Решение б/н Решение № 05/09-14 от 26 февраля 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFР Е Ш Е Н И Е № 05/09-14
06 февраля 2015 года г. Омск
Резолютивная часть оглашена 06 февраля 2015г.,
Изготовлено в полном объеме 20 февраля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
В.А. Кабаненко – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Г.В. Лаптевой – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
А.В. Ланбиной – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
Д.А. Патраковой – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
Г.Н. Федоровой - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
Т.О. Рудюк - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
при участии от Ответчика <…..> (доверенность № 8 от 20.01.2015 г., предъявлен паспорт),
при участии в качестве заинтересованного лица – ООО «Коммунальник» <……> (доверенность № 2 от 01.02.2015 г., предъявлен паспорт),
в отсутствие представителя Заявителя – Омского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» (далее – ОРО ООО «Деловая Россия»), о дате и времени рассмотрения дела, уведомленного надлежащим образом,
рассмотрев дело № 05/09-14 по признакам нарушения Администрацией Одесского муниципального района Омской области <……..> части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции
У С Т А Н О В И Л А:
1. Дело № 05/09-14 возбуждено приказом руководителя Омского УФАС России от 17.12.2014 г. № 353 на основании заявления (вх. Омского УФАС России № 12633 от 18.11.2014 г.) ОРО ООО «Деловая Россия» (далее – Заявитель) в отношении Администрации Одесского муниципального Омской области (далее – Администрация, Ответчик) по признакам нарушения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Как следует из обращения, 22.08.2014 г. Администрация объявила аукцион на право заключения договора аренды муниципального имущества: котельная, склад, мастерская, две теплотрассы, помещение и автомобиль.
Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров в отношении государственного и муниципального и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов определен Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее - Правила № 67).
Как указал Заявитель, согласно пункту 112 Правил № 67 при разработке документации об аукционе запрещается включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного государственного или муниципального имущества.
Включение в перечень сдаваемых в аренду объектов одновременно и котельной и автомобиля нарушает положение Правил № 67.
2. Представителем Ответчика в ходе рассмотрения дела № 05/09-14 даны устные пояснения.
Представитель Администрации, присутствующая на заседаниях Комиссии 23.01.2015 г., 06.02.2015 г. пояснила, что при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества в перечень был включен автомобиль ГАЗ САЗ. Данный автомобиль принимает самое непосредственное участие в технологическом процессе выработки тепловой энергии (подвоз со склада к котельной соли и химических реактивов), в непрерывной подаче тепла потребителям (подвоз материалов к месту устранения порывов).
На заседание Комиссии 23.01.2015 г. были представлены надлежащим образом заверенные копии документов, запрошенные Омским УФАС России:
- распоряжения «О проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды» № 204 от 20.08.2014 г.;
- извещения о проведении торгов № 220814/0171035/01 от 22.08.2014 г.;
- конкурсной документации об открытом аукционе на право заключения договора аренды (далее – конкурсная документация);
- журнала приема заявок на участие в торгах (конкурсе, аукционе) по продаже муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого муниципального имущества;
- заявок на участие в открытом аукционе;
- протокола № 1 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по извещению № 220814/0171035/01.
В дополнение 06.02.2015 г. представлены надлежащим образом заверенные копии следующих документов:
- паспорта транспортного средства (ПТС) № 55 ММ 118723 на модель автомобиля ГАЗ САЗ 3507;
- свидетельства о регистрации транспортного средства ГАЗ САЗ 3507;
- договора аренды муниципального имущества № 3 от 22.09.2014 г.
Приобщены Комиссией к материалам дела № 05/09-14.
Также представитель Ответчика пояснила, что договор по результатам аукциона заключен на 11 месяцев и 28 дней, в последующем Администрация планирует провести конкурс на право заключения концессионного соглашения.
3. Определением об отложении рассмотрения дела № 05/09-14 от 23.01.2015 г. в качестве заинтересованного лица было привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Коммунальник» (далее – ООО «Коммунальник»).
На заседание Комиссии 06.02.2015 г. представитель ООО «Коммунальник» пояснила, что автомобиль ГАЗ САЗ 3507 необходим для обслуживания передаваемого в аренду муниципального имущества. Включение вышеуказанного грузового автомобиля в перечень сдаваемого в аренду муниципального имущества не ущемило права ООО «Коммунальник» как арендатора, а даже способствовало более качественной выработке и подаче тепла потребителям.
Также представитель ООО «Коммунальник» пояснила, что в связи с тем, что при эксплуатации муниципального имущества используется газовое оборудование, то необходима лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и что ООО «Коммунальник» является единственной организацией на территории Одесского муниципального района, имеющей бессрочную лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
К тому же ООО «Коммунальник» и раньше заключало договоры аренды муниципального имущества с Администрацией Одесского района.
В материалы дела № 05/09-14 представлены копии следующих документов:
- Лицензии № ЭВ-61-000270 от 26.12.2007 г. на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов;
- договора аренды № 11 от 09.02.2009 г.
4. Рассмотрев имеющиеся в деле № 05/09-14 материалы, заслушав представителя ответчика, заинтересованного лица Комиссия установила следующее.
4.1. Администрацией Одесского муниципального района Омской области в соответствии с распоряжением № 204-р от 20.08.2014 г. «О проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды» организован открытый аукцион на право заключения договора аренды нижеуказанного муниципального имущества.
22.08.2014 г. Администрацией на сайте http://torgi.gov.ru размещено извещение № 220814/0171035/01 о проведении открытого аукциона, а также размещена Документация об открытом аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества:
- здание – котельная площадью 893,70 кв.м, и оборудование (согласно приложению), расположенные по адресу: Омская область, Одесский район, с. Одесское, ул. Кирова;
- здание – склад, расположенное по адресу: Омская область, Одесский район, с. Одесское, ул. Кирова, д.31, общей площадью 62, 50 кв.м;
- здание-мастерская, расположенное по адресу: Омская область, Одесский район, с. Одесское, ул. Кирова, д.31, общей площадью 45,50 кв.м;
- автомобиль ГАЗ САЗ 3507, 1988 года выпуска, цвет голубой;
- теплотрасса к центральной котельной, протяженность 9527 м, расположенная по адресу: Омская область, Одесский район, с. Одесское, от центральной котельной;
- нежилое помещение 2 П (котельная) и оборудование, площадью 138, 80 кв.м, адрес (местоположение) : Омская область, Одесский район, с. Одесское, пер. больничный, д. 38;
- теплотрасса к котельной ЦРБ, протяженность 1548, 7 м, адрес (местоположение) : Омская область, Одесский район, с. Одесское, пер. Больничный, 38 для производственных нужд.
Начальная (минимальная) цена договора: 92 400 рублей в месяц без НДС.
Срок действия договора аренды: 11 месяцев 28 дней.
В соответствии с протоколом № 1 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по извещению № 220814/0171035/01 от 19.09.2014 г. была подана заявка от ООО «Коммунальник»; комиссия приняла решение: заключить договор аренды сроком на 11 месяцев 28 дней с ООО «Коммунальник», подавшим единственную заявку на участие в аукционе.
4.2 Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса определен Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее - Правила № 67).
В соответствии с пунктом 3.1 Правил № 67 заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Закона о теплоснабжении.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 103-ФЗ) глава 6.1 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее -Закон о теплоснабжении) дополнена статьей 28.1, часть 3 которой указывает, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 103-ФЗ вышеуказанная норма вступает в силу с 08.05.2013 года.
Таким образом, с момента официального опубликования (08.05.2013 г.) Закона № 103-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 28.1 Закона о теплоснабжении.
При этом часть 5 статьи 5 Закона № 103-ФЗ предусматривает исключение, согласно которому с 08.05.2013 до 01.01.2015 допускается передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
С учетом изложенного, передача прав владения и (или) пользования объектами (котельная в с. Одесское Одесского муниципального района Омской области и присоединенная к ней теплотрасса), при условии если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объекта и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет, могла осуществляться посредством заключения договора аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Если между вводом соответствующего объекта в эксплуатацию и публикацией извещения о проведении конкурса прошло менее пяти лет, передача прав владения и пользования объектами может осуществляться по договору аренды.
Кроме того, в соответствии с частями 5 и 6 статьи 5 Закона № 103-ФЗ с 08.05.2013 г. и до 01.01.2015 г. допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении по договору аренды объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
Вместе с тем, Комиссией было установлено, что Администрация Одесского района провела торги на право заключения договора аренды муниципального имущества не в форме конкурса , а в форме аукциона, нарушив тем самым требования статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции при принятии комиссией решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства среди прочего разрешается вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) прекращение нарушения антимонопольного законодательства.
Принимая во внимание, что восстановление положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства невозможно, Омское УФАС России решило предписание не выносить.
4.3. Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых является предметом торгов.
Как указывалось выше Приказом № 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 112 Правил проведения конкурсов и аукционов не допускается включение в состав одного лота технологически или функционально не связанных государственного или муниципального имущества, в частности, включение в состав одного лота государственного или муниципального имущества, предназначенного для электроснабжения, теплоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения.
Руководствуясь положениями названных норм, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу что объединение в одном лоте спорного имущества, а именно включение в состав лота одновременно котельной, теплотрассы и автомобиля не повлекло ограничение конкуренции, что подтверждается письменными и устными пояснениями победителя аукциона – ООО «Коммунальник».
ООО «Коммунальник» выразило согласие с аукционной документацией и ее условия не препятствовали обществу подать заявку на участие в аукционе и участвовать в аукционе. Жалоб на несоответствие условий аукционной документации антимонопольному законодательству от иных лиц в Омское УФАС России не поступало.
Включенное в один лот спорное имущество, а именно автомобиль ГАЗ САЗ 3570 принимает непосредственное участие в технологическом процессе выработки тепловой энергии (подвоз со склада к котельной соли и химических реактивов), в непрерывной подаче тепла потребителям (подвоз материалов к месту устранения порывов), то есть имеет единое назначение - удовлетворение нужд потребителей в жилищно-коммунальных услугах.
Таким образом, полно и объективно исследовав и оценив представленные в дело № 05/09-14 документы, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о том, что включение в состав лота грузового автомобиля ГАЗ САЗ не привело к ограничению, устранению конкуренции, не ограничило права хозяйствующих субъектов, в том числе победителя аукциона – ООО «Коммунальник».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2, 3, 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Прекратить рассмотрение дела № 05/09-14 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации Одесского муниципального района Омской области в связи с отсутствием признаков нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 ФЗ «О защите конкуренции» в её действиях.
Председатель Комиссии В.А. Кабаненко
Члены Комиссии: Г.В. Лаптева
А.В. Ланбина
Д.А. Патракова
Г.Н. Федорова
Т.О. Рудюк
В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.