Решение №Дело № 05-04.1/47-18 Решение № 05-04.1/47-18 на жалобу ООО "РегионСтройСервисАвто... от 14 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-04.1/47-18

о признании жалобы обоснованной

 

 

08.05.2018                                                                                                                              г. Омск

 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

в отсутствие:

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «РегионСтройСервисАвтоматика» (далее – ООО «РегионСтройСервисАвтоматика», Заявитель) на действия  Муниципального автономного учреждения Калачинского муниципального района «Санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия «Орленок» (далее - МАУ «СОЛ КД «Орленок», Заказчик, Ответчик) при проведении запроса коммерческих предложений на право заключения договора на выполнение работ по ремонту кровли зданий спального корпуса № 4, 5, 9, столовая, кинозал для нужд МАУ «СОЛ КД «Орленок» (извещение № 31806394939) (далее – Закупка, Запрос предложений),

при участии представителя ООО «РегионСтройСервисАвтоматика» - <...> (доверенность от 19.02.2018 б/н, личность удостоверена паспортом);

при участии представителя МАУ «СОЛ КД «Орленок» - <...> (распоряжение от 14.11.2017 № 669-р, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. № 3785/1 от 26.04.2018) на действия МАУ «СОЛ КД «Орленок» при проведении Запроса предложений. По мнению Заявителя, документация по запросу коммерческих предложений на право заключения договора на выполнение работ по ремонту кровли зданий спального корпуса № 4, 5, 9, столовая, кинозал для нужд МАУ «СОЛ КД «Орленок» (далее – Документация) разработана с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Так, Заявитель считает, что Заказчик установил дату и время окончания подачи заявок, противоречащие пункту 4.3.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАУ «СОЛ КД «Орленок» (далее – Положение). Заявитель указывает, что датой текущей редакции извещения о проведении Запроса предложений является 24.04.2018, в связи с чем, датой окончания подачи заявки должна быть дата - 28.04.2018, а не 27.04.2018.

Также, по мнению Заявителя, Заказчик в Документации не установил порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке, в связи с чем, не представляется возможным установить, что является наилучшим предложением по критериям «Финансовые возможности» и «Опыт выполнения аналогичных работ».

Заявитель отмечает, что в таблице 1 Документации Заказчик установил требование к участникам Запроса предложений о наличии лицензии МЧС. При этом, указанная лицензия в соответствии с постановлением Правительства от 30.12.2011 № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» предоставляется на 10 различных видов деятельности. Вместе с тем, Заказчиком не указано, на какие виды деятельности требуется лицензия МЧС.

Заявитель также в жалобе указывает, что Документацией не предусмотрено привлечение субподрядчиков для выполнения соответствующих работ.

Согласно пункту 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае, подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Следовательно, при выполнении работ Заявитель имеет право привлечь субподрядную организацию, обладающую соответствующей лицензией МЧС, в связи с чем, требование Заказчика о наличии лицензии МЧС от участника закупки является ограничением конкуренции, а также созданием преимущественных условий отдельным участникам закупки в нарушение статьи 3 Закона о закупках.

На заседании Комиссии 08.05.2018 Заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил выдать МАУ «СОЛ КД «Орленок» предписание об устранении нарушений при проведении Запроса предложений.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 03.05.2018 № 05-3744 Ответчиком представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов.

На заседании Комиссии 08.05.2018 представитель Ответчика с доводами жалобы не согласился, высказался согласно возражениям МАУ «СОЛ КД «Орленок» на жалобу ООО «РегионСтройСервисАвтоматика», отметив следующее.

В соответствии со статьей 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Однако, если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Режим рабочего времени в МАУ «СОЛ КД «Орленок» установлен с 8.00 до 17.00, из этого следует, что окончание подачи заявок 27.04.2018 до 17.00 не нарушает п. 4.3.3. Положения.

Критерии, значимость, порядок оценки указаны в Документации. По критерию «Финансовые возможности» осуществляется комплексная всесторонняя оценка финансового состояния участника по сведениям его отчетности (балансу и отчету о финансовых результатах), представленным по форме 5.5 приложения к Документации. По критерию «Опыт выполнения аналогичных работ» предложения оцениваются исходя из представленных сведений согласно форме 5.8  приложения к Документации.

Таким образом, представитель Ответчика считает, указанный довод Заявителя необоснованным.

В техническом задании к огнезащитной обработке деревянных конструкций указаны требования к выполнению работ.

Требование к участникам Запроса предложений о наличии лицензии МЧС установлено в соответствии с пунктом 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании), согласно которому деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений входит в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2001 № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (далее – Постановление № 1225) установлен порядок лицензирования деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, Законом о лицензировании и Постановлением № 1225 установлено требование о выполнении работ по монтажу, техническому облуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений исключительно на основании лицензии.

На основании изложенного, Ответчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной.

3. Из представленных материалов и информации следует, что 19.04.2018 в Единой информационной системе на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) размещено извещение № 31806394939 о проведении Запроса предложений.

Согласно извещению о проведении Запроса предложений редакции от 24.04.2018) прием заявок на участие в Запросе предложений осуществлялся Ответчиком с 19.04.2018 по 27.04.2018 до 17.00.

Дата рассмотрения заявок –  28.04.2018.

Дата подведения итогов Закупки – 28.04.2018.

Согласно протоколу № 31806394939-1 вскрытия конвертов с предложениями на участие в запросе коммерческих предложений от 28.04.2018 на участие в Закупке поступило 3 заявки, в том числе заявка ООО «РегионСтройСервисАвтоматика».

Согласно протоколу № 31806394939-2 рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе коммерческих предложений от 28.04.2018 победителем Закупки признано ООО «Анкорстрой».

Уведомлением Омского УФАС России от 03.05.2018 № 05-3744 Запрос предложений  приостановлен.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В связи с тем, что  Заявитель в своей жалобе  указал на  нарушение требований Закона о закупках и жалоба поступила в антимонопольный орган  до окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений, жалоба Заявителя была принята Омским УФАС России и рассмотрена по существу.

4.1. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик установил дату окончания подачи заявок, противоречащую пункту 4.3.3 Положения.

Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В соответствии с пунктом 1 статьи 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Однако, если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

В соответствии с пунктом 4.3.3 Положения, если в извещение, документацию о запросе коммерческих предложений вносятся изменения, срок подачи заявок должен быть продлен. Этот срок продлевается Заказчиком таким образом, чтобы со дня размещения в единой информационной системе изменений, внесенных в указанные извещение и документацию, до даты окончания подачи заявок на участие в запросе коммерческих предложений срок составлял не менее трех дней.

24.04.2018 Заказчиком внесены изменения в Документацию, в связи с чем, исчисление трехдневного срока начинается с 25.04.2018 и последним днем считается 27.04.2018.

Поскольку участники Закупки должны обеспечить доставку своих предложений на бумажном носителе по адресу местонахождения Заказчика, Ответчик вправе установить ограничение во времени приема предложений согласно режиму работы МАУ «СОЛ КД «Орленок».

Таким образом, Заказчиком  правомерно установлены дата и время окончания приема заявок  - 27.04.2018 до 17.00 час.

4.2. В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В пункте 4.8.3 Документации Заказчиком установлена оценочная стадия.  

Так, согласно пункту 4.8.3.1 Документации в рамках оценочной стадии комиссия по закупкам оценивает и сопоставляет предложения и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика, исходя из шкалы оценки, установленной для следующих критериев:

а) Цена (значимость – 50%);

b) Сроки выполнения работ (значимость – 10%);

c) Объем предоставления гарантий (значимость – 10%);

d) Финансовые возможности (значимость – 10%);

е) Опыт выполнения аналогичных работ (значимость – 20%).

Сумма значимостей критериев оценки заявок на участие в запросе предложений, установленных в документации о проведении запроса предложений, составляет сто процентов.

Шкала оценки – от 1 до 5 баллов, где 1 балл – наивысший, присваивается лучшему предложению по каждому из критериев, остальные предложения нумеруются по возрастанию в зависимости от уменьшения возможностей участника. Если по какому либо критерию предложение участника не соответствует запросам Заказчика, заказчик имеет право поставить наименьший балл.

При равенстве баллов участников победителем признается участник, подавший предложение ранее остальных участников.

Итоговый бал заявки на участие в запросе предложений рассчитывается путем сложения баллов по каждому критерию оценки заявки на участие в запросе предложений, установленному в документации, умноженных на их значимость. Заявке набравшей наименьший итоговый балл, присваивается первый номер.

Так, по критерию «Финансовые возможности» Заказчиком в Документации для заполнения установлена форма 5.5. - «Справка о финансовом положении участника». Для оценки участников по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ» Заказчиком в Документации для заполнения установлена форма 5.8. – «Справка о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров».

Вместе с тем, Комиссия считает, что установленные положения в пункте 4.8.3.1 Документации не позволяют определить, что будет являться наилучшим предложением по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ». К примеру, в Документации не установлено, каким показателем будет руководствоваться комиссия Заказчика, оценивая участника по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ», а именно: количеством исполненных аналогичных договоров, объемом выполненных работ или общей суммой исполненных договоров.

Необходимо отметить, что порядок оценки и сопоставления заявок в документации, установленный на основании положения о закупках, должен содержать конкретные условия (показатели), при которых заявка одного участника будет признана наиболее предпочтительной по сравнению с другими заявками.

Отсутствие конкретных показателей при сопоставлении заявок в закупочной документации, доступной для участников, может привести к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку определение лица, предложившего лучшие условия, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии Заказчика.

Более того, порядок оценки, является необходимым для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок.

Таким образом, Комиссия, проанализировав раздел 4.8.3 «Оценочная стадия», пришла к выводу, что Заказчиком в Документации не установлен порядок оценки и сопоставления поступивших заявок по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ», что является нарушением пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

4.3. В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В пункте 4.5 Документации Заказчиком установлены требования к участникам Закупки. Так, в пункте 4.5.1.2 установлено, что участник должен соответствовать требованиям, приведенным в таблице 1, и представить документы, в том числе лицензию МЧС.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит обязательному лицензированию.

Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций входит в перечень видов работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасность зданий и сооружений, утвержденный Постановлением № 1225.

Заказчиком в техническом задании к огнезащитной обработке деревянных конструкций указаны требования к выполнению работ по огнезащитной обработке, в связи с чем, ознакомившись со всеми положениями Документации, в том числе с техническим заданием к огнезащитной обработке деревянных конструкций, можно определить на какие виды работ необходимо предоставить лицензию МЧС.

В силу пункта 1 статьи 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).

Из содержания пункта 4.1.1 проекта договора следует, что при исполнении договора не допускается перемена подрядчика.

В связи с чем, условиями проекта договора привлечение субподрядной организации не допускается, требование о наличии лицензии МЧС относится непосредственно к участникам Запроса предложений.

            В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Рассмотрев жалобу ООО «РегионСтройСервисАвтоматика», Комиссия отмечает, что основания для выдачи предписания отсутствуют, поскольку внесение изменений в порядок оценки заявок на участие в Запросе предложений не повлияет на его результаты.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «РегионСтройСервисАвтоматика» на действия  МАУ «СОЛ КД «Орленок» при проведении запроса коммерческих предложений на право заключения договора на выполнение работ по ремонту кровли зданий спального корпуса № 4, 5, 9, столовая, кинозал для нужд МАУ «СОЛ КД «Орленок» (извещение № 31806394939).

2.   Предписание не выдавать, в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

3. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 03.05.2018  № 05-3744.

 

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                             <...>

 

Члены Комиссии                                                                                               <...>

                                                                                                                                         

                                                                                                                            <...>

                                                                                                                             <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны