Решение б/н Решение и предписание № 05-04.1/144-15 по жалобе ООО "Модус ... от 25 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-04.1/144-15

о признании жалобы обоснованной

 

14.12.2015                                                                                                                             г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

< … >,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Модус Плюс» (далее - ООО «Модус Плюс», Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок акционерного общества «Омские распределительные тепловые сети» (далее - АО «Омск РТС», Заказчик, Общество) по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на обслуживание технических средств охранного оборудования               СП «ТЭЦ-2», СП «КРК» для нужд АО «Омск РТС» (извещение о проведении открытого запроса предложений № 31502998710 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее - Запрос предложений, Закупка),

в присутствии:

- представителей Заявителя – < … >;

- представителей Ответчика – < … >,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России 04.12.2015 поступила жалоба Заявителя (вх. № 11240) на действия комиссии по осуществлению закупок АО «Омск РТС» (далее - закупочная комиссия) по проведению Запроса предложений.

Заявитель считает, что в нарушение части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции закупочная комиссия установила в Закупочной документации требования, противоречащие принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам Закупки.

В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее:

Закупочной документацией предусмотрены следующие критерии к участнику Запроса предложений:

1)       Соблюдать ISO 14001 «Система экологического менеджмента. Требования и руководство по применению», ISO 50001 «Система энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению» (пункт 3.3.2.9 Технического задания) (далее - требования ISO 14001, ISO 50001).

2)       Стоимость услуг, указанных в техзадании, должна быть подтверждена сметной документацией Исполнителя, составленной в обязательном порядке в программном комплексе «Гранд-смета», с предоставлением заказчику программного файла на проверку, (глава 4 Технического задания).

3)       Участник закупки должен подтвердить наличие у него опыта оказания услуг по техническому обслуживанию инженерно-технических средств охраны в количестве не менее 3 исполненных договоров за последние пять лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в закупке, при этом цена каждого из исполненных ранее договоров должна составлять не менее 50% от цены, указанной участником закупки в его оферте (пункт 5.7. Технического задания).

4)       Система менеджмента в области профессиональной безопасности и охраны труда (СМПБОТ) должна быть сертифицирована на соответствие требованиям OHSAS 18001:2007 и/или российского аналога ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования» (пункт 6.9 Договора подряда) (далее - требования OHSAS 18001:2007 и/или ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ).

5)       Работники подрядной и субподрядных организаций должны быть аттестованы для работы на энергетических объектах, пройти обучение по оказанию первой доврачебной реанимационной помощи, иметь при себе удостоверение по проверке знаний нормативных документов по технической эксплуатации, охране труда, пожарной и промышленной безопасности с отметкой о прохождении медицинского осмотра, не допуская при этом истечения срока очередной проверки знаний (пункт 2.2.8 договора подряда).

Заявитель считает, что указанные требования Закупочной документации ограничивают конкуренцию, поскольку предусматривают недопущение к участию компаний, осуществляющих деятельность на рынке продолжительное время, выполняющих достаточное количество подобных работ, но не имеющих контрактов, стоимость которых соответствовала бы требованиям Закупочной документации.

Заявитель считает, что стандартизация ISO является добровольной, отсутствие сертификатов ISO не может быть причиной недопущения к участию в Запросе предложений, также как и непредставление сметной документации, составленной в программном комплексе «Гранд-смета».

Заявитель просит Комиссию обязать АО «Омск РТС» внести изменения в Закупочную документацию.

На заседании Комиссии 14.12.2015 представитель Заявителя поддержал доводы жалобы ООО «Модус Плюс» от 04.12.2015 № 54 в полном объеме.

Дополнительно представитель Заявителя обратил внимание на требования пунктов 2.6, 6.9 договора подряда, согласно которым:

- система обеспечения качества подрядчика должна быть сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (пункт 6.2 договора подряда);

- система менеджмента в области профессиональной безопасности и охраны труда (СМПБОТ) должна быть сертифицирована на соответствие требованиям OHSAS 18001:2007 и/или ГОСТ 12.0.230-2007 (пункт 6.9 договора подряда).

Представителю Заявителя непонятно, необходимо ли для участия в Закупке представление сертификатов или иных документов, подтверждающих его соответствие требованиям пункта 3.3.2.9 Технического задания и пунктам 2.6, 6.9 договора подряда.

На вопрос Комиссии, в чем состоит сложность составления сметной документации в программном комплексе «Гранд-смета» и ее предоставления в рамках Закупки, представитель Заявителя пояснил, что для ООО «Модус Плюс» составление сметной документации в программном комплексе «Гранд-смета» не вызывает затруднений, однако по его мнению указанное требование ограничивает круг потенциальных участников Закупки.   

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 08.12.2015                              № 05-11243 Ответчиком 14.12.2015 (вх. Омского УФАС России от 14.12.2015 № 11516)  представлены пояснения на жалобу ООО «Модус Плюс» и надлежащим образом заверенные копии, в том числе:

– Положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг ОАО «Омск РТС», утвержденного решением единственного акционера АО «Омск РТС» от 03.06.2015 № 32/О (далее - Положение о закупках);

– извещения о проведении Запроса предложений;

– Закупочной документации;

– Методики формирования технических заданий для проведения закупочных процедур поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг АО «Омск РТС»;

– протокола заседания закупочной комиссии по вскрытию конвертов с предложениями на участие в Запросе предложений от 07.12.2015 б/н;

– запроса ООО «Модус Плюс» о разъяснении Закупочной документации и ответа на него;

– заявок на участие в Запросе предложений.

В представленных пояснениях Ответчик указывает следующее:

Включение в техническое задание критериев к участникам Закупки обусловлено требованиями законодательства Российской Федерации антитеррористического характера.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - Закон № 256-ФЗ) структурные подразделения СП «ТЭЦ-2», СП «КРК» АО «Омск РТС» являются критически важными объектами топливно-энергетического комплекса, т.е. потенциально опасными объектами (участками) топливно-энергетического комплекса на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, взрывопожароопасные и опасные химические и биологические вещества,  аварии на которых, в том числе, в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями. На указанных объектах установлена средняя категория опасности, которая определена «системой физической защиты» - совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.

Статьей 10 Закона № 256-ФЗ к персоналу, обеспечивающему безопасность объектов топливно-энергетического комплекса, предъявлены следующие требования:

1.        На работу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, не принимаются лица:

1)       имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления;

2)       состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

3)       досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет.

Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 № 458 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - Постановление № 458) предусматривает жесткие требования к системам и элементам инженерно-технических средств охраны объекта (ИТСО), которые должны обеспечиваться на всем жизненном цикле комплекса, в том числе при проектировании, осуществлении монтажных и пусконаладочных работ, эксплуатации и выводе из эксплуатации (пункт 49 Постановления № 458).

Постановлением № 458 регламентировано, что в техническом задании должны отражаться требования: к качеству и экологическим параметрам инженерно-технических средств охраны; условиям эксплуатации и устойчивости к внешним воздействиям инженерно-технических средств охраны; по электроснабжению и обеспечению бесперебойного электропитания инженерно-технических средств охраны; по обслуживанию и ремонту инженерно-технических средств охраны, требования по квалификации и обучению обслуживающего и эксплуатирующего персонала инженерно- технических средств охраны (пункт 31 Постановления № 458).

Работы по монтажу и наладке инженерно-технических средств охраны должны проводиться в соответствии с утвержденной проектной документацией (пункт 36 Постановления № 458).

В зависимости от условий эксплуатации и функциональных характеристик инженерно-технические средства охраны объекта должны удовлетворять требованиям по обеспечению промышленной, радиационной и химической безопасности, безопасности излучений и взрывобезопасности (пункт 48 Постановления № 458).

Критерии отбора участников закупок регламентированы в пункте 36.9 Положения о закупках:

-     соответствие необходимому квалификационному минимуму, устанавливаемому Заказчиком и указанному в Закупочной документации, включая наличие квалифицированного персонала, производственных мощностей, технологий и т.п.;

-     наличие за последние два года, предшествующие размещению информации о Закупочной процедуре на Интернет-ресурсах, опыта выполнения не менее двух аналогичных поставок Продукции, стоимостью не менее 50 (пятидесяти) процентов начальной (максимальной) цены договора, установленной в Закупочной документации, если иное не указано в Закупочной документации;

-     квалификация Участников закупки, включая наличие у Участника закупки финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, необходимого количества специалистов (работников) определенного уровня квалификации для исполнения договора.

Рассмотрение и оценка предложений участников Закупки на соответствие требованиям Закупочной документации производится в соответствии и согласно руководству по экспертной оценке, которое является частью Закупочной документации.

Требования к сметной документации (составление ее в программном комплексе «Гранд смета») закреплены в приложении 2.2 пункта 4 Методики по формированию технического задания, которая является корпоративным стандартом Группы «ИНТЕР РАО».

На заседании Комиссии 14.12.2015 представитель Ответчика с доводами жалобы не согласился, высказался согласно представленным в Омское УФАС России пояснениям    (вх. Омского УФАС России от 14.12.2015 № 11516).

Дополнительно представитель Ответчика пояснил, что в пунктах 5.4, 5.5 раздела 5 Технического задания указано, что для участия в Закупке наличие действующих разрешений, аттестаций, свидетельств СРО, лицензий, сертифицированных систем менеджмента не требуется.

Требования пункта 3.3.2.9 Технического задания являются требованиями к организации обеспечения услуг. Для участия в Закупке предоставление сертификатов по соблюдению требований ISO 14001, ISO 50001 не требуются, исполнитель должен соблюдать указанные требования при выполнении работ.

В соответствии с пунктом 3.4.3 Закупочной документации в случае противоречий между разделами Технического задания и договором подряда применяются требования Технического задания.

В соответствии с пунктом 4.5.1 Закупочной документации организатор закупки вправе принять решение о внесении изменений в Закупочную документацию, кроме того, при подписании договора подряда победитель Закупки вправе направить протокол разногласий (подпункт 25 пункта 6.2.1 Закупочной документации).

Представитель Ответчика сообщила, что Закупка приостановлена, договор с победителем Запроса предложений не заключен.

 

3. Из представленных материалов и информации Комиссией установлено, что 25.11.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» опубликовано информационное сообщение о проведении Запроса предложений и Закупочная документация.

Начальная (максимальная) цена договора: 1800000,00 руб. (без учета НДС).

Срок предоставления заявок: с 25.11.2015 по 07.12.2015.

Дата и время окончания приема заявок: 07.12.2015 10:00 час.

Место подачи заявок: сайт Электронной торговой площадки ЭТП ЭП ОАО «ЕЭТП» www.roseltorg.ru в сети «Интернет».

Дата и время подведения итогов: 06.01.2016 23:59 час.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии по вскрытию конвертов с предложениями на участие в запросе предложений от 07.12.2015 б/н до окончания срока подачи заявок поступило 3 заявки на участие в Закупке:

- № 1 ООО «Предприятие «Карат-Связь», г. Омск, 06.12.2015 в 22:40 час., предлагаемая цена контракта - 1 271 186,40 руб.;

- № 2 ООО «Кварц Групп», г. Москва, 07.12.2015 в 09:59 час., предлагаемая цена контракта - 1 321 911,00 руб.;

- № 3 ООО «ЭТЛ «Монтажсервисцентр», г. Омск, 07.12.2015 в 09:59 час., предлагаемая цена контракта - 929 217,00 руб.

Заявитель обращался в АО «Омск РТС» с просьбой об исключении из Закупочной документации требований о предоставлении сертификатов и о подтверждении опыта работы. Ответ АО «Омск РТС» был размещен на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» 07.12.2015. ООО «Модус Плюс» за разъяснениями положений Закупочной документации не обращалось, заявку на участие в Запросе предложений не подавало. Закупка приостановлена, итоги Закупки не подведены.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав представителей Заявителя, Ответчика, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

4.1 В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе, Закона о закупках и положения о закупке.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- установленные заказчиком требования к качеству работы, услуги, к их безопасности, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

- требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 15.12 Положения о закупках закупочная документация должна содержать, в том числе, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

4.2 Согласно пункту 2.3 Технического задания Закупочной документации все услуги должны выполняться в соответствии с Техническим заданием, утвержденным Заказчиком, которое является неотъемлемой частью договора, с соблюдением нормативно-правовых актов РФ.

В соответствии с пунктом 6.1.1 Закупочной документации предложение на участие в закупке должно быть сделано с приложением полного комплекта документов согласно перечню, определенному пунктом 6.2.1. раздела 6 Закупочной документации и Раздела 7 «Техническая часть» Закупочной документации, содержание которых соответствует требованиям Закупочной документации.

В пункте 3.3 Технического задания установлены требования к организации обеспечения услуг. Согласно подпункту 3.3.2.9 пункта 3.3 Технического задания в процессе оказания услуг подрядчик обязуется соблюдать руководящие документы МЧС РФ, МВД РФ, санитарно-гигиенические нормы, нормы безопасности строительных, ремонтно­-монтажных и сопутствующих услуг, «Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ», СО 34.04.181-2003 «Правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей», РД 153-34.0-03.301-00 «Правила пожарной безопасности для энергетических предприятий», ISO 14001 «Система экологического менеджмента. Требования и руководство по применению», ISO 50001 «Система энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению», требования об охране окружающей среды (атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы), заводских инструкций и технические условия на материалы, а также правила техники безопасности, правила Ростехнадзора, правила охраны труда, правила внутреннего трудового распорядка Заказчика, правила пропускного и внутриобъектового режимов, проводить соответствующие мероприятия со своими работниками.

Согласно пункту 5.4, 5.5 раздела 5 Технического задания не требуется наличие действующих разрешений, аттестаций, свидетельств СРО, лицензий, сертифицированных систем менеджмента.

В разделе 6 договора подряда установлены требования к качеству выполняемых работ, в том числе:

- система обеспечения качества подрядчика должна быть сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования» (пункт 6.2 договора подряда);

- система менеджмента в области профессиональной безопасности и охраны труда (СМПБОТ) должна быть сертифицирована на соответствие требованиям OHSAS 18001:2007 и/или российского аналога ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования» (пункт 6.9 договора подряда).

Согласно пункту 3.4.3 Закупочной документации в случае противоречий между разделами настоящей Закупочной документации, документов рассматриваемых и составляемых в ходе закупки, и участвующих в процессе закупки используется соблюдение следующей иерархии:

1. Извещение о проведении закупки;

2. Раздел 7 «Техническая часть»;

  1.  

4. Разделы 2-6 Закупочной документации;

5. Заявка на участие в закупке.

Комиссия считает, что требования пунктов 5.4, 5.5 раздела 5 Технического задания противоречат требованиям пунктов 6.2, 6.9 договора подряда. Исходя из изложенного, Комиссия считает, что должны быть применены требования пунктов 5.4, 5.5 раздела 5 Технического задания. Доводы Заявителя в части неправомерного установления Заказчиком требований пунктов 6.2, 6.9 договора подряда, по мнению Комиссии, являются обоснованными.

4.3 В разделе 4 Технического задания установлены требования к порядку формирования коммерческого предложения участника закупки, обоснованию цены, расчетов, в том числе требование, что стоимость услуг, указанных в Техническом задании, должна быть подтверждена исполнителем сметной документацией, составленной в обязательном порядке в программном комплексе «Гранд-смета», с предоставлением заказчику программного файла на проверку.

Согласно пункту 14.1 Положения о закупках проведение Закупочных процедур осуществляется на основе требований законодательства РФ, закупочной Политики Общества, требований Положения о закупках, решений органов управления Общества и Центрального Закупочного комитета Общества.

Расчет сметной стоимости регламентируется методиками, утвержденными в Обществе (пункт 14.4 Положения о закупках).

Приказом АО «Омск РТС» от 17.08.2015 № 305 утверждена Методика формирования технических заданий для проведения закупочных процедур поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (далее - Методика).

Согласно пунктам 4.1, 4.2 приложения 2.2 к Методике сметно-договорная документация должна быть выполнена в формате, утвержденным Заказчиком. Стоимость работ должна быть подтверждена подрядчиком сметной документацией, составленной в обязательном порядке в программном комплексе «Гранд-смета», с предоставлением заказчику программного файла на проверку при рассмотрении конкурсных заявок.

Комиссия считает, что требование Заказчика на составление сметной документации в программном комплексе «Гранд смета» установлено Заказчиком для удобства работы, в равной степени относится ко всем участникам Закупки и не является завышенным требованием.

Учитывая изложенное, Комиссия считает, что требование раздела 4 Технического задания о составлении сметной документацией в обязательном порядке в программном комплексе «Гранд-смета» не ограничивает конкуренцию.

 4.4 Согласно пункту 5.7 Технического задания участник Закупки должен подтвердить наличие у него опыта оказания услуг по техническому обслуживанию инженерно-технических средств охраны в количестве не менее 3 исполненных договоров за последние пять лет предшествующих дате подачи заявки на участие в данной закупке, при этом цена каждого из исполненных ранее договоров должна составлять не менее 50 % от цены указанной участником закупки в его оферте. Участник закупки должен подтвердить наличие у него опыта предоставлением отзывов Заказчиков и примером выполненного заключения.

Согласно пункту 36.9 Положения о закупках при проведении Закупочной процедуры к потенциальным участникам закупки могут устанавливаться, в том числе, следующие требования:

  • наличие за последние два года, предшествующие размещению информации о Закупочной процедуре на Интернет-ресурсах, опыта выполнения не менее двух аналогичных поставок Продукции, стоимостью не менее 50 (пятидесяти) процентов начальной (максимальной) цены договора, установленной в Закупочной документации, если иное не указано в Закупочной документации;
  • иные требования, установленные Закупочной документацией и Положением о закупках.

В Законе о закупках не установлены требования о наличии опыта работы к участникам закупки. Законом о закупках Заказчику предоставляется возможность самостоятельно определять в документации о закупке требования к участникам закупки, что не освобождает заказчика от обязанности при формировании закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Заявитель утверждает, что установление Заказчиком в Закупочной документации требования «наличие у него опыта оказания услуг по техническому обслуживанию инженерно-технических средств охраны в количестве не менее 3 исполненных договоров за последние пять лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в данной закупке, при этом цена каждого из исполненных ранее договоров должна составлять не менее 50 % от цены указанной участником закупки в его оферте» ограничивает конкуренцию.

При проведении торгов защита конкуренции обеспечивается путем установления запрета на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Такие действия определены в статье 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Комиссией установлено, что требования к участникам закупки о наличии опыта работы не вступают в противоречие ни с одним из указанных запретов; доказательств, свидетельствующих об ином, Комиссии представлено не было.

Требование к участникам закупки о наличии опыта работы может рассматриваться как нарушающее статью 17 Закона о защите конкуренции, если будет доказано, что это условие включено в Документацию о Закупке специально для того, чтобы обеспечить победу в Закупке конкретному хозяйствующему субъекту.

В пункте 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции закреплено понятие конкуренции - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу             № А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Установленные ответчиком требования к участникам закупки призваны определить участников, обладающих достаточной квалификацией для выполнения работ, являющихся предметом закупки, на уровне, отвечающем законным интересам предприятия и неопределенного круга лиц, конечных потребителей его услуг.

По мнению Комиссии, требование к участникам Закупки «наличие у него опыта оказания услуг по техническому обслуживанию инженерно-технических средств охраны в количестве не менее 3 исполненных договоров за последние пять лет предшествующих дате подачи заявки на участие в данной закупке, при этом цена каждого из исполненных ранее договоров должна составлять не менее 50 % от цены указанной участником закупки в его оферте» отвечает предмету проводимой Закупки, в равной степени относится ко всем участникам Закупки и не является завышенным требованием.

Учитывая изложенное, Комиссия считает, что требование пункта 5.7 Технического задания не ограничивает конкуренцию.

4.5 Согласно пункту 36.9 Положения о закупках при проведении Закупочной процедуры к потенциальным участникам закупки могут устанавливаться, в том числе, следующие требования:

- соответствие необходимому квалификационному минимуму, устанавливаемому Заказчиком и указанному в Закупочной документации, включая наличие квалифицированного персонала, производственных мощностей, технологий и т.п.;

- иные требования, установленные Закупочной документацией и Положением о закупках.

Согласно пункту 6.2.1 раздела 6.2 Закупочной документации для подтверждения соответствия требованиям, указанным в разделе 6 Закупочной документации, потенциальный участник/участник закупки в составе заявки на участие в закупке должен приложить, в том числе, иные документы, предусмотренные техническим заданием. Это могут быть протоколы об аттестации в сфере промышленной безопасности, протоколы проведения проверки знаний в области охраны труда, удостоверения и т. д., а так же документы, которые, по мнению участника, подтверждают его соответствие установленным требованиям, с соответствующими комментариями, разъясняющими цель предоставления этих документов (отзывы, сертификаты и т.п.) (подпункт 46 пункта 6.2.1).

Согласно пункту 2.2.8 договора подряда работники подрядчика и субподрядных организаций должны быть аттестованы для работы на энергетических объектах, пройти обучение по оказанию первой доврачебной реанимационной помощи, иметь при себе удостоверение по проверке знаний нормативных документов по технической эксплуатации, охране труда, пожарной и промышленной безопасности с отметкой о прохождении медицинского осмотра, не допуская при этом истечения срока очередной проверки знаний. Работникам подрядчика должна быть присвоена группа (не ниже 3) по ЭБ. Работники подрядчика и субподрядных организаций должны выполнять работы, соответствующие их основным профессиям, за исключением аварийных ситуаций при условии проведения целевого инструктожа.

Предметом Закупки является право заключения договора на обслуживание технических средств охранного оборудования СП «ТЭЦ-2», СП «КРК» для нужд АО «Омск РТС». Согласно договору подряда подрядчик обязуется выполнять работы по техническому обслуживанию инженерно-технических средств охраны структурных подразделений Заказчика СП «ТЭЦ-2», СП «КРК». Указанные объекты относятся к объектам топливно-энергетического комплекса.

Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, регулируются Законом № 256-ФЗ.

В соответствии с Законом № 256-ФЗ структурные подразделения СП «ТЭЦ-2», СП «КРК» АО «Омск РТС» являются критически важными объектами топливно-энергетического комплекса, потенциально опасными объектами (участками) топливно-энергетического комплекса на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, взрывопожароопасные и опасные химические и биологические вещества, аварии на которых, в том числе, в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями.

Требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации в зависимости от установленной категории опасности объектов установлены в Постановлении № 458.

Работы по монтажу и наладке инженерно-технических средств охраны должны проводиться в соответствии с утвержденной проектной документацией (пункт 36 Постановления № 458).

В зависимости от условий эксплуатации и функциональных характеристик инженерно-технические средства охраны объекта должны удовлетворять требованиям по обеспечению промышленной, радиационной и химической безопасности, безопасности излучений и взрывобезопасности (пункт 48 Постановления № 458).

Требования к системам и элементам инженерно-технических средств охраны объекта должны обеспечиваться на всем жизненном цикле комплекса, в том числе при проектировании, осуществлении монтажных и пусконаладочных работ, эксплуатации и выводе из эксплуатации (пункт 49 Постановления № 458).

Постановлением № 458 регламентировано, что в техническом задании должны отражаться требования: к качеству и экологическим параметрам инженерно-технических средств охраны; условиям эксплуатации и устойчивости к внешним воздействиям инженерно-технических средств охраны; по электроснабжению и обеспечению бесперебойного электропитания инженерно-технических средств охраны; по обслуживанию и ремонту инженерно-технических средств охраны, требования по квалификации и обучению обслуживающего и эксплуатирующего персонала инженерно- технических средств охраны (пункт 31 Постановления № 458).

Комиссия считает, что требование пункта 2.2.8 договора подряда отвечает предмету проводимой Закупки, соответствует требованию законодательства Российской Федерации к выполняемым работам, в равной степени относится ко всем участникам Закупки и не является завышенным требованием, и не ограничивает конкуренцию.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «Модус Плюс» на действия комиссии по осуществлению закупок АО «Омск РТС» по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на обслуживание технических средств охранного оборудования СП «ТЭЦ-2», СП «КРК» для нужд АО «Омск РТС» (извещение о проведении открытого запроса предложений № 31502998710 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»).

2. Выдать АО «Омск РТС» предписание о приведении в соответствие проекта договора подряда Техническому заданию Закупочной документации в течение пяти рабочих дней с даты получения предписания.

3. Проинформировать Омское УФАС России об исполнении предписания в течение 3 рабочих дней со дня исполнения.

 

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 Предписание № 05-04.1/144-15

 

14.12.2015                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

< … >,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Модус Плюс» на действия комиссии по осуществлению закупок акционерного общества «Омские распределительные тепловые сети» (далее - АО «Омск РТС») по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на обслуживание технических средств охранного оборудования СП «ТЭЦ-2», СП «КРК» для нужд АО «Омск РТС» (извещение о проведении открытого запроса предложений № 31502998710 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»),

на основании своего Решения от 14.12.2015 № 05-04.1/144-15, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Акционерному обществу «Омские распределительные тепловые сети» привести в соответствие проект договора подряда Техническому заданию Закупочной документации в течение пяти рабочих дней с даты получения предписания.

  

2. Уведомить Омское УФАС России об исполнении предписания в течение трех рабочих дней со дня исполнения предписания в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

Контроль исполнения предписания осуществить члену Комиссии < … >.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1-2.5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны