Решение б/н Решение по делу от 8 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ 

по делу № 055/05/28-226/2021

 

08 апреля 2021 года                                                                                                     город  Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – (…)

члены Комиссии: (…)

рассмотрев материалы дела № 055/05/28-226/2021, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя (…) по признакам нарушения части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие заявителя и заинтересованного лица,  извещенных надлежащим образом,

в присутствии ИП (…)

 

УСТАНОВИЛА:

                                        

В адрес Омского УФАС России прокуратурой Омской области, Управлением Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Уральском федеральном округе перенаправлены материалы (вх. № 8245 от 24.07.2020, вх. № 9097 от 18.08.2020) по заявлению гражданина по факту распространения на территории города Омска ненадлежащей рекламы финансовых услуг по ул. Новокирпичной, д. 13/5 и пр. Комарова, д. 3/1 в г. Омске.

Омским УФАС России осуществлены проверочные мероприятия, по итогам которых 29.07.2020 и 30.07.2020 зафиксированы факты размещения на нестационарных торговых объектах (далее – НТО) информации следующего содержания:

- «Комиссионный магазин 24 часа Деньги под любой залог», «Комиссионный магазин Скупка Продажа Деньги под любой залог 24 часа» (ул. Новокирпичная, д. 13/5);

- «Скупка продажа деньги под любой залог», «Деньги под залог», «% процент»,  «Ломбард», «24 часа» (пр. Комарова, д. 3/1).

Прокуратурой Кировского административного округа г. Омска также перенаправлены материалы Сибирского Главного управления ЦБ РФ по факту размещения рекламы финансовых услуг по адресу: г. Омск, пр. Комарова, д. 3/1 (вх. № 117 от 12.01.2021).

При этом специалистами Омского УФАС России 18.01.2021 установлено, что реклама по адресу: г. Омск, пр. Комарова, д. 3/1 продолжает распространяться в том виде, котором была зафиксирована ранее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Размещенная информация обладает всеми признаками рекламы, поскольку по своему содержанию, способу распространения адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования – услуг ломбардом и комиссионным магазином, в том числе предоставлению денежных средств под залог.

На запрос Омского УФАС России Администрацией ЛАО г. Омска представлена информация о том, что  НТО, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Новокирипичная, д. 13/5,  принадлежит ИП (…)

ИП (…) указал, в соответствии с договором безвозмездного пользования от 01.01.2020 НТО передан  в пользование ИП (…)

ИП (…) подтвердил, что  «… нто находился на праве аренды у ИП (…) в период с 01.01.2020 по 30.10.2020…».

Согласно информации, размещенное внутри НТО, деятельность по адресу: г. Омск, пр. Комарова, д. 3/1 осуществляет ИП (…)

Исходя из выписки Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности ИП (…) является «торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах».

Согласно части 1 статьи 358 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами.

В соответствии с частями 3 и 6 статьи 358 ГК РФ закладываемые вещи передаются в ломбард, при этом правила кредитования граждан ломбардами под залог принадлежащих гражданам вещей устанавливаются законом о ломбардах в соответствии с настоящим Кодексом.

Ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах», далее - Федеральный закон «О ломбардах»).

Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» (часть 1.1 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах»).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 2.3 Федерального закона «О ломбардах» государственный реестр ломбардов ведется Банком России.

Учитывая, что (…) осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то сведения о нем не могли быть включены в государственный реестр ломбардов.

Если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается (часть 14 статьи 28 Федерального «О рекламе»).

Таким образом, ИП (…) не имеет права осуществлять деятельность ломбарда и рекламировать  услуги  по предоставлению займов (денежных средств) под залог имущества.

Ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Определением от 12.03.2021 в отношении ИП (…) Омским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

По определению, данному в  пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП (…) является и рекламодателем, т.е. лицом, определившем объект рекламирования и (или) содержание рекламы, и рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющем распространение наружной рекламы.

На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных частью 14 статьи 28 настоящего Федерального закона.

Относительно факта распространения рекламы на НТО по ул. Новокирпичной ИП (…) были представлены письменные пояснения (вх. № 14726 от 25.12.2020), согласно которым  «… ИП (…) никогда не был владельцем рекламных носителей, расположенных на НТО, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Новокирпичная, д. 13/5. Указанные конструкции были установлены еще до получения предпринимателем в аренду в НТО…».

Одновременно на заседании Комиссии ИП (…) указал, что с 2017 года осуществляет деятельность в НТО по адресу: г. Омск, пр. Комарова, д. 3/1, реклама финансовых услуг ломбарда в дневное время (период деятельности комиссионного магазина) закрывается рольставнями.

 18.01.2021, когда специалистом Омского УФАС был осуществлен выезд  и зафиксирован факт размещения ненадлежащей рекламы, рольставни сломались, в связи с чем был вызван мастер, которому необходимо было их поднять, таким образом, реклама стала доступной для восприятия  потребителю.

На заседании Комиссией установлено следующее.

В соответствии с договором безвозмездного пользования от 01.01.2020 ИП (…) предоставил ИП (…) на период с 01.01.2020 по 30.10.2020 в безвозмездное временное пользование нежилое помещение (НТО).

Согласно приложению к договору безвозмездного пользования от 01.01.2020 – акту приема-передачи ИП (…) передал, а ИП (…) принял нежилое помещение в пользование, при этом указано, что «стороны имущественных и иных претензий друг к другу не имеют».

Дополнения или замечания в акте приема – передачи  отсутствуют, указанное  позволяет Комиссии сделать вывод о том, что ИП (…), принимая помещение в пользование, должен был проконтролировать содержание рекламы на НТО.

Комиссия также считает несостоятельным довод ИП (…) относительно «неумышленного» факта размещения рекламы на НТО по пр. Комарова, д. 3/1, поскольку, осуществляя деятельность по указанному адресу, ИП (…) обязан был также отслеживать процесс ремонта рольставен, открытие которых повлекло распространение ненадлежащей рекламной информации.

Кроме того, факт распространения одной и той же рекламы специалистами Омского УФАС России был зафиксирован дважды  (июль 2020 года и январь 2021 года).

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ИП (…) требований части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении наружной рекламы осуществляемых ломбардом финансовых услуг.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него  действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения  реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

В настоящее  время реклама «Комиссионный магазин 24 часа Деньги под любой залог», «Комиссионный магазин Скупка Продажа Деньги под любой залог 24 часа» не распространяется (НТО по ул. Новокирипичной демонтирован).

Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства устранения нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе по пр. Комарова, д. 3/1.

На основании изложенного Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи ИП (…)  предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу ИП (…)

- «Комиссионный магазин 24 часа Деньги под любой залог», «Комиссионный магазин Скупка Продажа Деньги под любой залог 24 часа» (ул. Новокирпичная, д. 13/5);

- «Скупка продажа деньги под любой залог», «Деньги под залог», «% процент»,  «Ломбард», «24 часа» (пр. Комарова, д. 3/1) ненадлежащей, нарушающей требования части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

2. Выдать ИП (…) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы: «Скупка продажа деньги под любой залог», «Деньги под залог», «% процент»,  «Ломбард», «24 часа», расположенному по адресу: г. Омск, пр. Комарова, д. 3/1.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение изготовлено в полном объеме 13.04.2021.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны