Решение б/н Дело № 03-10.1/116-2014 по жалобе ООО "Сибирская Строительно... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/116-2014

о признании жалобы частично обоснованной

09 апреля 2014 г.

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Иванченко О.И. – и.о. заместителя руководителя управления, заместителя Председателя комиссии;

Воронцовой В.С. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

Алексиной А.П. – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

рассмотрев жалобу ООО «Сибирская Строительно-Сырьевая Компания» (далее - заявитель) на действия заказчика – казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области»  (далее – заказчик) при проведении запроса предложений на поставку инертных материалов для выполнения комплекса работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и сооружений на территории Омской области, в соответствии с техническим заданием (извещение № 0352200000114000024) (далее – запрос предложений),

в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

в присутствии представителей заказчика – <…>;

У С Т А Н О В И Л А:

1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. № 2875 от 02.04.2014) на действия заказчика при проведении запроса предложений.

Заявитель полагает, что документация о проведении запроса предложений составлена заказчиком с нарушениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон «О контрактной системе»).

В своей жалобе заявитель обжалует, в частности, установленные заказчиком критерии оценки заявок (показатели 1.1.3, 1.2.1 – 1.2.5, 1.3), считая их заведомо ограничивающими участие Общества в запросе предложений и нарушающими конкуренцию.

С учетом изложенного, заявитель просит Комиссию Омского УФАС России признать действия заказчика неправомерными и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства.

2.  На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-2275 от 03.04.2014) заказчиком были представлены материалы запроса предложений, из которых следует, что в соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона «О контрактной системе»» на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 26.03.2014 были размещены извещение № 0352200000114000024 и документация о проведении запроса предложений с начальной (максимальной) ценой государственного контракта 87208979 руб.

03.04.2014 состоялось вскрытие конвертов с заявками: было подано две заявки, лучшее предложение сделал участник № 1.

Согласно итоговому протоколу запроса предложений от 04.04.2014 лучшее предложение сделало ОАО «Омская топливная компания», второе место заняло ООО «НерудПром».

В соответствии с требованием Омского УФАС России (исх. № 03-2275 от 03.04.2014) процедура заключения государственного контракта приостановлена заказчиком.

3. В результате рассмотрения жалобы ООО «Сибирская Строительно-Сырьевая Компания», представленных материалов, пояснений представителей заказчика и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе» внеплановой проверки Комиссия признала жалобу частично обоснованной, исходя из следующего:

Как следует из статьи 6 Федерального закона «О контрактной системе» контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона «О контрактной системе» контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона «О контрактной системе» конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 83 Федерального закона «О контрактной системе» под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.

Пунктом 7 части 6 статьи 83 Федерального закона «О контрактной системе» установлено, что одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.

Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона «О контрактной системе» для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

При этом в силу части 2 статьи 32 «О контрактной системе» при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные частью 6 настоящей статьи величины значимости критериев.

Приложением № 5 к документации о проведении запроса предложений заказчиком установлены следующие Критерии оценки заявок и их значимость:

 

Наименование критерия

(показателей)

Значимость критерия (каждого показателя)

Стоимостные критерии оценки

1. Цена контракта

20%

Нестоимостные критерии оценки

1.                  Квалификация участника закупки

70%

2.1. Деловая репутация участника закупки

0,2

2.2. Финансовая состоятельность участника закупки

0,2

2.3. Сумма налоговых отчислений за 2013 год / в рублях

0,3

2.4. Наличие у участника закупки опыта поставки товаров, аналогичных предмету

0,3

2.                  Срок поставки товара (срок исполнения заявки)

10%

 

При этом заказчиком установлен следующий Перечень показателей  по нестоимостным критериям оценки:

 

№ п/п

Наименование показателя

Предельное количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки

1

2

3

1.

Квалификация участника закупки

1.1

Деловая репутация участника закупки:

 

1.1.1

Наличие благодарственных писем, почетных грамот в количественном выражении, штук

от 30 и более – 100 баллов;

от 20 до 29 – 75 баллов;

от 10 до 19 – 50 баллов;

от 0 до 9 – 25 баллов;

0 – 0 баллов.

1.1.2

Отсутствие негативного опыта работ с заказчиками (отсутствие расторгнутых контрактов в одностороннем порядке по решению Заказчика, а также по решению суда)

отсутствие расторгнутых контрактов в одностороннем порядке по решению Заказчика, а также по решению суда – 100 баллов;

наличие расторгнутых контрактов в одностороннем порядке по решению Заказчика, а также по решению суда – 0 баллов.

1.1.3

Наличие трудовых ресурсов, необходимых для исполнения контракта на момент проведения запроса предложений, человек

(количество сотрудников участника, работающих по трудовому договору (подтверждается копиями трудовых книжек на каждого сотрудника, копиями паспортов, удостоверяющих личность каждого сотрудника, платежными поручениями или  платежными поручениями полученными с реестром на выплату заработной платы, ведомостью на выплату, расходно-кассовыми ордерами)

 

от 100 и более – 100 баллов;

от 50 до 99 – 75 баллов;

от 25 до 49 – 50 баллов;

от 0 до 24 – 25 баллов;

0 – 0 баллов.

1.2

Финансовая состоятельность участника закупки

 

1.2.1

Стоимость объектов недвижимого имущества, находящегося в  собственности участника запроса предложений при отсутствии обременений на объекты недвижимого имущества, тыс. рублей;

(подтверждается выпиской из Росреестра о принадлежности объектов недвижимости на праве собственности, полученной не позднее, чем за 30 (Тридцать) календарных дней до дня окончания срока подачи заявок, отчетом независимого эксперта о стоимости объекта недвижимого имущества в отношении каждого объекта недвижимого имущества) в суммарном выражении или нотариально заверенным отчетом об оценке или нотариально заверенной выпиской отчета в отношении каждого объекта недвижимого имущества в суммарном выражении)

 

от 35 000 и более – 100 баллов;

от 20 000 до 34999 – 75 баллов;

от 10 000 до 19999 – 50 баллов;

от 0 до 9999 – 25 баллов;

0 – 0 баллов.

1.2.2

Наличие на праве собственности специальных и специализированных транспортных средств, осуществляющих перевозку товара, являющегося объектом запроса предложений, а также погрузо-разгрузочные работы, единиц;

(подтверждается заверенными копиями ПТС + на основании аренды)

от 50 и более – 100 баллов;

от 30 до 49 – 75 баллов;

от 15 до 29 – 50 баллов;

от 0 до 14 – 25 баллов;

0 – 0 баллов.

1.2.3

Наличие складов, расположенных в районах поставки товара (подтверждается выпиской из Росреестра о принадлежности объектов недвижимости на праве собственности), единиц;

от 10 и более – 100 баллов;

от 6 до 9 – 75 баллов;

от 3 до 5 – 50 баллов;

от 0 до 2 – 25 баллов;

0 – 0 баллов.

 

1.2.4

Наличие на праве собственности в местах поставки железнодорожных путей не общего пользования, открытых для выполнения грузовых операций, единиц;

 (подтверждается выпиской из Росреестра о принадлежности объектов недвижимости на праве собственности, договорами на эксплуатацию железнодорожных путей не общего пользования)

от 5 и более – 100 баллов;

от 0 до 4 – 50 баллов;

0 – 0 баллов.

1.3.

Сумма налоговых отчислений за 2013 год, тыс. руб.;

 (подтверждается предоставлением копии справки, выданной налоговым органом, содержащей информацию о сумме уплаченных за календарный год налоговых отчислений в бюджеты всех уровней или иного документа).

от 15 000 и более – 100 баллов;

от 10 000 до 14 999 – 75 баллов;

от 5 000 до 9999 – 50 баллов;

от 0 до 4 999 – 25 баллов;

0 – 0 баллов.

1.4

Наличие опыта поставки товаров, аналогичных предмету за 2011-2013 гг., в количественном выражении по количеству сделок, шт.;

(подтверждается наличием комплектов документов: гражданско-правового договора, государственного (муниципального) контракта, акта о приемке поставленного товара, документа, подтверждающего оплату по такому гражданско-правовому договору, государственному (муниципальному) контракту, в которых участник закупки являлся поставщиком, подрядчиком, исполнителем).

от 1 250 и более – 100 баллов;

от 900 до 1 249 – 75 баллов;

от 400 до 899 – 50 баллов;

от 0 до 399 – 25 баллов;

0 – 0 баллов

2.

Срок поставки товара (срок исполнения заявки)

2.1.

Срок поставки товара (срок исполнения заявки), предложенный участником закупки, рабочих дней

от 0 до 4 – 100 баллов;

от 5 до 9 – 50 баллов;

от 10 и более – 0 баллов.

 

Изучив вышеуказанные критерии оценки и их показатели, Комиссия пришла к следующим выводам.

Как следует из части 2 статьи 32 Федерального закона «О контрактной системе», а также пункта 2 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства от 28.11.2013 № 1085, при проведении запроса предложений заказчик вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона «О контрактной системе» критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные частью 6 настоящей статьи величины значимости критериев.

Комиссия считает, что, установив значимость стоимостных критериев оценки в размере 20%, в неценовых критериев – в размере 80% (в том числе, значимость показателя срока поставки товара 10%, квалификация участника закупки – 70%), заказчик воспользовался своим правом, предусмотренным частью 2 статьи 32 Федерального закона «О контрактной системе».

Вместе с тем, по мнению Комиссии, установленные показатели 1.2.1 «Стоимость объектов недвижимого имущества, находящегося в  собственности участника запроса предложений при отсутствии обременений на объекты недвижимого имущества» и 1.2.3 «Наличие складов, расположенных в районах поставки товара (подтверждается выпиской из Росреестра о принадлежности объектов недвижимости на праве собственности)» противоречат одному из принципов контрактной системы в сфере закупок – принципу обеспечения конкуренции (статья 8 Федерального закона «О контрактной системе»), поскольку создает одному или нескольким участникам закупок, имеющим объекты недвижимого имущества и склады на праве собственности, существенные преимущественные условия перед другими участниками закупок, имеющими указанные объекты, например, на праве аренды.

Таким образом, Комиссия признает обоснованным довод жалобы заявителя в части неправомерного установления по критерию «Квалификация участников закупки» следующих показателей: 1.2.1 «Стоимость объектов недвижимого имущества, находящегося в  собственности участника запроса предложений при отсутствии обременений на объекты недвижимого имущества» и  1.2.3 ««Наличие складов, расположенных в районах поставки товара (подтверждается выпиской из Росреестра о принадлежности объектов недвижимости на праве собственности)», и считает их нарушающими требования статьи 8 Федерального закона «О контрактной системе».

Обжалуемые заявителем показатели 1.2.2 и 1.2.4 допускают наличие у участника закупки специальных и специализированных транспортных средств, осуществляющих перевозку товара, являющегося объектом запроса предложений, а также железнодорожных путей не общего пользования, открытых для выполнения грузовых операций, на праве собственности или аренды, в силу чего Комиссия не усматривает в установлении данных показателей нарушений статьи 8 Федерального закона «О контрактной системе».

Относительно показателей 1.1.3 «Наличие трудовых ресурсов» и 1.3 «Сумма налоговых отчислений за 2013 год» Комиссия отмечает следующее.

Пунктом 4 части 1 статьи 32 Федерального закона «О контрактной системе» установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает, в том числе, следующие критерии: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

По мнению Комиссии, заказчик правомерно установил показатели 1.1.3 и 1.3 критерия «Квалификация участника закупки», поскольку  положения Федеральный закон «О контрактной системе» (часть 2 статьи 32) допускают устанавливать по своему усмотрению критерии оценки заявок и их показатели, в том числе, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона «О контрактной системе», в связи с чем, доводы жалобы в указанной части являются необоснованными.

4. В результате осуществления внеплановой проверки Комиссия установила также следующее:

4.1. Как было указано выше, пунктом 7 части 6 статьи 83 Федерального закона «О контрактной системе» установлено, что одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.

Как следует из Приложения № 5 к документации о запросе предложений, заказчиком были установлены формулы, по которым определяется количество баллов по показателям критерия «Деловая репутация участника закупки», «Финансовая состоятельность участника закупки», перечисленных в пунктах 1.1.1 – 1.2.4 таблицы Перечня показателей по нестоимостным критериям оценки.

Вместе с тем, из документации не следует, каким образом подсчитываются баллы в целом по показателю «Деловая репутация участника закупки» и «Финансовая состоятельность участника закупки».

На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что баллы по критериям «Деловая репутация участника закупки» и «Финансовая состоятельность участника закупки» рассчитываются как среднее арифметическое сумм баллов по показателям, включенным в данные критерии.

Вместе с тем, Комиссия считает, что поскольку в документации отсутствует указание на порядок расчета баллов по вышеуказанным критериям (показателям), озвученный представителями заказчика, тем самым заказчиком нарушены требования пункта 7 части 6 статьи 83 Федерального закона «О контрактной системе».

4.2. Согласно части 11 статьи 83 Федерального закона «О контрактной системе» все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений, после чего оглашаются условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую единственную заявку.

Комиссия изучила заявки участников закупки, а также протокол проведения запроса предложений от 03.04.2014 и установила следующее.

Как следует из Приложения № 5 к документации о запросе предложений, заказчик оценивает отсутствие негативного опыта работ с заказчиками (отсутствие расторгнутых контрактов в одностороннем порядке по решению Заказчика, а также по решению суда).

При этом в документации указано, что отсутствие расторгнутых контрактов в одностороннем порядке по решению Заказчика, а также по решению суда  оценивается в 100 баллов; наличие расторгнутых контрактов в одностороннем порядке по решению Заказчика, а также по решению суда – 0 баллов.

В заявке № 2 ООО «НерудПром» указано: «отсутствие негативного опыта работы с Заказчиком: Да». Учитывая тот факт, что заказчик не требовал никаких документов, подтверждающих отсутствие негативного опыта работы с заказчиком, Комиссия считает, что от участника закупки требовалось исключительно продекларировать наличие или отсутствие такого опыта.

По мнению Комиссии, из формулировки, указанной в заявке ООО «НерудПром», следует, что у данного участника отсутствует негативный опыт работы с заказчиком.

Вместе с тем, в нарушение части 11 статьи 83 Федерального закона «О контрактной системе», как следует из протокола проведения запроса предложений, единая комиссия заказчика оценила ООО «НерудПром» по вышеуказанному показателю в 0 баллов.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона «О контрактной системе», пунктом 5.6 Положения о территориальном  органе  Федеральной  антимонопольной  службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 № 30,  зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 № 20204, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать  частично обоснованной жалобу ООО «Сибирская Строительно-Сырьевая Компания» на действия заказчика – казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области»  при проведении запроса предложений на поставку инертных материалов для выполнения комплекса работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и сооружений на территории Омской области, в соответствии с техническим заданием (извещение № 0352200000114000024), при этом признать обоснованным довод жалобы в части неправомерного установления по критерию «Квалификация участника закупки» показателей 1.2.1 «Стоимость объектов недвижимого имущества, находящегося в  собственности участника запроса предложений при отсутствии обременений на объекты недвижимого имущества» и 1.2.3 «Наличие складов, расположенных в районах поставки товара (подтверждается выпиской из Росреестра о принадлежности объектов недвижимости на праве собственности)».

2. Признать в действиях казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области»  нарушение требований статьи 8, пункта 7 части 6 и части 11 статьи 83 Федерального закона «О контрактной системе».

3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе» выдать  казенному учреждению Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/116-2014

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок

09 апреля 2014 г.

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Иванченко О.И. – и.о. заместителя руководителя управления, заместителя Председателя комиссии

Воронцовой В.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Сибирская Строительно-Сырьевая Компания» на действия заказчика – казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области»  при проведении запроса предложений на поставку инертных материалов для выполнения комплекса работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и сооружений на территории Омской области, в соответствии с техническим заданием (извещение № 0352200000114000024) (далее – запрос предложений),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон «О контрактной системе»), установив в действиях заказчика нарушение статьи 8, пункта 7 части 6 и части 11 статьи 83  Федерального закона «О контрактной системе»,

на основании своего Решения от 09.04.2014 № 03-10.1/116-2014, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 26 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона «О контрактной системе»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Казенному учреждению Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» в срок до 28.04.2014

- отменить протоколы, составленные в ходе проведения запроса предложений;

- вернуть заявки участникам закупки;

- внести изменения в извещение и документацию о запросе предложений в части:

• установления показателей № 1.2.1 «Стоимость объектов недвижимого имущества, находящегося в  собственности участника запроса предложений при отсутствии обременений на объекты недвижимого имущества» и № 1.2.3 «Наличие складов, расположенных в районах поставки товара» критерия «Квалификация участника закупки» с учетом замечаний, указанных в Решении от 09.04.2014 № 03-10.1/116-2014;

• установления порядка определения количества присуждаемых баллов по всем подкритериям критерия «Квалификация участника закупки»;

- назначить новые даты и время окончания срока подачи заявок, вскрытия конвертов, рассмотрения и оценки заявок участников, вскрытия конвертов с окончательными предложениями.

2. Казенному учреждению Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» об исполнении пункта 1 настоящего предписания проинформировать Омское УФАС России в срок до 29.04.2014 с приложением подтверждающих документов.

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии Воронцову В.С.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны