Постановление б/н постановление о наложении штрафа от 24 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

 

город Омск

Дело 24 октября 2023 года

№ 055/04/14.3-1111/2023

 

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) (…), рассмотрев протокол об административном правонарушении от 10.10.2023 и другие материалы дела, возбужденного по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении индивидуального предпринимателя (…)

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Решением Комиссии Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 15.08.2023 по делу 055/05/28-823/2023 реклама ИП (…) была признана ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»).

Комиссией Омского УФАС России также было принято решение о передаче материалов дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Протоколом об административном правонарушении от 10.10.2023 в отношении ИП (…) возбуждено дело № 055/04/14.3-1111/2023 по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Доказательствами по делу об административном правонарушении, установленными протоколом и другими документами, подтверждено следующее.

В Омское УФАС России прокуратурой Кировского административного округа города Омска перенаправлены материалы Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – СГУ ЦБ РФ) по факту фиксации 12.04.2023 размещения по адресу: г. Омск, ул. Дианова, д. 7/2 (торговый центр) рекламы предоставления займов: «ЛОМБАРДиЯ комиссионный магазин низкий процент от 0,17 % в день высокая оценка без штрафов займы до 60 дней принимаем золото бытовую технику Режим работы с 10.00 до 20.00 часов без обеда и выходных т. 346-786».

По факту размещения информации ИП (…) (лицом, осуществляющим деятельность по вышеуказанному адресу) 26.05.2023 помощнику прокурора Кировского административного округа города Омска (…) даны письменные пояснения: «Осуществляю деятельность под брендом «Комиссионный магазин «Ломбардия» по скупке бытовой техники, золота, электроники, электрострой инструмента, а также берем эти предметы с целью последующей перепродажи и получения комиссии. Сделки оформляются договорами комиссии, скупки. Помещение, где я осуществляю деятельность, находится по адресу: г. Омск, ул. Дианова, 7/2. Использую помещение на основании договора аренды от 15.01.2023. Потребительские займы не предоставляю. Вывеску «займы до 60 дней» разместил в качестве рекламы. Обязуюсь данную вывеску убрать».

В целях рассмотрения поступивших материалов 03.07.2023 Омским УФАС России по адресу: г. Омск, ул. Дианова, д. 7/2 произведен осмотр и зафиксирован факт размещения информации следующего содержания: - на фасаде торгового центра «ЛОМБАРДиЯ» - на электронном табло «0,1 % в день» «Золото от 2600» «ЗОЛОТО» «ТЕХНИКА» «АВТОМОБИЛИ» «т. 346-786» «ЛОМБАДиЯ!» «с 10 до 20 час»; - внутри торгового центра «ЛОМБАРДиЯ» «для новых клиентов 0,1 в день - 14 дн. далее 0,3 в день» «ювелирные изделия из золота 375 пробы – 1600 руб за 1 гр. 583 пробы 2650 руб за 1 гр. 585 пробы 2750 руб за 1 гр. 750 пробы 3200 руб за 1 грамм для ювелирных изделий до 20 000 руб 0,3 от 20 000 руб до 30 000 руб 0,2 от 30 000 руб 0,17 бытовая электроника (сотовые телефоны планшеты ноутбуки аудио видео) бытовая техника стройинструмент до 10 000 руб 1 свыше 10000 руб 0,5 Минимальная сумма оплаты процентов для ювелирных изделий 50 руб. для бытовой электроники, техники 100 руб.» «Ломбардия комиссионный магазин низкий процент от 0,17 % в день высокая оценка без штрафов до 60 дней принимаем золото бытовую технику Режим работы с 10.00 до 20.00 часов без обеда и выходных т. 346-786» «Уважаемые заемщики! Предлагаем вам новую услугу по объединению займов в одном месте Если у вас есть действующие займы в других ломбардах, мы готовы их погасит за свой счет с последующим переоформлением у нас на более выгодных условиях» наряду с наименованием магазина «ЛОМБАРДиЯ» «рассрочка 0% комиссия 0% первый взнос 3 месяца».

На занимаемом ИП (…) торговом помещении размещена информация, связанная с осуществлением предпринимательской деятельности: режим работы, регистрационные документы.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей гражданин (…) зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) осуществляет деятельность:

- 47.79.3 Торговля розничная прочими бывшими в употреблении товарами;

- 46.43 Торговля оптовая бытовыми электротоварами;

- 46.48 Торговля оптовая часами и ювелирными изделиями;

- 47.41 Торговля розничная компьютерами, периферийными устройствами к ним и программным 2023-5978 обеспечением в специализированных магазинах;

- 47.43 Торговля розничная аудио- и видеотехникой в специализированных магазинах;

- 47.77 Торговля розничная часами и ювелирными изделиями в специализированных магазинах;

- 47.78 Торговля розничная прочая в специализированных магазинах;

- 64.92 Предоставление займов и прочих видов кредита;

- 96.09.1 Деятельность по оказанию услуги по скупке у граждан ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования — это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар — это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Федеральный закон «О ломбардах») дано понятие ломбард - юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» (части 1.1 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах»).

В пункте 5 части 1 статьи 3 Федерального закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)») установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности: Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах», Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Информация «ЛОМБАРДиЯ комиссионный магазин низкий процент от 0,17 % в день высокая оценка без штрафов займы до 60 дней принимаем золото бытовую технику Режим работы с 10.00 до 20.00 часов без обеда и выходных т. 346-786», распространенная ИП (…). 12.04.2023, а также «…низкий процент от 0,17 % в день высокая оценка без штрафов до 60 дней…», «0,1 % в день», «Уважаемые заемщики! Предлагаем вам новую услугу по объединению займов в одном месте Если у вас есть действующие займы в других ломбардах, мы готовы их погасит за свой счет с последующим переоформлением у нас на более выгодных условиях» наряду с «ЛОМБАРДиЯ» является рекламой и воспринимается потребителями как предоставляемая в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» услуга займов.

В силу части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

В соответствии с частью 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Отсутствие сведений об ИП (…) в действующих реестрах субъектов финансового рынка, размещенных на сайте Центрального банка Российской Федерации, не позволяет ему как осуществлять профессиональную деятельностью по предоставлению займов, соответственно, и размещать вышеуказанную рекламу.

Таким образом, разместив рекламу, связанную с предоставлением займов, ИП (…) нарушил требования частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». Рассматриваемая реклама содержала сведения о продаже товара посредством предоставлении рассрочки.

В главе 42 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено несколько видов кредитования: банковское, товарное и коммерческое.

Из части 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

Согласно статье 822 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита). К такому договору применяются правила параграфа 1 настоящей главы, если иное не предусмотрено таким договором и не вытекает из существа обязательства.

В силу пункта 1 статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

При этом каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителями своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг, в том числе услуг, предлагаемых организацией или индивидуальным предпринимателем.

Коммерческий кредит может предоставляться не только финансовыми организациями, а самой торгующей организацией.

Приобретение товара (услуг) с его оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца отличается от приобретения товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).

В нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе отсутствовала информация о лице, предоставляющем рассрочку на покупку товара, что приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Рекламодатель — это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП (…) является рекламодателем и рекламораспространителем.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частями 13 и 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», рекламораспространитель — за нарушение части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-17 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса,

- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.

Таким образом, ИП (…), имея возможность для соблюдения требований части 7 статьи 5, частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», не приняв все зависящие от него меры по их соблюдению, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения: г. Омск.

Время совершения административного правонарушения 12.04.2023, 03.07.2023.

Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении было направлено ИП (…) заказным письмом исх. № ТШ/5502/23 от 06.09.2023 по адресу регистрации: (…).

 09.10.2023 в адрес Омского УФАС России поступило ходатайство ИП (…) о составлении протокола об административном правонарушении в его отсутствие (вх. № 9353-ЭП/23 от 09.10.2023).

10.10.2023 уполномоченным должностным лицом Омского УФАС России в отношении ИП (…) составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Копии протокола об административном правонарушении и определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении были направлены ИП (…) письмом исх. № ТШ/6271/23 от 10.10.2023  по адресу: (…).

23.10.2023 в адрес Омского УФАС России поступило ходатайство ИП (...) о рассмотрении дела об административном правонарушении в его отсутствие (вх. № 9828-ЭП/23 от 23.10.2023).

На момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение ИП (…) установленных Федеральным законом «О рекламе» требований, а также обстоятельства, вынуждающие его действовать в состоянии крайней необходимости, при рассмотрении дела не установлены.

При назначении наказания должностным лицом, рассматривающим дело № 055/04/14.3- 1111/2023, учитываются общие правила назначения административного наказания, предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.2 и 4.3 КоАП РФ), не выявлено.

Доказательств того, что совершенное ИП (…) правонарушение относится к категории малозначительных и является исключительным случаем, должностным лицом не установлено.

На основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно информационной базе платформы «Дело (ЕИАС – Дело) по состоянию на 24.10.2023 ИП (…) привлекался к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения постановлениями Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 09.09.2021 № 055/04/14.3-889/2021, от 16.11.2021 № 055/04/14.3- 1052/2021.

С учетом позиции, изложенной в пункте 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, оснований для применения статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не имеется в связи с тем, что указанное в постановлении по делу об административном правонарушении по делу № 055/04/14.3-1111/2023 правонарушение совершено ИП (…) не впервые.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 14.3, 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктом 7.12 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 23.07.2015 № 649/15, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.08.2015 № 38653,

П О С Т А Н О В И Л А:

Признать индивидуального предпринимателя (…) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (Пять тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 - 1.3-3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности по реквизитам, указанным в платежном поручении, являющимся неотъемлемой частью настоящего постановления. При оплате административного штрафа платежный документ в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ должен содержать сведения о номере идентификатора начисления УИН, указанного в назначении платежа, прилагаемого к настоящему постановлению бланка платежного поручения. Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристависполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

По истечении этого срока необжалованное и неопротестованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.

Связанные организации

Связанные организации не указаны