Решение б/н решение по делу № 05/09-15 от 11 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 05/09-15 22 июля 2015 года г. Омск Резолютивная часть оглашена 22 июля 2015г., Изготовлено в полном объеме 05 августа 2015 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: В.А. Кабаненко – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии; Г.В. Лаптевой – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии; А.В. Ланбиной – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии; Т.О. Рудюк - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии; в отсутствие Д.А. Патраковой – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии, при участии Заявителя <…..> (личность удостоверена паспортом); при участии Ответчика Главы Администрации Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области <….> от лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах - юриста Администрации Любинского муниципального района Омской области <…..> (доверенность от 21.07.2015 № 1737-Юр, личность удостоверена паспортом), рассмотрев дело № 05/09-15 по признакам нарушения Администрацией Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, У С Т А Н О В И Л А: 1. Дело № 05/09-15 возбуждено приказом руководителя Омского УФАС России от 19.05.2015 г. № 97 на основании заявления индивидуального предпринимателя <……> (далее – Заявитель) в отношении Администрации Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области (далее – Администрация поселения, Ответчик) по признакам нарушения статьи 15, статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению заявителем деятельности по организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг, создании дискриминационных условий, а также в неправомерном заключении между Администрацией поселения и индивидуальным предпринимателем <…….> (далее – ИП <…..> договора на оказания услуг от 01.01.2015 г. № 1/2015, предметом которого является транспортировка тел в морг для производства судебно-медицинской экспертизы (исследования) и патологоанатомического вскрытия (за исключением умерших в медицинских учреждениях) в период с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. (далее – Договор № 1/2015). Определением Комиссии от 25.06.2015 г. к участию в рассмотрении дела № 05/09-15 в качестве лица, располагающего сведениями об обстоятельствах дела привлечена Администрация Любинского муниципального района Омской области. Как следует из обращения, Заявитель считает неправомерным заключение Договора № 1/2015, так как предоставление другому предпринимателю, а именно <….> права осуществлять транспортировку тел в морг для производства судебно-медицинской экспертизы (исследования) и патологоанатомического вскрытия (за исключением умерших в медицинских учреждениях) создает ограничение конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг. На заседаниях Комиссии 25.06.2015 г., 15.07.2015 г., 22.07.2015 г. Заявитель поддержал позицию, изложенную в заявлении. 2. Главой Администрации поселения в ходе рассмотрения дела № 05/09-15 даны пояснения, из которых следует, что между Администрацией поселения и ИП <….> заключен договор № 1/2015 от 01.01.2015 г. на оказание транспортных услуг по транспортировке тел в морг для производства судебно-медицинской экспертизы (исследования) и патологоанатомического вскрытия (за исключением умерших в медицинских учреждениях) на территории Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. Данный договор был заключен на общую сумму 30 000 (тридцать тысяч) рублей и 20.04.2015 г. был расторгнут на основании представления прокуратуры Любинского муниципального района. Копию представления просил приобщить к материалам дела № 05/09-15. Претензии и жалобы при заключении дополнительного соглашения № 1 от 20.04.2015 г. со стороны ИП <…..> отсутствовали. Также Глава Администрации поселения пояснил, что вышеуказанный договор заключался по предложению отдела МВД России по Любинскому району об организации транспортировки умерших и погибших граждан в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ). К заседанию Комиссии 22.07.2015 г. Главой поселения были представлены заверенные надлежащим образом копии: - письма начальника ОМВД России по Любинскому району подполковника полиции С.Г. Солодухина № 49/497 от 28.01.2013 г.; - письма первого заместителя Главы муниципального района <…. > Главам сельских и городских поселений Любинского муниципального района от 22.03.2013 г. № 498-100; - договора № 1/2015 г. на оказание услуг от 01.01.2015 г.; - дополнительного соглашения № 1 к договору № 1/2015 от 01.01.2015 от 20.04.2015 г.; - представления Прокуратуры Любинского района от 16.04.2015 г. № 7-06-2015 «Об устранении нарушений законодательства о защите конкуренции, о противодействии коррупции»; - Положения об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения в Красноярском городском поселении, утвержденного решением Совета Красноярского городского поселения от 24.05.20107 г. № 19. 3. Представитель Администрации пояснил, что 25.01.2013 г. в Администрацию Любинского муниципального района Омской области поступило письмо № 49/497 начальника ОМВД России по Любинскому району подполковника полиции <….> , в котором предложено рассмотреть вопрос о принятии муниципального правового акта, определяющего порядок транспортировки и доставки умерших (погибших) граждан в морги больниц и учреждений судебно- медицинской экспертизы. Главам сельских и городских поселений Любинского муниципального района Омской области рекомендовано заключать договоры на оказание услуг по транспортировке в морг с мест обнаружения или происшествия умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, а также иных умерших для производства судебно-медицинской экспертизы (исследования) и патологоанатомического вскрытия. В марте 2015 года в Администрации Любинского муниципального района Омской области проводилось рабочее совещание с участием начальника ОМВД России по Любинскому району подполковника полиции <…..> , по итогам которого издано постановление Администрации Любинского муниципального района Омской области от 13.03.2015 г. № 203-п. Указанным постановлением Главам сельских и городских поселений Любинского муниципального района рекомендовано заключить договор о транспортировке трупов, граждан, погибших в ДТП, в морги больниц и учреждений судебно-медицинской экспертизы. 17.03.2015 г. в Администрации Любинского муниципального района Омской области проходило заседание Совета по профилактике преступности и правонарушений в Любинском муниципальном районе, на котором была заслушана информация заместителя начальника ОМВД России по Любинскому району <….>. Было принято решение, в том числе, рекомендовать Главам поселений заключить договор о транспортировке и доставке трупов, граждан, погибших в результате ДТП, в морги больниц и учреждений судебно-медицинской экспертизы. В отношении письма начальника ОМВД России по Любинскому району подполковника полиции <…..> . об организации транспортировки умерших и погибших граждан из общественных мест, с мест происшествий и из жилых помещений в морг БУЗОО «Любинская ЦРБ» за счет бюджета Любинского муниципального района представитель Администрации просил приобщить к материалам дела № 05/09-15 служебную записку начальника юридического отдела <.….> от 31.01.2013 г. Главе муниципального района Ракимжанову А.К., следующего содержания (приобщена к материалам дела). В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к вопросам местного значения муниципального района относится содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг - прямая обязанность осуществлять транспортировку трупов для производства судмедэкспертиз на органы местного самоуправления законом не возлагается. В соответствии со статьей 2 Закона № 52-ФЗ органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В ряде муниципальных образований Российской Федерации в целях предотвращения распространения эпидемий, улучшения санитарного состояния муниципалитетов, обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения и наведения порядка в сфере осуществления вывоза тел умерших и погибших граждан из общественных мест, мест происшествий, катастроф, из жилых помещений в морги приняты НПА регулирующие порядок транспортировки и доставки в морги больниц и учреждений судебно-медицинской экспертизы умерших. При наличии денежных средств возможно заключить муниципальный контракт (по итогам конкурса) между Администрацией района и специализированным предприятием на оказание услуг по транспортировке в морг с мест обнаружения или происшествия умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, а также иных умерших для производства судебно-медицинской экспертизы (исследования) и патологоанатомического вскрытия (за исключением умерших в лечебных учреждениях). Стоимость контракта зависит от количества транспортируемых умерших: по имеющейся практике в 4 квартале 2012г. в Московской области стоимость одной транспортировки и доставки одного умершего (погибшего) с места фактической смерти до морга - не более 2250 руб., включая НДС- 18%. На заседание Комиссии 22.07.2015 г. представитель Администрации представил заверенные надлежащим образом копии: - Постановления Главы муниципального района <…..> от 13.03.2015 г. № 203-п «О состоянии преступности и профилактической работе на территории Любинского муниципального района по итогам 2014 года; - служебной записки начальника юридического отдела Главе муниципального района от 31.01.2013 г.; - протокола № 1 заседания Совета по профилактике преступности и правонарушений в Любинском муниципальном районе от 17.03.2015 г.; - журнала корреспонденции, а также письменных пояснений (вх. Омского УФАС России № 6544э от 13.07.2015 г. 4. Рассмотрев имеющиеся в деле № 05/09-15 материалы, заслушав Заявителя, Ответчика по делу, лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах Комиссия установила следующее. 01.01.2015 г. между Администрацией поселения и ИП <….> заключен договор № 1/2015 на оказание транспортных услуг по транспортировке тел в морг для производства судебно-медицинской экспертизы (исследования) и патологоанатомического вскрытия (за исключением умерших в медицинских учреждениях) на территории Красноярского городского поселения Любинского муниципального района омской области с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. Из материалов дела № 05/09-15 следует, что <….> наряду с другими предпринимателями осуществляет на территории Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг. Одновременно, с 2015 г. ИП <….> оказывала транспортные услуги по транспортировке тел в морг. Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Признаки ограничения конкуренции нормативно закреплены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции. В силу статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Из приведенных норм следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении антимонопольного законодательства является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Решением Совета Красноярского городского поселения от 24.05.2007 г. № 19 утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения (далее – Положение). В соответствии с пунктом 3 Положения организация похоронного дела осуществляется администрацией Красноярского городского поселения. Погребение умерших и оказание услуг по погребению осуществляется специализированной службой. Финансирование услуг по транспортировке тел умерших в морг осуществляется за счет родственников умершего, при отсутствии таковых, за счет средств местного бюджета. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.14 Инструкции об организации выездов на места происшествий и рассмотрения сообщений об обнаружении трупов граждан без внешних признаков насильственной смерти, в том числе при тушении пожаров, а также по заявлениям и сообщениям против половой свободы и половой неприкосновенности, утвержденной совместным приказом СУ СК РФ по Омской области, УМВД РФ по Омской области, Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, БУЗОО «Бюро судебно-медицинской экспертизы» от 19.12.2012 г. № 138/1054/971/112 (далее – Инструкция) оперативный дежурный по окончании работы на месте происшествия организует направление (доставку) трупа в судебно-медицинский морг. Однако, согласно указанной выше служебной записке Главе Любинского района также указано, что при наличии денежных средств возможно заключить муниципальный контракт (по итогам конкурса) между Администрацией Любинского муниципального района и специализированным предприятием на оказание услуг по транспортировке в морг с мест обнаружения или происшествия умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя экспертизы (исследования) и патологоанатомического вскрытия (за исключением умерших в лечебных учреждениях). Исходя из представленных документов, пояснений лиц, участвовавших в в рассмотрении дела № 05/09-15, Комиссия Омского УФАС России считает необходимым отметить, что обязанность по доставке трупов умерших возложена на органы МВД России, и финансирование указанных мероприятий должно осуществляться за счет денежных средств федерального бюджета, и не подлежит делегированию третьим лицам. Данная правовая позиция также отражена в представлении прокуратуры Любинского района. Данное представление Главой не обжаловано, Договор № 1/2015 был расторгнут по соглашению сторон. Вместе с тем, заключив с ИП <….> Договор № 1/2015, Администрация, наделив ИП <….> исключительным правом осуществления услуг по транспортировке трупов в морг, взяла на себя обязанности, возложенные на МВД России, а также не учла конкурентную составляющую на имеющемся рынке ритуальных услуг, фактически создала особые условия осуществления предпринимательской деятельности, что могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции иных хозяйствующих субъектов на том же рынке услуг. На заседании Комиссии 22.07.2015 г. было выяснено, что действие договора на оказание услуг №1/2015 от 01.01.2015 г. прекращено, что связано с исполнением представления прокурора Любинского района Омской области от 16.04.2015 №7-06-2015, по результатам которого было подписано дополнительное соглашение №1 от 20.04.2015 о сокращении срока действия договора до 20.04.2015. В адрес прокурора Любинского района Омской области Администрацией было направлено письмо, в котором сообщено о расторжении с 20.04.2015 г.договора на оказание услуг №1/2015 от 01.01.2015 г. В связи с вышеизложенными обстоятельствами Комиссией Омского УФАС России сделан вывод об отсутствии оснований для выдачи предписания. С учетом изложенного Комиссия пришла к выводу о том, что действия Администрации нарушают запреты, установленные в статье 16 Закона о защите конкуренции, и руководствуясь статьей 23, частью 1, 2, 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать действия Администрации Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области, выразившиеся в заключении с Индивидуальным предпринимателем <….> соглашения - возмездного договора на оказание услуг по транспортировке тел в морг для производства судебно-медицинской экспертизы (исследования) и патологоанатомического вскрытия (за исключением умерших в медицинских учреждениях) в период с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. действиями, которые могли привести к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг, в том числе услуг по перевозке тел умерших и нарушающими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» 2. Признать действия Индивидуального предпринимателя <…..> , выразившиеся в заключении с Администрацией Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области соглашения - возмездного договора на оказание услуг по транспортировке тел в морг для производства судебно-медицинской экспертизы (исследования) и патологоанатомического вскрытия (за исключением умерших в медицинских учреждениях) в период с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. действиями, которые могли привести к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг, в том числе услуг по перевозке тел умерших и нарушающими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 3. Предписание не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи. 4. Материалы дела № 05/09-15 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении об административном правонарушении по статье 14.32 КоАП РФ. Председатель комиссии В.А. Кабаненко Члены Комиссии Г.В. Лаптева А.В. Ланбина Г.Н. Федорова Т.О. Рудюк В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны