Решение б/н Решение по делу от 1 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/28-535/2023

 

30 мая 2023 года

город Омск

 

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – ()

члены Комиссии: ()

рассмотрев материалы дела № 055/05/28-535/2023, возбужденного по факту распространения публичным акционерным обществом «Совкомбанк», ИНН 4401116480, ОГРН 1144400000425 (далее – ПАО «Совкомбанк») рекламы с признаками нарушения частей 1 и 2 статьи 18, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие заявителя и законного представителя ПАО «Совкомбанк», извещенных надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Омское УФАС России поступило обращение гражданина () по факту распространения рекламы по сетям электросвязи посредством осуществления 07.03.2023 в 12:50 часов (время омское) телефонного звонка абонентом +() на абонентский номер +().

В качестве доказательства осуществления телефонного звонка заявителем представлена аудиозапись разговора следующего содержания:

 «- Да, здравствуйте…

- Денежный кредит под шесть целых и девять десятых процента или полностью с возвратом процентов от Совкомбанка. Интересно? Скажите да, и мы дадим решение по сумме платежей без посещения офиса…».

По утверждению заявителя, вышеуказанная информация является рекламой, распространенной без его предварительного согласия на ее получение.

В силу части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказать наличие согласия абонента на получение рекламы, и именно он несет ответственность за распространение ненадлежащей рекламы.

Оператор связи заявителя () подтвердил факт поступления 07.03.2023 входящего телефонного звонка на абонентский номер +() от абонента +().

Одновременно ООО () указало, что абонентский номер +(), с которого осуществлялось распространение рекламы, выделен ПАО «Совкомбанк» на основании договора об оказании услуг связи от 30.05.2016 № М2016/05/30.

Определением от 03.05.2023 Омским УФАС России в отношении ПАО «Совкомбанк» возбуждено дело по признакам нарушения частей 1, 2 статьи 18 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В ответ на определение о возбуждении дела ПАО «Совкомбанк» представлены письменные пояснения (вх. № 4741-эп/23 от 25.05.2023), из которых следует, что Общество не отрицает факт осуществления 07.03.2023 телефонного звонка на абонентский номер +(), текст озвученной информации не оспаривает, Общество указывает, что располагает письменным согласием абонента +() на получение рекламной информации, при этом обращая внимание, что «телефонный звонок рекламой не является, поскольку направлен индивидуализированному субъекту, тем самым отсутствует использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и/или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки)…», в связи с чем просит дело прекратить.

Статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» даны понятия:

- электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам;

- абонент - это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации;

- оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Термин «реклама», обозначенный в части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», предполагает значение, отличающееся от общего понятия «реклама», данного в статье 3 Федерального закона «О рекламе», в нем отсутствует такой признак рекламы, как ее адресованность неопределенному кругу лиц, поскольку информация, передаваемая посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, всегда предполагает индивидуализированного посредством абонентского номера или уникального кода идентификации абонента, который ее получает.

В силу специфики способа распространения такая индивидуализация, а именно направление рекламы на конкретный абонентский номер, предполагается нормами законодательства о рекламе (часть 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе») и не является обстоятельством, исключающим рекламный характер распространенной информации.

Основной целью осуществления телефонного звонка является стимулирование интереса к ПАО «Совкомбанк» и его финансовым продуктам, продвижение на рынке, выделение среди иных финансовых организаций, формирование к нему положительного отношения и закрепление в памяти потребителя.

Исходя из представленной заявителем аудиозаписи, во время «телефонного разговора» были указаны:

- продавец товара («Совкомбанк»);

- продукт финансовой деятельности («кредит»), характеризующие признаки («под шесть целых и девять десятых процента или полностью с возвратом процентов»).

Комиссия считает, что озвученная абоненту +() информация «…Денежный кредит под шесть целых и девять десятых процента или полностью с возвратом процентов от Совкомбанка…» носит обобщенный характер, способна формировать интерес к объекту рекламирования не только у лица, которому поступила, но и у иного лица, такие сведения не носят персонализированного характера, при этом отсутствие личного обращения (упоминание имени и отчества абонента либо иной идентифицирующей информации) свидетельствует о том, что данная информация может представлять интерес для неопределенного круга лиц и является рекламой.

 С учетом изложенного рассматриваемая информация, доведенная до сведения абонента +() посредством телефонного звонка, отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы.

В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – постановление Пленума) указано, что «согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя».

ПАО «Совкомбанк» представлена копия типового заявления-анкеты, заполненная и подписанная 13.07.2019 гражданином () (далее –Анкета).

Бланк Анкеты содержит чек-боксы «согласен / не согласен» и графу «даю согласие на информирование меня о новых продуктах и услугах банка путем осуществления прямых контактов со мной с помощью технических средств связи», Комиссия считает, что, заполнив чек-бокс «согласен», () выразил свое волеизъявление относительно получения рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Под запрет, установленный в указанной норме, подпадают как случаи, когда выбор абонента (абонентского номера) осуществляется не человеком, а техническим устройством (программой, компьютером, машиной), так и случаи, когда набор такого номера осуществляется автоматически, без участия человека.

Анализ представленной записи «телефонного разговора», состоявшегося между абонентами +() и +(), позволяет Комиссии сделать вывод о том, что распространение рекламы осуществлялось с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (предположительно с помощью специального программного обеспечения), об этом свидетельствует автоматическое воспроизведение «голосовым роботом» заранее записанного аудиофрагмента, содержащего предложение абоненту выбора ответа «...Интересно? Скажите да...».

Указанное рассматривается Комиссией как нарушение требований части 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лица (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Рассматриваемая рекламная информация «…Денежный кредит под шесть целых и девять десятых процента или полностью с возвратом процентов от Совкомбанка…» содержит информацию о предоставлении финансовой услуги – кредита.

В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» понятие «кредит» относится к банковской операции, осуществление которой производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.

27.11.1990 Центральным банком Российской Федерации ПАО «Совкомбанк» выдана лицензия на осуществление банковских операций № 963.

Потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования (пункт 1 часть 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», далее - Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)»).

Положениями Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» к условиям договора потребительского кредита (займа) отнесены, в том числе:

- сумма потребительского кредита (займа);

- срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа);

- валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем);

 - процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения и т.д.

В пунктах 24 - 25 постановления Пленума указано, что в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее (часть 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»).

Комиссией установлено, что на официальном сайте ПАО «Совкомбанк» www. sovcombank. ru, размещена информация об условиях предоставления кредита под 6, 9%:

- сумма от 100 000 рублей;

- срок от 12 месяцев до 5 лет;

- тип платежа – аннуитетный.

При этом для получения кредита под 6,9 % необходимо также соблюдение ряда иных условий: возраст заемщика, наличие трудоустройства и т.д.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что в нарушение части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» наряду с основной информацией (предложение финансовой услуги от ПАО «Совкомбанк») текст рекламы содержит условие предоставления кредита - процентную ставку при отсутствии остальных условий, определяющих полную стоимость кредита.

Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в статье 3 Федерального закона «О рекламе», ПАО «Совкомбанк» является рекламодателем и рекламораспространителем.

Ответственность за нарушение требований части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель, части 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» - рекламораспространитель (статья 38 Федерального закона «О рекламе»).

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к выводу о нарушении ПАО «Совкомбанк» части 2 статьи 18 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы по сетям электросвязи посредством осуществления телефонного звонка на абонентский номер +().

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

При рассмотрении дела сведений о том, что ненадлежащая реклама в адрес абонента +() не распространяется, ПАО «Совкомбанк» не представлено.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Производство по делу, возбужденному в отношении ПАО «Совкомбанк» (ИНН 4401116480, ОГРН 1144400000425) по части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», прекратить.

 

2. Признать действия ПАО «Совкомбанк», выразившиеся в распространении 07.03.2023 рекламной информации посредством осуществления телефонного звонка в автоматическом режиме на абонентский номер +() нарушающими требования части 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

 

3. Признать рекламу ПАО «Совкомбанк» «…Денежный кредит под шесть целых и девять десятых процента или полностью с возвратом процентов от Совкомбанка…», ненадлежащей, нарушающей требования части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

4. Выдать ПАО «Совкомбанк» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение изготовлено в полном объеме 01.06.2023.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны