Решение б/н Решение по делу от 5 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/5-723/2022

05 октября 2022 года                                                город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – (…)

члены Комиссии: (…)

рассмотрев дело № 055/05/5-723/2022 по факту распространения акционерным обществом «Акционерная компания «Омскагрегат», адрес: 644007, г. Омск, ул. Герцена, д. 48, ИНН 5503067547, ОГРН 1025500744367 (далее – АО «АК «Омскагрегат», Общество) рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом (пояснения от 03.10.2022 № 1093/22),

УСТАНОВИЛА:

 В адрес Омского УФАС России Управлением федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области направлены материалы мониторинга печатного издания, из которых следует, что на странице № 3 газеты «Четверг» (выпуск от 04.08.2022 № 30 (1595) размещалась реклама зрелищных мероприятий, посвященных празднованию дня города Омска в период с 5 по 7 августа 2022 года:

- «ЭТОТ ГОРОД САМЫЙ ЛУЧШИЙ НА ЗЕМЛЕ.

В конце текущей недели Омску исполнится 306 лет. Впервые с начала пандемии день рождения города отметят без каких-либо ограничений. Об основных мероприятиях предстоящего в ближайший выходной праздник рассказывает корреспондент «Ч».

В этом году основной объединяющей идеей празднования станут традиции сибирской культуры. Любимая омичами на протяжении многих десятков лет выставка зелёного строительства, цветоводства и садоводства «Флора» торжественно откроется 5 августа в 16.00 на территории Омской крепости. Главные фигуры в Выставочном сквере уже появились. В этом году «Флоре» исполняется 70 лет, что, конечно, отразится в содержании нынешней экспозиции.

С 5 по 7 августа на улице Музейной будет проходить Всероссийский фестиваль народных промыслов и ремёсел «Омск – город мастеров». В рамках фестиваля своё мастерство на суд омичей представят более ста ремесленников из Омска, Кургана, Новосибирска, Абакана, Уфы, Свердловской и Челябинской областей.

Но всё же главные праздничные действа развернутся на двух площадках – в историко- культурном комплексе «Омская крепость» и на Соборной площади 6 и 7 августа. Традиционно 6 августа в 8.30 утра стартует Сибирский международный марафон. Бегуны из Омска и других регионов России попробуют свои силы не только на марафонской дистанции, но и на более коротких участках. Теперь трасса забега пролегает через часть обновлённого парка «Зелёный остров». Она стала более прямой, что позволит спортсменам улучшить временные показатели. Награждение победителей состоится не сразу после марафона, а вечером на Соборной площади

В тот же день, 6 августа, в 12 часов в Омской крепости состоится торжественное открытие празднования Дня города Омска, и в то же время стартует фестиваль национальных культур «Легенды родного края». В форуме примут участие национально-культурные центры нашего многонационального города. На празднике можно будет познакомиться с национальной кухней и народными ремёслами, услышать легенды разных народов, проживающих Омской области. Весь день в сквере Северо-Театральном на улице Ленина, 8а будет работать творческая площадка «Клуб активных омичей». Свои проекты здесь представят десять самых инициативных и известных общественных организаций. Кинологи, экологи, любители проводить свободное время. А ещё в 18 часов там начнётся карнавал, который пройдёт по маршруту сквер Северо-Театральный – улица Ленина - улица Партизанская – Омская крепость.

Любители театрального искусства в дни праздника прямо на улицах смогут увидеть спектакли омских театров. Начало представлений в 12 часов. Так, в сквере у часовни иконы Иверской Божией Матери на улице Ленина артисты театра «Студия» Любови Ермолаевой расскажут об истории Омска, его прошлом и настоящем. Изюминкой проекта станет интерактивное пространство «Купеческий переулок». Ожившие картинки старины предстанут перед омичами в образах городового, купцов, воспитанниц школы благородных девиц. А в сквере Южно-Театральном актёры Лицейского театра предоставят возможность всем желающим поучаствовать в создании театрального действа в качестве актёров, певцов, танцоров и сыграют два спектакля – «Тайна трёх свитков» и «Давайте общаться!».

С 6 по 7 августа с 12 до 22часов в Омской крепости пройдёт фестиваль «Град Петров». Организаторами фестиваля выступят военно-исторические клубы Омской области. Здесь будет организовано восемь интерактивных военно-исторических площадок. Зрители могут увидеть масштабную и красочную военно-историческую постановку, а также выставку Банка России «Петра творенья». На экспонируемых полотнах будут нанесены изображения монет с дополнительной информацией к каждой из них и кратким описанием событий времени её хождения.

Вечером 6 августа с 18.30 до 19.10 на главной сцене праздника на Соборной площади стартует праздничная концертная программа звёзд омской эстрады «Коллекция бабочек» и Алексея Гализдры. Сразу после этого на сцене будут выступать артисты проекта «ВИВА».

Ну а после награждения победителей Сибирского международного марафона в 21 час для омичей с зажигательной программой выступит группа «Дискотека Авария». Завершится день большим праздничным фейерверком в 22.00.

7 августа с 12.00 до 14.30 в Омской крепости пройдёт областной фестиваль русской культуры «Душа России». По жанру это будет гала-концерт с участием ведущих народных коллективов Омской области.

А с 13 часов в сквере имени Дзержинского будут работать интерактивные площадки для детей: флешмобы, квесты, спортивно-развлекательные и познавательные программы; тематические мастер-классы, в том числе по изготовлению народных игрушек и юбилейных открыток; подвижные и настольные игры,  .Перед юными омичами выступят весёлые клоуны, жонглёры на ходулях и аниматоры, пройдут показательные выступления юных омичей-спортсменов, победителей всероссийских и региональных конкурсов, в том числе лауреатов Всероссийского фестиваля циркового искусства «Весёлая арена»;

- «СИЛЬНЫЕ ТЕЛОМ И ДУХОМ

Спортивно-состязательная часть празднования Дня города в этом году будет представлена не только марафоном. 6 августа в 15.00 на площади Победы начнётся турнир сильнейших атлетов России и зарубежных стран, которые докажут зрителям, что возможности человеческого тела безграничны.

А в парке Победы 6 и 7 августа с 12.00 до 20.00 будет проходить традиционный фестиваль «Щит Сибири». Это будет настоящий праздник исторической реконструкции с турниром гладиаторов, воинскими состязаниями Раннего Средневековья, живой музыкой и демонстрацией старинных ремёсел и промыслов.

*Возрастные ограничения конкретных мероприятий уточняйте у организатора».

Согласно выходным данным учредителем и издателем газеты «Четверг» является АО «АК «Омскагрегат».

Определением от 08.09.2022 в отношении АО «АК «Омскагрегат» возбуждено дело по признакам нарушения части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

АО «АК «Омскагрегат» представлены пояснения от 03.10.2022 № исх-1093/22, согласно которым (…)

Комиссия, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.

Факт размещения спорной информации в печатном издании – газете «Четверг» не оспаривается Обществом, подтверждается материалами дела.

Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») устанавливает понятия:

- информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи;

- зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;

- знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.

С учетом изложенного указанные Обществом мероприятия (выставка зелёного строительства, цветоводства и садоводства «Флора», фестиваль народных промыслов и ремёсел «Омск – город мастеров», фестиваль национальных культур «Легенды родного края» и т.д.) являются зрелищными.

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация распространена в печатном издании в адрес лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя информации.

Относительно довода Общества о том, что размещенный газете материал носит справочно-информационный характер, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Справочно-информационные материалы представляют собой совокупность упорядоченных сведений по отдельной тематике, зафиксированных на материальном носителе. Это могут быть статистические, сводные или регулярно видоизменяющиеся полезные данные, основанные на количественных и качественных показателях отдельных явлений, объектов.

В данном случае материал не содержит сведений, относящихся к справочно-информационным, наоборот, основной целью размещения информации является привлечение внимания потенциального зрителя к вышеуказанным зрелищным мероприятиям, формирование и поддержание интереса к ним, о чем свидетельствует, в том числе:

- наличие краткого описания зрелищных мероприятий, например, «… любимая омичами на протяжении многих десятков лет выставка зелёного строительства, цветоводства и садоводства «Флора» торжественно откроется 5 августа в 16.00 на территории Омской крепости. Главные фигуры в Выставочном сквере уже появились. В этом году «Флоре» исполняется 70 лет, что, конечно, отразится в содержании нынешней экспозиции…).

- указание времени и места проведения предстоящих зрелищных мероприятий, например, «… откроется 5 августа в 16.00 на территории Омской крепости…» (при этом датой выхода печатного издания в тираж является 04.08.2022).

Комиссия также отмечает, что отсутствие договорных отношений, оплаты и т.п. не может рассматриваться в качестве критерия разграничения нерекламной информации и рекламы, поскольку «платность» не является квалифицирующим признаком рекламы.

Учитывая вышеизложенное, распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в печатном издании – газете «Четверг», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования - зрелищным мероприятиям, посвященным празднованию дня города Омска.

На основании части 3 статьи 6 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями указанного Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

  1. информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
  2. информационная продукция для детей, достигших возрасти шести лет;
  3. информационная продукция для детей, возраста двенадцати лет;
  4. информационная продукция для детей, возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры «0» и знака «плюс»;

2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;

3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;

5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

Не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции (часть 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).

В нарушение требований части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» знак информационной продукции в рекламе зрелищных мероприятий, размещенной в печатном издании отсутствовал.

  Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

(…)

Учредителем газеты является АО «Акционерная компания «Омскагрегат».

(…)

С учетом вышеизложенного, исходя из определения, данного в пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», АО «АК «Омскагрегат» является рекламораспространителем.

В силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, а также доводы и пояснения АО «АК «Омскагрегат», Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении Обществом требований части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении на печатном издании рекламы зрелищно-развлекательных мероприятий.

Учитывая, что в настоящее время размещение рекламы не осуществляется (актуальность выпуска газеты и зрелищных мероприятий отсутствует), Комиссией принято решение об отсутствии необходимости в выдаче АО «АК «Омскагрегат» предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать распространенную 04.08.2022 АО «АК «Омскагрегат» (ИНН 5503067547, ОГРН 1025500744367) на странице 3 выпуска № 30 (1595) газеты «Четверг» рекламу:

- «ЭТОТ ГОРОД САМЫЙ ЛУЧШИЙ НА ЗЕМЛЕ. В конце текущей недели Омску исполнится 306 лет. Впервые с начала пандемии день рождения города отметят без каких-либо ограничений. Об основных мероприятиях предстоящего в ближайший выходной праздник рассказывает корреспондент «Ч». В этом году основной объединяющей идеей празднования станут традиции сибирской культуры. Любимая омичами на протяжении многих десятков лет выставка зелёного строительства, цветоводства и садоводства «Флора» торжественно откроется 5 августа в 16.00 на территории Омской крепости. Главные фигуры в Выставочном сквере уже появились. В этом году «Флоре» исполняется 70 лет, что, конечно, отразится в содержании нынешней экспозиции…»;

- «СИЛЬНЫЕ ТЕЛОМ И ДУХОМ

Спортивно-состязательная часть празднования Дня города в этом году будет представлена не только марафоном. 6 августа в 15.00 на площади Победы начнётся турнир сильнейших атлетов России и зарубежных стран, которые докажут зрителям, что возможности человеческого тела безграничны…»,

ненадлежащей, нарушающей требования части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе АО «АК «Омскагрегат» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 06.10.2022.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны