Решение б/н - от 18 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/3-991/2023

о признании жалобы обоснованной

 

18.09.2023                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – руководителя Омского УФАС России, председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строитель» (далее – ООО «Строитель», Общество, Заявитель) на действия акционерного общества «Омскоблводопровод» (далее – АО «Омскоблводопровод», Заказчик, Ответчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на капитальный ремонт водоводов (извещение № 32312635021 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – аукцион, закупка),

при участии представителя Заявителя посредством системы видеоконференц-связи: <...>(доверенность № 006/23 от 20.08.2023, личность удостоверена паспортом),

при участии представителя Ответчика: <...> (доверенность № 78 от 03.05.2023, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 01.09.2023 № 8173-ЭП/23), который полагает, что Заказчиком нарушен порядок определения победителя аукциона. ООО «Строитель» в ходе аукциона заняло первое место с ценой 54 128 321,01 руб., но в итоговом протоколе заявка Общества была отклонена. Основание отклонения: в соответствии с пунктом 6.2 извещения и абзацем 3 пункта 159 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Омскоблводопровод» заявка участника подлежит отклонению за несоответствие требованиям извещения. К заявке на участие в закупке не приложены документы, указанные в пункте 5.1 извещения, а именно:

– декларация, предусмотренная частью 5 пункта 5.1. документации, представляемая в составе заявки участником закупки с использованием программно-аппаратных средств электронной торговой площадки;

– документы, предусмотренные частью 10 пункта 5.1 документации, подтверждающие наличие у участника закупки опыта поставки аналогичных товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с подпунктом 10 пункта 4 документации. Предоставленный участником закупки муниципальный контракт № Ф.2018.475041 без даты заключен на сумму не соответствующую требованиям документации – менее 50% от начальной (максимальной) цены закупки, кроме того файл формата WORD не содержит в себе информацию о подписании данного договора. Муниципальный контракт № 01-2020/С от 19.03.2020 представлен участником закупки в файле формата WORD и не содержит в себе информацию о подписании данного договора.

Заявитель не согласен с вышеуказанными основаниями отказа в допуске, в связи с чем, отмечает, что Обществом к заявке приложен документ с названием «Опыт», который содержит ссылку на реестр в Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в отношении договора № 01-2020/С от 19.03.2020. Поскольку контракт подписан в электронной форме, наличие подписанного договора в бумажной форме необязательно и у Общества отсутствует. По ссылке представлены все документы и они же продублированы в составе заявки.

В отношении декларации, предусмотренной частью 5 пункта 5.1 документации, Заявитель отмечает, что она должна быть сформирована с использованием программно-аппаратных средств электронной торговой площадки. По какой причине она не сформировалась автоматически, Общество не знает. Имея опыт подачи заявок на других государственных площадках, на которых заявка не будет подана, если не отмечены обязательные пункты. В данном случае заявка подалась без ошибок.

Также Заявитель отмечает, что Заказчиком нарушена часть 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при публикации протокола подведения итогов аукциона, который был подписан 23.08.2023, а опубликован 28.08.2023.

На основании изложенного, ООО «Строитель» просит признать жалобу обоснованной и отменить результаты закупки.

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 04.09.2023 № АБ/5425/23 АО «Омскоблводопровод» представлены возражения относительно фактов, изложенных
в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов (вх. от 08.09.2023
№ 8401-ЭП/23).

На заседаниях Комиссии 11.09.2023, 18.09.2023 представитель Ответчика с доводами жалобы Общества не согласилась, высказалась согласно возражениям, представленным в материалы настоящего дела, отметив следующее.

Требование о наличии декларации установлено в соответствии с частью 19.8 статьи 3.4 Закона о закупках. Декларация, предусмотренная частью 5 пункта 5.1 документации, представляется в составе заявки участником закупки с использованием программно-аппаратных средств электронной торговой площадки. Каким образом участник отмечает галочки или загружает данную информацию на электронной площадке, Заказчику неизвестно, однако, второй участник закупки предоставил такую декларацию.

В документации о закупке установлено требование о наличии у участника закупки за период 2020-2022 гг. закупки опыта поставки аналогичных товаров (выполнения работ, оказания услуг) по предмету закупки в количестве не менее 3 договоров, стоимость каждого их которых (в том числе исполнение) составляет 50% начальной (максимальной) цены договора, что подтверждается копиями договоров и документами об их исполнении. Опыт аналогичной деятельности участника как по количеству заключенных договоров, так и по сумме таких договоров позволяет судить о его способности выполнить объем услуг, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем, использование названного критерия допуска участию в закупке является обоснованным.

Законодательство предусматривает единственный случай, когда участник закупки вправе не предоставлять документы, а сделать на них ссылку – подпункт «е» пункта 9 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках – в случае подтверждения соответствия участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Законодательство не устанавливает требование об опыте у исполнителя по такому виду закупок. Установленные Заказчиком требования связаны исключительно с положительным опытом выполнения работ подрядчиками, имеющими опыт в аналогичных работах. По мнению Заказчика, установление данных требований на нарушают принцип равенства, установленный пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку эти требования в равной степени применимы ко всем участникам закупки.

На основании изложенного, Ответчик просит признать жалобу необоснованной.

 

3. Из представленных материалов и информации следует, что 01.08.2023 в Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» АО «Омскоблводопровод» размещено извещение о проведении аукциона.

Согласно извещению № 32312635021 и документации о проведении аукциона дата начала и окончания срока подачи заявок: с 01.08.2023 по 17.08.2023. Рассмотрение первых частей заявок – на третий рабочий день после окончания подачи заявок. Проведение аукциона – на четвертый рабочий день после окончания подачи заявок в 10:00 ч. (МСК+3). Рассмотрение вторых частей заявок и подведение итогов – не позднее следующего рабочего дня после окончания проведения аукциона.

Начальная (максимальная) цена договора: 54 952 610,16 руб., в том числе НДС.

В соответствии с протоколом № 18.1 рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 17.08.2023 на участие в закупке поступило 2 заявки. Согласно протоколу проведения торгов в электронной форме от 23.03.2023 лучшее предложение о цене договора подано участником № 2 (ООО «Строитель»). Из протокола № 18.3 рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе от 23.08.2023 следует, что по результатам рассмотрения вторых частей заявок участников закупки Заказчиком принято решение об отказе в допуске к дальнейшему участию в аукционе двум участникам. Согласно протоколу № 18.4 подведения итогов аукциона от 23.08.2023 в соответствии с подпунктом 4 пункта 322 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Омскоблводопровод» закупка признана несостоявшейся.

Уведомлением Омского УФАС России от 04.09.2023 № АБ/5425/23 аукцион приостановлен.

На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение жалобы по существу перенесено на 18.09.2023.

 

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон Комиссия признала жалобу обоснованной в части, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.
Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 1 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 Закона о закупках и с учетом требований, предусмотренных названной статьей.

Конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется, в том числе путем проведения аукциона в электронной форме (часть 2 статьи 3.4 Закона о закупках).

Частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках предусмотрен перечень информации и документов, обязанность предоставления которых заказчик вправе установить в документации о конкурентной закупке. К числу данных документов относятся, в том числе:

  • копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом «е» пункта 9 части 19.1 статьи 3.4 (пункт 6 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках);
  • декларация, подтверждающая на дату подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 9 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках):

а) непроведение ликвидации участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника такой закупки – юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);

б) неприостановление деятельности участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника такой закупки, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. Участник такой закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по данному заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства не принято;

г) отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства – физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

д) отсутствие фактов привлечения в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства участника такой закупки - юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

е) соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы);

ж) обладание участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты;

з) обладание участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства правами использования результата интеллектуальной деятельности в случае использования такого результата при исполнении договора.

В соответствии с частью 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

Частью 19.4 статьи 3.4 Закона о закупках предусмотрено, что при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства путем проведения аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме установление критериев и порядка оценки, указанных в части 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках, не допускается.

В силу части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках.

Согласно части 19.6 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1 названной статьи. Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 – 9, 11 и 12 части 19.1 названной статьи. При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в аукционе в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 названной статьи.

В соответствии с частью 19.8 статьи 3.4 Закона о закупках декларация, предусмотренная пунктом 9 части 19.1 названной статьи, представляется в составе заявки участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Оператор электронной площадки обеспечивает участнику конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства возможность включения в состав заявки и направления заказчику информации и документов, указанных в части 19.1 названной статьи, посредством программно-аппаратных средств электронной площадки в случае их представления данному оператору при аккредитации на электронной площадке в соответствии с частью 18 названной статьи.

В извещении о проведении аукциона, пункте 3.1 документации о проведении аукциона указан способ закупки – аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Подпунктом 5 пункта 5.1 документации о проведении аукциона установлено, что заявка, подаваемая на участие в аукционе должна содержать, в том числе декларацию, подтверждающую на дату подачи заявки на участие в закупке:

  • непроведение ликвидации участника закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника такой закупки – юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);
  • неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника такой закупки, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. Участник такой закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по данному заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП не принято;
  • отсутствие у участника закупки – физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
  • отсутствие фактов привлечения в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке участника такой закупки - юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • соответствие участника закупки указанным в документации о закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы);
  • обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты;
  • обладание участником закупки правами использования результата интеллектуальной деятельности в случае использования такого результата при исполнении договора.

Такая декларация представляется в составе заявки участником закупки с использованием программно-аппаратных средств электронной торговой площадки.

Согласно пункту 5.2 документации о проведении аукциона заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 3 части 5.1 документации. Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1-2, 5-11 части 5.1 документации. Участник подает заявку на участие в закупке посредством функционала ЭТП в соответствии с регламентом ЭТП. Заявка должна содержать всю указанную в документации информацию и документы.

В силу пункта 6.2 документации о проведении аукциона Заказчик рассматривает заявки на предмет соответствия их требованиям документации. После проведения аукциона посредством ЭТП комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в закупке. На данном этапе Заказчик может отклонить заявки по основаниям, предусмотренным законодательством, Положением о закупках товаров, работ услуг Заказчика, документацией, в том числе в случае:

1) несоответствия заявки требованиям, указанным в документации;

2) отсутствия документов, предусмотренных частью 5.1 (с учетом исключений, предусмотренных документацией);

3) отсутствия сведений об участнике закупки в Едином реестре субъектов малого среднего предпринимательства, участник закупки признается не относящемся к субъектам малого среднего предпринимательства.

Согласно протоколу № 18.3 рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе от 23.08.2023 по результатам рассмотрения вторых частей заявок ООО «Строитель» (участник № 2) отказано в допуске к участию в закупке. В обоснование принятого решения Заказчиком указано следующее: «В соответствии с пунктом 6.2 извещения и абзацем 3 пункта 159 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Омскоблводопровод» заявка участника подлежит отклонению за несоответствие требованиям извещения. К заявке на участие в закупке не приложены документы, указанные в пункте 5.1 извещения, а именно:

  • декларация, предусмотренная частью 5 пункта 5.1. документации, представляемая в составе заявки участником закупки с использованием программно-аппаратных средств электронной торговой площадки;
  • не приложены документы, предусмотренные частью 10 пункта 5.1 документации, подтверждающие наличие у участника закупки опыта поставки аналогичных товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с подпунктом 10 пункта 4 документации. Предоставленный участником закупки муниципальный контракт № Ф.2018.475041 без даты заключен на сумму не соответствующую требованиям документации – менее 50% от начальной (максимальной) цены закупки, кроме того файл формата WORD не содержит в себе информацию о подписании данного договора. Муниципальный контракт № 01-2020/С от 19.03.2020 представлен участником закупки в файле формата WORD и не содержит в себе информацию о подписании данного договора».

Комиссия, проанализировав заявку ООО «Строитель», представленную на участие в аукционе, установила, что заявка Общества не содержит декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктом 9 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках, заполненную и поданную с использованием программно-аппаратных средств электронной торговой площадки.

Оператором электронной торговой площадки ООО «ЭТП ГПБ» в материалы дела представлены письменные пояснения (вх. от 04.09.2023 № 8221-ЭП/23), из которых следует, что в соответствии с пунктом 9.1 Регламента электронной площадки ООО «ЭТП ГПБ»
(далее – Регламент) подача заявок на участие в процедуре (конкурентной закупке, электронной процедуре), проведение которой предусмотрено Законом о закупках, производится в порядке и сроки, предусмотренные указанным нормативным правовым актом Российской Федерации

Формирование и направление заявки на участие в процедуре производится участником закупки в соответствии с правилами и требованиями заказчика или организатора, предусмотренными в извещении и документации о процедуре, и Руководством пользователя ЭТП, которое размещается на ЭТП (пункт 9.3 Регламента).

Согласно подпункту 4 пункта 5.3.1.1 Руководства участника закупки (версия от 26.11.2021) в зависимости от требований к закупке, формируемых организатором, на форме заявки на участие в закупке могут содержаться различные поля, которые следует заполнить. Информация на форме, в том числе включает раздел «Вторая часть заявки».

Участнику закупки, подающему заявку на процедуры СМСП, доступна возможность указания ресурсов, в которых содержится информация о соответствии декларации СМСП. Для этого необходимо установить флажок «Декларация о соответствии», при этом станет доступным поле «Ресурсы, подтверждающие соответствие» – текстовое поле, не обязательное для заполнения.

Таким образом, у участника имеется техническая возможность на электронной торговой площадке сформировать и подать с использованием программно-аппаратных средств указанную декларацию. Декларация формируется площадкой автоматически, участнику необходимо установить флажок.

Также оператор электронной торговой площадки ООО «ЭТП ГПБ» в пояснениях
(вх. от 13.09.2023 № 8522-ЭП/23) указывает, что согласно журналу поданных заявок участник № 1 подписал декларацию о соответствии, предусмотренную пунктом 9 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках. Участником № 2 – ООО «Строитель» указанная декларация посредством программно-аппаратных средств не подавалась. В подтверждение чего прилагает снимки с экрана компьютера с сайта оператора электронной торговой площадки ООО «ЭТП ГПБ».

Из представленных Заказчиком заявок участников аукциона также следует, что декларация, предусмотренная пунктом 9 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках, подпунктом 5 пункта 5.1 документации о проведении аукциона, представлена только участником № 1.
У участника № 2 – ООО «Строитель» такая декларация в составе заявки отсутствует.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком принято обоснованное решение об отказе в допуске к участию в аукционе ООО «Строитель» по причине того, что к заявке Общества не приложена предусмотренная пунктом 9 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках, подпунктом 5 пункта 5.1 документации о проведении аукциона декларация. Таким образом, Комиссия признает данный довод Заявителя необоснованным.

В части отказа в допуске ООО «Строитель» к участию в аукционе, в связи с непредставлением Обществом документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работ по предмету закупки, Комиссия отмечает следующее.

Согласно подпункту 11 пункта 4 документации о проведении аукциона к участникам закупки предъявляется, в том числе требование о наличии у участника закупки за период 2020-2023 года опыта выполнения аналогичных работ по предмету закупки в количестве
не менее 1 (одного) договора, стоимость каждого из которых (в том числе исполнение) составляет 50% начальной (максимальной) цены договора, указанной в документации.

В силу подпункта 10 пункта 5.1 документации о проведении аукциона заявка, подаваемая на участие в аукционе должна содержать, в том числе сведения о наличии у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с подпунктом 10 пункта 4 документации с приложениями копий таких договоров, а также документов, подтверждающих их исполнение. Для подготовки может использоваться форма 4 приложения № 2 документации.

Учитывая, что законодательством Российской Федерации, в том числе Законом о закупках, и иными нормативными правовыми актами, принятыми в его реализацию,
не установлены обязательные требования о наличии опыта, связанного с предметом закупки, Заказчик не вправе устанавливать соответствующие требования в документации о закупке.

Комиссия считает, что вышеуказанные требования являются оценочными критериями, в связи с чем, в силу частей 19.2, 19.4 статьи 3.4 Закона о закупках не могут быть применены к закупочной процедуре в форме аукциона.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что установление в подпункте 10 пункта 5.1 документации о проведении аукциона требования о необходимости предоставления в составе заявки сведений о наличии у участника закупки опыта выполнения работ аналогичных работ по предмету закупки, с приложением копий договоров и документов подтверждающих их исполнение, противоречит частям 19.1, 19.2, 19.3, 19.4 статьи 3.4 Закона о закупках. Соответственно, отказ в допуске к участию в аукционе ООО «Строитель» по причине отсутствия в составе заявки таких документов, является неправомерным. В связи с чем, Комиссия признает данный довод Заявителя обоснованным.

Относительно довода Заявителя о нарушении АО «Омскоблводопровод» срока публикации протокола подведения итогов аукциона Комиссия отмечает следующее.

Согласно части 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Комиссией установлено, что по результатам аукциона Заказчиком составлен протокол № 18.4 подведения итогов аукциона от 23.08.2023 (среда), который был опубликован на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 28.08.2023 (понедельник).

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2011 № 107-ФЗ «Об исчислении времени» время календарного дня исчисляется часами, минутами и секундами. За начало календарного дня принимается момент времени, соответствующий 00 часам 00 минутам 00 секундам. За окончание календарного дня принимается момент времени, соответствующий 24 часам 00 минутам 00 секундам.

Таким образом, третий день со дня подписания протокола приходился на выходной нерабочий день – 26.08.2023 (суббота).

В силу статьи 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Следовательно, крайним сроком размещения протокола № 18.4 подведения итогов аукциона являлось 28.08.2023, в связи с чем, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушения части 12 статьи 4 Закона о закупках. Таким образом, указанный довод Общества является необоснованным.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Принимая решение о выдаче предписания, Комиссией учтено, что Заказчиком в документации о проведении аукциона установлено незаконное требование о предоставлении в составе заявки сведений о наличии у участника закупки опыта выполнения работ аналогичных предмету закупки, с приложением копий договоров и документов подтверждающих их исполнение, что является существенным нарушением норм Закона о закупках, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об аннулировании аукциона.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строитель» (ИНН 5503239034, ОГРН 1125543059289, юридический адрес: 644043, Омская обл., г. Омск, ул. Фрунзе, д. 1, к. 3, помещ. 13П) на действия акционерного общества «Омскоблводопровод» (ИНН 5528022202, ОГРН 1045553004430, юридический адрес: 644520, Омская обл., Омский район, с. Троицкое, ул. Дорстрой, д. 8) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на капитальный ремонт водоводов (извещение № 32312635021 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

2. Выдать акционерному обществу «Омскоблводопровод» предписание об аннулировании аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на капитальный ремонт водоводов (извещение № 32312635021 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

 

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                           <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                       <...>

 

                                                                                                                                          <...>

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны