Решение б/н Реклама, распространенная в сети Интернет. от 20 февраля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
20 февраля 2019 года Дело №
город Омск 055/05/28-75/2019
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии – (…),
члены Комиссии: (…),
рассмотрев дело № 055/05/28-75/2019 по признакам нарушения потребительским кооперативом «Финлайт», юридический адрес: 644099, ул. Орджоникидзе, д. 14, пом. 4П, ОГРН 1185543020750, ИНН 5503182155 (далее – ПК «Финлайт», Кооператив) требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктами 1 и 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в присутствии председателя ПК «Финлайт» (…), (…) (без доверенности)
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 27.11.2018 сотрудником Омского УФАС России был выявлен факт распространения на сайте www.om1.ru информации следующего содержания: «Вкладывай в надежный бизнес! 20 % годовых гарантия! Выгодно! Стабильно подробнее: тел. 8 (3812) 29-43-90 www.омскбизнес.рф потребительский кооператив «Финлайт» ОГРН 1185543020750».
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).
Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в сети Интернет, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к потребительскому кооперативу «Финлайт» и его деятельности.
Согласно части 1 статьи 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
В соответствии со статьей 5 Закона РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (далее – Закон «О потребительской кооперации») потребительский кооператив обладает определенными правомочиями, в том числе:
- осуществление предпринимательской деятельности;
- распределение доходов между пайщиками в соответствии с уставом потребительского общества;
- привлечение заемных средств от пайщиков и других лиц;
- осуществление в установленном уставом порядке кредитования и авансирования пайщиков.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности ПК «Финлайт» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является «предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки».
Таким образом, потребительский кооператив «Финлайт» является организацией, осуществляющей финансовую деятельность, непосредственно связанную с привлечением денежных средств.
Часть 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» регламентирует содержание рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг и/или деятельности, вводя строгие ограничительные требования к сведениям, сообщаемым в рекламе таких услуг и/или деятельности.
Исходя из смысла рекламы «…Вкладывай в надежный бизнес! 20 % годовых гарантия! Выгодно! Стабильно…», ПК «Финлайт» обещает потребителю гарантированный доход.
При этом финансовая деятельность всегда связана с риском, уровень которого зависит от различных внешних факторов, опасностью возникновения финансовых потерь, вероятность которых (потерь) неизвестна. Гарантируя эффективность деятельности, доходность вложений в будущем, рекламодатель может не достигнуть желаемого результата и неизбежно введет потребителей в заблуждение.
Не обладая достаточной информацией и специальными знаниями, потребитель может неправильно оценить соответствующие риски и, следовательно, заблуждаться относительно эффективности в будущем потребительской кооперации.
Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора (пункт 1 часть 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»).
Кроме того, указывая в рекламе на конкретный уровень дохода «…20% годовых...», Кооператив умалчивает об иных условиях, при которых этот доход может быть получен, тем самым нарушая требования пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», согласно которому реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Вместе с тем согласно положениям Закона «О потребительской кооперации» доходы потребительского кооператива распределяются только между пайщиками пропорционально их участию в хозяйственной деятельности или их паевым взносам.
Отсутствие этой части информации в вышеуказанной рекламе нарушает требование части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из данного определения, потребительский кооператив «Финлайт» является рекламодателем, т.е. лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктами 1 и 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
На заседании Комиссии Омского УФАС России председатель ПК «Финлайт» согласился с выявленным нарушением, обозначил условия, при которых может быть получен доход 20 % годовых, в том числе и то, что доход может быть получен только пайщиком (членом) кооператива.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении потребительским кооперативом «Финлайт» части 7 статьи 5, пунктов 1 и 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы в сети Интернет.
Ранее ПК «Финлайт» были представлены пояснения (вх. № 10685 от 04.12.2018), согласно которым «выявленные нарушения устранены».
Вместе с тем Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о необходимости в выдаче Кооперативу предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку ПК «Финлайт» были устранены не все выявленные нарушения Федерального закона «О рекламе».
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу потребительского кооператива «Финлайт» (ОРГН 1185543020750, ИНН 5503182155) «Вкладывай в надежный бизнес! 20 % годовых гарантия! Выгодно! Стабильно подробнее: тел. 8 (3812) 29-43-90 www.омскбизнес.рф потребительский кооператив «Финлайт» ОГРН 1185543020750», ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, пунктов 1 и 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать потребительскому кооперативу «Финлайт» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 25 февраля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу № 055/05/28-75/2019
20 февраля 2019 года город Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии – (…),
члены Комиссии: (…),
на основании своего решения от 20.02.2019 по делу № 055/05/28-75/2019 о признании рекламы потребительского кооператива «Финлайт», юридический адрес: 644099, ул. Орджоникидзе, д. 14, пом. 4П, ОГРН 1185543020750, ИНН 5503182155 ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, пунктов 1 и 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Потребительскому кооперативу «Финлайт» (ОГРН 1185543020750, ИНН 5503182155) в десятидневный срок с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 7 статьи 5, пунктов 1 и 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно: при обозначении в рекламе финансовой деятельности хотя бы одного из условий, влияющих на сумму доходов или сумму расходов, указывать все остальные условия, в том числе и то, что финансовый доход может быть получен только членом кооператива.
2. Потребительскому кооперативу «Финлайт» представить в Омское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания в пятидневный срок с момента исполнения настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.