Решение б/н Решение о нарушении антимонопольного законодательства по дел... от 10 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ  № 04-05/50-2016

 

Резолютивная часть оглашена 27 марта 2017 года

изготовлено в полном объеме 06 апреля 2017 года                                                      г. Омск                                                                

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…> – заместителя руководителя управления, председателя комиссии;

<…>– главного специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции, члена комиссии;

<…>–  эксперта отдела защиты конкуренции, члена комиссии,

в присутствии на заседании

представителя ответчика ООО «ЖКХ «СЕРВИС» – <…> (доверенность № 9-17 от 16.01.2017, паспорт);

представителей  заявителя СРО НП «Содействие развитию ЖКК» -<…> (доверенность № 5 от 16.12.2016, паспорт <...> <…> (доверенность № 4 от 16.12.2016, паспорт);

в отсутствие представителей заявителей ЗАО «УК «Левобережье»,                                ООО «Еврокомфорт»,

рассмотрев дело № 04-05/50-2016, возбужденное приказом руководителя Омского УФАС России  от 30 ноября 2016 года № 239 по признакам нарушения ООО «ЖКХ «СЕРВИС» (ОГРН 1055501085771, ИНН 5501089305,  ул. 19 Партсъезда, 19 Б, г. Омск, 644029) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении своим доминирующим положением  на товарном рынке услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов (твердых бытовых отходов) в географических границах Омского муниципального района Омской области, совершенные путем не обоснованного разделения твердых бытовых отходов (ТБО) на два вида – твердые коммунальные отходы (ТКО) и крупногабаритный мусор (КГМ), и экономически, технологически и иным образом необоснованного  установления за одну и ту же услугу по размещению (хранению, захоронению) ТБО на полигоне «Надеждинский» различных цен для потребителей этих услуг: в одних случаях цена по размещению (хранению, захоронению) ТКО соответствует установленному РЭК Омской области тарифу, а цена по размещению (хранению, захоронению) КГМ установлена ООО «ЖКХ «СЕРВИС» самостоятельно в размере <…> руб. куб./м. (с учетом НДС), что не соответствует положениям Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155, Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также приказу РЭК Омской области от 14.11.2013 № 205/59 «Об установлении тарифов на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «СЕРВИС», результатом чего является не обоснованное взимание платы с хозяйствующих субъектов за размещение (хранение, захоронение) крупногабаритного мусора (КГМ), ущемляющее интересы ООО «Еврокомфорт», ЗАО «УК «Левобережье» и ООО «ЖКХ «Сфера»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Омское УФАС России поступили заявления от ООО «Еврокомфорт», СРО НП «Содействие развитию ЖКК»  и ЗАО «УК «Левобережье», которыми обжалованы действия ООО «ЖКХ «СЕРВИС» по необоснованному самостоятельному установлению цены за услугу по размещению (захоронению) крупногабаритного мусора (далее – КГМ) на полигоне «Надеждинский» в размере <…>руб. за 1 куб.м.

В процессе рассмотрения указанных заявлений установлено, что в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность по размещению (хранению, захоронению) твердых бытовых отходов, одновременно употребляются понятия «твердые бытовые отходы» и «твердые коммунальные отходы».

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено понятие «твердые коммунальные отходы» - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно основным понятиям, используемым Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155, твердые и жидкие бытовые отходы – отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53692-2009 «Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» (далее – Национальный стандарт) твердые бытовые отходы – это отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних птиц и животных, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Несмотря на некоторые различия в указанных выше понятиях, тем не менее в рамках рассмотрения указанных выше заявлений Омское УФАС России пришло к выводу о том, что предусмотренные в правовых нормах понятия: «твердые бытовые отходы» (ТБО) и «твердые коммунальные отходы» (ТКО) следует признать как равнозначные, с учетом указанных в данных нормах их характеристик, способов образования и состава.

При этом установлено, что в законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации отсутствует такое понятие, как «крупногабаритный мусор» (КГМ).

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденном Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКВЭД2), услуги по размещению (хранению и захоронению) ТКО относятся к группе «Обработка и утилизация отходов» (код ОКВЭД2 38.2), которая включает в том числе захоронение отходов в земле или в воде, захоронение или закапывание отходов.

В соответствии с классификацией Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034 – 2014 (КПЕС 2008),  введенного в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКПД2), услуги по размещению (хранению и захоронению) ТКО относятся к классу «Услуги по обработке и утилизации отходов» (код ОКПД2 38.2), включающему в том числе услуги по переработке, утилизации, удалению (захоронению) как опасных, так и неопасных отходов.

Особенностью деятельности хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по размещению (хранению и захоронению) ТКО, является наличие у хозяйствующего субъекта в собственности или на ином законном основании полигона.

Согласно пункту 2.1 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов, и должны гарантировать санитарно – эпидемиологическую безопасность населения. В соответствии с пунктом 2.4 Правил на полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово – парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов III-IV класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами.

Из представленной ООО «ЖКХ «СЕРВИС» информации следует, что деятельность по размещению (хранению, захоронению) ТБО осуществляется Обществом на полигоне «Надеждинский», расположенном в 2970 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Омская область, Омский район, с. Надеждино, ул. Юбилейная, д. 14а, кадастровый номер <...> :20:13 11 03:358. Указанным полигоном Общество владеет на правах аренды.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» подлежат регулированию тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса.

Согласно приказу РЭК Омской области от 14.11.2013 № 205/59 «Об установлении тарифов на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «СЕРВИС», с 01.01.2016 по 31.12.2016 установлен тариф в размере 65.85 руб. за куб.м. (без НДС).

Указанный тариф с 01.01.2016 применяется ООО «ХКХ «СЕРВИС» при оказании услуг по размещению (захоронению) твердых бытовых отходов на полигоне «Надеждинский».

Из представленных Заявителями документов следует, что на основании  приказа управляющего ООО «ЖКХ «СЕРВИС» от 25.08.2016 № 278  общество с 01.09.2016 установило отдельную плату за размещение и захоронение крупногабаритного мусора (КГМ) в размере <…> руб. за 1 куб.м.

Из уведомления ООО «ЖКХ «СЕРВИС» без номера и даты, полученного ЗАО «УК «Левобережье, следует, что ООО «ЖКХ «СЕРВИС» считает крупногабаритным мусором отходы потребления и хозяйственной деятельности (бытовая техника, мебель, сантехника, пиломатериалы, прочие крупногабаритные предметы обихода, спиленные при благоустройстве территорий деревья и ветви), утратившие свои потребительские свойства, загрузка которых (по своим размерам и характеру) производится в бункеры-накопители.

Из сравнительного анализа определения «крупногабаритного мусора» (в понятии ООО «ЖКХ «СЕРВИС») с понятиями ТБО и ТКО, предусмотренными в правовых нормах, Омским УФАС России сделан вывод о том, что по характеристикам, способам образования и составу крупногабаритный мусор следует отнести к твердым бытовым отходам.

Таким образом Омское УФАС России установило, что ООО «ЖКХ «СЕРВИС» необоснованно разделило твердые бытовые отходы (ТБО) на два вида – твердые коммунальные отходы (ТКО) и крупногабаритный мусор (КГМ) и за одну и ту же услугу по размещению (хранению, захоронению) ТБО установило различную цену для потребителей этих услуг: в одних случаях цена по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов (ТКО) соответствует установленному РЭК Омской области тарифу, а цена по размещению (хранению, захоронению) крупногабаритного мусора (КГМ) установлена ООО «ЖКХ «СЕРВИС» самостоятельно в размере <…> руб. куб./м. (с учетом НДС).

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов в географических границах Омского муниципального района Омской области  в 2015 году и с января по август 2016 года показал, что рынок обслуживал  один хозяйствующий субъект -  ООО «ЖКХ «СЕРВИС» с долей 100%, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ООО «ЖКХ «СЕРВИС» на указанном товарном рынке услуг может быть признано доминирующим при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом (пункт 6 части 1 статьи 10).

На основании изложенного, в связи с установлением в  действиях ООО «ЖКХ «СЕРВИС» признаков нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии со статьей  39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Омским УФАС России данной организации было выдано предупреждение № 04-04/43-2016 от 07.11.2016 о необходимости прекращения действий, содержащих  признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с 10-дневным сроком его выполнения.

В установленный предупреждением срок информация о выполнении выданного предупреждения в Омское УФАС России не поступила, что свидетельствовало о  его невыполнении  ООО «ЖКХ «СЕРВИС».

Факт невыполнения предупреждения № 04-04/43-2016 от 07.11.2016 был подтвержден также информацией, опубликованной на сайте Арбитражного суда Омской области, согласно которой ООО «ЖКХ «Сервис» обжаловало данное предупреждение, на основании чего арбитражным судом было возбуждено дело № А46-16462/2016.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

   Изложенные обстоятельства, установленные в процессе рассмотрении заявлений от ООО «Еврокомфорт», СРО НП «Содействие развитию ЖКК»  и ЗАО «УК «Левобережье» явились достаточным основанием для возбуждения Омским УФАС России в отношении ООО «ЖКХ «СЕРВИС» дела № 04-05/50-2016 по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (приказ от 30.11.2016 № 239 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»).

            В полученном от ООО «ЖКХ «СЕРВИС» письменном пояснении от 01.10.2016 № 3503 содержатся ссылки на нормы Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 и делается вывод о том, что Общество имело право на самостоятельное установление цены услуги на размещение крупногабаритного мусора, поскольку его размещение требует дополнительных затрат.

            При этом ООО «ЖКХ «СЕРВИС» признает, что законодательство Российской Федерации не имеет закрепленного на федеральном уровне определения понятия «крупногабаритный мусор», но в то же время необоснованно считает, что таким понятием можно руководствоваться на основании постановления Правительства г. Москвы от 09.11.1999 № 1018 «Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве», а также Постановления об утверждении положения об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Краснознаменского сельского поселения Республики Крым от 24.08.2015 П № 73.

            Также ООО «ЖКХ «СЕРВИС» признает, что тариф на предоставление услуг по захоронению крупногабаритного мусора Региональной энергетической комиссией Омской области не установлен, тогда как понятие «крупногабаритный мусор» не входит в понятие «твердые бытовые отходы» ввиду того, что для утилизации крупногабаритного мусора применяются специально предназначенные для этого емкости, требующие специальной техники для его транспортировки и размещения в установленном законом порядке.

            Устные пояснения представителей ООО «ЖКХ «СЕРВИС» на заседаниях Комиссии основаны на указанных выше письменных пояснениях и не содержали иных доказательств в обоснование правомерности взимания платы, установленной обществом в нарушение действующего законодательства, за размещение (хранение, захоронение) крупногабаритного мусора.   

            С учетом изложенных обстоятельств, в том числе указанных выше нормативных правовых актов, Комиссией установлена несостоятельность пояснений ООО «ЖКХ «СЕРВИС», поскольку в действиях Общества содержится нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в необоснованном разделении твердых бытовых отходов (ТБО) на два вида – твердые коммунальные отходы (ТКО) и крупногабаритный мусор (КГМ) и установлении за одну и ту же услугу по размещению (хранению, захоронению) ТБО на полигоне «Надеждинский» различных цен для потребителей этих услуг: в одних случаях цена по размещению (хранению, захоронению) ТКО соответствует установленному РЭК Омской области тарифу, а цена по размещению (хранению, захоронению) КГМ установлена ООО «ЖКХ «СЕРВИС» самостоятельно в размере <…> руб. куб./м. (с учетом НДС), что тем самым повлекло ущемление интересов ООО «Еврокомфорт» и ЗАО «УК «Левобережье».

При рассмотрении дела № 04-05/50-2016 определением об отложении рассмотрения дела от 06.02.2017 к участию в деле была привлечена Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее – РЭК Омской области) в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах у которой было запрошено письменное обоснование позиции РЭК Омской области относительно действий ООО «ЖКХ «СЕРВИС» по разделению твердых бытовых отходов на два вида – крупногабаритный мусор (КГМ) и твердые коммунальные отходы (ТКО) и самостоятельному установлению ООО «ЖКХ «СЕРВИС» цены по размещению (хранению, захоронению) КГМ.

В соответствии с данным определением РЭК Омской области представила Комиссии  информацию от 17.02.2017, содержащую ссылки на нормы Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155, а также Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», на основании которых сделан вывод о том, что поскольку приказом РЭК Омской области от 14.11.2013 № 205/59 для потребителей ООО «ЖКХ «СЕРВИС» на период с 01.01.2016 по 31.12.2016 установлен тариф на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО в размере 65,85 руб./куб.м. (без учета НДС), применение завышенного тарифа за услугу по захоронению ТБО противоречит действующему законодательству.

Кроме того РЭК Омской области сообщила о том, что в связи с завышением ООО «ЖКХ «СЕРВИС» регулируемых государством цен (тарифов) при взимании с организаций платы за услуги по захоронению ТБО постановлением <…> о назначении административного наказания от 02.11.2016 (далее – постановление) управляющий ООО «ЖКХ «СЕРВИС» <…> признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решением Советского районного суда города Омска <…> жалоба <…> на указанное постановление оставлена без удовлетворения.

            Представители СРО НП «Содействие развитию ЖКК» на заседании Комиссии сообщили о том, что ООО «ЖКХ «СЕРВИС» до настоящего времени за одну и ту же услугу по размещению (хранению, захоронению) ТБО на полигоне «Надеждинский» применяет различные цены для потребителей этих услуг, которые предусмотрены в приказе данной организации от 25.08.2016 № 278.

            Выше указано, что в соответствии с пунктами 3.9 - 3.10 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 № 345 (далее – Административный регламент № 345), в целях определения признаков наличия доминирующего положения ООО «ЖКХ «СЕРВИС» был проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по размещению твердых коммунальных отходов в географических границах Омского муниципального района Омской области.

В соответствии с аналитическим отчетом от 26.10.2016 по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по размещению (хранению, захоронению)  твердых коммунальных отходов  в 2015 году и с января по август 2016 года установлено, что рынок обслуживал  один хозяйствующий субъект -  ООО «ЖКХ «СЕРВИС» с долей 100%, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ООО «ЖКХ «СЕРВИС» на указанном товарном рынке услуг может быть признано доминирующим при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.

В соответствии с пунктами 3.14 - 3.15 Административного регламента № 345 критерием принятия решения об установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара является его (их) положение на рынке, соответствующее условиям, указанным в статье 5 Закона о защите конкуренции. доминирующее положение хозяйствующего субъекта считается установленным в случае принятия руководителем антимонопольного органа решения о возбуждении по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции дела о нарушении антимонопольного законодательства и о создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании приказа руководителя Омского УФАС России от 30.11.2016 № 239 о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства и создании Комиссии по рассмотрению дела № 04-05/50-2016 в отношении ООО «ЖКХ «СЕРВИС» по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии с пунктом 3.15. Административного регламента № 345 доминирующее положение ООО «ЖКХ «СЕРВИС» считается установленным.

   Таким образом, Комиссия установила, что ООО «ЖКХ «СЕРВИС» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов в географических границах Омского муниципального района Омской области.

ООО «ЖКХ «СЕРВИС» не представлены доказательства того, что его положение не может быть признано доминирующим, оснований для начала процедуры установления доминирующего положения в рамках рассмотрения дела № 04-05/50-2016 не было.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

В процессе рассмотрения дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 48.1. Закона о конкуренции  06.03.2017  Комиссией принято, оглашено и направлено ООО «ЖКХ «СЕРВИС» и другим лицам, участвующим в деле, заключение об обстоятельствах дела № 04-05/50-2016.

После ознакомления с обстоятельствами дела № 04-05/50-2016, изложенными в заключении от 06.03.2017, ООО «ЖКХ «СЕРВИС» дополнительных письменных пояснений, доводов и доказательств относительно установленного Комиссией нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не представило.      

Кроме того определением об отложении рассмотрения дела от 06.03.2017 у ООО «ЖКХ «СЕРВИС» была истребована информация относительно действия приказа Общества от 25.08.2016 № 278: является данный приказ действующим, либо он отменен. Указанную информацию ответчику необходимо было представить на заседание Комиссии с документальным подтверждением в случае отмены приказа.

Представитель ООО «ЖКХ «СЕРВИС» на заседании Комиссии устно пояснила о том, что данный приказ отменен, но при этом не смогла назвать дату его отмены, и не представила документального подтверждения его отмены.

Представитель заявителя СРО НП «Содействие развитию ЖКК» по результатам ознакомления с заключением от 06.03.2017 об обстоятельствах дела № 04-05/50-2016 предложила в решении Комиссии указать на ущемление интересов действиями ООО «ЖКХ «СЕРВИС» не только ООО «Еврокомфорт» и ЗАО «УК «Левобережье», но и ООО «ЖКХ «Сфера».

Данное предложение представитель мотивировала тем, что ООО «ЖКХ «Сфера» в сентябре 2016 года обжаловало действия ООО «ЖКХ «СЕРВИС» по самостоятельному установлению цены по размещению (хранению, захоронению) крупногабаритного мусора на полигоне «Надеждинский» в СРО НП «Содействие развитию ЖКК».

Поскольку СРО НП «Содействие развитию ЖКК» представляет интересы управляющих организаций, в том числе ООО «ЖКХ «Сфера», указанное выше заявление данной организации было представлено Комиссии в качестве доказательства, свидетельствующего о нарушении ООО «ЖКХ «СЕРВИС» интересов ООО «ЖКХ «Сфера».

 Комиссия признала обоснованным предложение представителя СРО НП «Содействие развитию ЖКК» о включении ООО «ЖКХ «Сфера» в число хозяйствующих субъектов, чьи интересы нарушены в результате самостоятельного установления ООО «ЖКХ «СЕРВИС» цены по размещению (хранению, захоронению) крупногабаритного мусора на полигоне «Надеждинский».

Оценивая действия ООО «ЖКХ «СЕРВИС», Комиссия учитывает разъяснения пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», согласно которых для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Изучив представленные письменные пояснения и документы, письменную информацию РЭК Омской области, заслушав устные пояснения представителей ответчика и заинтересованного лица, Комиссия пришла к выводу о том, что действия ООО «ЖКХ «СЕРВИС», выразившиеся в злоупотреблении своим доминирующим положением  на товарном рынке услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов (твердых бытовых отходов) в географических границах Омского муниципального района Омской области, совершенные путем не обоснованного разделения твердых бытовых отходов (ТБО) на два вида – твердые коммунальные отходы (ТКО) и крупногабаритный мусор (КГМ), и экономически, технологически и иным образом необоснованного  установления за одну и ту же услугу по размещению (хранению, захоронению) ТБО на полигоне «Надеждинский» различных цен для потребителей этих услуг: в одних случаях цена по размещению (хранению, захоронению) ТКО соответствует установленному РЭК Омской области тарифу, а цена по размещению (хранению, захоронению) КГМ установлена ООО «ЖКХ «СЕРВИС» самостоятельно в размере 110,00 руб. куб./м. (с учетом НДС), что не соответствует положениям Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155, Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также приказу РЭК Омской области от 14.11.2013 № 205/59 «Об установлении тарифов на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «СЕРВИС», результатом чего является не обоснованное взимание платы с хозяйствующих субъектов за размещение (хранение, захоронение) крупногабаритного мусора (КГМ), ущемляющее интересы ООО «Еврокомфорт», ЗАО «УК «Левобережье» и ООО «ЖКХ «Сфера», в связи с чем в действиях Общества установила нарушение запрета, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Выводы Комиссии о наличии в действиях ООО «ЖКХ «СЕРВИС» нарушения антимонопольного законодательства соответствуют действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам.

На основании изложенного в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия ООО «ЖКХ «СЕРВИС», выразившиеся в злоупотреблении своим доминирующим положением  на товарном рынке услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов (твердых бытовых отходов) в географических границах Омского муниципального района Омской области, совершенные путем не обоснованного разделения твердых бытовых отходов (ТБО) на два вида – твердые коммунальные отходы (ТКО) и крупногабаритный мусор (КГМ), и экономически, технологически и иным образом необоснованного  установления за одну и ту же услугу по размещению (хранению, захоронению) ТБО на полигоне «Надеждинский» различных цен для потребителей этих услуг: в одних случаях цена по размещению (хранению, захоронению) ТКО соответствует установленному РЭК Омской области тарифу, а цена по размещению (хранению, захоронению) КГМ установлена ООО «ЖКХ «СЕРВИС» самостоятельно в размере <…> руб. куб./м. (с учетом НДС), что не соответствует положениям Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155, Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также приказу РЭК Омской области от 14.11.2013 № 205/59 «Об установлении тарифов на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «СЕРВИС», результатом чего является не обоснованное взимание платы с хозяйствующих субъектов за размещение (хранение, захоронение) крупногабаритного мусора (КГМ), ущемляющее интересы ООО «Еврокомфорт», ЗАО «УК «Левобережье» и ООО «ЖКХ «Сфера».

2. Оснований для прекращения рассмотрения дела, указанных в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не установлено.

3. Выдать ООО «ЖКХ «СЕРВИС» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в которое включить действия, подлежащие выполнению,

а именно:

в течение <…> рабочих дней со дня получения предписания осуществить действия, направленные на прекращение нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», указанного в пункте 1 настоящего решения, путем исключения в своей деятельности экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен для потребителей за одну и ту же услугу по размещению (хранению, захоронению) твердых бытовых отходов на полигоне «Надеждинский», для чего необходимо отменить приказ управляющего ООО «ЖКХ «СЕРВИС» от 25.08.2016 № 278 «О стоимости захоронения крупногабаритного мусора на полигоне «Надеждинский».

             4. Материалы дела № 04-05/50-2016 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии                                                                                           <…>                                               

Члены комиссии                                                                                                   <…>

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

 

    Примечание. За  невыполнение  в  установленный  срок  законного решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны