Определение б/н - от 18 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

о назначении дела № 055/01/10-581/2020 о нарушении антимонопольного

законодательства к рассмотрению

 

18 июня 2020 года                                                                                                                  г. Омск                                                                                                                                            

      

Заместитель руководителя управления, председатель Комиссии Омского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства                                № 055/01/10-581/2020  <…>

                                                        УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 055/01/10-581/2020 возбуждено приказом Омского УФАС России № 112 от 11.06.2020 по заявлению гражданина   <…> о не обоснованном взимании платы с размере <…> руб. за выдачу справки об отсутствии задолженности за потребленную электроэнергию, в отношении ООО «Омская энергосбытовая компания» (ОГРН 1145543005442, ИНН 05503248039, адрес (место нахождения): 644042, г. Омск, пр. К. Маркса, д. 41/15) (далее – ООО «ОЭК», гарантирующий поставщик) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

   В материалы по заявлению ООО «ОЭК» представлены письменные пояснения и документы о введении в действие калькуляций по выдаче справки об отсутствии задолженности за электроэнергию с 01.01.2019 приказом генерального директора                     ООО «ОЭК» от 31.11.2018 № 403-пр, выписка из реестра калькуляций, документы, обосновывающие затраты гарантирующего поставщика при оказании услуги). ООО «ОЭК», ссылаясь на положения правил предоставления коммунальных услуг, считает взимание платы за выдачу такой справки обоснованным, поскольку для проверки достоверности показаний прибора учета необходим выход контролера по адресу потребителя.

В результате рассмотрения указанного заявления Омским УФАС России в действиях гарантирующего поставщика электрической энергии (мощности) – ООО «ОЭК» установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции – злоупотребление гарантирующим поставщиком электрической энергии (мощности) доминирующим положением на розничном рынке электрической энергии  путём взимания платы с потребителей за выдачу справки об отсутствии задолженности за потребленную электроэнергию, что повлекло ущемление интересов неопределенного круга потребителей услуг ООО «ОЭК», которым в период времени, исчисляемый с даты вступления в силу приказа о введении калькуляций на дополнительные платные услуги по настоящее время были оказаны на возмездной основе услуги по выдаче справки об отсутствии задолженности за потребленную электрическую энергию.

            Правоотношения между потребителями, исполнителями коммунальной услуги, гарантирующими поставщиками как субъектами розничных рынков электрической энергии, в том числе при проведении плановых и внеплановых проверок приборов учета электрической энергии, регламентированы Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442), которые не содержат норм, обязывающих гарантирующего поставщика при обращении потребителя за выдачей означенной справки осуществлять действия по плановой либо внеплановой проверке приборов учета электроэнергии.

Приказом Министерства энергетики № 1300 от 29.11.2019 с 1 января 2020 г.                 ООО «ОЭК» присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны                              АО «Петербургская сбытовая компания» на территории Омской области в рамках административных границ Омской области, до 01.01.2020 ООО «ОЭК»  выполняло функции гарантирующего поставщика на основании агентского договора, заключенного с                             АО «Петербургская сбытовая компания».

Обслуживание гарантирующим поставщиком потребителей (покупателей) осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 11 Основных положений № 442, в числе которых:

- организация службы приема обращений потребителей (покупателей) по вопросам поставки некачественной электрической энергии или прекращения поставки электрической энергии, а также оповещения потребителей (покупателей) о причинах поставки некачественной электрической энергии или прекращения поставки электрической энергии и о планируемых сроках устранения указанных нарушений (абзац 8 пункта 11 Основных положений № 442);

- организация приема иных, не указанных в абзаце восьмом настоящего пункта обращений потребителей (покупателей) в адрес гарантирующего поставщика письменно или устно, в том числе посредством телефонной связи, сети «Интернет», электронной почты, а также оперативного ответа на них по существу с возможностью решения вопроса потребителя (покупателя) за 1 обращение (абзац 9 пункта 11 Основных положений № 442).

Подпунктом «д» пункта 31 Правил № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 (далее – Правила № 354), предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии). В случае если проведение такой проверки непосредственно при обращении потребителя невозможно, проверка может производиться в срок, определенный по договоренности потребителя и исполнителя, но не превышающий 1 месяц со дня обращения потребителя. Документы по результатам проверки предоставляются потребителю способом, согласованным потребителем и исполнителем, не позднее 5 рабочих дней после завершения такой проверки.

Исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители) (подпункт «б» пункта 82 Правил № 354).

При этом в пунктах 83, 84 Правил № 354 императивно регламентирована периодичность проведения исполнителем коммунальных услуг таких проверок и обязанность их проведения в случае не предоставления потребителем показаний приборов учета электроэнергии.

Из совокупного прочтения вышеуказанных норм Основных положений № 442 (абзацев 8 и 9 пункта 11) и Правил № 354 следует, что:

- выдача справки об отсутствии задолженности за потребленную электроэнергию  должна осуществляться на безвозмездной основе;

- обязанность исполнителя коммунальных услуг по проверке показаний приборов учета возникает при непосредственном обращении потребителя по вопросам, связанным с начислением платы за электроэнергию, пени, вопросам перерасчета и  данные нормы Правил № 354 не подлежат применению при обращении потребителя с вопросом о выдаче справки об отсутствии задолженности за потребленную электроэнергию.

Омским УФАС России установлено следующее:

- доминирующее положение ООО «ОЭК» на розничном рынке электрической энергии в границах Омской области;

- ООО «ОЭК» является исполнителем коммунальной услуги и единственным в Омской области хозяйствующим субъектом, который имеет возможность выдать потребителю справку об отсутствии задолженности по оплате за потребленную электроэнергию;

- несостоятельность нормативно-правового обоснования доводов ООО «ОЭК», поскольку заявитель обращался с заявлением о выдаче справки об отсутствии задолженности за потребленную электроэнергию, а не по вопросам проверки правильности начисления платы и (или) пени за потребленную электроэнергию;

- ущемление интересов неопределенного круга потребителей услуг ООО «ОЭК», учитывая их множественность – как относительно количества потребителей, которым были выданы такие справки, так и относительно количества потенциальных потребителей, которые могут обратиться к гарантирующему поставщику электрической энергии (мощности) в связи с необходимостью получения такой справки;

- факты оказания ООО «ОЭК» возмездной услуги, выдачи заявителю справки об отсутствии задолженности, взимания платы за выдачу справки об отсутствии задолженности;

- ущемление интересов потребителей услуг, которым  выданы справки об отсутствии задолженности за электроэнергию, выражается в неправомерном возложении на них дополнительных финансовых расходов, учитывая, что в силу положений пункта 11 Основных положений № 442 такая справка  должна быть выдана бесплатно.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

            1. Назначить дело № 055/01/10-581/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 06.07.2020 в 10 часов 00 минут по адресу: 644010,       г. Омск, пр. К. Маркса, 12 А, каб. 203.

            2. Привлечь к участию в рассмотрении дела:

- в качестве ответчика – ООО «Омская энергосбытовая компания» (ОГРН 1145543005442,  ИНН 05503248039);

- в качестве заявителя –  гр. <…>        

            3. Ответчику – ООО «Омская энергосбытовая компания» представить в Омское УФАС России  в срок не позднее 02.07.2020:

            3.1. письменные пояснения, в которых необходимо  указать:

            3.1.1 решение и подготовке калькуляций на оказание платных услуг и об их применении (введении в действие) с 01.01.2019 в соответствии с приказом генерального директора ООО «ОЭК» от 30.11.2018 № 403-пр, в том числе калькуляций стоимости выдачи справки об отсутствии задолженности за электроэнергию в обычном (в течении месяца) и в срочном порядке, было принято только по инициативе ООО «ОЭК» либо по инициативе      или с участием АО «Петербургской сбытовой компании»;

            3.1.2 имеет ли отношение деятельность ООО «ОЭК» в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 по выдаче означенных справок на возмездной основе физическим лицам, к деятельности ООО «ОЭК» по представлению интересов гарантирующего поставщика электрической энергии  АО «Петербургская сбытовая компания» на основании агентского договора (до 01.01.2020) либо эти услуги оказывались ООО «ОЭК» в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 отдельно от деятельности по данному агентскому договору;

            3.1.3  за 2 периода времени,  раздельно  по каждому из них: с 01.01.2019 по 31.12.2019 и с 01.01.2020 по 31.05.2020,  в письменных пояснениях  необходимо указать  количество абонентов – физических лиц, которым были выданы ООО «ОЭК» справки об отсутствии задолженности за электрическую энергию:

            - в обычном порядке (в течение месяца), с указанием общего размера стоимости оказанных услуг;

            - в срочном порядке, с указанием общего размера стоимости оказанных услуг.

           

            3.2  Заверенные копии документов:

            - заявления гр. <…> о выдаче справки об отсутствии задолженности за  электрическую энергию;

            - всех документов, оформленных ООО «ОЭК» в связи с оказанием заявителю данной услуги;

            - приходно - кассового ордера (или платежного поручения) ООО «ОЭК», направленного заявителю для оплаты стоимости услуги по выдаче вышеуказанной справки и документа об оплате заявителем услуги;

            - платежных документов (квитанций) ООО «ОЭК», направленных потребителю  <…> для оплаты за электроэнергию за декабрь 2019 года, январь-май 2020 года, а также документов, подтверждающих оплату данных квитанций;

            - агентского договора, заключенного с АО «Петербургская сбытовая компания»          (со всеми приложениями), действующего в 2018-2019 гг., до 01.01.2020;

            - калькуляции на две услуги по выдаче справки об отсутствии задолженности за электроэнергию в обычном порядке и срочно.

                       

            Одновременно разъясняем, что все лица участвующие в деле № 055/01/10-581/2020 о нарушении антимонопольного законодательства вправе представить на заседание комиссии письменные мотивированные пояснения с нормативно-правовым обоснованием своих доводов, с приложением подтверждающих документов, а также заверенные копии иных, помимо истребованных комиссией по антимонопольному делу документов, касающихся рассматриваемых обстоятельств.

                        Обращаем Ваше внимание на то, что все предоставляемые копии документов необходимо заверить надлежащим образом.

                         Явка представителя ответчика на заседание Комиссии обязательна.

 

Председатель Комиссии                                                                                                     <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны