Решение №дело № 05-04.1/57-16 решение № 05-04.1/57-16 по жалобе Автономной некоммерческой ... от 22 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-04.1/57-16

 

15.06.2016                                                                                                                                                                                                г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

А.Х. Баймухамбетовой – начальника отдела контроля органов власти, заместителя  председателя Комиссии;

А.В. Ланбиной – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

Д.А. Патраковой – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

в отсутствие:

Г.В. Лаптевой – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

Г.Н. Федоровой – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

Т.О. Рудюк – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу Автономной некоммерческой организации «Южно-Уральский инженерный центр» (далее – АНО «ЮУИЦ», Заявитель) на действия филиала  Общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-СМ» «ОЗСМ» в г. Омске  (далее –  ООО «Газпромнефть-СМ», Заказчик, Ответчик) при проведении отбора организаций, способной оказать услугу по переработке ПЛРН для нужд филиала ООО «Газпромнефть-СМ» «ОЗСМ» в г. Омске (реестровый номер <...> -18560-307-16) (далее – Отбор № 3-18560-307-16, закупка),

в отсутствие Заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по существу (ходатайство от 14.06.2016 № 201),

при участии представителя Ответчика – <…..> , личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 06.06.2016 г. № 4044э), который считает, что документация Заказчика содержит требования, ограничивающие конкуренцию потенциальных участников, в том числе, установлены невыполнимые и незаконные требования к участникам закупки.                              

К тому же, Заказчик не представил разъяснения положений документации.

В обосновании своих доводов, Заявитель указал, что письмом от 20.05.2016 г. № 163 (за 10 дней до окончания срока подачи заявок на участие) были запрошены разъяснения по девяти пунктам документации. Однако, ответ получен в электронной форме только 03.06.2016 г. (через три дня после окончания срока подачи заявок). К тому же, ответ Заказчика не содержит разъяснений по сути заданных вопросов.

На основании вышеизложенного Заявитель просит  отменить закупку.

К жалобе Заявителя приложены копии следующих документов:

– копия запроса разъяснений (письмо от 20.05.2016 г.);

- копия ответа Заказчика (письмо от 03.06.2016 г.);

- копия письма от 03.06.2016 г. № 191.

2. На основании уведомления Омского УФАС России, Ответчиком представлены надлежащим образом заверенные копии документов, а также возражения на жалобу АНО «ЮУИЦ».

На заседании Комиссии 15.06.2016 г. представитель Ответчика с доводами жалобы Заявителя не согласился, высказался согласно возражениям, отметив следующее.

Вся информация относительно предмета закупки содержалась в документации, которая была доведена до неограниченного круга лиц, что позволило потенциальным участникам сформировать свои предложения и направить в адрес ООО «Газпромнефть- СМ» свои заявки на участие в процедуре.

По мнению представителя Ответчика, ответы на поставленные Заявителем вопросы содержались в документации и фактически не могли препятствовать подаче АНО «ЮУИЦ» пакета документов для участия в отборе:

1. Ответ на вопрос о количестве ПЛРН содержится в Инструкции по участию в Отборе, а именно в пунктах 1.1 и 2.2. Технического задания (раздел 4) при буквальном толковании положений Инструкции.

2. Ответ на вопрос об уровне ЧС содержится в Инструкции по участию в Отборе в пункте 4.3.2 при буквальном толковании положений Инструкции.

3. Требование о наличии у претендента Свидетельства МЧС России об аккредитации организации является выполнимым и позволяет определить соответствие потенциального контрагента установленным действующим законодательством требованиям к лицам, осуществляющим выполнение подобного рода работ.

4. Относительно установленных в документации квалификационных требований о наличии:

-опыта выполнения аналогичных договоров (контрактов) за последние 5 лет;

- сертификата соответствия системы менеджмента качества организации (ГОСТ ISO 9001-2011, ISO 9001-2008);

- свидетельства СРО на выполнение работ по подготовке проектной документации;

- наличии в штате эксперта в области экспертизы промышленной безопасности и документации в части анализа риска опасных производственных объектов;

- наличии в штате специалистов с высшим образованием, аттестованных в Ростехнадзоре;

- фактическом наличии материально-технических ресурсов (специального программного обеспечения и помещений, необходимых для выполнения условий договора), представитель ответчика пояснил, что одной из целей проведения процедур отбора контрагентов является определение контрагента, обладающего максимальной квалификацией и фактически способного выполнить условия контракта.

По мнению представителя Ответчика, действующее законодательство и обычаи делового оборота в сфере проведения закупок не запрещают установление квалификационных требований, их применение в сфере корпоративных закупок является обычной практикой.

Фактическая возможность исполнения вышеуказанных требований, которые по мнению АНО «ЮУИЦ» являются неисполнимыми, подтверждается документацией, представленной в адрес ООО «Газпромнефть-СМ» претендентами.

Представитель Ответчика просил  обратить внимание, что Заявитель не подал предложение об участии в отборе. При этом не имеется каких-либо оснований утверждать, что требования, указанные в инструкции по отбору, были «непонятны», поскольку были поданы предложения четырех организаций, из которых три организации ранее принимали участие в отборах ООО «Газпромнефть-СМ», а одна организация (ООО «Системы управления производственными рисками») впервые участвует в отборах, проводимых ООО «Газпромнефть-СМ».

Таким образом, в действиях ООО «Газпромнефть-СМ» отсутствуют признаки нарушений законодательства в сфере закупок и защиты конкуренции. Доводы АНО «ЮУИЦ», изложенные в заявлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

К тому же, как считает представитель Ответчика, Законом о защите конкуренции предусмотрен ограниченный состав лиц, которые могут подавать жалобы в порядке статьи 18.1Закона о защите конкуренции.

Возможность обращения с жалобой лица, не подавшего заявку на участие в торгах, по конкретному делу должно определяться наличием реального (а не мнимого) нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате несоблюдения порядка организации и проведения торгов. В связи с этим жалоба такого лица должна содержать фактическое обоснование возникновения у него права обратиться в органы ФАС России с такой жалобой за защитой конкретных нарушенных прав, поскольку круг таких лиц законодателем ограничен. Такое ограничение субъектного состава предполагает также наличие у подателя жалобы действительного (а не мнимого) интереса и законных прав, подлежащих публичной (государственной) защите в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции. Поскольку заявитель не являлся участником спорного отбора и с учетом обстоятельств данного дела не имел правовых интересов в рамках оспариваемого отбора, жалоба Заявителя не подлежит рассмотрению.

Вместе с тем, в адрес участников отбора 10.06.2016 г. направлены уведомления о поступлении в Омский УФАС России жалобы АНО «ЮУРИЦ» (г. Челябинск) на действия филиала ООО «Газпромнефть-СМ» «ОЗСМ» в г. Омске при проведении отбора организаций, способной оказать услуги по переработке ПЛРН для нужд филиала (отбор -№3-18560-307-16), а так же информация о содержании и месте размещения жалобы, о принятии жалобы к рассмотрению Омским УФАС России, о дате и месте рассмотрения жалобы.

Таким образом, как указывает представитель Ответчика, в действиях ООО «Газпромнефть-СМ» отсутствуют признаки нарушения действующего законодательства. Доводы, изложенные в жалобе АНО «ЮУИЦ»,  не нашли своего подтверждения.

3. Из представленных материалов и информации, размещенной в сети Интернет на сайтах www.gazprom-neft.ru и www.qazpromneft-oil.ru следует, что Отбор № 3-18560-307-16 организации, способной оказать услуги по переработке ПЛРН (план ликвидации розлива нефтепродукта) для нужд филиала ООО «Газпромнефть-СМ» «ОЗСМ» в г. Омске, проводился согласно процедуре, утвержденной Приказом генерального директора №82/2-П от 01.09.2015 г. об утверждении и введении в действие Стандарта СДО-03.02.02 «Порядок организации и проведения процедур выбора контрагентов для выполнения работ/оказания услуг общего профиля».

Отбор (конкурентный выбор контрагентов) организации, способной оказать услуги по переработке ПЛРН (план ликвидации розлива нефтепродукта) для нужд филиала ООО «Газпромнефть-СМ» «ОЗСМ» в г. Омске был объявлен на основании решения конкурсной комиссии (вопрос №3, Протокол заседания конкурсной комиссии №226 от 10.05.2016 г.). Конкурсная комиссия сформирована на постоянной основе на основании Приказа генерального директора Общества №33/6-П от 31.03.3016 г. «Об утверждении нового состава Конкурсной комиссии филиала ООО «Газпромнефть-СМ» «ОЗСМ».

Дата и время (время здесь и далее - омское) начала приема предложений - 18.05.2016 г. 10 ч. 00 мин., дата и время окончания приема предложений - 01.06.2016 в 15 ч. 00 минут. Дата и время вскрытия конвертов с предложениями - 03.06.2016 с 11 ч. 00 мин.

Порядок проведения отбора изложен в Инструкции по участию в Отборе, утвержденной директором филиала ООО «Газпромнефть-СМ» «ОЗСМ» 10.05.2016 г.

В адрес Общества поступили четыре предложения на участие в закупке. Вскрытие конвертов состоялось 03.06.2016. Заявитель не направлял предложения по участию в отборе. На дату поступления уведомления от Омского УФАС России о жалобе АНО «ЮУИЦ» - 09.06.2016г., победитель отбора не определен, договор не заключен.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителя Ответчика, Комиссия прекращает рассмотрение жалобы по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 1 Закона о закупках установлен перечень юридических лиц, на которых распространяется действие данного закона, а также перечень тех юридических лиц, на которых действие Закона о закупках не распространяется.

Так, в соответствии с частью 2.1 статьи 1 Закона о закупках действие настоящего Федерального закона не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно на:

- субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система);

- дочерние хозяйственные общества субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе;

-  дочерние хозяйственные общества указанных в пункте 2 настоящей части дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе.

В период проведения  филиалом ООО «Газпромнефть-СМ» «ОЗСМ» отбора, учредителями филиала  ООО «Газпромнефть-СМ» «ОЗСМ»  являлись ОАО «Газпром нефть» с размером доли уставного капитала 99%, и ООО «Газпромнефть-Инвест» с размером доли уставного капитала 1%, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц.

На официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru размещена информация об объеме выручки ООО «Газпромнефть-СМ» «ОЗСМ» от закупок товаров, работ, услуг.

ООО «Газпромнефть-СМ» является дочерним обществом ПАО «Газпром нефть» и не оказывало услуг, не реализовывало товары в адрес ПАО «Газпром» на сумму более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой деятельности.

Следовательно, в соответствии с пунктом 3 части 2.1 статьи 1 Закона о закупках, действие Закона о закупках не распространяется на филиал ООО «Газпромнефть-СМ» «ОЗСМ».

 Также Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Согласно статье 1 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Под государственным заказчиком при этом понимается государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки (статья 3 Закона о контрактной системе).

Под муниципальным заказчиком понимается муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (статья 3 Закона о контрактной системе).

Таким образом, ООО «Газпромнефть-СМ» «ОЗСМ» не относится к государственным или муниципальным заказчикам, не осуществляет закупки за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в связи с чем,  не обязано соблюдать требования Закона о контрактной системе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

Как следует из представленных  филиалом ООО «Газпромнефть-СМ»  «ОЗСМ» документов, порядок проведения Закупки регулировался, в том числе:

– Стандартом СДО03.02.02 «Порядок организации и проведения регламентированных процедур выбора контрагентов для выполнения работ/оказания услуг общего профиля»;

- Приказом № 33/6-П от 31.03.2016 г. «Об утверждении нового состава Конкурсной комиссии филиала ООО  «Газпромнефть-СМ» «ОЗСМ»;

- Инструкцией по участию в Отборе № 3-18560-307-16.

Таким образом, учитывая, что проведение Отбора № 3-18560-307-16 не является обязательным в соответствии с действующим  законодательством Российской Федерации, действие Закона о закупках не распространяется на филиал ООО «Газпромнефть-СМ» «ОЗСМ», у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя на действия (бездействие) Заказчика в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение жалобы Автономной некоммерческой организации «Южно-Уральский инженерный центр» на действия филиала  Общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-СМ» «ОЗСМ» в г. Омске  при проведении отбора организаций, способной оказать услугу по переработке ПЛРН для нужд филиала ООО «Газпромнефть-СМ» «ОЗСМ» в г. Омске (реестровый номер <...> -18560-307-16).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением  Омского УФАС России от 08.06.2016 №  05- 3738э.

 

 

Заместитель председателя Комиссии                                                                                                                                 А.Х. Баймухамбетовой                                                                                                                                                         

 

Члены Комиссии:                                                                                                                                                                             А.В. Ланбина

 

Д.А. Патракова

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны