Решение б/н Нарушение требований статьи 8 Федерального закона от 13.03.2... от 16 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/8-832/2022

16 ноября 2022 года                                                                                                                                     город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

рассмотрев дело № 055/05/8-832/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения индивидуальным предпринимателем <…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>, далее – ИП <…>) рекламы, нарушающей требования статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии представителя ИП <…>- <…> (доверенность 16.11.2022 б/н)

УСТАНОВИЛА:

В результате проведения мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации о рекламе 02.09.2022 Омским УФАС России выявлен факт распространения на трех рекламных конструкциях, установленных на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 6-я Станционная д. 2, к. 2 (торговый комплекс «ПароPlaza») информации следующего содержания:

- «VoKzaLfood ДОСТАВКА 51-80-32»;

- «вкусное меню детская комната VoKzaLfood караоке доставка 51-80-32».

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к «VoKzaLfood» и оказываемым услугам по дистанционной продаже и доставке товаров.

Согласно требованиям статьи 8 Федерального закона «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В нарушение требований статьи 8 Федерального закона «О рекламе» информация о продавце, реализующем свои товары дистанционным способом (доставка), в рассматриваемой рекламе на момент распространения 02.09.2022 отсутствовала.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

На запрос Омского УФАС России ИП <…> была представлена информация, согласно которой «… рекламодателем является собственник здания торгового комплекса «Пароплаза» - индивидуальный предприниматель <…>…».

Определением Омского УФАС России от 21.10.2022 в отношении ИП <…> было возбуждено дело № 055/05/8-832/2022 по признакам нарушения требований статьи 8 Федерального закона «О рекламе».

В ответ на указанное определение ИП <…> представлена информация, согласно которой «20.09.2022 индивидуальный предприниматель <…> впервые получил письмо № 06-7475 от Федеральной антимонопольной службы Управление по Омской области о нарушении Федерального закона «О рекламе», на что незамедлительно отреагировал и имеющиеся нарушения устранил. В ответном письме прилагалась фотофиксация, что свидетельствует об устранении нарушений. На сегодняшний день данные рекламодателя размещены согласно требованиям статьи 8 Федерального закона «О рекламе».

Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что  рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП <…> является и рекламодателем, и рекламораспространителем.

Частями 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований статьи 8 Федерального закона «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, пояснения ИП <…>, Комиссия пришла к выводу о нарушении ИП <…> требований статьи 8 Федерального закона «О рекламе» при распространении на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 6-я Станционная д. 2, к. 2 (торговый комплекс «ПароPlaza»), рекламы услуг по дистанционной продаже и доставке товаров.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

15.11.2022 ИП <…> в адрес Омского УФАС России  были представлены пояснения и фотоснимки, согласно которым в текст рекламы внесены сведения о продавце товаров. Однако Комиссия отмечает, что указанное дополнение в рекламе не может быть признано надлежащим, поскольку выполнено мелкими трудночитаемым текстом.

В пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что «рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями».

Таким образом, текст дополнительной надписи, выполненный мелким шрифтом, является недоступным для прочтения потребителями, следовательно, его содержание в рекламе носит формальных характер и не доводится до потребителя в надлежащем виде, что является нарушением требований статьи 8 Федерального закона «О рекламе».

Учитывая изложенное, Комиссией Омского УФАС России принято решение о необходимости выдачи ИП <…> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу «VoKzaLfood ДОСТАВКА 51-80-32» и «вкусное меню детская комната VoKzaLfood караоке доставка 51-80-32», распространенную 02.09.2022 ИП <…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>) на рекламных конструкциях, установленных на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 6-я Станционная д. 2, к. 2 (торговый комплекс «ПароPlaza»), ненадлежащей, нарушающей требования статьи 8 Федерального закона от «О рекламе».

2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 22.11.2022.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны