Решение б/н Реклама, распространенная в сети Интернет. от 20 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

20 февраля 2019 года                                                                                                                             Дело №

 город Омск                                                                                                                           055/05/28-75/2019

 

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – (…),

члены Комиссии: (…),

рассмотрев дело № 055/05/28-75/2019 по признакам нарушения потребительским кооперативом «Финлайт», юридический адрес: 644099, ул. Орджоникидзе, д. 14, пом. 4П, ОГРН 1185543020750, ИНН 5503182155 (далее – ПК «Финлайт», Кооператив) требований, установленных  частью 7 статьи 5, пунктами 1 и 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»), 

в присутствии председателя ПК «Финлайт» (…), (…) (без доверенности)

 

УСТАНОВИЛА:

                                   

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 27.11.2018 сотрудником Омского УФАС России был выявлен факт распространения на сайте www.om1.ru информации следующего содержания: «Вкладывай в надежный бизнес! 20 %  годовых  гарантия! Выгодно! Стабильно подробнее: тел. 8 (3812) 29-43-90  www.омскбизнес.рф потребительский кооператив «Финлайт» ОГРН 1185543020750».

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в сети Интернет, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к потребительскому кооперативу «Финлайт» и его деятельности.

Согласно части 1 статьи 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

В соответствии со статьей 5 Закона РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (далее – Закон «О потребительской кооперации») потребительский кооператив обладает определенными правомочиями, в том числе:

- осуществление предпринимательской деятельности;

- распределение доходов между пайщиками в соответствии с уставом потребительского общества;

- привлечение заемных средств от пайщиков и других лиц;

- осуществление в установленном уставом порядке кредитования и авансирования пайщиков.

Согласно сведениям  Единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности ПК «Финлайт» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является «предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки».

Таким образом, потребительский кооператив «Финлайт» является организацией, осуществляющей финансовую деятельность, непосредственно связанную с привлечением денежных средств.

Часть 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» регламентирует содержание рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг и/или деятельности, вводя строгие ограничительные требования к сведениям, сообщаемым в рекламе таких услуг и/или деятельности.

Исходя из смысла рекламы «…Вкладывай в надежный бизнес! 20 %  годовых  гарантия! Выгодно! Стабильно…», ПК «Финлайт» обещает потребителю гарантированный доход.

При этом финансовая деятельность всегда связана с риском, уровень которого зависит от различных внешних факторов, опасностью возникновения финансовых потерь, вероятность которых (потерь) неизвестна. Гарантируя эффективность деятельности, доходность вложений в будущем, рекламодатель может не достигнуть желаемого результата и неизбежно введет потребителей в заблуждение.

Не обладая достаточной информацией и специальными знаниями, потребитель может неправильно оценить соответствующие риски и, следовательно, заблуждаться относительно эффективности в будущем потребительской кооперации.

Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора (пункт 1 часть 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»).

Кроме того, указывая в рекламе на конкретный уровень дохода «…20% годовых...», Кооператив умалчивает об иных условиях, при которых этот доход может быть получен, тем самым нарушая требования пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», согласно которому реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Вместе с тем согласно положениям Закона «О потребительской кооперации» доходы потребительского кооператива распределяются только между пайщиками пропорционально их участию в хозяйственной деятельности или их паевым взносам.

Отсутствие этой части информации в вышеуказанной рекламе нарушает требование части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из данного определения, потребительский кооператив «Финлайт» является рекламодателем, т.е. лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы.

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктами 1 и 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

На заседании Комиссии Омского УФАС России председатель ПК «Финлайт» согласился с выявленным нарушением, обозначил условия, при которых может быть получен доход 20 % годовых, в том числе и то, что доход может быть получен только пайщиком (членом) кооператива.

 Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении потребительским кооперативом «Финлайт» части 7 статьи 5, пунктов 1 и 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы в сети Интернет.

Ранее ПК «Финлайт» были представлены пояснения (вх. № 10685 от 04.12.2018), согласно которым «выявленные нарушения устранены».

Вместе с тем Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о необходимости в выдаче Кооперативу предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку ПК «Финлайт» были устранены  не все выявленные нарушения Федерального закона «О рекламе».

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу потребительского кооператива «Финлайт» (ОРГН 1185543020750, ИНН 5503182155) «Вкладывай в надежный бизнес! 20 %  годовых  гарантия! Выгодно! Стабильно подробнее: тел. 8 (3812) 29-43-90  www.омскбизнес.рф потребительский кооператив «Финлайт» ОГРН 1185543020750», ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, пунктов 1 и 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

2. Выдать потребительскому кооперативу «Финлайт» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение изготовлено в полном объеме 25 февраля 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу № 055/05/28-75/2019

 

20 февраля 2019 года                                                                                                           город Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – (…),

члены Комиссии: (…),

на основании своего решения от 20.02.2019 по делу № 055/05/28-75/2019 о признании рекламы потребительского кооператива «Финлайт», юридический адрес: 644099, ул. Орджоникидзе, д. 14, пом. 4П, ОГРН 1185543020750, ИНН 5503182155 ненадлежащей, нарушающей  требования части 7 статьи 5, пунктов 1 и 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального   закона «О   рекламе»,   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел,   возбужденных   по признакам    нарушения    законодательства   Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Потребительскому кооперативу «Финлайт» (ОГРН 1185543020750, ИНН 5503182155)  в десятидневный срок с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 7 статьи 5, пунктов 1 и 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно: при обозначении в рекламе финансовой деятельности хотя бы одного из условий, влияющих на сумму доходов или сумму расходов, указывать все остальные условия, в том числе и то, что финансовый доход может быть получен только членом кооператива.

 

  2. Потребительскому кооперативу «Финлайт» представить в Омское УФАС России доказательства  исполнения настоящего  предписания в пятидневный срок с момента исполнения настоящего предписания.

 

В   случае   невыполнения в установленный срок предписания   о прекращении  нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях   наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

            Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны