Решение б/н Решение по делу от 2 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                             РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/5-1128/2022

02 марта 2023 года                                                                                                                              город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – ()

 члены Комиссии: ()

рассмотрев дело № 055/05/5-1128/2022 по факту нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Результат плюс», ИНН 5506209542, ОГРН 1095543020583 (далее – ООО «Результат плюс», Общество) пункта 20 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7 и части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), в отсутствие законного представителя ООО «Результат плюс»,

в присутствии представителя ООО «Результат плюс» ()

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Омское УФАС России поступили материалы из Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (вх. № 11815/22 от 28.11.2022) по факту распространения на территории города Омска рекламы услуг, предоставляемых ломбардом «Результат» с признаками нарушения Федерального закона «О рекламе».

В рамках рассмотрения поступивших материалов Омским УФАС России 06.12.2022 и 08.12.2022 зафиксированы факты размещения рекламы:

- на конструкции по адресу: ул. Дианова, д. 14 «Ломбард «Результат 0,2 % в день выкуп частями залог 60 дней без переплат Кредит рассрочка обмен Золото не значит дорого Огромный выбор ювелирных изделий Ювелир ремонт и изготовление любой сложности».

При этом в нижней части рекламной конструкции размещена наклейка с текстом: «Займы предоставляются ООО «Ломбард «Результат плюс» ИНН 5506209542 ОГРН 1095543020583 под залог ювелирных изделий на срок от 1 до 30 дней. При займе до 20 000 р процентная ставка по займу 0,3 % в день (109,5 % годовых). При займе от 20 000 р процентная ставка по займу 0,2 % (73 % годовых). Скупка и реализация ювелирных изделий осуществляется ИП Бакман А.В. ИНН 550606059713 ОГРН 306550508800078. Кредит на покупку ювелирных изделий предоставляется «Альфа-банк», «ОТП-банк», «Ренессанс кредит»;

- на конструкциях по адресу: ул. Мельничная, д. 126 А «Ломбард Результат», «Ломбард Результат 0,2 % в день выкуп частями залог 60 дней без переплат», «Ломбард Результат Скупка золота»;

- на конструкциях по адресу: ул. Бетховена, д. 22/2 «Золото Ломбард Результат», «Ломбард Результат ювелирный салон», «Ломбард Результат»;

- на конструкциях по адресу: ул. Рождественского, д. 6, к. 2 «Ломбард результат 0,2 % в день выкуп частями залог 60 дней без переплат ювелирный салон» «Ломбард результат 0,2 % в день без штрафов льготный месяц ювелирный дисконт золото бриллианты 1 этаж» «Ломбард результат 0,2 % в день выкуп частями залог 60 дней без переплат золото скидки кредит рассрочка обмен» «Ломбард 0,2 % в день выкуп частями залог 60 дней без переплат кредит рассрочка обмен»

При этом в нижней части рекламных конструкций размещены наклейки с информацией: «Займы предоставляются ООО «Ломбард «Результат плюс» ИНН 5506209542 ОГРН 1095543020583 под залог ювелирных изделий на срок от 1 до 30 дней. При займе до 20 000 р процентная ставка по займу 0,3 % в день (109,5 % годовых). При займе от 20 000 р процентная ставка по займу 0,2 % (73 % годовых). Скупка и реализация ювелирных изделий осуществляется ИП Бакман А.В. ИНН 550606059713 ОГРН 306550508800078. Кредит на покупку ювелирных изделий предоставляется: «Альфа-банк», «ОТП-банк», «Ренессанс кредит».

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи,

обмена или иного введения в оборот.

Спорная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками:

- распространена наружным способом;

- в адрес неопределенного круга лиц;

- направлена на привлечение внимания к ломбарду «Результат» и оказываемым услугам –предоставлению займов потребителям.

При этом вышеуказанная реклама распространялась с нарушением законодательства Российской федерации о рекламе.

Определением от 22.12.2022 в отношении ООО «Результат плюс» Омским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения пункта 20 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7 и части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», заседание Комиссии назначено на 19.01.2023.

Определением от 19.01.2023 рассмотрение дела было отложено в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении ООО «Результат плюс», заседание Комиссии назначено на 02.03.2023.

На заседании Комиссии представитель ООО «Результат плюс» не отрицала факт размещения рекламы по указанным адресам: ул. Дианова, д. 14, ул. Мельничная, д. 126 А, ул. Бетховена, д. 22/2, ул. Рождественского, д. 6 к. 2, при этом пояснила, что ранее по указанным адресам деятельность осуществляло ООО «Ломбард «Результат плюс», но в связи с выходом из реестра ломбардов Центрального банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) в сведения Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) были внесены изменения в части наименования организации и вида деятельности. В настоящее время Общество намерено изменить содержание баннеров, но демонтаж требует серьезных материальных затрат.

Комиссия, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.

1. Исходя из содержания, основной целью размещения рекламы является привлечение внимания потребителя к услугам ломбарда «Результат» и предоставлению займов под залог личного имущества (например, «Ломбард «Результат 0,2 % в день выкуп частями залог 60 дней без переплат…»).

Ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей(часть 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах», далее – Федеральный закон «О ломбардах»).

Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» (часть 1.1 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах»).

Статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

На основании пункта 2 части 3 статьи 2.3 Федерального закона «О ломбардах» Банк России ведет государственный реестр ломбардов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России.

Решением ЦБ РФ от 15.09.2022 № ОД-1908 ООО «Ломбард Результат» (ИНН 5506209542, ОГРН 1095543020583) исключено из реестра ломбардов (источник сайт www.cbr.ru).

При этом в ЕГРЮЛ с идентификационным налоговым номером 5506209542 зарегистрировано ООО «Результат плюс» с определением основного вида деятельности торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах (код 47.79 по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)).

Сведения о наличии у ООО «Результат плюс» права на осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов в реестрах ЕГРЮЛ и ЦБ РФ отсутствуют.

На основании части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Таким образом, ООО «Результат плюс», не являясь ломбардом, наделенным правом на предоставление займов, разместив рекламу финансовых услуг, нарушило требования части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Реклама «Ломбард Результат Скупка золота», распространенная по адресу: г. Омск, ул. Мельничная, д. 126 А, содержит информацию об осуществлении ломбардом скупки золота у населения.

В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Скупка у граждан находящихся в их собственности ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, состоящими на специальном учете в Федеральной пробирной палата, и имеющими лицензию на такой вид деятельности.

Сайт Федеральной пробирной палаты (https://probpalata.gov.ru/reestry-licenzij/) не содержит сведений о включении ООО «Ломбард «Результат плюс» ни в реестр лицензий по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, ни в реестр по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов.

Таким образом, ООО «Результат плюс», не имея соответствующей лицензии, не наделено правом осуществлять, соответственно, и рекламировать такую услугу как скупка золота.

Указанное нарушает требования пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе», согласно которому не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

3. Пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Размещая вышеуказанную рекламу, ООО «Результат плюс» вводит потребителей в заблуждение относительно лица, предоставляющего займы под залог и осуществляющего скупку.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «Результат плюс» является и рекламодателем, и рекламораспространителем.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «Результат плюс» требований пункта 20 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7 и части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент вынесения решения в материалах дела отсутствуют доказательства об устранении ООО «Результат плюс» нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Результат плюс» (ИНН 5506209542, ОГРН 1095543020583):

  • ««Ломбард «Результат 0,2 % в день выкуп частями залог 60 дней без переплат Кредит рассрочка обмен Золото не значит дорого Огромный выбор ювелирных изделий Ювелир ремонт и изготовление любой сложности» по адресу: г. Омск, ул. Дианова, д. 14;
  • «Ломбард Результат», «Ломбард Результат 0,2 % в день выкуп частями залог 60 дней без переплат», «Ломбард Результат Скупка золота» по адресу: г. Омск, ул. Мельничная, д. 126 А;
  • «Золото Ломбард Результат», «Ломбард Результат ювелирный салон», «Ломбард Результат» по адресу: г. Омск, ул. Бетховена, д. 22/2;
  • «Ломбард результат 0,2 % в день выкуп частями залог 60 дней без переплат ювелирный салон», «Ломбард результат 0,2 % в день без штрафов льготный месяц ювелирный дисконт золото бриллианты 1 этаж», «Ломбард результат 0,2 % в день выкуп частями залог 60 дней без переплат золото скидки кредит рассрочка обмен», «Ломбард 0,2 % в день выкуп частями залог 60 дней без переплат кредит рассрочка обмен» по адресу: г. Омск, ул. Рождественского, д. 6 к. 2, нарушающей требования пункта 20 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7 и части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
  1. Выдать ООО «Результат плюс» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 06.03.2023.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны