Постановление б/н Постановление о наложении штрафа от 14 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

 город Омск

14 августа 2023 года

 Дело № 055/04/14.3-771/2023

Временно исполняющий обязанности заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) (), рассмотрев протокол об административном правонарушении от 29.06.2023 и другие материалы дела, возбужденного по части 1 и 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении публичного акционерного общества «Совкомбанк», адрес: 156000, г. Кострома, пр-т Текстильщиков, д. 46, ИНН 4401116480, ОГРН 1144400000425 (далее – ПАО «Совкомбанк», Общество),

в отсутствие законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом,

У С Т А Н О В И Л А:

 Решением Комиссии Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 30.05.2023 по делу 055/05/28-535/2023 реклама ПАО «Совкомбанк», распространенная по сетям электросвязи, была признана ненадлежащей, нарушающей требования части 2 статьи 18 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»).

Комиссией Омского УФАС России также было принято решение о передаче материалов дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Протоколом об административном правонарушении от 29.06.2023 в отношении ПАО «Совкомбанк» возбуждено дело № 055/04/14.3-771/2023.

Доказательствами по делу об административном правонарушении, установленными протоколом и другими документами, подтверждено следующее.

В Омское УФАС России поступило обращение гражданина () по факту распространения рекламы по сетям электросвязи посредством осуществления 07.03.2023 в 12:50 часов (время омское) телефонного звонка абонентом +7() на абонентский номер +7().

В качестве доказательства осуществления телефонного звонка заявителем представлена аудиозапись разговора следующего содержания: «- Да, здравствуйте… - Денежный кредит под шесть целых и девять десятых процента или полностью с возвратом процентов от Совкомбанка. Интересно? Скажите да, и мы дадим решение по сумме платежей без посещения офиса…».

По утверждению заявителя, вышеуказанная информация является рекламой, распространенной без его предварительного согласия на ее получение.

В силу части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказать наличие согласия абонента на получение рекламы, и именно он несет ответственность за распространение ненадлежащей рекламы.

Оператор связи заявителя () подтвердил факт поступления 07.03.2023 входящего телефонного звонка на абонентский номер +7() от абонента +7().

 Одновременно ООО () указало, что абонентский номер +7(), с которого осуществлялось распространение рекламы, выделен ПАО «Совкомбанк» на основании договора об оказании услуг связи от 30.05.2016 № М2016/05/30.

ПАО «Совкомбанк» представлены письменные пояснения, из которых следует, что Общество не отрицает факт осуществления 07.03.2023 телефонного звонка на абонентский номер +7(), текст озвученной информации не оспаривает, при этом указывает, что располагает письменным согласием абонента +7() на получение рекламной информации, обращая внимание, что «телефонный звонок рекламой не является, поскольку направлен индивидуализированному субъекту, тем самым отсутствует использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и/или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки)…», в связи с чем просит дело прекратить (вх. № 4741-эп/23 от 25.05.2023).

Статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» даны понятия:

электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам;

абонент - это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации;

оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

 товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Термин «реклама», обозначенный в части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», предполагает значение, отличающееся от общего понятия «реклама», данного в статье 3 Федерального закона «О рекламе», в нем отсутствует такой признак рекламы, как ее адресованность неопределенному кругу лиц, поскольку информация, передаваемая посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, всегда предполагает индивидуализированного посредством абонентского номера или уникального кода идентификации абонента, который ее получает.

В силу специфики способа распространения такая индивидуализация, а именно направление рекламы на конкретный абонентский номер, предполагается нормами законодательства о рекламе (часть 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе») и не является обстоятельством, исключающим рекламный характер распространенной информации.

Основной целью осуществления телефонного звонка является стимулирование интереса к ПАО «Совкомбанк» и его финансовым продуктам, продвижение на рынке, выделение среди иных финансовых организаций, формирование к нему положительного отношения и закрепление в памяти потребителя.

Исходя из представленной заявителем аудиозаписи, во время «телефонного разговора» были указаны:

- продавец товара («Совкомбанк»);

- продукт финансовой деятельности («кредит»), а также характеризующие признаки («под шесть целых и девять десятых процента или полностью с возвратом процентов»).

Озвученная абоненту +7() информация «…Денежный кредит под шесть целых и девять десятых процента или полностью с возвратом процентов от Совкомбанка…» носит обобщенный характер, способна формировать интерес к объекту рекламирования не только у лица, которому поступила, но и у иного лица.

 Отсутствие личного обращения (упоминание имени и отчества абонента либо иной идентифицирующей информации) свидетельствует о том, что данная информация может представлять интерес для неопределенного круга лиц и является рекламой.

С учетом изложенного рассматриваемая информация, доведенная до сведения абонента +7() посредством телефонного звонка, отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы.

В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – постановление Пленума) указано, что «согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя». ПАО «Совкомбанк» представлена копия типового заявления-анкеты, заполненная и подписанная 13.07.2019 гражданином () (далее –Анкета).

Бланк Анкеты содержит чек-боксы «согласен / не согласен» и графу «даю согласие на информирование меня о новых продуктах и услугах банка путем осуществления прямых контактов со мной с помощью технических средств связи».

Заполнив чек-бокс «согласен», ()  выразил свое волеизъявление относительно получения рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Под запрет, установленный в указанной норме, подпадают как случаи, когда выбор абонента (абонентского номера) осуществляется не человеком, а техническим устройством (программой, компьютером, машиной), так и случаи, когда набор такого номера осуществляется автоматически, без участия человека.

Анализ представленной записи «телефонного разговора» между абонентами +7() и +7() позволяет сделать вывод о том, что распространение рекламы осуществлялось с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (предположительно с помощью специального программного обеспечения), об этом свидетельствует автоматическое воспроизведение «голосовым роботом» заранее записанного аудиофрагмента, содержащего предложение абоненту выбора ответа «...Интересно? Скажите да...».

Указанное является нарушением требований части 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе». Рассматриваемая рекламная информация «…Денежный кредит под шесть целых и девять десятых процента или полностью с возвратом процентов от Совкомбанка…» содержит информацию о предоставлении финансовой услуги – кредита.

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лица (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» понятие «кредит» относится к банковской операции, осуществление которой производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.

27.11.1990 Центральным банком Российской Федерации ПАО «Совкомбанк» выдана лицензия на осуществление банковских операций № 963.

Потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования (пункт 1 часть 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», далее - Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)»).

Положениями Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» к условиям договора потребительского кредита (займа) отнесены, в том числе:

- сумма потребительского кредита (займа); - срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа);

- валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем);

- процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения и т. д.

Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее (часть 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»).

В пунктах 24 - 25 постановления Пленума указано, что в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

На официальном сайте ПАО «Совкомбанк» www.sovcombank.ru размещена информация об условиях предоставления кредита под 6, 9%: сумма от 100 000 рублей, срок от 12 месяцев до 5 лет, тип платежа – аннуитетный. При этом для получения кредита под 6,9 % необходимо также соблюдение ряда иных условий: возраст заемщика, наличие трудоустройства и т.д.

В нарушение части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» наряду с основной информацией (предложение финансовой услуги от ПАО «Совкомбанк») текст рекламы содержит условие предоставления кредита - процентную ставку при отсутствии остальных условий, определяющих полную стоимость кредита.

Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в статье 3 Федерального закона «О рекламе», ПАО «Совкомбанк» является рекламодателем и рекламораспространителем.

Ответственность за нарушение требований части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель, части 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» - рекламораспространитель (статья 38 Федерального закона «О рекламе»).

На основании части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 10 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 6 статьи 14.3 КоАП РФ установлено, что распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее,

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Таким образом, ПАО «Совкомбанк», имея возможность для соблюдения требований части 2 статьи 18 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», не приняв все зависящие от Общества меры по их соблюдению, совершило административное правонарушение, ответственность за которого предусмотрена частями 1 и 6 статьи 14.3 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения: г. Омск.

Время совершения административного правонарушения: 07.03.2023.

Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении было направлено ПАО «Совкомбанк» по адресу: г. Кострома, пр-т Текстильщиков, д. 46 заказным письмом от 01.06.2023 № ТШ/3365/23 (почтовый идентификатор отправления 64401060945122), согласно сведениям, размещенным на официальном сайте оператора почтовой связи АО «Почта России» www.pochta.ru, указанное письмо вручено адресату 14.06.2023.

Протокол об административном правонарушении был составлен уполномоченным должностным лицом Омского УФАС России в отсутствие законного представителя (и/или защитника) ПАО «Совкомбанк».

Копии протокола об административном правонарушении и определения о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении было направлено ПАО «Совкомбанк» по адресу: г. Кострома, пр-т Текстильщиков, д. 46 заказным письмом исх. № ТШ/3965/23 от 29.06.2023 (почтовый идентификатор отправления 64401060948444).

По состоянию на 13.07.2023 (дата рассмотрения дела) должностное лицо не располагало достоверными сведениями о надлежащем уведомлении Общества (информация о получении почтового отправления на официальном сайте оператора почтовой связи АО «Почта России» www.pochta.ru отсутствовала), в связи с чем определением от 13.07.2023 рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено, срок рассмотрения дела продлен.

Определение об отложении было направлено ПАО «Совкомбанк» по адресам: г. Кострома, пр-т Текстильщиков, д. 46 (юридический адрес), г. Москва, ул. Вавилова, д. 24 (почтовый адрес) заказным письмом исх. № ТШ/4267/23 от 14.07.2023 (почтовый идентификатор отправления 64401060950171, 64401060950133).

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте оператора почтовой связи АО «Почта России» www.pochta.ru, указанные письма вручены адресату 24.07.2023.

Таким образом, в настоящее время ПАО «Совкомбанк» о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении извещено надлежащим образом.

На момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение ПАО «Совкомбанк» установленных Федеральным законом «О рекламе» требований, а также обстоятельства, вынуждающие его действовать в состоянии крайней необходимости, при рассмотрении дела не установлены.

При назначении наказания должностным лицом, рассматривающим дело № 055/04/14.3-771/2023, учитываются общие правила назначения административного наказания, предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ. Обстоятельств, смягчающих административную ответственность (статья 4.2 КоАП РФ), не выявлено.

В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ отягчающим обстоятельством признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

В пункте 19.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 указано, что «…в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.

При применении указанной нормы судам следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ…».

Согласно информационной базе платформы «Дело» (ЕИАС – Дело) по состоянию на 13.07.2023 ПАО «Совкомбанк» неоднократно привлекалось к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения (например, постановлениями Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан № 016/04/14.3-72/2023 от 10.03.2023, Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области № 052/04/14.3-858/2022 от 26.04.2022 и т.д.).

Таким образом, указанное в постановлении по делу № 055/04/14.3-708/2023 правонарушение совершено Обществом повторно в период, когда ПАО «Совкомбанк» считалось подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Доказательств малозначительности совершенного административного правонарушения Обществом не представлено.

Согласно части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Таким образом, Общество подлежит наказанию в пределах санкции части 6 статьи 14.3 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 14.3, 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктом 7.12 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 23.07.2015 № 649/15, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.08.2015 № 38653,

П О С Т А Н О В И Л А:

Признать публичное акционерное общество «Совкомбанк» (ИНН 4401116480, ОГРН 1144400000425) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1 и 6 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (Четыреста тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 - 1.3-3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности по реквизитам, указанным в платежном поручении, являющимся неотъемлемой частью настоящего постановления.

При оплате административного штрафа платежный документ в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ должен содержать сведения о номере идентификатора начисления УИН, указанного в назначении платежа, прилагаемого к настоящему постановлению бланка платежного поручения.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

По истечении этого срока необжалованное и неопротестованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.

Связанные организации

Связанные организации не указаны