Решение №ГЛ/2607/24 Решение о признании жалобы необоснованной от 13 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/3-411/2024

о признании жалобы необоснованной

 

06.05.2024                                                                                                                           г. Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «ОСАННА» (далее – ООО «ОСАННА», Общество, Заявитель) на действия муниципального унитарного предприятия Калачинского муниципального района Омской области «Водоснабжение» (далее – МУП «Водоснабжение», Заказчик, Ответчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на разработку программы научно-исследовательских работ (НИР) по оценке эффективности рыбозащитных сооружений (устройств) (извещение № 32413514205 размещено на официальном сайте Российской Федерации zakupki.gov.ru в информационно телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – закупка, запрос котировок).

при участии представителей Заявителя с использованием видео-конференц связи – <...> (доверенность от 25.04.2024 № 8, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность от 25.04.2024 № 9, личность удостоверена паспортом),

при участии представителя Ответчика с использованием видео-конференц связи – <...> (доверенность от 01.01.2024 № б/н, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность от 01.01.2024 № б/н, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 25.04.2024 № 3815-ЭП/24), который полагает, что положения закупочной документации разработаны с нарушением норм действующего законодательства. В обоснование своей позиции Общество указывает, что Заказчик без учета положений приказа Минсельхоза России от 14.09.2020 № 542 «Об утверждении порядка согласования и утверждения программ выполнения научно-исследовательских работ и программ выполнения работ в области аквакультуры (рыбоводства)» (далее - Порядок № 542) в техническом задании неверно определил срок оказания услуг. Согласно технического задания - предмет закупки (программа научно-исследовательских работ (НИР) по оценке эффективности рыбозащитных сооружений (устройств) подлежит согласованию с Верхнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.

Вместе с тем, по мнению Заявителя, Заказчиком не учтены положения пункта 3 Порядка № 542, согласно которому предмет закупки подлежит согласованию в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» (далее - ФГБНУ «ВНИРО») не позднее 1 апреля года, предшествующего году начала осуществления научной программы. Далее, предмет закупки подлежит направлению ФГБНУ «ВНИРО» для утверждения в Росрыболовство не позднее 1 июня года, предшествующего году начала осуществления научной программы.

С учетом приведенных положений Порядка № 542, а также с учетом того, что извещение о проведении закупки размещено за пределами срока, установленного для согласования (17.04.2024), Заявитель считает, что Заказчиком в документации о закупке установлены невыполнимые требования для участников закупки.

На основании изложенного, Общество просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 25.04.2024 № ГС/2338/24
Заказчиком представлены пояснения относительно доводов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов (вх. от 02.05.2024 № 4019-ЭП/24).

В пояснениях Заказчик указывает, что 17.04.2024 МУП «Водоснабжение» разместило на официальном сайте Российской Федерации zakupki.gov.ru в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» извещение № 32413514205 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на разработку программы научно-исследовательских работ (НИР) по оценке эффективности рыбозащитных сооружений  (устройств).

В своих пояснениях Заказчик указывает, что положения Порядка № 542 не распространяет свое действие на предмет закупки, а содержит порядок и сроки согласования программ выполнения научно-исследовательских работ и программ выполнения работ в области аквакультуры.

Кроме того, при определении срока оказания услуг по разработке программы научно-исследовательских работ (НИР) по оценке эффективности рыбозащитных сооружений (устройств) Заказчик исходил из необходимости исполнения решения Калачинского городского суда от 25.02.2022.

В связи с вышеизложенным, МУП «Водоснабжение» просит оставить жалобу без удовлетворения.

3. Из представленных материалов и информации следует, что 17.04.2024 в ЕИС
МУП «Водоснабжение» размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на разработку программы научно-исследовательских работ (НИР) по оценке эффективности рыбозащитных сооружений (устройств).

Согласно извещению № 32413514205 дата начала и окончания срока подачи заявок: с 17.04.2024 по 25.04.2024 09:00 (по местному времени заказчика).

Дата подведения итогов – 25.04.2024.

Начальная (максимальная) цена договора: 884 863 рубля 40 копеек.

Согласно протоколу подведения итогов № 32413514205 от 26.04.2024 (размещен на сайте 26.04.2024) на участие закупке подана одна заявка (заявка Заявителя). По итогам рассмотрения которой, единственная заявка не была допущена по причине не соответствия требованиям документации. А именно, Участник закупки предложил срок оказания услуг до 01.07.2025. Указанная закупка признана несостоявшейся.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

Пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки (пункт 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно решению Калачинского городского суда от 25.02.2022 по делу № 2-118/2022 МУП «Водоснабжение» обязано в срок до 01.06.2024 выполнить предусмотренную подпунктом «б» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства  Российской Федерации от 29.04.2013 № 380, оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которые установлены в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды», по материалам проектной документации по забору воды на производственные нужды на левом берегу реки Омь, на 136,0 км. от устья в д. Таволжанка Калачинского муниципального района Омской области, на 148,0 км. от устья реки Омь, юго-западнее с. Новый Свет Калачинского муниципального района Омской области, на 155,0 км. от устья реки Омь в д. Крутые Луки Калачинского муниципального района Омской области за период, начиная с 22.03.2019 по 31.12.2024.

Так, согласно извещению о проведении запроса котировок предметом договора является услуга по разработке программы научно-исследовательских работ (НИР) по оценке эффективности рыбозащитных сооружений (устройств) в соответствии с техническим заданием.

В соответствии с техническим заданием в состав оказываемых услуг входит: разработка и согласование с Федеральным агентством по рыболовству Верхнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству программы научно-исследовательских работ (НИР) по оценке эффективности рыбозащитных сооружений (устройств) на водозаборе.

Статьей 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон № 166-ФЗ) определены требования к сохранению водных биоресурсов и среды их обитания при осуществлении градостроительной и иной деятельности.

Согласно части 1 статьи 50 Закона № 166-ФЗ при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Вышеуказанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 50 Закона № 166-ФЗ). Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 50 Закона № 166-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее - Правила № 384).

Меры по сохранению биоресурсов и среды их обитания определены пунктом 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380 (далее - Положение № 380).

В соответствии с п. 2 Положения № 380 мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе:

- оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания;

- определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия;

- проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.

Пунктом 4 Правил № 384 определено, что юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании.

На основании подпункта «б» пункта 5 Правил № 384 при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в соответствии с пунктами 2 и 3 Правил к заявке прилагается копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Пункт 8 Правил № 384 предусматривает, что Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) рассматривает заявку и документацию и принимает решение о согласовании (об отказе в согласовании) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) заявки и документации.

Решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности оформляется в виде заключения (пункт 9 Правил № 384).

Как следует из довода Заявителя, предмет закупки (программа научно-исследовательских работ (НИР) по оценке эффективности рыбозащитных сооружений  (устройств) подлежит согласованию в ФГБНУ «ВНИРО» и последующему утверждению Росрыболовством согласно положениям пункта 3 Порядка № 542.

Вместе с тем, как установлено Комиссией, Порядок № 542 разработан в соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 5 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2008 № 765 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование» (далее – Правила № 765).

В соответствии с пунктом 4 Правил № 765 юридические лица, индивидуальные предприниматели, заинтересованные в предоставлении водных биоресурсов в пользование для осуществления работ в области аквакультуры (рыбоводства), обращаются в Федеральное агентство по рыболовству с заявкой на предоставление водных биоресурсов в пользование для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях.

Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил № 765 для осуществления рыболовства в  научно-исследовательских и контрольных целях к заявке предусмотрено приложение заявителем документов:

 - программы выполнения научно-исследовательских работ, разработанная заявителем, согласованная и утвержденная в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

- заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных или арендованных орудий лова, используемых для добычи (вылова) водных биоресурсов, с указанием их технических характеристик, необходимых для выполнения программы (если добычу (вылов) водных биоресурсов планируется осуществлять без использования судов);

- заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии документов, подтверждающих наличие у заявителя оборудования, используемого в научно-исследовательских и контрольных целях и необходимого для выполнения программы;

- заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии следующих документов, подтверждающих имущественные права заявителя на собственные или арендованные суда, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации и зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке (в случае если рыболовство осуществляется с использованием судов):

- свидетельство о праве собственности на судно - для судов с главным двигателем мощностью более 55 киловатт и валовой вместимостью более 80 регистровых тонн;

- судовой билет - для судов с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт и валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн;

- договор аренды - для арендованных судов.

Как было указано выше, Порядок № 542 разработан в соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 5 Правил № 765.

В соответствии с пунктом 1 Порядка № 542 граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, заинтересованные в предоставлении водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) в пользование для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, разрабатывают программы выполнения научно-исследовательских работ и направляют их на согласование и утверждение в организацию, указанную в пункте 3 Порядка № 542.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 1 Закона № 166-ФЗ рыболовство - это деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Закона № 166-ФЗ добыча (вылов) водных биоресурсов - это изъятие водных биоресурсов из среды их обитания.

Статьей 16 Закона № 166-ФЗ установлены виды рыболовства, в том числе рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона № 166-ФЗ для изучения и сохранения водных биоресурсов, а также среды их обитания осуществляется рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях.

Таким образом, с учетом указанных положений законодательства, именно программа, предусматривающая осуществление такой деятельности, как рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях, должна быть разработана и согласована в Порядке № 542.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание предмет оспариваемой закупки, довод о несоблюдении Заказчиком требований Порядка № 542 при составлении закупочной документации, Комиссией Омского УФАС России признается необоснованным.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью ОСАННА» (ИНН 6449016279, ОГРН 1026401985763, юридический адрес: 413123, Саратовская область, Энгельсский район, рабочий пос. Приволжский, ул. Гагарина, д. 1) на действия муниципального унитарного предприятия Калачинского муниципального района Омской области «Водоснабжение» (ИНН 55015013017, ОГРН 1155543019565, юридический адрес: 646902, Омская область, г. Калачинск, ул. ул. 30 лет Победы, д.108 А) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на разработку программы научно-исследовательских работ (НИР) по оценке эффективности рыбозащитных сооружений (устройств) (извещение № 32413514205 размещено на официальном сайте Российской Федерации zakupki.gov.ru в информационно телекоммуникационной сети «Интернет»).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 25.04.2024 № ГС/2338/24.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны