Решение №055/07/3-363/2022 о признании жалобы необоснованной от 29 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/3-363/2022

о признании жалобы необоснованной

 

29.04.2022                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карьерные машины» (далее – ООО «Карьерные машины», Общество, Заявитель) на действия акционерного общества «Омскоблгаз» (далее – АО «Омскоблгаз», Заказчик) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на поставку экскаватора-погрузчика (извещение № 32211265274 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – конкурентный отбор, закупка),

при участии представителя ООО «Карьерные машины» посредством системы видеоконференц-связи – <...> (доверенность от 28.04.2022 № 109),

при участии представителей АО «Омскоблгаз» – <...> (доверенность от 28.04.2022 № 96-08, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность от 28.04.2022 № 96-08, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба ООО «Карьерные машины» (вх. от 25.04.2022 № 4306э), в которой последнее указывает, что АО «Омскоблгаз» неправомерно принято решение об отклонении заявки Общества на участие в закупке.

Так, в приложении № 1 к документации о проведении конкурентного отбора прописано требование к комплектации «колеса, шины передние – 12,5×18, задние 16,9×28, либо аналогичные». ООО «Карьерные машины» были предложены аналогичные показатели комплектации «колеса, шины передние – 14,5×20, задние 16,9×28».

По мнению ООО «Карьерные машины», документацией о проведении конкурентного отбора установлена возможность предоставления к поставке товара с аналогичными характеристиками, при этом отсутствуют требования к конкретному значению диаметра передних шин, либо словосочетание «либо аналогичные» имеет лишь формальный характер и не используется Заказчиком.

На основании изложенного, Заявитель просит:

– признать жалобу ООО «Карьерные машины» обоснованной;

– признать недействительным протокол по подведению итогов конкурентного отбора от 21.04.2022;

– признать заявку ООО «Карьерные машины» на участие в закупке соответствующей документации о проведении конкурентного отбора.

На заседании Комиссии 29.04.2022 представитель Заявителя поддержала доводы, изложенные в жалобе ООО «Карьерные машины» (вх. Омского УФАС России от 25.04.2022 № 4306э).

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 27.04.2022 № 05-3549э АО «Омскоблгаз» представлены письменные пояснения относительно доводов Заявителя, а также надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов (вх. Омского УФАС России от 28.04.2022 № 4445).

В своих письменных пояснениях АО «Омскоблгаз» указывает, что при описании объекта закупки Заказчиком были соблюдены все требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех воз­можных участников. Закон о закупках не обязывает Заказчика при определе­нии характеристик поставляемого товара в документации о конкурентной закупке уста­навливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.

АО «Омскоблгаз» отмечает, что приобретаемый экскаватор-погрузчик планируется использовать для строительства распределительных газопроводов и газопроводов вводов в рамках про­граммы догазификации Омской области. Учитывая это, а также высокую социально-экономическую значимость выполнения программы догазификации для региона, к экска­ватору-погрузчику предъявляются высокие требования надежности, ремонтопригодности, а также унификации используемых расходных материалов, в частности типоразмера по­крышек, с уже существующими типами экскаваторов-погрузчиков АО «Омскоблгаз».

Включение АО «Омскоблгаз» в документацию о проведении конкурентного отбора определенных технических пара­метров закупаемого экскаватора-погрузчика направлено на определение поставляемого товара потребностям Заказчика, а не на ограничение количества участников закупки, бо­лее того, создание условий для участия какого-то конкретного поставщика.

АО «Омскоблгаз» указывает, что не согласно с приведенными доводами Заявителя. Считает, что заявленные Заказчиком в документации о проведении конкурентного отбора требования (харак­теристики) к поставляемым товарам не могут не обосновано ограничивать количество участников закупки и препятствовать неограниченному кругу лиц участвовать в ней, по­скольку экскаваторы-погрузчики, удовлетворяющие требованиям документации о проведении конкурентного отбора, в частности с требуемым диаметром колес могут поставляться как разными поставщиками, так и могут являться продуктом различных производителей.

По мнению АО «Омскоблгаз», в своей жалобе Заявитель не представил доказательств включения в докумен­тацию о проведении конкурентного отбора характеристик товаров, повлекших или тех, которые могут повлечь, ограничение количества участников закупки, а также не указал на конкретные характери­стики, которые, по его мнению, отсутствуют у других производителей.

Между тем, при проведении закупки на поставку экскаватора-погрузчика при формировании технических характеристик Заказчиком была учтена информация о том, что у АО «Омскоблгаз» в эксплуатации в настоящее время находятся экскаваторы-погрузчики, имею­щие диаметр передних шин только 18 дюймов.

Из соображений унификации и экономической целесообразности АО «Омскоблгаз» считает приоритетным иметь один типоразмерный, взаимозаменяемый ряд передних ко­лес диаметром 18 дюймов для всех экскаваторов-погрузчиков для возможности оператив­ной замены вышедших из строя шин, наличия одного комплекта шин для аварийного за­паса с возможностью оперативной замены на имеющихся экскаваторах-погрузчиках для недопущения приостановки строительно-монтажных работ, выполняемых с использованием экскаваторов-погрузчиков. В связи этим, в документации о проведении конкурентного отбора был указан размер перед­них колес: 12,5-18, либо аналогичные.

Под понятием «аналогичные» подразумевается широкий диапазон размерностей: 12,5-18; 12,5/80-18; 320/80-18; 340/80-18 и иные с монтажным диаметром равным 18 дюймов.

Также АО «Омскоблгаз» указывает, что при проведении закупки, согласно поступившим заявкам от участни­ков, 4 из 7 участников предложили к поставке экскаваторы-погрузчики различных произ­водителей и моделей, соответствующих техническим характеристикам, указанным в документации о проведении конкурентного отбора. Таким образом, общее количество потенциальных участников закупки на поставку экскаватора-погрузчика, по мнению АО «Омскоблгаз», можно охарактеризовать как неограничен­ное.

Кроме того, немаловажным для АО «Омскоблгаз» является то, что стоимость приобретения од­ной шины диаметром 20 дюймов на 30-40% выше стоимости колеса диаметром 18 дюймов одного и того же производителя, что подтверждает экономическую целесообразность применения указанного в документации о проведении конкурентного отбора диаметра передних колес для Заказчика.

Дополнительно АО «Омскоблгаз» отмечает, что шина с монтажным (посадочным) диамет­ром 20 дюймов не является взаимозаменяемой с шиной 18 дюймов, так как не может быть установлена на штатный 18-ти дюймовый колесный диск. Из-за разницы в размерах при попытке монтажа на колесный диск возникнет зазор (просвет) до 2 дюймов. И наоборот, 18-ти дюймовая шина не может быть установлена на 20-ти дюймовый колесный диск, по­скольку посадочный диаметр колеса будет меньше на 2 дюйма.

При проведении закупки от ООО «Карьерные машины» не поступало запроса о разъяснении положений документации о проведении конкурентного отбора, в том числе о разъяснении характеристик товара, являющегося предметом закупки.

На основании изложенного, АО «Омскоблгаз» считает доводы ООО «Карьер­ные машины», изложенные в жалобе, необоснованными и просит в удовлетворении жало­бы отказать.

На заседании Комиссии 29.04.2022 представители Заказчика поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях АО «Омскоблгаз» (вх. Омского УФАС России от 28.04.2022 № 4445).

 

3. Из представленных материалов и информации, размещенной в ЕИС, Комиссией установлено, что 29.03.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» АО «Омскоблгаз» было размещено извещение, а также документация о проведении конкурентного отбора (извещение № 32211265274).

Согласно извещению, документации о проведении конкурентного отбора прием заявок на участие в закупке осуществлялся оператором электронной площадки с 29.03.2022 по 12.04.2022.

Дата подведения итогов запроса котировок – 21.04.2022.

Начальная (максимальная) цена договора – 9 810 000 руб.

Согласно протоколу подведения итогов конкурентного отбора от 21.04.2022 всего на участие в закупке поступило 7 заявок, 4 из которых отклонены. Победителем конкурентного отбора признан участник № 2.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Закон о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках определены основополагающие принципы закупки товаров, работ, услуг.

Так, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

– информационная открытость закупки;

– равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

– целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

– отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 3.2 Закона о закупках, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 Закона о закупках.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:

– требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1);

– требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2);

– требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик (пункт 3).

В соответствии с пунктом 3.2 раздела 3 «Информационная карта» документации о проведении конкурентного отбора предметом закупки является поставка экскаватора-погрузчика.

Качество, безопасность, характеристики поставляемого товара должны соответствовать требованиям технического задания и проекта договора документации о проведении конкурентного отбора.

Пунктом 2 раздела 4 «Техническое задание» документации о проведении конкурентного отбора установлены требования к техническим характеристикам предмета закупки.

Так, в комплектацию экскаватора-погрузчика должны входить, в том числе «колеса, шины передние – 12,5×20, задние 16,9×28, либо аналогичные».

В соответствии с подпунктом «г» пункта 2.3.1.1 раздела 2 «Порядок проведения закупки. Инструкции по подготовке заявок на участие в закупке» документации о проведении конкурентного отбора, приложением № 3 документации о проведении конкурентного отбора к участник должен подготовить заявку в строгом соответствии с требованиями документации о проведении конкурентного отбора таким образом, чтобы заявка не содержала никаких условий, противоречащих требованиям документации, и включала в себя, в том числе: коммерческое предложение (Форма 4).

В Форме 4. Коммерческое предложение участнику закупки  надлежит указать, в том числе технические характеристики и комплектацию, гарантийный срок поставляемого товара.

Подпунктом «м» пункта 2.9.10 раздела 2 «Порядок проведения закупки. Инструкции по подготовке заявок на участие в закупке» документации о проведении конкурентного отбора установлено, что по результатам анализа заявок и проверки информации об участниках закупки, проведенных Заказчиком, комиссия вправе отклонить заявку на участие в закупке в случае несоответствия заявки на участие в закупке требованиям документации о проведении конкурентного отбора.

Согласно протоколу подведения итогов конкурентного отбора от 21.04.2022 на участие в закупке поступило 7 заявок, 4 из которых отказано в допуске к участию в конкурентном отборе, в том числе и участнику № 3 (ООО «Карьерные машины») – на основании подпункта «м» пункта 2.9.10 раздела 2 «Порядок проведения закупки. Инструкции по подготовке заявок на участие в закупке» документации о проведении конкурентного отбора за несоответствие заявки на участие в закупке требованиям документации. Согласно пункту 3.2 раздела 3 «Информационная карта» документации о проведении конкурентного отбора участник предоставил техническое предложение на поставку экскаватора-погрузчика, где указаны колеса, шины передние 14,5×20, задние 16,9×28, что не соответствует диаметру передних колес, не равен 18.

Комиссией установлено, что в составе заявки ООО «Карьерные машины» было представлено коммерческое предложение по Форме 4. Вместе с тем, в указанной форме отсутствуют сведения о комплектации экскаватора-погрузчика в части колес, шин передних. Означенные сведения были представлены в отдельном документе – техническое предложение (не предусмотренном документацией о проведении конкурентного отбора).

В предоставленном техническом предложении ООО «Карьерные машины» были указаны технические характеристики предмета закупки, в том числе сведения о комплектации – колеса, шины передние 14,5×20, задние 16,9×28, что не соответствует требованиям пункта 3.2 раздела 3 «Информационная карта» документации о проведении конкурентного отбора и является основанием для отклонения заявки ООО «Карьерные машины» в соответствии с подпунктом «м» пункта 2.9.10 раздела 2 «Порядок проведения закупки. Инструкции по подготовке заявок на участие в закупке» документации о проведении конкурентного отбора.

Таким образом, Комиссия, учитывая положения документации о проведении конкурентного отбора, письменные пояснения АО «Омскоблгаз» на жалобу ООО «Карьерные машины», приходит к заключению о правомерности действий Заказчика по отклонению заявки Общества на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карьерные машины» (ИНН: 2464047651, ОГРН: 1032402506685, адрес места нахождения: ул. Затонская, д. 62, г. Красноярск, 660052) на действия акционерного общества «Омскоблгаз» (ИНН: 5503002042, ОГРН: 1035504001345, адрес места нахождения: ул. 4-я Челюскинцев, 6А, г. Омск, 644105) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на поставку экскаватора-погрузчика (извещение № 32211265274 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 27.04.2022  №  05-3549э.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Заместитель председателя Комиссии                           <...>

 

 

 

Члены Комиссии                                                              <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны