Определение б/н Определение о возбуждении дела от 28 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 055/05/28-1264/2021

и назначении дела к рассмотрению

 

28 декабря 2021 года                                                                                                                         г. Омск

                       

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (…)  - врио заместителя руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения отношении обществом с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Свободазайм» частей 1 и 3 статьи 28, частей 7 и 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В рамках осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистом Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) 24.10.2021 зафиксирован факт размещения на фасаде дома № 6 по ул. Дмитриева в городе Омске информации: «Свободазайм Займы до 100 000р без залога без страховок».

Одновременно в районе дома № 6 по ул. Дмитриева установлен нестационарный торговый объект (далее – НТО), с правой стороны от входа которого  размещена рекламная информация:

-«Без страховок без коллекторов без доп. услуг», «Свободазайм Займы до 100 000 руб первый займ под 0 % 8 800-770-06-34 svobodazaum.ru»/.

При этом более мелким шрифтом относительно основного текста указано: «Процент начисляется с четвертого дня пользования займом. Сумма займа от 500 до 100 000 руб. Займы предоставляются гражданам РФ, имеющим постоянное место работы, проживающим и имеющим постоянную регистрацию на территории РФ, а также пенсионерам. Возраст от 18 до 75 лет. Срок займа от 30 дней до 1 года. Процентная ставка по займу составляет от 0,5 до 1 % за каждый день пользования денежными средствами, где полная стоимость займа за год составляет от 182,5 до 365 % соответственно. ООО МКК «Свобода займ» ОГРН 1165543067480. Член СРО «Единстрой» № 1371, свидетельство ЦБ РФ № 1603552008060 от 22.12.2016. Адрес организации: г. Омск, ул. Фрунзе, 1, к.4, офис 715. Информация о полной стоимости займа и условия его получения можно узнать в дополнительных офисах либо по тел.8-800-770-06-34. Сайт svobodazaum.ru».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространенная информация в обоих случаях подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к финансовым услугам ООО МКК «Свобода займ» по предоставлению потребителям займов.

1. В пункте 2.2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях») установлено микрокредитная компания - вид микрофинансовой организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность с учетом установленных частями 1 и 3 статьи 12 настоящего Федерального закона ограничений, удовлетворяющей требованиям настоящего Федерального закона и нормативных актов Банка России, в том числе к собственным средствам (капиталу), и имеющей право привлекать для осуществления такой деятельности денежные средства физических лиц, являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), а также юридических лиц.

В силу части 2.1 статьи 3 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»).

В соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» заём является финансовой услугой.

В силу части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

На момент фиксации распространяемой рекламы «Свободазайм Займы до 100 000р без залога без страховок» информация, предусмотренная частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», отсутствовала.

2. Потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе с лимитом кредитования (пункт 1 часть 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее также Федеральный закон «О потребительском кредите»).

Условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального «О потребительском кредите (займе)».

В соответствии со статьями 5 и 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» к условиям, определяющим полную стоимость кредита (займа), в том числе могут быть отнесены:

- сумма потребительского кредита (займа);

- срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа);

-  валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем);

- процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее (часть 3  статьи 28 Федерального закона «О рекламе»).

В нарушении части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в рекламе «Свободазайм Займы до 100 000р без залога без страховок» было указано только одно условие предоставления займа – сумма займа при отсутствии иных условий, влияющих на полную стоимость займа.

3. Отсутствие у потенциального потребителя всей существенной информации об условиях выдачи займа вводит в заблуждение относительно  полной его стоимости.

На основании части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

4. В силу части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

В части 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации установлено, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

На основании подпункта 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.

Под нормами современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации понимается совокупность языковых средств и правил их употребления  в сферах использования  русского языка как государственного языка Российской Федерации.

В соответствии со структурой языка различаются орфоэпические, лексические, грамматические (словообразовательные, морфологические, синтаксические), орфографические, пунктуационные нормы. Все эти нормы важны для обеспечения функционирования русского языка как государственного.

Орфографические нормы – это правила написания слов, которые закреплены в орфографических словарях, учебных пособиях по русскому языку.

Согласно нормам современного русского языка слово «заём» в именительном падеже единственного числа пишется через букву «ё».

Таким образом, неправильное написание слов в рекламе, противоречащее нормам русского языка, недопустимо, и свидетельствует о признаках нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламораспространитель, т.е. лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в статье 5 Федерального закона «О рекламе», рекламодателем и рекламораспространителем спорной рекламы является ООО МКК «Свободазайм».

 

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 2, 13, 24,25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

 1. Возбудить производство по делу № 055/05/28-1264/2021 по признакам нарушения требований частей 1 и 3 статьи 28, частей 7 и 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

 2. Признать лицом, участвующим в деле, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – общество с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Свободазайм», адрес: 644043, г. Омск, ул. Фрунзе, д. 1, к. 4, оф. 50 П, ИНН 5504139650 ОГРН 1165543067480.

 

3. Назначить дело к рассмотрению на 19.01.2022 в 15:30 часов по адресу: 644010,  г. Омск, пр. К. Маркса, д. 12 А, к. 102.

 

4. ООО МКК «Свободазайм» в срок  до 17.01.2022 представить в адрес Управления:

- письменный отзыв на настоящее определение;

- копию договора по изготовлению и размещению рекламы, макет, копии платежных поручений и т.п.;

- копию договора с рекламораспространителем (владельцем рекламной конструкции), копии платежных поручений за размещение рекламы и т.п.

 

В связи с эпидемиологической обстановкой рассмотрение дела осуществляется дистанционно.

Ссылки на предоставление возможности участия в рассмотрении дела об административном правонарушении путем видеоконференцсвязи (далее – ВКС):  https://fas3.tconf.rt.ru/c/0884616463.

 С инструкцией для участников ВКС можно ознакомиться по ссылке: https://fas.gov.ru/in_ca.pdf.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны