Решение б/н - от 20 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/10/18.1-29/2020

о признании жалобы обоснованной

 

20.01.2020                                                                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу <...> (далее также Заявитель) на действия конкурсного управляющего АО «Восход» <...> (далее – Организатор торгов, Ответчик, конкурсный управляющий) при проведении торгов посредством публичного предложения по лоту № 1: сооружение – крытый ток, площадью 4800,00 кв.м (55:02:000000:2264); здание – зерносклад, общей площадью 1430,10 кв.м (55:02:000000:4098); здание – зерносклад, общей площадью 621,60 кв.м (55:02:000000:4150); здание – зерносклад, площадью 711,00 кв. м (55:02:000000:2362); нежилое помещение-гараж-К-700 площадью 1026,20 кв. м (55:02:000000:4148); здание – весовой, площадью 20,80 кв. м (55:02:000000:8487); здание – нефтебазы, общей площадью 16,10 кв. м (55:02:000000:4147); земельный участок площадью 27 831 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: объекты для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции (55:02:060104:174); земельный участок площадью 225 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: обслуживание автотранспорта (55:02:060105:113) (объявление о торгах    № 4489185 от 13.12.2019 опубликовано в ЕФРСБ) (далее – Торги),

при участии Заявителя – <...> (личность удостоверена паспортом);

при участии Ответчика – <...> (личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. № 132 от 13.01.2020), который полагает, что Ответчик при проведении Торгов нарушил положения Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве). В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее.

Организатором торгов установлен график периодов снижения цены лота № 1, при этом три периода (31.12.2019 – 02.01.2020, 03.01.2020 – 05.01.2020, 06.01.2020 – 08.01.2020) приходятся на праздничные дни.

По мнению <...>, конкурсный управляющий не предусмотрел обстоятельства невозможности для заинтересованных в приобретении имущества АО «Восход» лиц оплатить задаток и подать заявку на участие в Торгах в указанные периоды.

Нормы Закона о банкротстве устанавливают требования к торгам, но не регулируют порядок исчисления сроков подачи заявок, в связи с чем, Организатор торгов для исчисления сроков обязан руководствоваться нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Статьей 193 ГК РФ определено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Заявитель считает, что Организатор торгов, установив периоды снижения цены, которые приходились на праздничные дни, тем самым, ограничил конкуренцию, поскольку потенциальные участники, в том числе <...>, имея намерение реализовать свои права, не смогли подать заявку на участие в Торгах, в связи с невозможностью внесения задатка на счет торговой площадки.

По мнению Заявителя, конкурсный управляющий обязан был предвидеть данную ситуацию и разработать график торгов, исчисленный в рабочих днях, с учетом положений ГК РФ.

На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Организатору торгов предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 14.01.2020 № 05-207, Ответчиком представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов.

На заседании Комиссии 20.01.2020 Ответчик высказался согласно возражениям, отметив следующее.

В соответствии с протоколом допуска к участию в открытых торгах                               № 46726-ОТПП/1 от 09.01.2020 в период проведения торгов с 06.01.2020 по 08.01.2020 на участие в Торгах поступили заявки <...>, ООО «Агротех», которые были признаны участниками Торгов.

Победителем Торгов признано ООО «Агротех», которое представило в установленный срок заявку на участие в Торгах, содержащую максимальное, по сравнению с другими участниками, предложение о цене имущества должника в размере 1 231 998 рублей, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов (с 06.01.2020 по 08.01.2020, начальная цена продажи 1 117 260 рублей).

Конкурсный управляющий отмечает, что в случае, если Заявитель действительно имел намерение принять участие в торгах 03.01.2020, когда цена лота № 1 составляла 1 489 680 рублей, но не смог подать заявку в связи с невозможностью оплаты задатка, то имущество могло бы быть продано дороже.

Вместе с тем, в действиях Организатора торгов отсутствуют какие-либо нарушения действующего законодательства.

Определением Арбитражного суда Омской области от 08.08.2019 по делу № А46-12536/2018 утверждено положение о порядке и условиях продажи имущества, принадлежащего АО «Восход» (далее – Положение) (в редакции, предложенной конкурсным управляющим).

В разделе V Положения, регламентирующем порядок реализации имущества должника посредством публичного предложения, закреплено, что срок, по истечении которого последовательно снижается начальная цена, составляет 3 (три) календарных дня (пункт 5.7 Положения).

При определении периодов снижения цены продажи имущества должника Организатор торгов руководствовался Положением.

Конкурсный управляющий при подготовке Положения в части, касающейся проведения торгов посредством публичного предложения, устанавливая периоды снижения цены лота, не учел праздничные дни, предусмотренные трудовым законодательством. Вместе с тем, Ответчик считает, что данный факт не противоречит действующему законодательству.

На основании изложенного, Организатор торгов, действуя в интересах должника и кредиторов, в целях максимального пополнения конкурсной массы и наиболее полного удовлетворения требований кредиторов, оставляет разрешение жалобы на усмотрение Комиссии Омского УФАС России.

3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте ЕФРСБ, Комиссией установлено следующее.

13.12.2019 на сайте ЕФРСБ опубликовано извещение о проведении торгов посредством публичного предложения по реализации имущества должника, в том числе лот № 1: сооружение – крытый ток, площадью 4800,00 кв.м (55:02:000000:2264); здание – зерносклад, общей площадью 1430,10 кв.м (55:02:000000:4098); здание – зерносклад, общей площадью 621,60 кв.м (55:02:000000:4150); здание – зерносклад, площадью 711,00 кв. м (55:02:000000:2362); нежилое помещение-гараж-К-700 площадью 1026,20 кв. м (55:02:000000:4148); здание – весовой, площадью 20,80 кв. м (55:02:000000:8487); здание – нефтебазы, общей площадью 16,10 кв. м (55:02:000000:4147); земельный участок площадью 27 831 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: объекты для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции (55:02:060104:174); земельный участок площадью 225 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: обслуживание автотранспорта.

Начальная цена лота 3 724 200 рублей.

Аналогичное извещение опубликовано в газете «Коммерсантъ» № 231 (6711) от 14.12.2019.

Дата начала подачи заявок: 16.12.2019.

Дата окончания подачи заявок: 14.01.2020.

Периоды приема заявок и снижения цены лота № 1: 16.12.2019 – 18.12.2019         (3 724 200 рублей); 19.12.2019 – 21.12.2019 (3 351 780 рублей); 22.12.2019 – 24.12.2019 (2 979 360 рублей); 25.12.2019 – 27.12.2019 (2 606 940 рублей); 28.12.2019 – 30.12.2019 (2 234 520 рублей); 31.12.2019 – 02.01.2020 (1 862 100 рублей); 03.01.2020 – 05.01.2020 (1 489 680 рублей); 06.01.2020 – 08.01.2020 (1 117 260 рублей); 09.01.2020 – 11.01.2020   (744 840 рублей); 12.01.2020 – 14.01.2020 (372 420 рублей).

В соответствии с протоколом об определении участников торгов № 46726-ОТПП/1 от 09.01.2020 в период 06.01.2020 – 08.01.2020 на участие в Торгах поступило 2 заявки: <...>, ООО «Агротех».

Согласно протоколу о результатах проведения торгов № 46726-ОТПП/1 от 09.01.2020 ООО «Агротех» признано победителем Торгов с предложением о цене продажи имущества 1 231 998 рублей.

Уведомлением Омского УФАС России от 14.01.2020 № 05-207 Торги приостановлены.

4.  Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего. 

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Поскольку федеральным законодательством предусмотрена возможность обращения в антимонопольный орган, установлен порядок рассмотрения жалоб (части 1, 3 статьи 18.1, пункты 3.1, 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) и в законе не содержится изъятий в отношении торгов, проводимых в ходе проведения банкротных процедур, следовательно, антимонопольный орган полномочен рассматривать жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, в том числе конкурсного управляющего.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о банкротстве данный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Согласно части 1 статьи 124 Закона о банкротстве принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.

Решением Арбитражного суда Омской области от 07.02.2019 по делу № А46-12536/2018 АО «Восход» признано несостоятельным (банкротом). В отношении АО «Восход» открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден <...>.

В соответствии с частью 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном главой 7 Закона о банкротстве.

Частью 3 статьи 139 Закона о банкротстве установлено, что после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном частями 3–19 статьи 110 и частью 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 Закона о банкротстве.

В случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения (часть 4 статьи 139 Закона о банкротстве).

Частью 4 статьи 139 Закона о банкротстве установлено, что при продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 Закона о банкротстве, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

При проведении Торгов конкурсный управляющий руководствовался Положением, утвержденным определением Арбитражного суда Омской области от 08.08.2019 по делу № А46-12536/2018.

Согласно пункту 1.4 Положения основными принципами организации продажи имущества АО «Восход» являются равные условия для всех претендентов, открытость, гласность и состязательность в случае поступления более одного предложения.

Порядок реализации имущества должника посредством публичного предложения установлен в разделе V Положения.

Согласно пункту 5.2 Положения продажа имущества посредством публичного предложения проводится на электронной торговой площадке ООО «МЭТС».

Сообщение о торгах подлежит опубликованию в газете «Коммерсант», местном органе, на сайте ЕФРСБ. В сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 Закона о банкротстве, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена (пункт 5.3 Положения).

Из пунктов 5.6, 5.7 Положения следует, что величина снижения начальной цены продажи имущества должника составляет 10% от начальной стоимости имущества, установленной на торгах посредством публичного предложения. Срок, по истечении которого последовательно снижается начальная цена, составляет 3 календарных дня.

Комиссией установлено, что Организатором торгов на сайте ЕФРСБ опубликовано объявление о торгах № 4489185 от 13.12.2019, в котором установлены периоды снижения цены продажи имущества должника в соответствии с пунктом 5.7 Положения.

Из указанного объявления также следует, что для участия в торгах необходимо внести задаток в размере 20% от начальной цены лота, который перечисляется на расчетный счет оператора электронной площадки ООО «МЭТС» (юр. адрес: 302030, г. Орел, ул. Новосильская, д. 11, помещение 4; ИНН 5751039346; КПП 575101001; ОГРН 1105742000858; р/с 40702810900047305402; Банк: Ф-л Банка ГПБ (АО) «Среднерусский», г. Тула, 300026, г. Тула, пр-т Ленина, 106, ОГРН 1027700167110, к/с 30101810700000000716, БИК 047003716, ИНН 7744001497, КПП 710402001. Назначение платежа: «Задаток для участия в торгах (пополнение лицевого счета) (ID_)».

К объявлению о проведении торгов № 4489185 от 13.12.2019 Организатором торгов также приложено «Руководство по перечислению задатка с лицевого счета ЭТП «МЭТС» (для организаторов и участников торгов)» (далее – Руководство по перечислению задатка).

Из пункта 3 Руководства по перечислению задатка следует, что перед перечислением задатка участнику торгов необходимо ознакомиться с реквизитами, на которые вносится задаток на участие в торгах, указанными в сообщении о проведении торгов. В случае, если в сообщении указаны реквизиты ООО «МЭТС», необходимо воспользоваться функционалом по перечислению задатка с лицевого счета участника торгов.

Комиссией установлено, что оператором электронной площадки ООО «МЭТС» 30.12.2019 в разделе «Новости» опубликовано сообщение о том, что в 2019 году последнее зачисление денежных средств в личный кабинет участников торгов на лицевой счет будет осуществляться 31.12.2019 до 12:00 (по московскому времени). В праздничные дни зачисление денежных средств для пополнения лицевого счета осуществляться не будет.

Согласно части 1.1 статьи 139 Закона о банкротстве порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.

Учитывая, что оператором электронной площадки ООО «МЭТС» в праздничные дни не осуществлялось зачисление денежных средств для пополнения лицевого счета участника торгов, с которого производилась оплата задатка, потенциальные участники торгов, в том числе <...>, желая принять участие в Торгах, не смогли подать заявку в периоды снижения цены, которые приходились на праздничные дни (31.12.2019 – 02.01.2020, 03.01.2020 – 05.01.2020, 06.01.2020 – 08.01.2020), таким образом, Комиссия считает данный довод Заявителя обоснованным.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу о необходимости аннулирования Торгов по лоту № 1.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу <...> на действия конкурсного управляющего АО «Восход» <...> при проведении торгов посредством публичного предложения по лоту № 1: сооружение – крытый ток, площадью 4800,00 кв.м (55:02:000000:2264); здание – зерносклад, общей площадью 1430,10 кв.м (55:02:000000:4098); здание – зерносклад, общей площадью 621,60 кв.м (55:02:000000:4150); здание – зерносклад, площадью 711,00 кв. м (55:02:000000:2362); нежилое помещение-гараж-К-700 площадью 1026,20 кв. м (55:02:000000:4148); здание – весовой, площадью 20,80 кв. м (55:02:000000:8487); здание – нефтебазы, общей площадью 16,10 кв. м (55:02:000000:4147); земельный участок площадью 27 831 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: объекты для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции (55:02:060104:174); земельный участок площадью 225 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: обслуживание автотранспорта (55:02:060105:113) (объявление о торгах    № 4489185 от 13.12.2019 опубликовано в ЕФРСБ).

2. Выдать предписание конкурсному управляющему АО «Восход» <...> об аннулировании торгов посредством публичного предложения по лоту № 1 (объявление о торгах № 4489185 от 13.12.2019 опубликовано в ЕФРСБ).

 

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                     <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                 <...>

                                                                                                                              

Связанные организации

Связанные организации не указаны