на разъяснение положений документации: 

- первый запрос: «Нет никаких требований к БО кроме шага. Прошу уточнить параметры БО»;

- второй запрос: «Уважаемый заказчик! Просим уточнить удерживающую способность требуемого ограждения».

На данные запросы АО «Омскавтодор» разъяснило, что в документацию будут внесены изменения.

Указанные запросы были направлены в адрес Казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области». Рассмотрев запросы на разъяснение, было установлено, что срок действия ГОСТа 26804-2012 закончился 30.03.2021, было принято решение о внесении изменений в следующие характеристики: Устройство барьерных ограждений из стали на металлических стойках по СТО 03910056-001-2018 и ГОСТу 33128-2014: 21 ДО - длина балки 4м, шаг стоек 2м (У2, 23,017 кг/п.м.). АО «Омскавтодор» внесло изменения в документацию.

06.08.2021 поступил третий запрос следующего содержания:

«1. В документации указывается СТО конкретного производителя, что ограничивает количество участников. В связи с этим просим уточнить, допускаются ли к участию конструкции других заводов-производителей?

2. Допускается ли снижение металлоемкости (веса) без потери запрашиваемых характеристик?»
          06.08.2021 были направлены разъяснения, в которых указано, что данная закупка подготовлена и проводится в рамках исполнения государственного контракта. Заказчик в проектной документации указывает конкретное СТО и требования к барьерному ограждению. В связи с этим корректировки в документацию невозможны.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта. Аналогичные положения содержит подпункт «в» пункта 3 части 5 статьи 16 Положения о закупке товаров, работ и услуг АО «Омскавтодор», утвержденного Советом директоров АО «Омскавтодор» 17.06.2021 (далее -  Положение о закупках).

Таким образом, АО «Омскавтодор» действовало в рамках Закона о закупках и Положения о закупке.

Также Заказчик пояснил, что по окончанию работ АО «Омскавтодор» сдает объект заказчику. Объект проверяется специализированной организацией, осуществляющей строительный контроль и надзор, в том числе на соответствие материалов, используемых в реконструкции автомобильной дороги, проектно-сметной документации, входящей в состав государственного контракта. В случае несоответствия материалов, прописанных в проектной документации, строительный контроль не примет данный объект, поэтому АО «Омскавтодор» не имеет возможности замены материалов.

Кроме того, из пояснений Заказчика следует, что в данной закупке приняли участие четыре компании, поэтому АО «Омскавтодор» считает, что преимущественных условий создано не было.

В связи с вышеизложенным, представитель Ответчика считает действия АО «Омскавтодор» законными, просит признать жалобу Заявителя необоснованной, в удовлетворении требований отказать.   

3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт), Комиссией Омского УФАС России установлено, что на официальном сайте 30.07.2021 АО «Омскавтодор» разместило извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по устройству металлических барьерных ограждений типа 11ДО механизированным способом, шаг стоек: 2 м.

05.08.2021 АО «Омскавтодор» разместило извещение об осуществлении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, с изменениями в части предмета закупки. Согласно изменениям в предмет закупки входит выполнение работ по устройству барьерных ограждений из стали на металлических стойках по СТО 03910056-001-2018 и ГОСТу 33128-2014: 21ДО - длина балки 4 м, шаг стоек 2 м (У2, 23,017 кг/п.м.) (далее - извещение).

Начальная (максимальная) цена договора - 13 046 353,45 рублей, в том числе НДС 20 %  - 2 174 392,24 рублей.

Согласно извещению прием заявок на участие в закупке осуществлялся Ответчиком  с 03.07.2021 до 6:00 часов (МСК) 11.08.2021.

Дата подведения итогов закупки – 11.08.2021

На 12.08.2021 закупка завершена.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом                от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствий с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном  статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.  Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках, вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются  Конституцией   Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений   части 3  статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При проведении Закупки АО «Омскавтодор» руководствовалось Положением о закупке товаров, работ и услуг АО «Омскавтодор», утвержденным Советом директоров АО «Омскавтодор» (протокол заседания совета директоров АО «Омскавтодор» №  19 от 17.06.2021).

В соответствии с частью 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений в целях Закона о закупках понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта.

Осуществление закупки товаров, работ, услуг путем проведения запроса предложений в электронной форме регламентируется главой 7 Положения о закупке.

Комиссией Омского УФАС России установлено, что 15.09.2020 между Казенным учреждением Омской области  «Управление дорожного хозяйства» и АО «Омскавтодор» был заключен Государственный контракт № 1212-2020 на выполнение на объекте работ по реконструкции автомобильной дороги Бакбасар – Азово – Щербакуль – Полтавка, участок км 105 – км 108 в Щербакульском муниципальном районе Омской области», исполнителем которого является АО «Омскавтодор».

Пунктом 8.8 сводной ведомости объемов работ, расположенной в разделе 5 «Проект организации строительства» проектной документации, предусмотрено «Устройство барьерных ограждений из стали на металлических стойках по ТУ 5210-584-39124899-2015 и ГОСТу 26804-2012». 

Комиссией Омского УФАС России установлено, что 30.07.2021 на сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение об осуществлении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, с указанием предмета закупки «Устройство металлических барьерных ограждений типа 11ДО механизированным способом, шаг стоек: 2 м».

05.08.2021 Заказчиком на сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение и  документация  о запросе предложений в электронной форме в новой редакции.

Так, согласно внесенным изменениям предмет закупки был указан:  «Устройство барьерных ограждений из стали на металлических стойках по  СТО 03910056-001-2018 и ГОСТу 33128-2014: 21ДО - длина балки 4 м, шаг стоек 2 м (У2, 23,017 кг/п.м.)».

Согласно предоставленной Заказчиком сводной ведомости объемов работ                  № 1050 ПИР – 2017 – ПОС.В1 в столбце наименования работ, пунктом 7.29 предусмотрены работы по устройству барьерных ограждений из стали на металлических стойках по  СТО 03910056-001-2018 и ГОСТу 33128-2014: 21ДО - длина балки 4 м, шаг стоек 2 м (У2, 23,017 кг/п.м.).

Из пояснений представителя Заказчика следует, что такие изменения были связаны  с поступившими к Заказчику запросами. Поступившие запросы АО «Омскавтодор» были направлены Казенному учреждению Омской области  «Управление дорожного хозяйства». После чего последним было принято решение о внесении изменений в  следующие характеристики:  СТО 03910056-001-2018 и ГОСТ 33128-2014: 21ДО - длина балки 4 м, шаг стоек 2 м (У2, 23,017 кг/п.м.). Кроме того, вес 1 п.м., равный 23,017 кг был установлен Казенным учреждением Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области».

При таких обстоятельствах, действия АО «Омскавтодор», выразившиеся в указании в предмете закупки СТО 03910056-001-2018 и ГОСТ 33128-2014, а также установление веса 1 п.м., равного 23,017 кг, на основании подпункта «в» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закон о закупках являются правомерными. 

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,  Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу ООО «КТЦ Инжиниринг» на действия АО «Омскавтодор» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по устройству металлических барьерных ограждений типа 11ДО механизированным способом (извещение на сайте www. zakupki.gov.ru № 32110516385).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 12.08.2021 № 05-8047.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                 <...>

 

  <...>

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны