Решение б/н - от 6 октября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение № 055/10/18.1-932/2020
о признании жалобы необоснованной
06.10.2020 г. Омск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<…> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<…> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
<…>– главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Экспресс-Клининг» (далее – ООО «Экспресс-Клининг», Общество, Заявитель) на действия открытого акционерного общества «Омский аэропорт» (далее – ОАО «Омский аэропорт», Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, по оказанию комплекса услуг по уборке объектов ОАО «Омский аэропорт» (извещение о проведении закупки № 32009472899 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – Запрос предложений, Закупка),
в отсутствие ООО «Экспресс-Клининг», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения обращения по существу,
при участии представителя ОАО «Омский аэропорт» – <…> (доверенность от <…>, личность удостоверена паспортом),
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. Омского УФАС России от 25.09.2020 № 10538), который полагает, что Заказчиком неправомерно принято решение об отказе в допуске ООО «Экспресс-Клининг» к участию в Запросе предложений.
В своей жалобе Заявитель указывает, что 14.09.2020 им была направлена заявка на участие в Запросе предложений.
Согласно протоколу № 065-1 рассмотрения первых частей заявок на участие в Запросе предложений от 16.09.2020 первая часть заявки ООО «Экспресс-Клининг» была отклонена на основании подпункта «в» пункта 12.2 документации о запросе предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 065 на право заключить договор оказания комплекса услуг по уборке объектов ОАО «Омский аэропорт» (далее – Документация), а именно в первой части заявки на участие в запросе предложений указаны сведения о соответствии участника закупки квалификационным требованиям, установленным в Документации (пункты 4,8), что не соответствует пункту 9 Документации.
По мнению Заявителя, заполняя первую часть заявки, он выполнил все требования Заказчика, в том числе полностью воспроизвел с учетом Приложений № 2, № 3 информацию о порядке исполнения услуг. При этом, Приложение № 2 Заказчик обозначил как «Техническое задание на закупку № 5», включив в него сведения о порядке формирования цены и требования к участникам закупки. ООО «Экспресс-Клининг» не указывало в первой части заявки свое конкретное предложение цены, также как и не декларировало, что именно он соответствует требованиям, предусмотренным документацией.
Кроме того, в документации запроса предложений не установлены квалификационные требования и не дано их понятие.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит отменить протоколы Закупки № 32009472899, признать ООО «Экспресс-Клининг» участником закупки, провести процедуры допуска и оценки его заявки.
2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 29.09.2020 № 05-9199 ОАО «Омский аэропорт» представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе ООО «Экспресс-Клининг», а также копии запрашиваемых документов (вх. Омского УФАС России от 06.10.2020 № 10938э).
В своих письменных возражениях ОАО «Омский аэропорт» указывает следующее.
Частью 19 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) предусмотрено, что заявка на участие в конкурентной закупке с участием только субъектов малого и среднего предпринимательства, к примеру, запросе предложений в электронной форме, должна состоять из двух частей и ценового предложения.
Первая часть заявки на участие в Запросе предложений в электронной форме должна содержать описание оказываемой услуги, которая является предметом закупки, в соответствии с требованиями Документации. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике Запроса предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в Документации.
Из документации следует, что первая часть заявки на участие в запросе предложений должна содержать исключительно описание оказываемых услуг, являющихся предметом закупки, в соответствии с Формой 1 (Приложение № 1 к Документации) и с учетом приложения № 2 к Документации. К Форме 1 должны быть приложены: информация о комплексной уборке на объектах Заказчика (с учетом содержания Приложения № 2 к Техническому заданию на закупку услуг № 5/ССиЭ/06-2020 (далее – Техническое задание); график уборки (с учетом содержания Приложения № 3 к Техническому заданию).
Также Приложение № 1 к Документации содержит Форму 3 и Форму 7, которые по условиям Документации предоставляются участником закупки в составе второй части заявки на участие в запросе предложений.
При рассмотрении первой части заявки на участие в запросе предложений Заказчик пришел к выводу, что ООО «Экспресс-Клининг» в первой части заявки продекларировано соответствие требованиям Документации, в том числе отражено то, что должно быть указано в Форме 3 и Форме 7.
Кроме того, первая часть заявки подписана электронной подписью Заявителя, следовательно ООО «Экспресс-Клининг» удостоверил в первой части заявки на участие в закупке свое соответствие всем квалификационным требованиям, установленным в Документации.
На основании изложенного, ОАО «Омский аэропорт» считает жалобу ООО «Экспресс-Клининг» необоснованной.
3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Комиссией установлено, что 08.09.2020 в единой информационной системе в сфере закупок ОАО «Омский аэропорт» разместило извещение о проведении открытого запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 065 по оказанию комплекса услуг по уборке объектов ОАО «Омский аэропорт» (номер извещения № 32009472899).
В соответствии с Документацией прием заявок осуществлялся в электронной форме в соответствии с регламентом и функционалом электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер» с 09.09.2020 по 16.09.2020 05:00 (время московское).
Дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Запросе предложений – 16.09.2020.
Дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Запросе предложений – 17.09.2020.
Начальная (максимальная) цена договора – 5 015 171 руб.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Запросе предложений от 16.09.2020 № 065-1 на участие в закупке поступило 5 заявок. По результатам рассмотрения первых частей заявок 3 заявки были допущены для участия в закупке, а заявки участника № 1 (ООО «Экспресс-Клининг») и участника № 2 отклонены.
4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные ОАО «Омский аэропорт» документы, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.
В соответствий с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.
При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
При проведении Запроса предложений ОАО «Омский аэропорт» руководствовалось Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Омский аэропорт», утвержденным решением Совета директоров ОАО «Омский аэропорт», оформленным протоколом № 7/2018 от 24.12.2018 (далее – Положение).
Частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом о закупках и положением о закупке заказчика.
Пункт 19 статьи 3.4 Закона о закупках устанавливает, что заявка на участие в запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке. Вторая часть заявки на участие в запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике такого запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника такого запроса предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.
Часть 22 статьи 3.2 Закона о закупках устанавливает, что под запросом предложений в целях Закона о закупках понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно пункту 8.6.5.1 Положения потенциальные участники запроса предложений готовят свои заявки на участие в запросе предложений в строгом соответствии с требованиями, установленными в документации о запросе предложений.
Пункт 8.6.6.2 Положения устанавливает, что для участия в запросе предложений участник закупки подает заявку в соответствии с требованиями, установленными в документации о запросе предложений. Перечень документов и информации, предоставляемых участниками закупки в составе заявки на участие в запросе предложений, требования к оформлению документов, предоставляемых участниками закупки в составе заявки на участие в запросе предложений, устанавливаются в документации о запросе предложений.
Таким образом, в пункте 9 Документации указано, что участник закупки должен подготовить заявку в строгом соответствии с требованиями документации о запросе предложений.
Кроме того, заявка на участие в запросе предложений не должна содержать условий, противоречащих требованиям Документации.
Согласно пункту 9 Документации непосредственно перед подачей заявки участник закупки должен разделить подготовленные документы на отдельные части: первую часть, вторую часть и ценовое предложение в соответствии с перечнем документов, входящих в каждую из частей, установленным в пункте 9 Документации. При этом все части заявок, включая ценовое предложение подаются одновременно.
Как следует из пункта 9 Документации, первая часть заявки на участие в запросе предложений должна содержать исключительно описание оказываемых услуг, являющихся предметом закупки, в соответствии с Формой 1 (Приложение № 1 к Документации) и с учетом Приложения № 2 к Документации. К Форме 1 (Приложение № 1 к Документации) должны быть приложены: - информация о комплексной уборке на объектах заказчика (с учетом содержания Приложения № 2 к Техническому заданию (Приложение № 2 к Документации); - график уборки с учетом содержания Приложения № 3 к Техническому заданию (Приложение № 2 к Документации); - но без указания в них сведений о ценовом предложении и/или сведений об участнике закупки.
Таким образом, предоставление других документов и сведений в составе первой части заявки на участие в Запросе предложений не требуется. В том числе, не допускается указание в первой части заявки на участие в запросе предложений сведений об участнике запроса предложений и о его соответствии требованиям, установленным в Документации (пункт 9 Документации).
Пункт 12.2 Документации устанавливает, что по результатам рассмотрения первых частей заявок Единая комиссия по осуществлению закупок отклоняет несоответствующие заявки по следующим основаниям:
а) несоответствие первой части заявки на участие в запросе предложений по составу, содержанию и оформлению требованиям Документации о запросе предложений, в том числе наличие в первой части заявки недостоверных сведений или намеренно искаженной информации или документов;
б) несоответствие работ, в том числе порядка их описания, и (или) договорных условий, указанных в первой части заявки на участие в запросе предложений, требованиям Документации о запросе предложений;
в) указание в первой части заявки на участие в запросе предложений сведений об участнике закупки и (или) о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в Документации о запросе предложений;
г) указание в первой части заявки на участие в запросе предложений сведений о ценовом предложении участника закупки.
При исследовании Комиссией Омского УФАС России материалов дела было установлено, что ООО «Экспресс-Клининг» 14.09.2020 была подана заявка на участие в Запросе предложений.
Согласно протоколу от 16.09.2020 № 065-1 ООО «Экспресс-Клининг» было отказано в допуске к участию в закупке. Поскольку в первой части заявки на участие в запросе предложений указаны сведения о соответствии участника закупки квалификационным требованиям, установленным в Документации о запросе предложений (пункты 4, 8), что не соответствует пункту 9 Документации.
В составе первой части заявки ООО «Экспресс-Клининг» было представлено: описание оказываемых услуг, являющихся предметом закупки; техническое задание на закупку услуг № 5; перечень помещений подлежащих уборке; информация о комплексной уборке на объектах Заказчика; график уборки.
Пункт 4 Документации содержит место, условия и сроки (периоды) оказания услуг.
В пункте 8 Документации установлены требования к участникам запроса предложений.
Требование о том, что первая часть заявки должна содержать техническое задание, пункт 9 Документации не содержит.
Согласно пункту 9 Документации вторая часть заявки на участие в запросе предложений должна содержать сведения об участнике закупки, информацию о его соответствии требованиям Документации, об окончательном предложении участника закупки о качестве услуг и об иных условиях исполнения договора.
Информация о соответствии участника закупки требованиям Документации предоставляется в соответствии с Формой 3 (Приложение № 1 к Документации).
Информация об окончательном предложении участника закупки о качестве услуг и об иных условиях исполнения договора представляется в соответствии с Формой 7 (Приложение № 1 к Документации).
Приложив к своей заявке техническое задание, Заявитель, тем самым, указал информацию, которую предусматривает Форма 3 (Приложение № 1 к Документации), о соответствии ООО «Экспресс-Клининг» требованиям Документации, а также информацию, предусмотренную Формой 7 (Приложение № 1 к Документации).
Таким образом, Заявителем в первой части заявки на участие в запросе предложений была предоставлена информация, которую должна содержать вторая часть заявки на участие в запросе предложений.
Кроме того, первая часть заявки на участие в запросе предложений Заявителя подписана его электронной подписью. В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Таким образом, подписав первую часть заявки на участие в запросе предложений электронной подписью, Заявитель удостоверил свое соответствие всем квалификационным требованиям.
При указанных обстоятельствах, довод Заявителя о неправомерном отказе ОАО «Омский аэропорт» в допуске ООО «Экспресс-Клининг» к участию в Запросе предложений Комиссия считает необоснованным.
В части довода Заявителя о том, что в документации о запросе предложений не установлены квалификационные требования и не дано их понятие Комиссией было установлено следующее.
Согласно пункту 19 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Первая часть заявки на участие запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке.
По смыслу положений Закона о закупках единые квалификационные требования – это требования, предъявляемые ко всем участникам в равной степени.
Омским УФАС России было установлено, что данные требования установлены Заказчиком в пункте 8 Документации.
Учитывая вышеуказанное, Комиссия Омского УФАС России данный довод ООО «Экспресс-Клининг» также признает необоснованным.
В соответствии с пунктом 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Экспресс-Клининг» на действия открытого акционерного общества «Омский аэропорт» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, по оказанию комплекса услуг по уборке объектов ОАО «Омский аэропорт» (извещение о проведении закупки № 32009472899 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).
Согласно части 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>
<…>
<…>
<…>