Решение б/н решение по делу от 15 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 по делу № 055/05/28-823/2023

 15 августа 2023 года

 город Омск

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – (), временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: () - ведущий специалист - эксперт отдела рекламы, () – главный специалист - эксперт отдела контроля закупок,

рассмотрев материалы дела № 055/05/28-823/2023, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя () по факту нарушения частей 13 и 14 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие ИП ()

УСТАНОВИЛА:

В Омское УФАС России прокуратурой Кировского административного округа города Омска перенаправлены материалы Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – СГУ ЦБ РФ) по факту размещения 12.04.2023 по адресу: г. Омск, ул. Дианова, д. 7/2 (торговый центр) ненадлежащей рекламы займов: «ЛОМБАРДиЯ комиссионный магазин низкий процент от 0,17 % в день высокая оценка без штрафов займы до 60 дней принимаем золото бытовую технику Режим работы с 10.00 до 20.00 часов без обеда и выходных т. 346-786».

По факту размещения вышеуказанной информации 26.05.2023 ИП () даны письменные пояснения: «Осуществляю деятельность под брендом «Комиссионный магазин «Ломбардия» по скупке бытовой техники, золота, электроники, электро-строй инструмента, а также берем эти предметы с целью последующей перепродажи и получения комиссии. Сделки оформляются договорами комиссии, скупки. Помещение, где я осуществляю деятельность, находится по адресу: г. Омск, ул. Дианова, 7/2. Использую помещение на основании договора аренды от 15.01.2023. Потребительские займы не предоставляю. Вывеску «займы до 60 дней» разместил в качестве рекламы. Обязуюсь данную вывеску убрать».

03.07.2023 Омским УФАС России зафиксированы факты размещения информации:

- на фасаде торгового центра «ЛОМБАРДиЯ» и электронном табло «0,1 % в день», «Золото от 2600», «ЗОЛОТО», «ТЕХНИКА», «АВТОМОБИЛИ», «т. 346-786» «ЛОМБАДиЯ!», «с 10 до 20 час»;

- внутри торгового центра

«ЛОМБАРДиЯ»

«для новых клиентов 0,1 в день - 14 дн. далее 0,3 в день» «ювелирные изделия из золота 375 пробы – 1600 руб за 1 гр. 583 пробы 2650 руб за 1 гр. 585 пробы 2750 руб за 1 гр. 750 пробы 3200 руб за 1 грамм для ювелирных изделий до 20 000 руб 0,3 от 20 000 руб до 30 000 руб 0,2 от 30 000 руб 0,17 бытовая электроника (сотовые телефоны планшеты ноутбуки аудио видео) бытовая техника стройинструмент до 10 000 руб 1 свыше 10000 руб 0,5 Минимальная сумма оплаты процентов для ювелирных изделий 50 руб. для бытовой электроники, техники 100 руб.»

«Ломбардия комиссионный магазин низкий процент от 0,17 % в день высокая оценка без штрафов до 60 дней принимаем золото бытовую технику Режим работы с 10.00 до 20.00 часов без обеда и выходных т. 346-786»

«Уважаемые заемщики! Предлагаем вам новую услугу по объединению займов в одном месте Если у вас есть действующие займы в других ломбардах, мы готовы их погасит за свой счет с последующим переоформлением у нас на более выгодных условиях» наряду с наименованием магазина «ЛОМБАРДиЯ» «рассрочка 0% комиссия 0% первый взнос 3 месяца».

 На занимаемом ИП () помещении размещена информация, связанная с осуществлением деятельности: режим работы, условия обслуживания, регистрационные документы.

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Вышеуказанная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к комиссионному магазину «ЛОМБАРДиЯ», оказываемым услугам по предоставлению займов, рассрочки.

При этом указанная реклама была распространена с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.

 Определением от 19.07.2023 Омским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 5 и частей 13 и 14 Федерального закона «О рекламе».

 Определение о возбуждении дела было направлено заказным письмом исх. ТШ/4352/23 от 19.07.2023 по адресу регистрации ИП (), в соответствии со сведениями, размещенными на сайте оператора почтовой связи АО «Почта России» www.pochta.ru, письмо получено адресатом 03.08.2023.

В процессе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

Факт распространения вышеуказанной рекламы по адресу: г. Омск, ул. Дианова, д. 7/2 12.04.2023 и 03.07.2023 ИП () не оспаривается, подтвержден материалами дела, в том числе фотоснимками СГУ ЦБ РФ, справкой от 03.07.2023.

 В части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Федеральный закон «О ломбардах») дано понятие ломбард - юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» (части 1.1 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах»).

В пункте 5 части 1 статьи 3 Федерального закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)») установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности: Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах», Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей () зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляет деятельность в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2):

- 47.79.3 Торговля розничная прочими бывшими в употреблении товарами;

- 46.43 Торговля оптовая бытовыми электротоварами;

- 46.48 Торговля оптовая часами и ювелирными изделиями;

- 47.41 Торговля розничная компьютерами, периферийными устройствами к ним и программным 2023-5978 обеспечением в специализированных магазинах;

- 47.43 Торговля розничная аудио- и видеотехникой в специализированных магазинах;

- 47.77 Торговля розничная часами и ювелирными изделиями в специализированных магазинах;

- 47.78 Торговля розничная прочая в специализированных магазинах;

- 64.92 Предоставление займов и прочих видов кредита;

- 96.09.1 Деятельность по оказанию услуги по скупке у граждан ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.

В силу части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

В соответствии с частью 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

По состоянию на 11.07.2023 в реестрах действующих субъектов финансового рынка, размещенных на сайте Центрального банка Российской Федерации, сведения об ИП () отсутствуют, таким образом, ИП () не может осуществлять профессиональную деятельностью по предоставлению потребительских займов.

Таким образом, с учетом изложенного, разместив рекламу «ЛОМБАРДиЯ комиссионный магазин низкий процент от 0,17 % в день высокая оценка без штрафов займы до 60 дней принимаем золото бытовую технику Режим работы с 10.00 до 20.00 часов без обеда и выходных т. 346-786», зафиксированную СГУ ЦБ РФ 12.04.2023, ИП () нарушил требования частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Одновременно Комиссия считает, что рекламная информация «…низкий процент от 0,17 % в день высокая оценка без штрафов до 60 дней…», «0,1 % в день», «Уважаемые заемщики! Предлагаем вам новую услугу по объединению займов в одном месте Если у вас есть действующие займы в других ломбардах, мы готовы их погасит за свой счет с последующим переоформлением у нас на более выгодных условиях» наряду с наименованием магазина «ЛОМБАРДиЯ» воспринимаются потребителями именно как условия предоставления ИП () займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

В главе 42 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено несколько видов кредитования: банковское, товарное и коммерческое.

Из части 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

Согласно статье 822 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).

К такому договору применяются правила параграфа 1 настоящей главы, если иное не предусмотрено таким договором и не вытекает из существа обязательства.

В силу пункта 1 статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

При этом каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителями своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг, в том числе услуг, предлагаемых организацией или индивидуальным предпринимателем.

Коммерческий кредит может предоставляться не только финансовыми организациями, а самой торгующей организацией. Приобретение товара (услуг) с его оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца отличается от приобретения товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).

В нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе отсутствовала информация о лице, предоставляющем рассрочку на покупку товара, что приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП () является и рекламодателем, и рекламораспространителем. Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частями 13 и 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», рекламораспространитель — за нарушение части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, Комиссия решила признать рекламу, распространенную ИП () 12.04.2023 и 03.07.2023 по адресу: г. Омск, ул. Дианова, д. 7/2, ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 и частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

Материалы дела содержат сведения о том, что в рекламе, зафиксированной сотрудниками СГУ ЦБ РФ, в настоящее время отсутствует слово «займы», вместе с тем по итогам рассмотрения дела Комиссия считает необходимым выдать ИП () предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу, распространенную ИП ():

- 12.04.2023 «ЛОМБАРДиЯ комиссионный магазин низкий процент от 0,17 % в день высокая оценка без штрафов займы до 60 дней принимаем золото бытовую технику Режим работы с 10.00 до 20.00 часов без обеда и выходных т. 346-786»;

- 03.07.2023 «0,1 % в день» «Ломбардия комиссионный магазин низкий процент от 0,17 % в день высокая оценка без штрафов до 60 дней принимаем золото бытовую технику Режим работы с 10.00 до 20.00 часов без обеда и выходных т. 346-786» «Уважаемые заемщики! Предлагаем вам новую услугу по объединению займов в одном месте Если у вас есть действующие займы в других ломбардах, мы готовы их погасит за свой счет с последующим переоформлением у нас на более выгодных условиях» наряду с наименованием магазина «ЛОМБАРДиЯ» «рассрочка 0% комиссия 0% первый взнос 3 месяца», ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 и частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ИП () предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 25.08.2023.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны