Определение б/н о назначении дела № 055/01/17-896/2020 о нарушении антимоноп... от 16 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 055/01/17-896/2020 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

16 сентября 2020 года                                                                                                    город Омск

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «АКФ «Стандар-Аудит» (далее – ООО «АКФ «Стандар-Аудит») о нарушении акционерным обществом «Омскгоргаз» (далее – АО «Омскгоргаз», Общество) антимонопольного законодательства.

ООО «АКФ «Стандар-Аудит» указывает, что согласно Федеральному закону от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества, то в отношении нее проводится обязательный аудит. При этом факт оказания аудиторских услуг подтверждается оформлением аудиторского заключения.

27.08.2020 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) АО «Омскгоргаз» было опубликовано извещение о проведении закупки «у единственного поставщика» на право заключения договора оказания аудиторских услуг (извещение № 32009437492).

По мнению ООО «АКФ «Стандар-Аудит», АО «Омскгоргаз», закупая аудиторские услуги без проведения конкурентных процедур, нарушает часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), часть 1 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), поскольку аудиторские услуги могут быть оказаны неограниченным числом аудиторских организаций.

АО «Омскгоргаз» в своих пояснениях на жалобу ООО «АКФ «Стандар-Аудит» ссылается на пункт 16.2.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Омскгоргаз», утвержденного протоколом заседания Совета директоров АО «Омскгоргаз» № 13/18-19 от 17.04.2019 (далее – Положение о закупках АО «Омскгоргаз»), в соответствии с которым прямая (упрощенная) процедура закупки – способ закупки, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд Общества сообщается поставщикам (исполнителям, подрядчикам) адресно. При проведении прямой (упрощенной) процедуры закупки должен осуществляться анализ рынка закупаемой продукции, а также должен обеспечиваться максимально эффективный для Общества выбор контрагента. Информация о закупке должна быть направлена не менее чем 3 (трем) претендентам на участие в закупке. Участником, с которым заключается договор, признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену договора, при условии соответствия других параметров закупки. При этом протокол решения о выборе такого участника не составляется.

Пунктом 16.2.2 Положения о закупках АО «Омскгоргаз» установлено, что прямая (упрощенная) процедура закупки может применяться при закупке товаров, работ, услуг для нужд и за счет средств Общества, только если стоимость такой закупки не превышает 500 000 (пятьсот тысяч) рублей, с НДС.

Руководствуясь вышеуказанными пунктами Положения о закупках АО «Омскгоргаз», Общество направило адресно информацию о закупке услуг на проведение аудита – независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Омскгоргаз» за 2020 в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности и с аудиторской организацией, предложившей наименьшую цену, заключило договор. Поскольку личность этого контрагента, как лица предложившего наименьшую цену имела решающее значение, руководствуясь подпунктом 11 пункта 16.1.3.5 Положения о закупках АО «Омскгоргаз», 27.08.2020 в ЕИС было размещено извещение о проведении закупки «у единственного поставщика» на право заключение договора оказания аудиторских услуг.

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Положение о закупках АО «Омскгоргаз» соответствует вышеназванной части 2 Закона о закупках, ни кем не оспорено, какой либо пункт не признан недействительным.

На основании изложенного, АО «Омскгоргаз» считает, что заявление ООО «АКФ «Стандар-Аудит» не обосновано, не соответствует фактическим обстоятельствам.

В результате рассмотрения жалобы ООО «АКФ «Стандар-Аудит» Омским УФАС России установлены следующие обстоятельства и сделаны следующие выводы.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Положения части 1 данной статьи распространяются, в том числе на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках (часть 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Из указанного следует, что Закон о закупках, не ограничивая заказчиков в их правах по выявлению поставщиков товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям заказчиков путем проведения закупки избранным способом, предусматривает в качестве одного из принципов, которым заказчик обязан руководствоваться, отсутствие ограничения конкуренции при проведении закупки.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность конкретного заказчика, является положение о закупках, которое содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках). В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами (часть 3 статьи 3 Закона о закупках).

Пунктом 5.1 главы V Положения о закупках АО «Омскгоргаз» предусмотрены конкурентные и неконкурентные способы закупок. К неконкурентным способам закупки относится закупка у единственного поставщика, в том числе прямая (упрощенная) закупка.

Согласно пункту 16.1.1 главы XVI Положения о закупках АО «Омскгоргаз» закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее также – закупка у единственного источника) – это способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без проведения конкурентных процедур закупки.

Пунктом 16.1.3 главы XVI Положения о закупках АО «Омскгоргаз» установлен перечень случаев, когда применяется способ закупки у единственного поставщика, в том числе закупка способом «у единственного поставщика» допускается если приобретаемая продукция имеется в наличии только у какого-либо конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) или какой-либо конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) обладает исключительными правами в отношении данной продукции и не существует никакой разумной альтернативы или замены, в том числе если: в других случаях отсутствия конкуренции на рынке поставщиков закупаемой продукции или в случаях, когда личность контрагента имеет решающее значение (подпункт 11 пункта 16.1.3.5 Положения о закупках АО «Омскгоргаз»).

Как следует из представленных Обществом документов, а также информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок, 27.08.2020 в Единой информационной системе в сфере закупок было АО «Омскгоргаз» было опубликовано извещение о проведении закупки «у единственного поставщика» на право заключения договора оказания аудиторских услуг за 2020 г. (извещение № 32009437492).

Согласно протоколу от 28.08.2020 на основании пункта 16.1.3.5 Положения о закупках АО «Омскгоргаз» постоянной закупочной комиссией АО «Омскгоргаз» принято решение заключить договор на общую сумму 305 000 рублей с ООО «Независимая аудиторская служба».

31.08.2020 по итогам проведения вышеуказанной закупки между АО «Омскгоргаз» и ООО «Независимая аудиторская служба» заключен договор № 09п/За-2.

Как указывалось выше, Общество обосновало проведение закупки аудиторских услуг неконкурентным способом правом Заказчика на ее осуществление в соответствии с Положением о закупках АО «Омскгоргаз».

Вместе с тем, Омское УФАС России полагает, что указанный способ закупки аудиторских услуг противоречит принципам, установленным частью 1 статьи 3 Закона о закупках (в частности пункту 2), поскольку может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. ООО «Независимая аудиторская служба» получает необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, а другим хозяйствующим субъектам, в том числе ООО «АКФ «Стандар-Аудит» создаются препятствия к допуску на товарный рынок.

При таких обстоятельствах, в действиях АО «Омскгоргаз» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в выборе способа закупки у единственного поставщика и тем самым создании преимущественных условий для деятельности ООО «Независимая аудиторская служба», что могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

На основании изложенного 16.09.2020  издан приказ Омского УФАС России № 175 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Омскгоргаз» статьи 17 Закона о защите конкуренции, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Назначить дело № 055/01/17-896/2020 к рассмотрению на 07.10.2020 в 14 часов 30 минут по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, 12 А, каб. 203.

2. Привлечь  к  участию  в  рассмотрении  дела  в  качестве:

в качестве заявителя по делу – ООО «АКФ «Стандар-Аудит»,

в качестве ответчика по делу – АО «Омскгоргаз»,

в качестве заинтересованного лица – ООО «Независимая аудиторская служба».

3. АО «Омскгоргаз» представить на заседание Комиссии 07.10.2020 надлежащим образом заверенную копию договора № 09п/За-2 от 31.08.2020 (со всеми приложениями и дополнительными соглашениями).

 

Временно исполняющий обязанности

заместителя руководителя управления                                                              <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны