Решение б/н . от 13 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Решение № 055/07/3-775/2021

о признании жалобы необоснованной

 

10.08.2021                                                                                                                                    г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<…>– заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…>– главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…>– главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «ХардМеталл» (далее – ООО «ХардМеталл», Общество, Заявитель) на действия заказчика – акционерного общества «Федеральный научно-производственный центр» «Прогресс» (ранее ФГУП «ФНПЦ «Прогресс») (далее –                       АО «ФНПЦ «Прогресс», Заказчик, Ответчик) при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку инструмента в количестве 1480 шт. (извещение                            № 32110468585 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – запрос котировок, закупка),

при участии представителя Заявителя посредством системы видеоконференц-связи:  <…> (доверенность <…>, личность удостоверена паспортом);

при участии представителей Ответчика: <…> (доверенность <…>, личность удостоверена паспортом), <…> (доверенность <…>, личность удостоверена паспортом), <…> (доверенность <…>, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя, а также дополнения (вх. от 23.07.2021 № 7456, от 02.08.2021 № 7746э, от 03.08.2021 № 7812э, от 10.08.2021 № 8016э), который полагает, что Заказчиком в описании предмета закупки установлена высокая степень детализации технических характеристик инструмента, совокупность которых соответствует продукции одного производителя – «Walter».

Также ООО «ХардМеталл» указывает, что готово осуществить поставку инструментов с аналогичными характеристиками, изложенными в закупочной документации и на безвозмездной основе предоставить Заказчику корпуса, совместимые с инструментами.

На заседании Комиссии представитель Заявителя высказалась согласно доводам, изложенным в жалобе и письменных дополнениях, просила признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 26.07.2021 № 05-7351 Ответчиком представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов.

На заседании Комиссии 03.08.2021, 10.08.2021 представители Заказчика с доводами жалобы Общества не согласились и пояснили следующее.

При описании предмета закупки в извещении о проведении запроса котировок были указаны сведения о технических характеристиках товара (форма, угловые величины, длины, толщина, радиус), потребительских свойствах (типе покрытия и видах обрабатываемых материалов), а также требования о совместимости инструментов с имеющимися на предприятии корпусами фрез.

Детализированное описание характеристик предмета закупки, а также требование о совместимости инструментов с корпусами фрез обусловлено исключительными параметрами инструментов фрезерной группы, отличающихся от аналогичных инструментов конкурентов.

Вместе с тем, в извещении о проведении запроса котировок отсутствует требование к товарному знаку поставляемого товара, поскольку на рынке могут присутствовать иные (аналогичные) товары, соответствующие требуемым характеристикам, но имеющие разных производителей.

09.08.2021 (вх. № 7964э) Заказчиком представлены дополнительные пояснения, согласно которым закупаемая АО «ФНПЦ «Прогресс» продукция (инструменты в количестве 1480 шт.) необходима для выполнения государственного оборонного заказа и обеспечит функционирование механообрабатывающего производства в среднем на 53 рабочих дня. Также представлена бухгалтерская справка от 01.07.2021 № 1269, подтверждающая наличие у                АО «ФНПЦ «Прогресс» корпусов фрез F4042.Z32.032.Z03.15, F4042.Z16.010.Z01.08, M4574-020-A20-02-05.

На основании изложенного, представители Ответчика просили признать жалобу                 ООО «ХардМеталл» необоснованной.  

 

3. Из представленных материалов и информации следует, что 14.07.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» АО «ФНПЦ «Прогресс» было размещено извещение о проведении запроса котировок.

Согласно извещению № 32110468585 дата начала и окончания срока подачи заявок:                 с 14.07.2021 по 21.07.2021.

Дата подведения итогов закупки – 22.07.2021.

Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет: 2 688 223,68 руб.  

Уведомлением Омского УФАС России от 26.07.2021 № 05-7351 запрос котировок приостановлен.

На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в связи с необходимостью получения дополнительной информации, рассмотрение жалобы по существу перенесено на 10.08.2021.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011                 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

Статья 3 Закона о закупках содержит основные принципы закупочной деятельности заказчиков в число которых, наравне с принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, входит также принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик при организации и проведении запроса котировок руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный научно-производственный центр «Прогресс», утвержденным генеральным директором ФГУП «ФНПЦ «Прогресс» 28.12.2018 (далее – Положение о закупке) и извещением о проведении закупки.

Согласно части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны, в том числе сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках (при необходимости) (пункт 3).

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Аналогичные требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги установлены также в пункте 3.1. статьи 8.1 Положения о закупке.

Согласно пункту 3 статьи 8.4 Положения о закупке комиссия по закупкам принимает решение об отклонении заявки на участие в закупке, в том числе если заявка не соответствует требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.

Разделом 22 извещения о проведении запроса котировок установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, согласно которым заявка должна содержать предложение участника конкурентной закупки в отношении предмета такой закупки. Требования к предложению участника конкурентной закупки в отношении предмета закупки содержатся в пункте 14 информационной карты (заявка участника должна содержать конкретные функциональные характеристики (потребительские свойства) поставляемого товара, его количественные и качественные характеристики, товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), количественные и качественные характеристики выполняемых работ, оказываемых услуг) (приложение № 1 к извещению).

При описании предмета закупки, согласно приложению № 2 к извещению о проведении запроса котировок участник закупки указывает конкретные значения функциональных характеристик (потребительских свойств) поставляемого товара, его количественных и качественных характеристик, количественных и качественных характеристик выполняемых работ, оказываемых услуг, требуемых в описании предмета закупки (приложение № 2 к извещению).

В приложении № 2 к извещению о проведении запроса котировок содержится описание предмета закупки:

 

Наименование

 

Код ОКПД

Техническое описание

1

Пластина

25.73.40.166

Пластина фрезерная твердосплавная. Односторонняя пластина, 2 режущие кромки. Форма пластины – ромб 85°, задний угол 15 градусов. Стружколом с канавкой 16 градусов. Длина режущей кромки 17,5±0,08 мм, ширина пластины 10,8±0,05 мм, толщина пластины 6,15±0,13 мм, радиус при вершине 0,8 мм. Длина зачистной кромки 1,6 мм. Пластина должна иметь износостойкое покрытие. Твердый сплав и износостойкое покрытие пластины должны обеспечивать обработку стали, нержавеющей стали, жаропрочных сплавов и титана (групп P, M, S по ГОСТ Р ИСО 513-2019 Материалы твердые режущие. Классификация и применение. Обозначение групп применения (далее ГОСТ Р ИСО 513-2019)). Пластина должна быть совместима с корпусом F4042.Z32.032.Z03.15 имеющимися на предприятии и винтом поз. 2.

2

Винт

25.94.11.110

Винт М4 (по ГОСТ 8724-2002 (ИСО 261-98) Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Диаметры и шаги (далее ГОСТ 8724‑2002)), длина резьбовой части 9,7 мм, головка под ключ T15IP (по ГОСТ Р ИСО 10664‑2007 Углубление звездообразное под ключ для болтов и винтов (далее  ГОСТ Р ИСО 10664‑2007)). Момент затяжки 3,5 Нм.  Винт должен быть совместим пластиной позиции 1 и корпусом  F4042.Z32.032.Z03.15 имеющимися на предприятии.

3

Винт

25.94.11.110

Винт М2,5 (по ГОСТ 8724-2002), длина резьбовой части 4,5 мм, головка под ключ T8IP (по ГОСТ Р ИСО 10664‑2007). Момент затяжки 1,2 Нм.  Винт должен быть совместим с пластинами позиций 4, 5 и корпусом    F4042.Z16.010.Z01.08 имеющимися на предприятии.

4

Пластина

25.73.40.166

Пластина фрезерная твердосплавная. Односторонняя пластина, 2 режущие кромки. Форма пластины – ромб 85°, задний угол 15 градусов. Стружколом с канавкой 16 градусов. Длина режущей кромки 9,52±0,08 мм, ширина пластины 6,75±0,05 мм, толщина пластины 3,35±0,13 мм, радиус при вершине 0,4 мм. Длина зачистной кромки 1,2 мм. Пластина должна иметь износостойкое покрытие. Твердый сплав и износостойкое покрытие пластины должны обеспечивать обработку стали, нержавеющей стали, жаропрочных сплавов и титана (групп P, M, S по ГОСТ Р ИСО 513‑2019). Пластина должна быть совместима с корпусом  F4042.Z16.010.Z01.08 имеющимися на предприятии и винтом поз. 3

5

Пластина

25.73.40.166

Пластина фрезерная твердосплавная. Односторонняя пластина, 2 режущие кромки. Форма пластины – ромб 85°, задний угол 15 градусов. Стружколом с канавкой 16 градусов. Длина режущей кромки 9,52±0,08 мм, ширина пластины 6,75±0,05 мм, толщина пластины 3,35±0,13 мм, радиус при вершине 0,8 мм. Длина зачистной кромки 1,2 мм. Пластина должна иметь износостойкое покрытие. Твердый сплав и износостойкое покрытие пластины должны обеспечивать обработку стали, нержавеющей стали, жаропрочных сплавов и титана (групп P, M, S по ГОСТ Р ИСО 513‑2019). Пластина должна быть совместима с корпусом   F4042.Z16.010.Z01.08 имеющимися на предприятии и винтом поз. 3.

6

Пластина

25.73.40.166

Пластина фрезерная твердосплавная. Односторонняя пластина с 4-мя режущими кромками. Форма пластины - квадрат с отверстием, задний угол 15 градусов. Стружколом с канавкой 16 градусов. Длина режущей кромки 9,52±0,08 мм, толщина пластины 3,97±0,13 мм, радиус при вершине 0,8 мм. Пластина должна иметь износостойкое покрытие. Твердый сплав и износостойкое покрытие пластины должны обеспечивать обработку стали, нержавеющей стали, жаропрочных сплавов и титана (групп P, M, S по ГОСТ Р ИСО 513‑2019). Пластина должна быть совместима с корпусом   M4574020-A20-02-05 имеющимися на предприятии.

 

Исходя из содержания жалобы, указание в описании предмета закупки вышеназванных характеристик товара приводит к ограничению числа участников запроса котировок,  поскольку к поставке может быть предложен лишь товар бренда «Walter».

Комиссия, проанализировав требования к предмету закупки, изложенные в техническом описании (приложение № 2 к извещению), приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика при описании предмета закупки нарушений Закона о закупках и не усматривает в означенных действиях Заказчика ограничения числа участников закупки.

Как указывалось ранее, в силу пунктов 2, 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки. В случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Согласно представленной Заказчиком бухгалтерской справки № 1269 от 01.07.2021 на балансе у АО «ФНПЦ «Прогресс» имеется фреза для обработки фасок M4574-020-A20-02-05 и фрезы для обработки уступов F4042.Z32.032.Z03.15, F4042.Z16.010.Z01.08.

Учитывая, что инструменты фрезерной группы (корпус, пластины, крепежные элементы) имеют свои исключительные параметры у каждого производителя, что не оспаривается Заявителем, а также наличие на балансе у АО «ФНПЦ «Прогресс» фрез для обработки фасок M4574-020-A20-02-05 и фрез для обработки уступов F4042.Z32.032.Z03.15, F4042.Z16.010.Z01.08, руководствуясь положениями пунктов 2, 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в совокупности с основными принципами закупочной деятельности (пункты 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках), Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках.

Также Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений при отклонении заявки ООО «ХардМеталл», поскольку Обществом в заявке на участие в запросе котировок (таблица № 1) при описании товара указаны отличные от изложенных Заказчиком в приложении № 2 к извещению о закупке технические характеристики товара.

Комиссия отмечает, что Заказчик не указывает на конкретный товарный знак, а раскрывает характеристики необходимых к поставке товаров. Указанные в извещении о проведении запроса котировок требования к товару, в том числе с указание на конкретные характеристики и необходимость совместимости с имеющимся на предприятии оборудованием, не нарушают запретов, установленных Законом о закупках, и направлены на выявление товара, в наилучшей степени отвечающего требованиям Заказчика. Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников закупки.  

Таким образом, при установленных обстоятельствах, Комиссия признает жалобу                ООО «ХардМеталл» необоснованной.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью                «ХардМеталл» (ИНН 7453208553, адрес регистрации: 454091, г. Челябинск, ул. Российская,                    д. 159, пом. 10) на действия заказчика – акционерного общества «Федеральный научно-производственный центр» «Прогресс» (ИНН 5506190813, адрес регистрации: 644018, г. Омск, ул. 5-я Кордная, д. 4) при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку инструмента в количестве 1480 шт. (извещение № 32110468585 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России                         от 26.07.2021 № 05-7351.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                                  <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                                              <…>

 

<…>

<…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны