Решение б/н Распространение рекламы, содержащей признаки нарушения требо... от 10 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ 

по делу № 055/05/28-682/2019

10 сентября 2019 года                                                                                                          город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – <…>, врио заместителя руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

рассмотрев дело № 055/05/28-682/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью «ЮрДин»  (далее – ООО «ЮрДин», Общество, ИНН 5503253783, ОРГН 1145543045504, юридический адрес: <…>) рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие заявителя – <…>, уведомленной надлежащим образом,

в присутствии представителя ООО «ЮрДин» - <…> (доверенность от 01.12.2017 № 16-0907),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России поступило обращение <…> по факту распространения 17.06.2019 на сайте omskrielt.com двух рекламных баннеров, содержащих следующую информацию: «ИПОТЕКА от 5 % Фабрика квартир тел. 33-13-15 ВСЕ НОВОСТРОЙКИ ОМСКА».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Вышеуказанная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к организации «Фабрика квартир», в том числе к финансовой услуге - ипотеке.

В пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дано понятие финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, должно содержать его фирменное наименование и указание на его организационно-правовую форму.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемой рекламе информация о лице, оказывающего финансовую услугу, его организационно-правовой форме, отсутствует.

Кроме того, в силу части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В рассматриваемой рекламе указано - «ИПОТЕКА от 5 %», следовательно, содержится информация только об одном существенном условии - процентной ставке при отсутствии остальных условий договора.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

На запрос Омского УФАС России ООО «Омскриэлт.Ком-Недвижимость» в ответе от 04.07.2019 б/н сообщило, что «рекламодателем и заказчиком указанной рекламы является ООО «ЮрДин»…» на основании договора на изготовление и (или) размещение рекламы № 84-Н от 04.06.2019.

ООО «ЮрДин» в ответе от 25.07.2019 исх. № 25-07/1 пояснило следующее: «…Фабрика Квартир торговая марка общества с ограниченной ответственностью «ЮрДин», далее - Общество. Общество занимается реализацией объектов недвижимости (квартир, домов, земельных участков и т.д.), в том числе с предоставлением услуги по представлению интересов клиентов (потребителей) в кредитных организациях с целью получения последними кредита на приобретение жилья на условиях ипотеки (залога недвижимости).

Общество организовывает размещение рекламной информации, содержащей
вышеуказанный текст.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламой является
информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом, согласно положениям Федерального закона «О рекламе», рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из буквального толкования вышеуказанных норм, в данном случае
рекламодателем является Общество, поскольку именно это юридическое лицо определило объект рекламирования и содержание рекламы.

Кроме того, следует отметить, что в данном случае совершенно безосновательно указывается на нарушение положений Федерального закона «О рекламе» в виду отсутствия в размещенной на сайте информации как полного наименования организации (с организационно-правовой формой), оказывающей финансовую услугу, так и остальных условий финансовой услуги.

Частью 1 статьи 28 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей (часть 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»),

В данном случае указание в рекламе наименование кредитной организации, оказывающей финансовую услугу по предоставлению кредита (ипотеки) не представлялось возможным, так как Общество не предоставляет финансовую услугу самостоятельно, а представляет интересы клиентов (потребителей) в кредитных организациях.

Что касается условия финансовой услуги, указанных в баннерах («ипотека от 5 %»), то это являлось лишь общей информацией об условиях ипотечного кредитования кредитными организациями, действительные условия оказания финансовой услуги (кредита) устанавливают кредитные организации (банки и др.) и они зависят от многих факторов (стоимости приобретаемого объект недвижимости, размера первоначального взноса, срока кредитования, страхования жизни и объекта недвижимости).

Соответственно, Общество никоим образом не могло отразить в тексте рекламы наименование кредитной организации и все условия финансовой услуги, поскольку изначально не располагает информацией о выборе клиентом конкретной кредитной организации, в которую он пожелает обратиться за предоставлением ипотечного кредита, а также на каких индивидуальных условиях кредитная организация одобрит поданную заявку.

Таким образом, отсутствие в спорной рекламе указания на организационно-правовую форму кредитного учреждения и его наименования не искажает смысл информации и не влечет введение потребителей в заблуждение, поскольку информация о предоставлении ипотечного кредита может быть предоставлена только по результатам рассмотрения заявки на предоставление кредита…».

Определением от 13.08.2019 Омским УФАС России в отношении ООО «ЮрДин» было возбуждено дело № 055/05/28-682/2019 по признакам нарушения части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В отзыве на определение Омского УФАС России от 13.08.2019 о возбуждении дела ООО «ЮрДин» также указало: «В данном случае указание в рекламе наименование кредитной организации, оказывающей финансовую услугу по предоставлению кредита (ипотеки) не представлялось возможным, так как ООО «ЮрДин» не предоставляет финансовую услугу самостоятельно, а представляет интересы клиентов (потребителей) в кредитных организациях.

Что касается условия финансовой услуги, указанного в баннерах («ипотека от 5 %»), то это являлось лишь общей информацией об условиях ипотечного кредитования кредитными организациями, действительные условия оказания финансовой услуги (кредита) устанавливают кредитные организации (банки и др.) и они зависят от многих факторов (стоимости приобретаемого объект недвижимости, размера первоначального взноса, срока кредитования, страхования жизни и объекта недвижимости).

Соответственно, Общество никоим образом не могло отразить в тексте рекламы наименование кредитной организации и все условия финансовой услуги, поскольку изначально не располагает информацией о выборе клиентом конкретной кредитной организации, в которую он пожелает обратиться за предоставлением ипотечного кредита, а также на каких индивидуальных условиях кредитная организация одобрит поданную заявку…».

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из данного определения, ООО «ЮрДин» является рекламодателем, т.е. лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы.

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частями 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

На основании изложенного, рассмотрев материалы дела, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о  нарушении ООО «ЮрДин» требований части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28  Федерального закона «О рекламе» при распространении 17.06.2019 рекламы на сайте omskrielt.com.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В материалах дела отсутствуют документальные доказательства, отражающие факт устранения ООО «ЮрДин» нарушения законодательства о рекламе.

Учитывая изложенное, Комиссия Омского УФАС России, считает, что в данном случае имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «ЮрДин».

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу ООО «ЮрДин» (ИНН 5503253783, ОРГН 1145543045504) «ИПОТЕКА от 5 % Фабрика квартир тел. 33-13-15 ВСЕ НОВОСТРОЙКИ ОМСКА», распространенную 17.06.2019 на сайте omskrielt.com, ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «ЮрДин» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 11.09.2019.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу № 055/05/28-682/2019

10 сентября 2019 года                                                                                                          город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – <…>, врио заместителя руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

на основании своего решения от 10.09.2019 по делу № 055/05/28-682/2019 о признании рекламы общества с ограниченной ответственностью «ЮрДин»  (далее – ООО «ЮрДин»), ИНН 5503253783, ОРГН 1145543045504, юридический адрес: <…>, ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами  44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел, возбужденных  по признакам  нарушения законодательства   Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «ЮрДин» (ИНН 5503253783, ОРГН 1145543045504) в десятидневный срок с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно:

- рекламу финансовых услуг сопровождать информацией о лице, оказывающем эти услуги или осуществляющем данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество);

- при обозначении в рекламе финансовой деятельности хотя бы одного из условий, влияющих на его стоимость, указывать все остальные условия.

2. ООО «ЮрДин» представить в Омское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания в пятидневный срок с момента исполнения настоящего предписания.

В   случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении  нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии<…>

Члены Комиссии: <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны