Определение б/н Определение о возбуждении дела от 3 октября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 055/05/5-844/2019
о возбуждении дела по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
03 октября 2019 года г. Омск
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (…) – заместитель руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения индивидуальным предпринимателем (…) частей 6 и 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Омского УФАС России поступило заявление граждан по факту размещения в газете «Ва-банк.Омск» (выпуск № 24 (481) от 17.06.2019) рекламы:
ЧЕСТНЫЕ ПОХОРОНЫ
военная четкость,
сострадание, порядочность
ПОЛНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОРОН
для всех категорий граждан
Льготы: Скидка до 25 %
Участникам, инвалидам и вдовам участников ВОВ, ветеранам
военной службы МВД, МЧС, Минобороны, труженикам тыла
ПОЧЕТНЫЙ КАРАУЛ БЕСПЛАТНО
Прижизненные договоры
Пенсионерам РФ гроб и крест
БЕСПЛАТНО
ул. Фрунзе, 93 47-88-88
оф.303 круглосуточно.
Данная реклама сопровождалась изображением молодого человека в военной форме.
По мнению заявителя, размещение фотографии военнослужащего в рекламе похорон неэтично, «порочит честь и доблесть Российской Армии и военных».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе.
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).
Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Вышеуказанная информация отвечает всем признакам рекламы: распространена посредством печатного издания; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечение внимания к лицу, предоставляющему услуги по организации похорон населению.
В письме от 11.07.2019 редакция газеты «Ва-банк. Омск» сообщила, что рекламодателем вышеуказанной рекламы на основании договора от 01.01.2019 является индивидуальный предприниматель (…).
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
1. Учитывая мнение заявителя, а также неоднозначность восприятия рекламы, было принято решение о рассмотрении спорного обращения на заседании Экспертного совета по рекламе при Омском УФАС России. При этом половина от общего количества членов Экспертного совета сошлось на мнении о том, что использование в рекламе ритуальных услуг образа (лица) молодого военнослужащего, а также выражения «пенсионерам РФ гроб и крест бесплатно» неприемлемо с точки зрения морали.
Согласно письму ФАС России от 29.04.2013 № АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
2. При этом реклама содержит «привлекательную» для потребителя, у которого возникла необходимость воспользоваться такого рода услугами, информацию: «почетный караул бесплатно», «прижизненные договоры», «пенсионерам РФ гроб и крест бесплатно» и т.п., вместе с тем не сообщается: для какой категории граждан предоставляется бесплатный караул, каковы условия предоставления бесплатных товаров (гроб и крест) и т.д.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
По определению ИП (…) является рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).
Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 6 и 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (часть 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе»).
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу № 055/05/5-844/2019 по признакам нарушения требований частей 6 и 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Признать лицами, участвующими в деле:
- заявители – (…)
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе индивидуальный предприниматель (…)
3. Назначить дело № 055/05/5-844/2019 к рассмотрению на 16 октября 2019 года в 16:30 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, 12 А, к. 102.
4. ИП (…) в срок до 15 октября 2019 года представить в адрес Управления письменные пояснения на настоящее определение о возбуждении дела, обосновывающие его позицию.
Явка ИП (…) для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
Одновременно предупреждаю, что непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно предоставление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо предоставление недостоверных сведений (информации) влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии (…)