Определение б/н Нарушение требований пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 ста... от 19 ноября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ № 055/05/5-990/2019
о возбуждении дела по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
19 ноября 2019 года г. Омск
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (…)- заместитель руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения индивидуальным предпринимателем (…) (ИНН (…)) требований пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 19.09.2019 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения на странице № 8 в газете «В КАЖДОМ ДОМЕ» (Калачинск) № 36 (461) 13 сентября 2019 года рекламы следующего содержания: «Магазин «Ритуал» ИП (…)· большой выбор венков · корзины · гробы · ритуальные принадлежности ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОРОН, КАТАФАЛК САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ (…) Звонить круглосуточно! Адрес: г. Калачинск, ул. П. Ильичева, 59 (не доезжая моста через р. Омь)».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе») реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку распространена в адрес неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания к ИП (…), а также реализуемым им товарам и оказываемым услугам.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункта 29 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Данное объективное подтверждение может быть установлено победой в конкурсе, экспертным исследованием, независимой экспертизой, независимым опросом-анкетированием потребителей. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
В рассматриваемой рекламе использовано утверждение «САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ», которое в силу постановления Пленума должно приводиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Вместе с тем, рассматриваемая реклама, не сопровождается таким подтверждением в нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Более того, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В рассматриваемой рекламе содержится некорректное сравнение - сопоставление исключительности цен по отношению к другим участникам рынка (конкурентам).
Некорректность сравнения цен Таврической ритуальной службы с ценами на аналогичные товары (услуги), реализуемыми другими продавцами, следует из того, что формируется общая оценка более выгодных условий оказания услуг перед конкурентами.
Использованное в рекламе словосочетания «САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ» предполагает, что рекламируемые таким способом товары (услуги) должны быть востребованы со стороны потребителей с точки зрения их низкой цены. Указанная реклама свидетельствует о том, что ни один другой участник рынка не имеет таких цен на рекламируемые товары.
Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения требований пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно выходным данным учредителем СМИ «Бесплатная газета «В КАЖДОМ ДОМЕ» (№ свидетельства: ПИ № ТУ 55-00315) является (…). При этом из договора от 11.06.2013 б/н, заключенного между учредителем и редакцией СМИ «Бесплатная газета «В КАЖДОМ ДОМЕ», следуют, что редакция зарегистрирована в качестве юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «ВКД Медиа» (далее – ООО «ВКД Медиа»).
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из определения, данного в пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «ВКД Медиа» является рекламораспространителем.
На запрос Омского УФАС России ООО «ВКД Медиа» была представлена копия договора на размещение вышеуказанной рекламы № 0114/1 от 14.01.2019, согласно пункту 1.1. которого «…Заказчик (ИП (…)) поручает, а Редакция (ООО «ВКД Медиа») принимает на себя обязательства выполнения работ по размещению рекламно-информационных материалов в СМИ «Бесплатная газета «В КАЖДОМ ДОМЕ»…».
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из определения, данного в пункте 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП (…) является рекламодателем.
На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2 и пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу № 055/05/5-990/2019 по признакам нарушения требований пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Признать лицами, участвующим в деле:
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – индивидуальный предприниматель (…) (ИНН (…);
- заинтересованное лицо - ООО «ВКД Медиа» (ИНН 5504227056, ОГРН 1115543026972, адрес места нахождения: (…).
3. Назначить дело № 055/05/5-990/2019 к рассмотрению на 03 декабря 2019 года в 15:00 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, 12 А, к. 102.
4. ИП (…) в срок до 29 ноября 2019 года представить в адрес Управления письменные пояснения по вышеуказанному факту нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, с приложением документов обосновывающих позицию ИП (…).
5. ООО «ВКД Медиа» в срок до 29 ноября 2019 года представить в адрес Управления:
письменные пояснения по факту, изложенному в настоящем определении (при необходимости).
Одновременно предупреждаю, что непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), а равно предоставление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо предоставление недостоверных сведений (информации) влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Явка представителя ООО «ВКД Медиа» и ИП (…) для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
Председатель Комиссии (…)