Решение б/н - от 23 ноября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение № 055/07/3-1101/2020
о признании жалобы необоснованной
23.11.2020 г. Омск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Инвестхимпром» (далее – ООО «Инвестхимпром», Общество, Заявитель) на действия акционерного общества «Омские распределительные тепловые сети» (далее – АО «Омск РТС», Заказчик), общества с ограниченной ответственностью «Интер РАО – Центр управления закупками» (далее – ООО «Интер РАО – Центр управления закупками», Организатор торгов) при проведении открытых конкурентных переговоров на право заключения договора на оказание услуг: «Автоуслуги грузовым и грузопассажирским транспортом для нужд АО «Омск РТС» (извещение № 32009516957 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – конкурентные переговоры, закупка),
при участии представителя Заявителя – <...> (доверенность б/н от 12.11.2020, личность удостоверена паспортом);
при участии представителя Заказчика посредством системы видеоконференц-связи – <...> (доверенность № 13 от 01.01.2020, личность удостоверена паспортом);
при участии представителя Организатора торгов посредством системы видеоконференц-связи – <...> (доверенность № ДО/2020/24 от 09.01.2020, личность удостоверена паспортом);
при участии представителя участника закупки ООО «СтройТрансИнвест» посредством системы видеоконференц-связи – <...> (доверенность № 2 от 09.01.2020),
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 03.11.2020 № 12135э), который полагает, что оценка предложений участников конкурентных переговоров была проведена необъективно и непрозрачно для участников закупки. В обоснование своей позиции Общество указывает следующее.
Оценка предложений участников проводилась по нескольким, в том числе неценовым критериям.
К неценовым критериям относятся такие критерии как: «риск заключения договора с участником, в связи с предоставлением в составе заявки документов, не соответствующих требованиям закупочной документации либо их отсутствием», «приемлемость условий договора, предложенных участником», «экономические риски с учетом платежеспособности и финансовой устойчивости», «деловая репутация участника», «соответствие объема и качества предлагаемых к оказанию услуг требованиям ТЗ», «временные параметры оказания услуги», «опыт выполнения услуг».
Частью документации является Методика оценки деловой репутации контрагентов. Раздел 5 Методики оценки деловой репутации контрагентов «Информация, используемая для оценки» не позволяет установить, какие именно данные должны приниматься во внимание экспертами при оценке деловой репутации участника.
Согласно разделу 8 Методики оценки деловой репутации контрагентов при оценке деловой репутации участника применяется система риск-факторов, каждому из которых присваиваются баллы (от 0 до 5). Согласно пункту 8.2 Методики оценки деловой репутации контрагентов порядок оценки каждого из риск-факторов изложен в разделе «В» приложения № 2.
В отношении таких критериев как «приемлемость условий договора, предложенных участником», «Наличие и квалификация персонала», «наличие материальных ресурсов», «опыт выполнения услуг» в опубликованной документации какие-либо критерии оценки отсутствуют.
Сводный отчет экспертной группы также не содержит информации о том, на основании какой информации и каким расчетным методом эксперты присваивали участникам те или иные баллы по неценовым критериям оценки.
Таким образом, Заявитель считает, что при проведении оспариваемых конкурентных переговоров применялись такие критерии оценки и методы определения победителя, которые не были опубликованы и не могут быть проверены.
При этом Общество отмечает, что совокупная доля неценовых критериев составляла 60%.
На основании изложенного, ООО «Инвестхимпром» просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 05.11.2020 № 05-10778 АО «Омск РТС», ООО «Интер РАО – Центр управления закупками» представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов (вх. от 12.11.2020 № 12523э).
На заседании Комиссии 23.11.2020 представитель Заказчика, Организатора торгов с доводами жалобы Общества не согласился и пояснил следующее.
При проведении конкурентных переговоров Заказчик и Организатор торгов руководствовались Законом о закупках, Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд АО «Омск РТС», утвержденным решением единственного акционера АО «Омск РТС» № 291/О от 11.10.2019 (далее – Положение о закупке), извещением и документацией о проведении конкурентных переговоров.
Расчет экспертных оценок предложения ООО «Инвестхимпром» проводился в соответствии с порядком, установленным в руководстве по экспертной оценке, являющимся неотъемлемой частью документации о закупке.
Руководство по экспертной оценке содержит критерии оценки участников закупки, в том числе такие подкритерии как: приемлемость условий договора, наличие и квалификация персонала, наличие материальных ресурсов, опыт выполнения услуг, на которые указывает в жалобе Заявитель.
Подкритерий приемлемость условий договора предусматривает следующий порядок оценки:
- 0 баллов – участник не представил протокол разногласий в соответствии с формой, установленной закупочной документацией и/или письма-согласия с условиями договора, и/или представлен протокол разногласий с «обязательными» условиями и/или без указания статуса условий;
- 1 балл – участником представлен протокол разногласий с «желательными» условиями, влияющими/ухудшающими положение Заказчика;
- 2 балла – диапазон не используется для оценки;
- 3 балла – участник согласен с условиями договора или участник представил протокол разногласий с «желательными» условиями, не влияющими на положение Заказчика;
- от 4 до 5 баллов – не используется для оценки.
Обществу по данному подкритерию присвоена максимальная оценка – 3 балла.
Подкритерий наличие и квалификация персонала предусматривает следующий порядок оценки:
- 0 баллов – наличие и квалификация персонала ниже минимальных обязательных требований закупочной документации, либо сведения не представлены;
- от 1 до 2 баллов – данный диапазон не используется;
- 3 балла – наличие и квалификация персонала соответствует минимальным обязательным требованиям закупочной документации;
- 4 балла – наличие и квалификация персонала соответствует минимальным обязательным требованиям закупочной документации и подтверждено одно желательное требование по наличию и квалификации персонала, указанное в закупочной документации;
- 5 баллов – наличие и квалификация персонала соответствует минимальным обязательным требованиям закупочной документации и подтверждены два и более желательных требований по наличию и квалификации персонала, указанных в закупочной документации.
Закупочная документация не предусматривает желательных требований, в связи с чем, Заявителю присвоена максимальная оценка – 3 балла.
Подкритерий наличие материальных ресурсов предусматривает следующий порядок оценки:
- 0 баллов – материальные ресурсы участника ниже минимальных обязательных требований, указанных в закупочной документации или сведения не представлены;
- от 1 до 2 баллов – данный диапазон не используется;
- 3 балла – участник имеет материальные ресурсы, соответствующие минимальным обязательным требованиям закупочной документации;
- 4 балла – материальные ресурсы участника соответствуют минимальным обязательным требованиям закупочной документации и подтверждено одно желательное требование по материальным ресурсам, указанное в закупочной документации;
- 5 баллов – материальные ресурсы участника соответствуют минимальным обязательным требованиям закупочной документации и подтверждено два и более желательных требования по материальным ресурсам, указанных в закупочной документации.
В связи с тем, что документация конкурентных переговоров не предусматривает желательных требований, Обществу присвоена максимальная оценка – 3 балла.
Подкритерий опыт выполнения услуг предусматривает следующий порядок оценки:
- 0 баллов – не представлены сведения, либо представленный опыт ниже минимальных обязательных требований, указанных в закупочной документации;
- от 1 до 2 баллов – данный диапазон не используется;
- 3 балла – опыт оказания услуг соответствует минимальным обязательным требованиям закупочной документации;
- 4 балла – опыт оказания услуг превышает минимальные обязательные требования закупочной документации или опыт поставок соответствует минимальным обязательным требованиям закупочной документации и подтверждены желательные требования по опыту, указанные в закупочной документации;
- 5 баллов – опыт оказания услуг превышает минимальные обязательные требования закупочной документации и подтверждены желательные требования по опыту, указанные в закупочной документации.
ООО «Инвестхимпром» представило информацию по 2 договорам, подтверждающим опыт оказания услуг, что соответствует минимальным обязательным требованиям (пункт 5.7 технического задания), таким образом, Заявителю присвоена оценка 3 балла. Остальные участники представили информацию по более, чем 2 договорам, что превышает минимальные обязательные требования.
В дополнении к возражениям на жалобу (вх. от 23.11.2020 № 12995э) Заказчик и Организатор торгов также отметили следующее.
Согласно Руководству по экспертной оценке, участникам по критерию деловая репутация участника выставляется оценка от 0 до 5 баллов, в соответствии с Методикой оценки деловой репутации, являющейся неотъемлемой частью документации о закупке.
В соответствии с пунктом 3.13.1.3 документации конкурентных переговоров, в ходе рассмотрения заявок на участие в закупке Организатор закупки имеет право получать из любых официальных источников, использование которой не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, информацию о соответствии и достоверности указанных в заявке на участие в закупке сведений, на основании которой закупочная комиссия принимает решение о дальнейшем допуске участника закупки или отстранении участника закупки от участия в закупке.
Согласно подпункту 3 пункта 8.1 Методики оценки деловой репутации, одним из риск-факторов является негативная информация о деятельности участника.
Через официальный ресурс kad.arbitr.ru получена информация по делу А46-15080/2017, в котором Заявитель признан нарушившим обязательства по договору аренды, что негативно характеризует его деятельность.
Раздел 9 Методики оценки деловой репутации предусматривает, что за данный (третий) риск-фактор оценка снижается на 20%. Соответственно, оценка Заявителя составляет 4 балла из 5 возможных.
Заказчик также отмечает, что ценовое предложение Общества в процессе закупки ни разу не было наилучшим, а по результатам переторжек является наихудшим и наименее выгодным для АО «Омск РТС».
На основании изложенного, АО «Омск РТС», ООО «Интер РАО – Центр управления закупками» просят признать жалобу необоснованной.
3. Из представленных материалов и информации следует, что 23.09.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) АО «Омск РТС» размещено извещение и документация о проведении конкурентных переговоров.
Согласно извещению № 32009516957 дата начала и окончания срока подачи заявок: с 23.09.2020 по 08.10.2020 до 11:00 (по московскому времени).
Дата рассмотрения предложений участников и подведения итогов закупки – до 09.12.2020.
Начальная (максимальная) цена договора: 14 000 000 рублей без НДС.
Согласно протоколу заседания закупочной комиссии по вскрытию конвертов с предложениями на участие в открытых конкурентных переговорах № 173772/ОКП-ПВК от 08.10.2020 на участие в закупке поступило 3 заявки, в том числе ООО «Инвестхимпром».
Из протокола заседания закупочной комиссии по оценке предложений на участие в открытых конкурентных переговорах № 173772/ОКП-ППР от 27.10.2020 следует, что по результатам рассмотрения заявок все предложения признаны соответствующими условиям закупки. Согласно предварительному ранжированию предложений Заявителю присвоено 3 место.
В соответствии с протоколами заседания закупочной комиссии по проведению процедуры переторжки (регулирование цены) от 28.10.2020 № 173772/ОКП-ПП, от 02.11.2020 № 173772/ОКП-ПП-2, от 23.11.2020 № 173772/ОКП-ПП-4 ООО «Инвестхимпром» не подавало ценовые предложения на участие в процедуре переторжки.
Уведомлением Омского УФАС России от 05.11.2020 № 05-10778 конкурентные переговоры приостановлены.
На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в связи с необходимостью получения информации, рассмотрение жалобы по существу перенесено на 23.11.2020.
4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные документы, заслушав доводы представителей Заказчика, Организатора торгов, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.
Заказчик и Организатор торгов при организации и проведении запроса котировок руководствовались утвержденным Положением о закупке.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках.
В силу части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком, в том числе путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются, в том числе иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 статьи 3 Закона о закупках.
В главе V Положения о закупке установлены способы и порядок проведения закупок. Согласно пункту 37.1.2 Положения о закупке одним из способов закупки являются конкурентные переговоры.
Порядок проведения конкурентных переговоров регламентирован разделом 43 Положения о закупке.
Конкурентные переговоры – конкурентный способ закупки, победителем признается участник закупки, предложивший лучшее сочетание условий исполнения договора и окончательному предложению которого было присвоено первое место согласно объявленной системе критериев (пункт 43.1.1 Положения о закупке).
Согласно пункту 34.2.2 Положения о закупке закупочная документация должна содержать все требования и условия конкурентных переговоров, а также подробное описание всех процедур.
В силу пункта 43.2.9.2 Положения о закупке перечень критериев оценки, весовые коэффициенты и иная информация о порядке проведения оценки заявок в отношении конкретной закупки определяются в закупочной документации.
Согласно пункту 3.14.2.1 документации конкурентных переговоров закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки на участие в закупке и проводит их предварительное ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика в соответствии с системой критериев оценки и сопоставления, указанной в разделе 8 закупочной документации и в пункте 24 извещения.
Из пунктов 24, 25 извещения о проведении конкурентных переговоров следует, что критерии, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке указаны в Руководстве по экспертной оценке (раздел 8 документации конкурентных переговоров).
В разделе 8 документации конкурентных переговоров указано, что Руководство по экспертной оценке представлено в приложении № 3 к закупочной документации.
Комиссией установлено, что Заказчиком 23.09.2020 в ЕИС в разделе «документы извещения» размещена документация по закупке, а именно: архивный файл «173772_Закупочная документация», в составе которого содержится папка с документами «Приложение №3_Руководство по Экспертной оценке».
Вышеуказанное приложение № 3 к документации о закупке содержит, в том числе такие документы как: Руководство по экспертной оценке, Методику «Оценка деловой репутации контрагентов – резидентов Российской Федерации» МТ-123-5, утвержденную приказом АО «Омск РТС» от 29.01.2019 № 47 (далее – Методика оценки деловой репутации).
В пункте 1 Руководства по экспертной оценке указаны критерии оценки, а также значимость критериев, выраженных в процентах.
Так оценка заявок участников конкурентных переговоров осуществляется, в том числе по критерию «надежность участника», который включает такие подкритерии как: опыт выполнения услуг, наличие и квалификация персонала, наличие материальных ресурсов, приемлемость условий договора, предложенных участником.
В пункте 4.4 Руководства по экспертной оценке указана формула, по которой производится оценка критерия «надежность участника». Приложение № 1 к Руководству по экспертной оценке содержит шкалу присвоения баллов по каждому подкритерию.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что документация конкурентных переговоров содержит критерии оценки заявок (в том числе опыт выполнения услуг, наличие и квалификация персонала, наличие материальных ресурсов, приемлемость условий договора, предложенных участником), значимость критериев выраженных в процентах, порядок присвоения оценки по данным показателям критерия.
Таким образом, довод Заявителя о том, что при проведении закупки применялись критерии оценки и методы определения победителя, которые не были опубликованы, не соответствуют действительности. Комиссия считает данный довод Заявителя необоснованным.
Согласно Руководству по экспертной оценке баллы по критерию «деловая репутация участника» присваиваются в соответствии с Методикой оценки деловой репутации.
Из пункта 4.10 Методики оценки деловой репутации следует, что в качестве критериев оценки используется набор стоп-факторов, критических риск-факторов и риск-факторов, характеризующихся определенным набором их показателей.
В пункте 5.1 Методики оценки деловой репутации указано, что для проведения оценки деловой репутации контрагента должна быть представлена информация, необходимая и достаточная для точной идентификации контрагента по наименованию и кодам регистрации (ИНН или ОГРН), присвоенным регистрирующим органом, и являющаяся поисковыми реквизитами при проверке контрагента по используемым информационным ресурсам.
Для получения исходной информации экспертом могут рассматриваться документы контрагента, представляемые согласно требованиям того процесса, в рамках которого необходимо провести оценку деловой репутации контрагента.
В соответствии с пунктом 3.13.1.3 документации конкурентных переговоров в ходе рассмотрения заявок на участие в закупке Организатор закупки имеет право получать из любых официальных источников, использование которых не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, информацию о соответствии и достоверности указанных в заявке на участие в закупке сведений, на основании которой закупочная комиссия принимает решение о дальнейшем допуске участника закупки или отстранении участника закупки от участия в закупке.
При проведении оценки деловой репутации ООО «Инвестхимпром» Организатором торгов был выявлен один из риск-факторов, указанных в пункте 8.1 Методики оценки деловой репутации, а именно негативная информация о деятельности участника (подпункт 3 пункта 8.1 Методики оценки деловой репутации).
Согласно пояснениям Организатора торгов данная информация получена через официальный ресурс картотека арбитражных дел Высшего арбитражного суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru/ (информация по делу А46-15080/2017, в котором Заявитель признан нарушившим обязательства по договору аренды).
Из пункта 8.1 Методики оценки деловой репутации следует, что каждый риск-фактор оценивается в отдельности по пятибалльной шкале, где 0 является наихудшей оценкой, а 5 – наилучшей оценкой (риск-фактор не выявлен). Весовые коэффициенты каждого риск-фактора указаны в разделе 9 Методики оценки деловой репутации.
Для риск-фактора «негативная информация о деятельности участника» данный коэффициент составляет 20% (0,2), соответственно, оценка ООО «Инвестхимпром» была снижена на данный коэффициент и в итоге составила 4 балла.
В материалы настоящего дела представлены заявки участников конкурентных переговоров (ООО «Инвестхимпром», ООО «СтройТрансИнвест», ООО «УМ № 8»).
Исследовав документы, содержащиеся в вышеуказанных заявках, Комиссия приходит к выводу, что заявки участников конкурентных переговоров закупочной комиссией Организатора закупки оценены надлежащим образом в соответствии с порядком и критериями оценки заявок, установленными в документации конкурентных переговоров.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Инвестхимпром» (ИНН 5501053490, ОГРН 1025500515260, юридический адрес: 644035, Омская область, город Омск, проспект Губкина, дом 13) на действия акционерного общества «Омские распределительные тепловые сети» (ИНН 5503249258, ОГРН 1145543013868, юридический адрес: 644037, Омская область, город Омск, улица Партизанская, дом 10), общества с ограниченной ответственностью «Интер РАО – Центр управления закупками» (ИНН 7703642903, ОГРН 1077759373768, юридический адрес: 119435, город Москва, улица Большая Пироговская, дом 27, стр. 3) при проведении открытых конкурентных переговоров на право заключения договора на оказание услуг: «Автоуслуги грузовым и грузопассажирским транспортом для нужд АО «Омск РТС» (извещение № 32009516957).
2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 05.11.2020 № 05-10778.
Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>