Решение б/н Нарушение требований части 1 статьи 18 Федерального закона о... от 1 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/18-1081/2022

01 марта 2023 года                                                                                                                                       город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

рассмотрев дело № 055/05/18-1081/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения индивидуальным предпринимателем<…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>, далее – ИП <…>) рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие заявителя, извещенного надлежавшим образом, ИП <…>, в извещении которого предприняты необходимые меры,

УСТАНОВИЛА:   

В адрес Омского УФАС России из ФАС России поступило обращение гражданина  <…> по факту осуществления 15.11.2022 в 11:41 час. на принадлежащий ему абонентский номер <…> звонка рекламного характера с абонентского номера <…>.

В качестве доказательства заявителем приложена аудиозапись телефонного разговора следующего содержания:

«-Алло. Добрый день. Меня зовут <…>. Скажите, пожалуйста, как я могу к вам обращаться?

- Да, алло.

- Хочу вас обрадовать, вы ранее пользовались услугами платежных систем MasterCard и Visa и в качестве благодарности за ваше доверие, мы делаем вам подарок – это карта рассрочки. Проценты по нашей карте вам вообще платить не нужно, так как она не является кредитной. Картой покупки оплачиваются с рассрочкой без процентов до 18 месяцев. Тем более по карте предусмотрено пожизненное бесплатное обслуживание, то есть за карту не надо будет платить ни сейчас, ни потом, она для вас будет абсолютно бесплатной. Для уточнения места получения вашей карты, оставайтесь на линии.

- Здравствуйте. В каком городе вам удобно получить карту?

- Здравствуйте. Что за карта?

- Вас не слышно, повторите.

- А что за карта?

- Это «Халва» от «Совкомбанка», бесплатная, в подарок. Назовите город, запишу вас в офис.

- Слушай, чувак, ты даже не представился. Вот какой ты профессионал, скажи мне?

- Я работаю так, как нам говорят работать. Меня зовут <…>. Колл-центр «Проект мир», Москва. Если хотите получить карту, назовите город. Если нет, так нет».

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена по сетям электросвязи, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к  ПАО «Совкомбанк» и его финансовым продуктам (карта «Халва»).

При этом указанная реклама распространена с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе:

По утверждению заявителя, рекламная информация была направлена без его предварительного согласия на получение рекламы, что является нарушением части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», согласно которой распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказать наличие согласия абонента на получение рекламы, и именно он несет ответственность за распространение ненадлежащей рекламы.

На запрос Омского УФАС России ООО «Т2 Мобайл» была представлена информация, согласно которой абонентский номер <…> выделен ИП <…> на основании договора от 29.09.2021 б/н.

Определением Омского УФАС России от 14.12.2022 в отношении ИП <…> возбуждено дело № 055/05/18-1081/2022 по признакам нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе». Заседание Комиссии по рассмотрению дела № 055/05/18-1081/2022 было назначено на 12.01.2023 в 15:00 часов. Копия определения от 14.12.2022 направлена по адресу регистрации ИП <…> заказным письмом с уведомлением от 14.12.2023  № ТШ/9894/22, и, согласно информации, размещенной на официальном сайте ФГУП «Почта России» (http://www.russianpost.ru), указанное письмо Омского УФАС России (почтовый идентификатор отправления 64401072765749) ИП <…> получено не было и на момент рассмотрения настоящего дела находилось в почтовом отделении с отметкой - «Неудачная попытка вручения».

Определением Омского УФАС России от 12.01.2023 срок рассмотрения дела № 055/05/18-1081/2022 продлен до 14.03.2023, рассмотрение назначено на 01.03.2023 в 15:00. Копия определения направлена в адрес ИП <…> заказным письмом от 13.01.2023 № ТШ/152/23 и, согласно информации, размещенной на официальном сайте АО «Почта России» (www.pochta.ru), указанное письмо Омского УФАС России (почтовый идентификатор 64401072769235) находится в месте вручения с отметкой – «Ожидает в месте вручения».

В  пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что «…С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу».

В части 1 статьи 165.1 ГК РФ  установлено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей адрес места жительства ИП <…>:  <…>.

Таким образом, Комиссия Омского УФАС России полагает, что в извещении ИП <…> предприняты достаточные меры по надлежащему извещению лица о времени и месте рассмотрения дела № 055/05/18-11081/2022.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из определения, данного в пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП <…> является рекламораспространителем.

В силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Федерального закона «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, учитывая пояснения заявителя об отсутствии его согласия на получение рекламы, наличие договора от 29.09.2021 б/н, заключенного между ООО «Т2 Мобайл» и ИП <…>, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ИП <…> требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» при распространении 15.11.2022 в 11:41 час.  рекламы посредством радиотелефонной связи с абонентского номера <…> на абонентский номер <…>.

Учитывая разовый характер поступления звонка с абонентского номера <…> в адрес заявителя (абонентский номер <…>),  а также  отсутствие на момент рассмотрения настоящего дела доказательств обратного, Комиссией Омского УФАС России сделан вывод о нецелесообразности выдачи ИП <…>,  предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ИП <…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>), выразившиеся в распространении 15.11.2022 в 11:41 час. в адрес гражданина (абонентский номер <…>) с абонентского номера  <…> посредством радиотелефонной связи рекламы без предварительного согласия абонента на ее получение, нарушающими требования части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

2. Не выдавать  ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 01 марта 2023 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны