Решение б/н Решение по делу от 19 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

                                                                               РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/28-369/2022

15 июля 2022 года                                                        город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе (…)

рассмотрев дело № 055/05/28-369/2022 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем (…) требований части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие ИП (…)

в присутствии (…)

УСТАНОВИЛА:

В рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 11.03.2022 Управлением зафиксирован факт размещения на фасаде гипермаркета «Уютно», расположенного по адресу: г. Омск, ул. Лермонтова, д. 192 А, информации следующего содержания: «мебель доставка сборка подъем кредит»:

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к продаже мебели, к сопутствующим услугам: доставке, сборке, подъеме мебели на этаж, а также покупке товара посредством кредита.

При этом указанная реклама была распространена с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.

Установлено, что деятельность в гипермаркете «Уютно» осуществляет ИП (…)

Определением от 27.04.2022 в отношении ИП (…) Омским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В рамках рассмотрения настоящего дела ИП (…) представлены пояснения (вх. Омского УФАС России № 4000э от 18.04.2022, вх. 6824э от 12.07.2022): «выявленная Омским УФАС России реклама не призвана поддерживать интерес к финансовым услугам в виде кредитования. В ней отсутствует указание на какие-то исключительные свойства такого товара, как услуги по кредитованию физических лиц или финансовым услугам, или предоставление банковского кредита. Продуктом рекламной деятельности выступают в рассматриваемом случае, исключительно услуги по продаже мебели в специализированном магазине.

Текст рекламного объявления не содержит информации о предложении покупателям использовать при расчетах за предлагаемые предметы мебели банковские услуги в виде оплаты за счет кредитных средств.

Упоминание о возможном приобретении товаров (мебели) с использованием кредита, свидетельствует о реализации мебели посредством привлечения кредитных ресурсов банков, преследуя единственную цель рекламной акции - продвижение на рынке товаров (предметов мебели) …

Определяя содержание рекламы, индивидуальный предприниматель был намерен лишь заключать сделки, направленные на отчуждение мебели, излагая допускаемые законодательством способы реализации такого имущества. Возможность покупки рекламируемого товара (мебели) в кредит является одной из форм реализации товара, что не противоречит нормам гражданского законодательства Российской Федерации…».

На заседании Комиссии (…) полностью поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях, при этом, отвечая на вопросы членов Комиссии, отметил, что ИП (…) сама определила содержание рекламы, разместив ее на фасаде гипермаркета, основным видом деятельности ИП (…) является продажа мебели (столы, стулья, диваны и т.п.), она не оказывает финансовых услуг потребителям, кредиты предоставляются банками-партнерами.

Изучив представленные пояснения и доказательства по настоящему делу, Комиссия приходит к следующим выводам.

1. Факт размещения спорной рекламы ИП (…) не оспаривается, подтверждается материалами дела (справка от 11.03.2022).

2. Относительно определения объекта рекламирования Комиссия считает, что довод ИП (…) о привлечении внимание исключительно к продаже мебели является несостоятельным, поскольку, исходя из содержания рекламы (наличие в тексте слов), рекламируются как продажа мебели, так и оказание таких услуги как доставка, сборка, кредитование.

При этом выбор размера шрифта текста рекламы по отношению слов «мебель» с «доставка сборка подъем кредит» не имеет значения, поскольку является читаемым как стороны покупателя – пешехода, так и покупателя – автомобилиста.

3. В главе 42 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено несколько видов кредитования: банковское, товарное и коммерческое.

Из части 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

Согласно статье 822 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита). К такому договору применяются правила параграфа 1 настоящей главы, если иное не предусмотрено таким договором и не вытекает из существа обязательства.

В силу пункта 1 статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

При этом каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителями своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг, в том числе услуг, предлагаемых организацией или индивидуальным предпринимателем.

ИП (…) осуществляет свою деятельность в соответствии с указанной в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей - торговля розничная в специализированных магазинах, код 47.59.1 по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2).

Исходя из полученных Комиссией письменных и устных пояснений, ИП (…) ни один из видов кредитов (товарный, коммерческий или банковский) не предоставляет, при этом указание в рекламе слова «кредит» свидетельствует о том, что в случае отсутствия необходимой для покупки мебели суммы покупатель может воспользоваться кредитными средствами, предоставляемыми банками - партнерами.

Банком является кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (статья 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

С учетом изложенного Комиссия пришла к выводу, что наряду с иными объектами рекламирования (мебель как товар, доставка, подъем как услуга) в данной рекламе привлекается внимание к кредиту как финансовой услуге.

В силу части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Вместе с тем на момент фиксации факта распространения рекламы информация о лице, предоставляющем финансовые услуги, отсутствовала.

Отсутствие существенной информации о лице, оказывающем услуги, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

При определении статуса рекламодателя Комиссия отмечает, что ИП (…) является не «продавцом товара» (лицом, оказывающим финансовые услуги), а лицом, определившим содержание рекламы.

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП (…)  является и рекламодателем, и рекламораспространителем.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и частью 1 статьи 28 настоящего Федерального закона.

На основании части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 настоящего Федерального закона.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения, Комиссия пришла к выводу о нарушении ИП (…) требований части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении наружной рекламы.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент вынесения решения в материалах дела отсутствуют доказательства об устранении ИП (…)  нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу ИП (…) «МЕБЕЛЬ ДОСТАВКА СБОРКА ПОДЪЕМ КРЕДИТ» ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ИП (…) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 19.07.2022.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны