Постановление б/н - от 17 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания по делу № 055/04/14.31-1/2022

 

 

17 января 2022 года

г. Омск

 

 

Заместитель руководителя Омского УФАС России <…>, в соответствии с полномочиями, установленными статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 055/04/14.31-1/2022, АО «Омскэлектро»                               (ИНН 5506225921, ОГРН 1135543015145, зарегистрировано по адресу: ул. Л. Чайкиной, 8, г. Омск, 644027) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в отсутствие законного представителя АО «Омскэлектро» - генерального директора <…>, извещенного надлежащим образом о дне, времени и месте составления настоящего протокола,

в присутствии защитника АО «Омскэлектро» – <…> (доверенность), которой были даны разъяснения о правах лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, а также разъяснены права защитника, предусмотренные статьей 25.5 КоАП РФ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Решением Комиссии Омского УФАС России от 10.11.2021 по делу № 055/01/10-96/2021 АО «Омскэлектро» признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссией по делу № 055/01/10-96/2021 было установлено следующее.

В 2019-2020 гг. по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 055/01/10-289/2019 в отношении АО «Омскэлектро» (далее – Общество, Ответчик) Комиссией Омского УФАС России было принято решение об установлении Обществом в 2018 году монопольно высокой стоимости услуги по предоставлению опоры для размещения провода волоконно-оптических линий связи (далее - Услуга) и 05.03.2020 выдано предписание об устранении установленного нарушения антимонопольного законодательства и расчете экономически обоснованной цены на Услугу.

28.12.2020 в Омское УФАС России поступило письмо АО «Омскэлектро»
(исх. № 06-14/19691, вх. №14761),
в котором Общество сообщило, что в период рассмотрения дела № 055/01/10-289/2019 изменена калькуляция на работы (услуги) по прочей деятельности, подготовлено распоряжение № 460 от 05.08.2019 (с изменениями от 10.09.2019 № 525), которым, по мнению Общества, установлена экономически обоснованная стоимость услуги «Предоставление опоры для размещения провода, кабеля, ВОЛС», таким образом предписание от 05.03.2020 № 055/01/10-289/2020 является исполненным.

Стоимость Услуги в соответствии с распоряжением № 460 от 05.08.2019 на основании расчета (приложение № 2 к распоряжению, далее по тексту также Расчет) составляет 423,93 руб. в месяц без НДС (508,72 руб. в месяц с НДС) при наличии на опоре двух и более подвесов. Таким образом, стоимость Услуги после изменения состава работ по содержанию опор на 2019 год увеличилась на 0,65 руб. относительно стоимости без НДС, установленной Обществом на 2018-2019 годы и являющейся предметом анализа дела № 055/01/10-289/2019.

02.02.2021 в Управление поступило заявление от потенциального участника рынка услуг размещения ВОЛС на воздушных линиях АО «Омскэлектро» - ООО «Гепард-СпецМонтаж», в котором Заявитель указывает, что установленная АО «Омскэлектро» в 2020 году стоимость
Услуги является монопольно высокой, а предписание Комиссии Омского УФАС России от 05.03.2020
№ 055/01/10-289/2020 неисполненным.

При изучении Расчета установлено, что в основу заложены работы, которые не были предметом рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 055/01/10-289/2019, в связи с чем при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства при установлении цены в 2019 году в соответствии с распоряжением № 460 от 05.08.2019 возбуждено настоящее дело.

Размещение провода, кабеля, ВОЛС, оборудования сторонних организаций осуществляется АО «Омскэлектро» как на опорах линий наружного освещения (НО), находящихся как на балансе Общества, так и на опорах районных электрических сетей (РЭС).

По данным Общества в совместной эксплуатации с другими хозяйствующими субъектами (при оказании Услуги) находятся <…> опор, в том числе <…> опор ЛНО и 849 опор РЭС, из которых:

- ж/б опор - <…> шт.;

- металлических опор – <…> шт.;

- деревянных опор – <…> шт.

Согласно информации о перечне хозяйствующих субъектов - покупателей
АО «Омскэлектро» - основными потребителями Услуги являются операторы связи в целях строительства сетей связи.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 07.07.2003
№ 126-ФЗ «О связи» организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, опор линий электропередачи, контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи за соразмерную плату за пользование этим имуществом.

В соответствии с предметом заключенных АО «Омскэлектро» договоров возмездного оказания услуг Общество в исследуемом периоде (2019-2021гг.) оказывало операторам связи услуги по предоставлению опор для проведения волоконно-оптического кабеля заказчика. В соответствии с пунктами 2.1.1. и 2.1.2. представленных договоров АО «Омскэлектро» обязуется обеспечить возможность размещения волоконно-оптического кабеля на опорах согласно проекту, техническому заданию и обязуется производить капитальный и текущий ремонт опор за свой счет.

Работы по монтажу (размещению на опорах) и демонтажу с опор волоконно-оптического кабеля согласно условиям указанных договоров заказчики (покупатели услуги) обязаны производить собственными силами.

Кроме того, в соответствии с условиями заключенных АО «Омскэлектро» в 2017 году и позднее договоров на оказание Услуги демонтаж волоконно-оптического кабеля заказчик обязуется обеспечить с восстановлением (косметический ремонт) опор, на которых был размещен подвес.

С 2019 года распоряжением № 460 от 05.08.2019 установлена стоимость услуги
«Предоставление опоры для размещения провода, кабеля, ВОЛС» в размере 508,72 руб. в
месяц с НДС (при наличии на опоре 2-х и более подвесов).

В обоснование стоимости Услуги Обществом 12.01.2021 (в рамках исполнения предписания) представлен Расчет стоимости услуги за представление опоры для одного подвеса, провода, кабеля ВОЛС, оборудования (далее – Расчет) с указанием состава работ, периодичности их проведения и стоимости каждой работы.

Комиссия Омского УФАС России в решении по делу отметила, что позднее (22.03.2021) в рамках рассмотрения дела № 055/01/10-96/2021 Ответчиком представлен Расчет с содержанием, отличающимся от представленного 12.01.2021 (таблица 1).

Таблица 1

Наименование работ

Периодичность работ

представлено 12.01.2021

представлено 22.03.2021

1

Инструментальная проверка стрелы провеса воздушной линии

1 раз в 6 лет

2

Проверка прочности железобетонной опоры

1 раз в 6 лет

3

Проведение инструментальной проверки угла наклона опоры

1 раз в 3 года

4

Проверка трещин на железобетонных опорах с откопкой

1 раз в 6 лет

5

Выправка железобетонной опоры наружного освещения

12% в год от общего количества

6

Замена железобетонной опоры наружного освещения

5% в год от общего количества

7

Ремонт металлической опоры

12% в год от общего количества

8

Проверка металлической опоры на коррозию с откопкой

1 раз в 6 лет

9

Ремонт железобетонной опоры

12% в год от общего количества

10

Верховой осмотр кронштейна, светильника, провода на опорах наружного освещения

3 раза в год

6 раз в год

11

Нумерация опор

1 раз в год

12

Очистка опор от объявлений

2 раза в год

1 раз в год

13

Покраска металлической опоры наружного освещения

35% в год

40% в год

14

Регулировка светильников на опорах наружного освещения

1 раз в год

15

Осмотр железобетонной приставки на наличие трещин со вскрытием грунта 0,5м

1 раз в 6 лет

16

Выправка деревянной опоры с железобетонной приставкой

12% в год от общего количества

17

Проверка деревянной опоры на загнивание

1 раз в 3 года

18

Верховой осмотр деревянной опоры: проводов изоляторов, металлических элементов опоры

3 раза в год

6 раз в год

19

Замена деревянной опоры с железобетонной приставкой

5% в год от общего количества

6 % в год от общего количества

20

Выправка железобетонной опоры

12% в год от общего количества

21

Замена железобетонной опоры

5% в год от общего количества

22

Верховой осмотр железобетонной опоры: проводов изоляторов, металлических элементов опоры

3 раза в год

6 раз в год

 

Сумма затрат всего (руб.)

38 375 885,30

56 951 111,16

 

Количество опор всего (шт.)

3 559

3 559

 

Учитываемое количество подвесов на одной опоре (ед.)

2

3

 

Стоимость размещения на 1 опоре

508,72*

508,72

Необходимость проведения работ и их периодичность обоснована Обществом (письмо исх. № 06-14/ОГО-03-22/19 от 22.03.2021, вх. № 2874 от 23.03.2021) следующими документами:

- Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 (далее по тексту – ПТЭЭП);

- Типовой инструкцией по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 0,38 - 20 кВ с неизолированными проводами.
РД 153-34.3-20.662-98, утвержденной РАО «ЕЭС России» 19.05.1998;

- Временным положением о планово-предупредительном ремонте электроэнергетических устройств, оборудования и установок электрических сетей, наружного освещения и электрической части электростанций системы Минжилкомхоза РСФСР, утвержденным Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 15.02.1978 № 88;

- Типовыми нормами обслуживания для рабочих, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом установок наружного освещения, утвержденными Постановлением Госкомтруда СССР от 22.03.1979 № 100/7-31;

- Типовой инструкцией по окраске металлических опор линий электропередачи с применением преобразователя ржавчины. РД 34.21.662 (ТИ 34-70-023-84), утвержденной
Минэнерго СССР 19.12.1983;

- Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229.

Работы на опорах с ВОЛС проводятся силами подразделений, обслуживающих РЭС (СРЭС, ЮРЭС и ЛРЭС), подразделением, обслуживающим ЛНО (УНО), с привлечением подразделений транспорта и механизмов (УМиТ).

В соответствии с пояснениями Общества перечень работ и периодичность их
выполнения в Расчете определены с учетом увеличенной нагрузки (вибрация, изгибающие усилия) на воздушные линии из-за «парусности» проводов, возникающей при размещении ВОЛС, воздействия неблагоприятных погодных условий, возникновения аварийных ситуаций на ВЛ, размещенных вблизи транспортных магистралей.

Среднее количество подвесов на опоре в Расчете принято с учетом следующих данных: 1 подвес - ВЛ Общества и 2 (в среднем) подвеса ВОЛС сторонних организаций, таким образом, в стоимость Услуги Общества включены 2/3 расходов АО «Омскэлектро» по работам, связанным с обслуживанием и ремонтом опор, на сумму 37 967 407,44 рублей в год.

В обоснование затрат на выполнение работ в рамках Услуги Обществом представлены калькуляции по каждому виду работ (далее – калькуляции). В стоимость работ включены
затраты на оплату труда основных работников и специалистов; на оплату труда водителей и машинистов спец. машин; на эксплуатацию машин; страховые взносы; накладные расходы в процентном отношении от фонда заработной платы; плановые накопления (прибыль).

В калькуляциях отдельно учитываются трудозатраты:

- основных рабочих и специалистов при выполнении работ: электромонтер,
стропальщик, электрогазосварщик, мастер, диспетчер, помощник диспетчера;

- водителей автотранспорта, машинистов спец. машин и механизмов и грузчика.

Расчет трудозатрат Обществом произведен по данным замеров времени на выполнение каждого вида работ (фотографии рабочего времени по работам на опорах с ВОЛС от 07.06.2019, 10.06.2019, 11.06.2019, 13.06.2019, 14.06.2019, 17.07.2019, 18.07.2019, 19.07.2019, 22.07.2019, 23.07.2019).

Все расчеты трудозатрат основных работников произведены с учетом норм времени электромонтеров и электрогазосварщика (при наличии).

Полный перечень работ и трудозатрат по каждой из работ в соответствии с Расчетом представлен в Приложении 1.

В соответствии с Расчетом Обществом выполняются следующие работы:

  1. Верховой осмотр, регулировка светильников на опоре.

Указанные работы на всех опорах с ВОЛС проводятся в составе бригады из двух
электромонтеров (основные рабочие) и мастера при участии диспетчера, водителя и механизатора. Трудозатраты основных работников на осуществление осмотра 1 опоры в соответствии с фотографиями рабочего времени составляют: 0,64 чел.-час. для деревянных опор, 0,665 чел.-час. для ж/б опор РЭС, 0,804 чел.-час. для ж/б опор НО (при 2-х исполнителях) или в среднем 22 минуты на работу каждым исполнителем.

Верховые осмотры опор производятся с выполнением следующих действий: проверка наличия и состояния средств защиты, инструмента и приспособлений; открытие наряда-допуска, подготовка рабочего места; получение разрешения на проведение верхового осмотра; подъем на опору на автовышке, проведение осмотра проводов, изоляторов, металлических элементов, креплений, кронштейна, светильника (на опорах НО); спуск с опоры с использованием автовышки; уборка рабочего места; закрытие наряда-допуска. При выполнении верхового осмотра опоры ЛНО дополнительно выполняются действия по отключению/подключению коммутационных аппаратов в щите НО.

Таким образом, при регулировке светильников исполнители выполняют
аналогичные действия как при верховом осмотре, включая подъем/спуск с использованием автовышки, а вместо осмотра оборудования осуществляют разборку/сборку крепления
светильника. Трудозатраты основных работников на регулировку светильника составляют 0,811 чел.-час. (при 2-х исполнителях) или в среднем 24 минуты на работу каждого
исполнителя.

  1. Проверка опоры/приставки с откопкой.

Указанные работы на всех опорах с ВОЛС проводятся в составе бригады из двух
электромонтеров (основные рабочие) и мастера при участии диспетчера, водителя и
механизатора. Трудозатраты основных работников на проверку опоры (по Расчету) в
соответствии с фотографиями рабочего времени составляют: 0,764 чел.-час
. на ж/б опоре, 1,029 чел.-час. на металлической опоре, 0,993 чел.-час. на деревянной опоре (при 2-х
исполнителях) или в среднем 28 минут на работу каждого исполнителя.

При проверке опоры/приставки с откопкой основания Обществом в трудозатратах
учтено время на проведение инструктажа, проверку необходимых средств защиты,
инструмента и приспособлений, открытие распоряжения, получение разрешения, подготовку рабочего места, откопку основания опоры, проверку состояния опоры, занесение результатов осмотра, «закопка» опоры», планирование поверхности земли вокруг опоры, уборку рабочего места, закрытие распоряжения.

  1. Инструментальные проверки опоры.

В инструментальных проверках участвуют два электромонтера при участии мастера, диспетчера и водителя. В трудозатратах Обществом учтено время на проверку наличия и
состояния средств защиты, инструмента и приспособлений; проведение целевого инструктажа; открытие распоряжения; подготовку прибора; проведение замеров; запись данных; закрытие распоряжения. Трудозатраты основных работников на инструментальную проверку опоры в соответствии с фотографиями рабочего времени составляют: 0,241 чел.-час. измерение стрелы провеса ВЛ, 0,355 чел.-час. измерение угла наклона опоры, 0,167 чел.-час. на измерение прочности бетона, 0,491 чел.-час. на определение степени загнивания, (при 2-х исполнителях) или в среднем 10 минут на работу каждого исполнителя.

  1. Работы по выправке опоры. 

Указанные работы производятся бригадой в составе из двух электромонтеров и мастера при участии диспетчера и водителя. При проведении работ по выправке осуществляются следующие  действия: получение инструктажа, проверка средств защиты и инструмента и приспособлений, открытие наряда-допуска, действия по отключению коммутационных аппаратов, установка переносного заземления, подготовка рабочего места и механизмов, получение разрешения на выполнение работ, откопка основания опоры, демонтаж оборудования с использованием автовышки, выправка опоры, закопка опоры, планировка грунта вокруг опоры/приставки, монтаж оборудования с использованием автовышки, уборка рабочего места, снятие переносного заземления, включение коммутационных аппаратов, закрытие наряда-допуска. Трудозатраты основных работников на выправку опоры в соответствии с фотографиями рабочего времени составляют 2,466 чел.-час. на ж/б опору ЛНО, 3,313 чел.-час. на деревянной опоре, 3,52 чел.-час. на ж/б опоре РЭС (при 2-х исполнителях) или в среднем 93 минуты на работу каждого исполнителя.

  1. Ремонт металлической опоры.

При выполнении работы участвуют два электромонтера, электрогазосварщик, мастер при участии диспетчера, водителя и механизатора.

В трудозатратах Обществом учтено время на получение инструктажа, проверку
наличия средств защиты и инструмента и приспособлений, открытие наряда-допуска,
действия по отключению коммутационных аппаратов, подготовку рабочего места и
механизмов, получение разрешения на выполнение работ, демонтаж оборудования с
использованием автовышки, подъем на автовышке, проведение сварочных работ на опоре, монтаж оборудования на опоре с использованием автовышки, уборку рабочего места,
подключение коммутационных аппаратов, закрытие наряда-допуска. Трудозатраты основных работников на ремонт металлической опоры в соответствии с фотографиями рабочего
времени составляют 5,171 чел.-час. (при 2-х исполнителях) или в среднем 103 минуты на
работу каждого исполнителя.

  1. Замена опоры.

Указанные работы на всех опорах с ВОЛС проводятся в составе бригады из двух
электромонтеров (основные рабочие) и мастера при участии диспетчера, водителей и
механизаторов. Трудозатраты основных работников на замену опоры в соответствии с
фотографиями рабочего времени составляют 8,348 чел.-час. для деревянной опоры, 8,68 чел.-час. для ж/б опоры РЭС, 6,483 чел.-час. для ж/б опоры ЛНО (при 2-х исполнителях) или в среднем 235 минут на работу каждого исполнителя.

В затраты включено время на получение инструктажа, проверку наличия средств
защиты и инструмента и приспособлений, погрузку опоры, открытие наряда-допуска,
действия по отключению коммутационных аппаратов, выгрузку опоры, установку переносного заземления, подготовку рабочего места, получение разрешения, работу на вышке по демонтажу оборудования опоры, демонтажу старой опоры, бурение, установку новой
опоры/приставки, монтажу оборудование на вышке, уборку рабочего места, снятие переносного заземления, подключение коммутационных аппаратов, закрытие наряда-допуска.

  1. Ремонт железобетонной опоры.

При ремонте железобетонной опоры участвуют два электромонтера (основные
рабочие), мастер при участии диспетчера и водителя; осуществляется проверка средств
защиты и инструментов, инструктаж, открытие распоряжение, подготовка рабочего места, нанесение раствора бетона на трещины в опоре, уборка рабочего места, закрытие
распоряжение. Трудозатраты основных работников на ремонт ж/б опоры в соответствии с
фотографиями рабочего времени составляют 1,924 чел.-час. (при 2-х исполнителях) или в среднем 58 минут на работу каждого исполнителя.

  1. Обновление нумерации и очистка опор.

Указанные работы проводятся одним электромонтером при участии мастера, диспетчера и водителя. Электромонтер получает инструкцию, проверяет средства защиты, инструменты и приспособления, открывает распоряжение, производит очистку/обновление номера опоры, закрывает распоряжение. Трудозатраты основных работников на указанные работы в соответствии с фотографиями рабочего времени составляют 0,057 чел.-час. на обновление нумерации, 0,119 чел.-час. на очистку опор (при 2-х исполнителях) или в среднем 5 минут на работу каждого исполнителя.

  1. Покраска опоры.

Покраску опоры осуществляют два электромонтера (основные рабочие) при участии мастера, диспетчера, водителей и механизатора. Трудозатраты основных работников на
покраску опоры в соответствии с фотографиями рабочего времени составляют 1,882 чел.-час. (при 2-х исполнителях) или в среднем 56 минут на работу каждого исполнителя.

Общее количество трудозатрат основных рабочих в соответствии с объемом работ в Расчете составило: 24 070,80 человеко-часов в год, в том числе сотрудников УНО - 19 435,23 чел.-час. и сотрудников РЭС -  4 635,57 чел.-час.  При среднем объеме в год на 1 сотрудника 1 979 часов, на выполнение работ в соответствии с Расчетом необходимо 12 сотрудников, в том числе - 10 сотрудников подразделения УНО.

В качестве доказательств обоснованности и необходимости проведения работ по
обслуживанию опор с ВОЛС Ответчиком в материалы дела предоставлены акты, в которых отражены следующие существенные, по мнению Общества, сведения для фиксации
технического состояния опор: улица размещения ВЛ, период выполнения работ (месяц, год), перечень работ, ссылка на номер калькуляции, количество работ:

- акты и сметы подразделений УНО, СРЭС, ЛРЭС, ЮРЭС по работам, включенным в Услугу за период с августа 2019 года по январь 2021 года (далее – Акты для учета) с
информацией за месяц в разрезе улиц;

- акты выполненных работ (далее Акты) с информацией за определенный день в
разрезе улиц, вида и количества работ, исполнителей работ.

- листки осмотра ВЛНО за период с 21.01.2020 по 31.07.2020 с указанием факта
осмотра, объема выполненных работ, сроков устранения и отметки о выполнении (далее – листы осмотра).

Установленные Комиссией суммарные отличия в трудозатратах по актам к учету (15 982 чел.-час. за 2020 год) и Актам (16 322 чел.-час. за 2020 год) не влияют на выводы
Комиссии, большинство Актов к учету (за месяц) сформировано на основании Актов
(по дням). Так,
<…>.

Решением по делу № 055/01/10-96/2021 установлено, что в основной массе Актов по каждому виду работ зафиксированы ФИО одного исполнителя, тогда как в большинстве
случаев работы выполняются в составе 2-х исполнителей (электромонтеров). На заседании Комиссии 12.10.2021 представитель Ответчика пояснил, что в таких случаях необходимо
учитывать работу бригады в составе необходимого для выполнения работы количества
исполнителей в соответствии с требованиями техники безопасности и охраны труда.

Подробный анализ Актов за период с августа 2019 года по декабрь 2020 года показал, что такие работы как «замена опор», «покраска опор» на опорах с ВОЛС Ответчиком не
производились.

Работы выполнены в бо́льшем объеме, чем предусмотрено Расчетом, по следующим видам:

- проверки на загнивание деревянных опор ВЛ - в 5 раз;

- количество проверок стрелы провеса ВЛ в 3,6 раз;

- количество проверок угла наклона опоры ВЛ в 1,8 раз;

- количество проверок прочности ж/б опоры ВЛ в 1,8 раз;

- количество очисток (от объявлений) опор ВЛ в 1,8 раз.

В 2019-2020 гг. периодичность проведения таких работ как «нумерация опор»,
«проверка трещин/коррозии с откопкой», «верховой осмотр светильников», «очистка опор от объявлений» на опорах с ВОЛС в Расчете превышает средние фактические данные по
указанным работам по основной деятельности (для ВЛРЭС) и по Соглашениям (для ВЛНО).

По результатам анализа выполненных работ установлено, что при общих трудозатратах основных рабочих в год по Расчету 24 070 чел.-час. трудозатраты по Актам за 2020 год составили 15 982 чел.- час., сумма расходов по Расчету - 56 953 020 руб. (включая стоимость материалов), за 2020 год по Актам -  35 666 803,30 руб. Таким образом, в Расчете учтены расходы, не подтвержденные Актами.

В большинстве случаев работы по регулировке светильников производились в один день с работами по верховому осмотру опор, что является технологически и экономически обоснованным, учитывая одинаковый состав исполнителей и механизмов для производства работ (автовышка). Таким образом, трудозатраты по работам «верховой осмотр опор ЛНО» и «регулировка светильников» в Расчете завышены на подготовительные мероприятия и время подъема/спуска автовышки.

Кроме того, Комиссией Омского УФАС России была произведена оценка применяемых Обществом норм времени при расчете «необходимого объема трудозатрат» на 1 исполнителя на каждую дату в Акте. Принимая во внимание 8-часовой режим работы сотрудников
Ответчика, Комиссией установлено, что в 45% «эпизодов»[1] (366 случаев из 803) за 8-часовой рабочий день сотрудники Ответчика успевали выполнить работы, на которые в соответствии с замерами Общества (фотографиями рабочего времени) должно быть затрачено более 8-ми часов (и даже более 130! часов).

Так, 23.06.2020 одним составом бригады службы СРЭС (в двух актах в столбце
«Исполнитель» указан эл. монтер Ольхов А.С., мастер - Кислов С.И.) было выполнено 170 работ по улице «7 Северная, Средняя» и 56 работ по улице «Тарская, 12 Северная» (таблица 2). Всего 23.06.2020 Ольховым А.С. (в составе бригады) за 8-часовой рабочий день выполнены работы, на которые в соответствии с трудозатратами, учитываемыми при расчете стоимости Услуги (по фотографиям рабочего времени), одному сотруднику необходимо более 43 часов или более 5 рабочих дней.

Таблица 2.

Наименование работы

Кол-во опор

Трудозатраты основного персонала

чел-час

Кол-во исп.

Необходимые трудозатраты (чел-час) на 1 чел.

Ольхов А.С. по улице «7 Северная, Средняя»

Инструментальная проверка стрелы провиса воздушной линии

34

0,241

2

4,097

Проведение инструментальной проверки угла наклона опоры

34

0,355

2

6,035

Очистка опор от объявлений

34

0,119

1

4,046

Проверка деревянной опоры на загнивание

34

0,491

2

8,347

Верховой осмотр деревянной опоры: проводов, изоляторов, металлических элементов опоры

34

0,640

2

10,88

Ольхов А.С. по улице «Тарская, 12 Северная»

Инструментальная проверка стрелы провиса воздушной линии

14

0,241

2

1,687

Проведение инструментальной проверки угла наклона опоры

14

0,355

2

2,485

Очистка опор от объявлений

14

0,119

1

1,666

Верховой осмотр железобетонной опоры: проводов, изоляторов, металлических элементов опоры

14

0,665

2

4,655

Итого Ольховым А.С. 23.06.2020 по улицам 7 Северная, Средняя, Тарская, 12 Северная

43,898

 

В соответствии с актом выполненных от 03.06.2020 сотрудниками участка НО
<…> выполнялись работы по ул. Герцена (таблица 3). Исходя из указанной в акте выполненных работ от 03.06.2020 информации сотрудником <…> (в составе бригады) за 8-часовой рабочий день выполнены работы, на которые в соответствии с трудозатратами, учитываемыми в стоимости Услуги, одному сотруднику необходимо более 16 рабочих дней.

Таблица 3.

Наименование работы

Кол-во опор

Трудозатраты основного персонала

чел-час

Кол-во исп.

Необходимые трудозатраты (чел-час) на 1 чел.

Ракишев Б.С. по улице «Герцена»

Верховой осмотр кронштейна, светильника, провода на опорах наружного освещения

171

0,804

2

68,742

Регулировка светильников на опорах наружного освещения

171

0,811

2

69,3405

Итого Ракишевым Б.С. 03.06.2020 по ул. Герцена

138,0825

Сидоренко С.А. по ул. Герцена

Очистка опор от объявлений

171

0,119

1

20,349

Ибрагимов О.З. по ул. Герцена

Ремонт металлической опоры

10

5,171

3

17,237

По всем «эпизодам» с превышением необходимого объема трудозатрат на 1 исполнителя над фактическим (8 часов) информация представлена в приложении 2.

На основании вышеуказанного анализа расчетных значений необходимого объема трудозатрат по Актам установлено следующее:

- общий объем трудозатрат основных исполнителей по всем работам за период с августа 2019 года по декабрь 2020 года составил 20 296 чел.-час. (август 2019– декабрь 2019 – 3 974 чел.-час, 2020 год – 16 322 чел.-час.);

- объем трудозатрат по актам, содержащим «эпизоды» превышения необходимого времени над фактическим (8 часов), составляет 17 266 чел.-часов, (в т.ч. август 2019 – декабрь 2019 – 3 413 чел.-час, 2020 год – 13 836,55 чел.-час.). Данный объем трудозатрат Комиссией был признан недостоверным;

- 45% трудозатрат в общем объеме, который Комиссия признала недостоверным, занимает верховой осмотр опоры (все виды верховых осмотров), 20% - регулировка светильников на опорах наружного освещения, 17% - на проведение проверок (угла наклона, стрелы провиса, прочности, загнивания), на остальные работы приходится 18%.

Принимая во внимание, что в основной массе «эпизодов» одним сотрудником в один день выполнялось несколько работ, рассчитать среднее время на каждую работу по таким «эпизодам» не представляется возможным. Для расчета среднего времени Комиссией к
анализу были приняты «эпизоды», содержащие одну работу в день на одного исполнителя (бригады), а при превышении «необходимого объема трудозатрат» фактическое время
скорректировано с учетом предельного времени выполнения работы – 8 часов. Результаты расчета свидетельствуют о значительных расхождениях среднего времени на выполнение
работ по верховому осмотру и выправке опор с данными по фотографиям рабочего времени.

Так, трудозатраты, включенные в стоимость Услуги, по верховому осмотру ВЛНО
составляли 0,804 чел.-час, а средние фактические значения по расчетам Комиссии – 0,294 чел.-час.; по выправке норматив времени - 2,466 чел.-час. при средних фактических значениях – 0,898 чел.-час. Таким образом, нормативы времени в 2,7 раза превышали средние
фактические значения, рассчитанные Комиссией.

Сравнение трудозатрат произведено в том числе по сотрудникам Ответчика, принимавшим участие в замерах «норм» времени.

Так, согласно фотографии рабочего времени от 10.06.2019 <…>.

<…>.

Вышеуказанные выводы Комиссии, полученные в ходе анализа Актов не позволяют принять в качестве достоверной информации данные о необходимых трудозатратах по фотографиям рабочего времени, на основании которых Обществом произведен расчет стоимости Услуги, в связи с чем Комиссия Омского УФАС России сделала вывод о том, что работы по техническому обслуживанию и ремонту опор в том объеме, в котором они были учтены при формировании стоимости Услуги, АО «Омскэлектро» не осуществлялись, применяемые Обществом нормы времени при расчете стоимости Услуги завышены, следовательно завышены суммы затрат по каждому виду работ, формирующих стоимость Услуги.

Кроме того, в материалы дела представлен (исх. от 17.02.2021 № 06-14/ОГО-02-17/70)  отчет № 204610 от 18.11.2020 «Об определении рыночной стоимости арендной платы за пользование объектами оценки» (далее - Отчет № 204610), на странице 47 которого указано следующее: «согласно информации представленной заказчиком оценки, расходы на эксплуатацию опор электроосвещения компенсируются в полном объеме администрацией города Омска».

Указанный Отчет № 204610 подготовлен <…> – оценщиком
ООО «Независимая экспертиза «Флагман» для принятия АО «Омскэлектро» решения о передаче части опоры в аренду.

Исходя из указанной информации, Общество не вправе включать в стоимость Услуги расходы, связанные с эксплуатацией (обслуживание ремонт) опор электроосвещения.

Основным видом деятельности Общества является передача электрической энергии по районным электрическим сетям (РЭС). Указанный вид деятельности в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации относится к регулируемому виду деятельности, тарифы на передачу электрической энергии и плата за технологическое
присоединение к электрическим сетям подлежат государственному регулированию.

На 01.01.2021 в обслуживании АО «Омскэлектро» находится 1 998,630 км. воздушных линий (ВЛ) РЭС[2] (таблица 1).

Исходя из информации о количестве опор на 1 км ВЛ (по данным Смет на капитальный ремонт ВЛ 0,4 кВ и ВЛ -6-10 кВ в 2020 году), Комиссией произведен расчет (таблица 4) количества опор РЭС на обслуживании Общества в 2020-2021 гг. - 36 923 опор.

Таблица 4

Вид ВЛ РЭС

Протяженность в км на 01.01.2021

Кол-во опор на 1 км

Общее кол-во опор

0,4 кВ на балансе Общества

<…>

<…>

<…>

6-10 кВ на балансе Общества

<…>

<…>

<…>

6-10 кВ на техническом обслуживании Общества

<…>

<…>

<…>

0,4 кВ на техническом обслуживании Общества

<…>

<…>

<…>

Всего

<…>

<…>

<…>

По информации АО «Омскэлектро» (письмо исх. № 06-14/ от 27.09.2021,
вх. № 9572 от 27.09.2021) техническое обслуживание ВЛ электропередачи по регулируемому виду деятельности осуществляется в соответствии с требованиями ПТЭЭСиС и Правилами организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей. (утв. РАО «ЕЭС России» 25.12.2003) (далее – Правила СО 34.04.181-2003). Методы и объем работ определяются Обществом «с учетом располагаемых ресурсов и местных условий».
По информации Общества, учет количества работ по техническому обслуживанию опор АО «Омскэлектро» не осуществляется. По данным РЭК Омской области тариф на передачу электрической энергии установлен исходя из необходимых для осуществления деятельности затрат по результатам анализа деятельности за предшествующие периоды.

На затраты, связанные с деятельностью по техническому обслуживанию и ремонту линий наружного освещения, находящихся на балансе Общества, а также бесхозяйных и муниципальных ВЛНО в городе Омске, из бюджета города Омска предоставляются субсидии в соответствии с «Положением о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат, связанных с содержанием линий наружного освещения города Омска», утвержденным Постановлением Администрации города Омска от 03.11.2017
№ 1215-п.

В 2019-2021гг. Обществом и Департаментом городского хозяйства Администрации
города Омска (далее - ДГХ Администрации г. Омска) заключены
Соглашения о представлении из бюджета города Омска субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с содержанием линий наружного освещения города Омска (далее по тексту – Соглашения) №№:

- 907-14/2019 от 06.02.2019 (муниципальные и бесхозяйные ВЛНО);

- 907-15/2019 от 06.02.2019 (ВЛНО на балансе Общества);

- 907-8/2020 от 19.02.2020 (ВЛНО на балансе Общества);

- 907-9/2020 от 19.02.2020 (муниципальные и бесхозяйные ВЛНО);

- 907-6/2021 от 20.02.2021 (муниципальные и бесхозяйные ВЛНО);

- 907-7/2021 от 20.02.2021 (ВЛНО на балансе Общества).

По данным Общества на 01.01.2019 общее количество эксплуатируемых опор ВЛНО составило 18640 шт.:

  • на балансе АО «Омскэлектро» – 12 308 шт.;
  • на техническом обслуживании (муниципальные и бесхозяйные ЛНО) – 6 332 шт., в том числе муниципальные ЛНО - 3 546 шт., бесхозяйные ЛНО – 2 786 шт.

Согласно пояснениям ДГХ Администрации г. Омска (письмо исх. № Исх-ДГХ/01-11/2741 от 02.07.2021, вх.  № 6545э от 02.07.2021) затраты на техническое обслуживание и ремонт ВЛНО формируются исходя из «обязательного выполнения мероприятий, обеспечивающих нормативный процент горения, а также исправное и безопасное функционирование наружного освещения города Омска».

В соответствии с документами к Соглашениям стоимость каждой работы определяется на основании соответствующего расчета затрат, включающих расходы на заработную плату, страховые взносы, транспортные расходы, прочие расходы. Расчет затрат на оплату труда Обществом произведен в соответствии с требованиями ДГХ Администрации города Омска на основании:

- «типовых» норм трудозатрат (Постановление ВЦСПС № 100/7-31 от 22.03.1979 и Постановление Госкомтруда СССР № 38 от 13.02.1991);

- локально-сметных расчетов на основе сметных нормативов Приказа Минстроя России № 1039/пр от 30.12.2016;

- фотографий рабочего времени (при отсутствии «типовых» норм).

Согласно представленным сведениям, вышеуказанные работы выполняют следующие работники АО «Омскэлектро»: электромонтеры, стропальщики, электрогазосварщики, мастера, диспетчеры, а также водители подразделения наружного освещения и вспомогательного подразделения транспорта и механизации.

По информации Ответчика фактические (за 2019-2020 годы) затраты по Соглашениям составили (таблица 5).

Исходя из общего объема трудозатрат основных работников на выполнение работ в рамках Соглашений за 2020 год (57 218,75 чел.-час.), при среднем объеме в год на 1 сотрудника - 1 979 часов[3], на выполнение работ в соответствии с Соглашениями необходимо 29 человек.

Таблица 5

Показатель

2019 год

2020 год

Трудозатраты основных рабочих, чел.-час.

<…>

<…>

Предоставлено субсидий на техническое обслуживание по Соглашениям (руб.)

<…>

<…>

Работы по обслуживанию ВЛНО города Омска выполняются сотрудниками подразделения «Участок наружного освещения» АО «Омскэлектро» (УНО). Обществом представлена выписка из штатного расписания по указанному подразделению на 20.09.2020, в соответствии с которыми численность основных рабочих (электромонтеры, сварщики, стропальщик) подразделения составила 28,3 штатных единицы.

Из пояснений Общества следует, что опоры с ВОЛС, подвергаются дополнительной нагрузке на конструкцию при наличии «парусности и дополнительной вибрации», а работы в соответствии с Расчетом должны проводиться дополнительно к техническому обслуживанию и содержанию РЭС и ВЛНО.

Вместе с тем, между работами по «очистке опор от объявлений» и «обновлению нумерации» на опорах РЭС и ВЛНО отсутствует взаимосвязь с фактом размещения ВОЛС на опорах, т.е. необходимость проведения указанных работ дополнительно отсутствует.

Комиссией также установлено, что при расчете стоимости обслуживания и ремонта ВЛНО по Соглашениям Обществом учитываются трудозатраты в меньшем объеме по работам, аналогичным, предусмотренным в Расчете. В письме от 07.07.2021 № 06-14/ОГО-07-07/22 АО «Омскэлектро» пояснило, что «типовые» нормы трудозатрат на работы по техническому обслуживанию ВЛНО не учитывают затраты на организационно-технические мероприятия, предусмотренные правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок и техники безопасности, утверждённые Приказом от 24.07.2013 № 328н. Однако выводы Комиссии, изложенные на страницах 10-12 настоящего решения, опровергают данный довод Ответчика.

Дополнительно Комиссией был произведен анализ расходов Ответчика по номенклатурной группе «Аренда (зданий, опор)» по счету 20. Из анализа следует, что затраты по группе «Аренда (зданий, опор)» (20 счет) без затрат по подразделению «аренда (перевыставление)» составили:

за 2019 год - <…>тыс. руб.;

за 2020 год – <…> тыс. руб.;

в том числе расходы на оплату труда (счет 70, 69 и 96) при обслуживании <…>опор:

- в 2019 году – <…>тыс. руб.;

- в 2020 году – <…> тыс. руб.

Таким образом, расходы на оплату труда и соц. страхование (70, 69 и 96 счета) при обслуживании <…> опор (<…>– опор ЛНО Ответчика и <…>- бесхозяйных и муниципальных опор ЛНО) по видам деятельности «техническое обслуживание и ремонт бесхозяйных и муниципальных ЛНО» и «техническое обслуживание и ремонт ЛНО на балансе АО «Омскэлектро» составили:

- в 2019 году – <…>тыс. руб.;

- в 2020 году – <…> тыс. руб.

При указанных обстоятельствах по данным бухгалтерского учета стоимость обслуживания одной опоры в части расходов на оплату труда (с учетом страховых взносов) по видам деятельности «техническое обслуживание и ремонт бесхозяйных и муниципальных ЛНО» и «техническое обслуживание и ремонт ЛНО на балансе АО «Омскэлектро» составили около <…> тыс. руб. за опору (в год), а опор с ВОЛС - дополнительно <…> тыс. руб. в год к затратам по основным видам деятельности.

В соответствии с учетной политикой АО «Омскэлектро» на 2020 год распределение счета 20 по подразделению «УНО» - основное подразделение, выполняющее работы при обслуживании и ремонте опор с ВОЛС, происходит следующим образом:

- на основании реестров актов выполненных работ по следующим видам деятельности (номенклатурным группам): «техническое обслуживание и ремонт ЛНО на балансе
АО «Омскэлектро», «техническое обслуживание и ремонт бесхозяйных и муниципальных ЛНО», «работы и услуги по прочей деятельности», «услуги по капитальному ремонту домов», «строительство», «собственное изготовление»;

- остальные расходы по заработной плате рабочих основного производства не распределенные по актам выполненных работ распределяются на группу (вид деятельности) «Аренда (зданий, опор)».

Распределение затрат на группу «Аренда (зданий, опор)» на основании реестров актов выполненных работ осуществляется только с подразделений СРЭС, ЛРЭС и ЮРЭС.

При вышеуказанных принципах распределения затрат не могут быть приняты затраты по группе «Аренда (зданий, опор)», отраженные в бухгалтерском учете, как обоснованные расходы, связанные с выполнением работ на опорах с ВОЛС.

Комиссия при установлении размера необоснованных расходов и расчете экономически обоснованной стоимости Услуги на основании материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства № 055/01/10-96/2021 учитывала:

- фактический объем выполненных работ в связи с обслуживанием и ремонтом опор ВЛ НО и РЭС, исходя из среднегодовых значений за период за период с августа 2019 года по декабрь 2020 года;

- данные о среднем фактическом времени на выполнение одной работы (трудозатраты) при 8-часовом рабочем дне (страницы 11-12 настоящего решения);

- техническую и экономическую выгоду от одновременного выполнения работ по верховому осмотру опоры наружного освещения и регулировке светильников. Комиссия рассчитала стоимость работы по верховому осмотру с регулировкой светильников на основе калькуляции № 23.1.10 («Верховой осмотр кронштейна, светильника, провода на опорах наружного освещения»), включив время работы по регулировке светильников (10 мин. двумя электромонтерами, или 0,33 чел.-час.). Таким образом, стоимость работы с последовательным проведением верхового осмотра и регулировки светильника составила – <…> руб. (без НДС). Количество работ по верховому осмотру опор ЛНО с регулировкой светильников принято как среднегодовое количество регулировок светильников (<…>), а количество верховых осмотров опор ЛНО в связи с этим скорректировано в меньшую сторону (<…>).

Расчет стоимости работ по верховому осмотру и выправке опор произведен в соответствии с фактическими данными о трудозатратах (меньше в 2,7 раза), таким образом стоимость работ составила:

- верховой осмотр опор ЛНО – <…>руб.,  

- верховой осмотр опор ЛНО с регулировкой светильников - <…>02 руб.,  

- верховой осмотр ж/б опор РЭС – <…>руб., 

- верховой осмотр деревянных опор РЭС-<…>руб.,  

- выправка ж/б опор ЛНО – <…>руб.,

- выправка ж/б опор РЭС –<…>1 руб., 

- выправка деревянных опор РЭС - <…>руб. 

Учитывая вышеизложенное, среднегодовые затраты, связанные с выполнением работ на опорах с ВОЛС, составили <…>руб. При среднем количестве опор - <…>, подвесов на одной опоре – 3 (в том числе 2х подвесов сторонних организаций) стоимость работ с учетом технологически взаимосвязанных процессов и фактического времени на выполнение работ в соответствии с представленной Обществом информацией не может превышать <…>руб. с НДС за один подвес.

Следовательно, установленная в 2019 году и применяемая Обществом по 2021 год (до передачи опор/сетей в аренду ООО «ЭНЕРГОАКТИВУПРАВЛЕНИЕ») стоимость Услуги «Предоставление опоры для размещения провода, кабеля, ВОЛС, оборудования» в размере 508,43 руб. в месяц превышала экономически обоснованную стоимость Услуги на 376,29 руб. в месяц.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции вменяется при наличии следующих признаков нарушения:

  1. Доминирующее положение субъекта.
  2. Осуществление субъектом действий или бездействий.
  3. Наличие негативных последствий в виде устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей.
  4. Наличие взаимосвязей между действиями субъекта и его доминирующим положением, т.е. требуется доказать, что именно действия (бездействие) хозяйствующего субъекта привели к негативным последствиям.

Установление монопольно высокой цены в рамках дела № 055/01/10-96/2021 было осуществлено с использованием затратного метода, так как применение метода сопоставимых рынков возможно лишь при наличии сопоставимых (по определенным критериям) рынков, находящихся в состоянии конкуренции.

Исходя из специфики анализируемого товарного рынка, состоящей в том, что его географические границы являются локальными – в пределах расположения эксплуатируемых инженерных сетей, все аналогичные рынки, в том числе сопоставимые по количеству опор и иным критериям, функционируют в неконкурентных условиях и не могут быть признаны рынками, цены на которых подлежат сравнению с ценами в рамках дел, возбужденных по пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно разъяснениям Президиума ФАС России от 10.02.2016 № 1, установление монопольно высокой (низкой) цены с использованием одного затратного метода возможно при условии отсутствия сопоставимого товарного рынка, на котором цена товара формируется в условиях конкуренции.

Решением Комиссии Омского УФАС России от 10.11.2021 по делу
№ 055/01/10-96/2021 признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушающими пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» действия АО «Омскэлектро», выразившиеся в установлении и поддержании в 2019-2021 годах монопольно высокой цены на услуги по предоставлению во временное пользование опор для размещения провода, кабеля, ВОЛС в границах эксплуатируемых инженерных сетей АО «Омскэлектро» на территории г. Омска, что привело к ущемлению интересов потребителей указанной услуги, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке услуг связи.

Согласно статье 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 055/01/10-96/2021, в соответствии пунктом 5 резолютивной части решения
№ 055/01/10-96/2021, были переданы уполномоченному лицу Омского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам нарушения статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат
административной ответственности за совершение административных правонарушений в
случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

  Указанные обстоятельства явились основанием для составления 11.01.2022 протокола                                  № 055/04/14.31-1/2022 об административном правонарушении в отношении юридического лица АО «Омскэлектро», совершившего в г. Омске административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

При рассмотрении административного дела 17.01.2022 имеющиеся в деле                                № 055/04/14.31-1/2022 материалы были всесторонне изучены и им дана следующая оценка.

При составлении протокола № 055/04/14.31-1/2022 <…>.

В Омское УФАС России 13.01.2022 вх. № 197 от АО «Омскэлектро» поступили письменные пояснения и документы, содержащие сведения о финансовом положении общества, с просьбой учесть их при назначении административного наказания.

Так, АО «Омскэлектро» указало, что по состоянию на 11.01.2022 сумма просроченной кредиторской задолженности без учета кредита и займа, лизинга составляет  <…> тыс. руб., кредиторская задолженность с кредитами и займами - <…> тыс. руб.

Указанные сведения АО «Омскэлектро» просило учесть при назначении административного наказания.

  При рассмотрении 17.01.2022 дела защитник АО «Омскэлектро» <…> поддержала доводы, указанные в письменных пояснениях от 13.01.2022
вх. № 197
пояснила, что
АО «Омскэлектро» вину в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ не признает.

Материалы дела свидетельствуют о том, что юридическое лицо - АО «Омскэлектро» имело возможность надлежащим образом исполнить нормы антимонопольного законодательства, однако не приняло должных мер к соблюдению указанных норм, результатом чего явилось нарушение антимонопольного законодательства и совершение административного правонарушения.

Событие административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ выразилось в установлении АО «Омскэлектро» и поддержании в 2019-2021 годах монопольно высокой цены на услуги по предоставлению во временное пользование опор для размещения провода, кабеля, ВОЛС в границах эксплуатируемых инженерных сетей
АО «Омскэлектро» на территории г. Омска, признанное решением Комиссии Омского УФАС России от 10.11.2021 по делу № 055/01/10-96/2021 нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Виновность юридического лица АО «Омскэлектро» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, установлена и подтверждается доказательствами, содержащимися в материалах дела № 055/04/14.31-1/2022:

  - заявлением ООО «Гепард - СпецМонтаж», поступившим 02.02.2021 о нарушении антимонопольного законодательства;

  - приказом о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 27 от 08.02.2021;

  - решением Комиссии Омского УФАС России от 10.11.2021 по делу
№ 055/01/10-96/2021;

  - выпиской из ЕГРЮЛ;

  - распоряжением АО «Омскэлектро» № 460 от 05.08.2019 «О внесении изменений в распоряжение № 1212 от 27.12.2018 «О применении калькуляций на работы (услуги) по прочей деятельности»;

  - распоряжением АО «Омскэлектро» № 525 от 10.09.2019 «О внесении изменений в распоряжение № 460 от 05.08.2019 «О применении калькуляций на работы (услуги) по прочей деятельности»;

  - протоколом об административном правонарушении № 055/01/10-1/2022 от 11.01.2022 и другими материалами дела.

Указанное административное правонарушение является длящимся, совершено
АО «Омскэлектро» в 2019-2021 годах в городе Омске.

Учитывая изложенное, вина юридического лица – АО «Омскэлектро» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ установлена, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется. Обстоятельств, исключающих производство по настоящему административному делу, не установлено.

Инкриминируемое указанному юридическому лицу административное правонарушение не является малозначительным.

На основании пункта 2 статьи 1 части 3.2 КоАП РФ принимается решение о наложении на АО «Омскэлектро» административного штрафа, при расчете которого учтено следующее:

- наличие сведений, документов, касающихся имущественного и финансового положения АО «Омскэлектро».

- отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность                               АО «Омскэлектро», предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ.

- наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность                                  АО «Омскэлектро», предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, а именно тяжелое материальное положение общества, так, по состоянию по состоянию на 11.01.2022 сумма просроченной кредиторской задолженности без учета кредита и займа, лизинга составляет  <…> тыс. руб., кредиторская задолженность с кредитами и займами <…> тыс. руб.

При расчете суммы административного штрафа по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ установлено следующее:

Расчет административного штрафа, налагаемого за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, производится на основании норм КоАП РФ.

Согласно пункту 2 примечания к статье 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2 или 14.33 КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

   Размер штрафа, налагаемый по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ на юридическое лицо –               АО «Омскэлектро» с учетом сведений о финансовом положении составляет 300000 рублей.

На основании вышеизложенного, учитывая, характер совершенного им административного правонарушения, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств АО «Омскэлектро», наличия сведений о финансовом положении АО «Омскэлектро», руководствуясь статьями 14.31, 23.48, 26.1., 29.9, 29.10, а также статьями 2.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3, 31.5 КоАП РФ,

 

П О С Т А Н О В И Л А:

 

Признать АО «Омскэлектро» (ИНН 5506225921, ОГРН 1135543015145, зарегистрировано по адресу: ул. Л. Чайкиной, 8, г. Омск, 644027) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 (триста тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Лицо, подвергнутое административному наказанию в виде штрафа, вправе, в соответствии со статьей 31.5 КоАП РФ, обратиться в Омское УФАС России с письменным ходатайством о предоставлении рассрочки (отсрочки) исполнения постановления о назначении административного наказания уплаты штрафа, с обоснованием уважительных причин, подтверждающих обоснованность заявленного ходатайства.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Бюджетного Кодекса РФ сумма штрафа за нарушение антимонопольного законодательства подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, по следующим реквизитам:

Получатель:

БИК банка получателя средств (БИК ТОФК) – 015209001;

Наименование банка получателя средств – ОТДЕЛЕНИЕ ОМСК БАНКА РОССИИ//УФК по Омской области г. Омск;

Номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета ЕКС) – 40102810245370000044;

Номер счета получателя (номер казначейского счета) (номер казначейского счета) – 03100643000000015200.

Код бюджетной классификации 161 1 16 01141 01 0031 140

Код ОКТМО 52701000

ВНИМАНИЕ! В случае оплаты административного штрафа платежный документ в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ должен содержать сведения о номерах идентификатора начисления и идентификатора плательщика, указанных в верхней части прилагаемых к настоящему постановлению бланков извещения и квитанции.

Назначение платежа: Административный штраф в соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с частью 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Заместитель руководителя управления                                                                           <…>

 

 


* при условии размещения на данной опоре 2-х и более подвесов, стоимость размещения на опоре с 1 подвесом – 1017,44 руб. с НДС. В расчете, представленном 22.03.2021, отсутствует стоимость для услуги с 1 подвесом

[1] под «эпизодом» в настоящем решении понимается комплекс работ, выполненных бригадой исполнителей на одну дату.

[2] https://www.omskelectro.ru в разделе «Раскрытие информации»

[3]«Производственный календарь на 2020 год для пятидневной рабочей недели.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны