Решение б/н - от 18 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 055/01/17-392/2021

 

 

18 августа 2021 года                                                                                             город Омск

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена  13.08.2021

В полном объеме решение изготовлено  18.08.2021

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев материалы дела № 055/01/17-392/2021 по признакам нарушения департаментом городского хозяйства Администрации города Омска (ИНН 5504061072, ОГРН 1035507001199, юридический адрес: 644099, Омская область, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1) (далее – Департамент, Ответчик, организатор отбора получателей субсидий) пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в отсутствие на заседании представителя прокуратуры Омской области, извещенной о месте и времени рассмотрения дела по существу;

в присутствии на заседании представителя Ответчика: <...> (доверенность от 13.04.2021 № 13, личность удостоверена паспортом);

в присутствии на заседании представителя акционерного общества «Омскэлектро» (далее – АО «Омскэлектро», Общество): <...> (доверенность от 05.02.2021 № 06-10/15-юр, личность удостоверена паспортом);

в присутствии на заседании представителей Управления Федерального казначейства по Омской области (далее – УФК по Омской области): <...> (доверенность от 23.07.2021 № 52-16-13/4872, служебное удостоверение № 55 01006 от 13.09.2019), <...> (доверенность от 23.07.2021 № 52-16-13/4873, служебное удостоверение № 55 00855 от 25.03.2018),

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Дело № 055/01/17-392/2021 по признакам нарушения Департаментом пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции возбуждено приказом руководителя Омского УФАС России от 14.04.2021 № 78 на основании поступившего из прокуратуры Омской области акта выездной проверки УФК по Омской области, проведенной в отношении Департамента. В ходе проверки УФК по Омской области было установлено, что субсидия на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов была предоставлена АО «Омскэлектро» с нарушением норм действующего законодательства.

В материалы дела № 055/01/17-392/2021 прокуратурой Омской области были представлены копии акта выездной проверки УФК по Омской области от 28.12.2020, объяснений начальника отдела организации ремонта жилищного фонда Департамента <...>.

Определением о назначении дела № 055/01/17-392/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 27.04.2021 к участию в рассмотрении дела привлечены: прокуратура Омской области – в качестве заявителя, Департамент – в качестве ответчика, АО «Омскэлектро» – в качестве заинтересованного лица.

2. По запросам Омского УФАС России, а также во исполнение определения о назначении дела №055/01/17-392/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению Департаментом в материалы настоящего дела представлены письменные пояснения (вх. от 18.05.2021 № 4900, от 17.06.2021 № 6075, от 21.07.2021 № 7320), а также копии следующих документов:

  • соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Омской области от 16.08.2019 № 069-17-2019-125;
  • соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 08.10.2019 № 52701000-1-2019-013;
  • постановления Администрации города Омска от 19.01.2018 № 40-п «О предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов»;
  • приказа Департамента от 17.12.2019 № 219 «О проведении отбора получателей субсидий при проведении мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области»;
  • приказа Департамента от 18.12.2019 № 224 «О создании комиссии по проведению отбора получателей субсидий при проведении мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области »;
  • переписки между Департаментом и УФК по Омской области по предоставлению документов;
  • постановления Арбитражного суда Уральского округа от 23.11.2019 № Ф09-5811/19 по делу № А60-3689/2019;
  • определения Верховного суда Российской Федерации от 06.04.2020 № 309-ЭС20-3804 по делу № А60-3689/2019;
  • апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 28.01.2021 по делу № 60-АПГ18-9;
  • протокола обыска (выемки) от 12.04.2021.

В письменных пояснениях Ответчик указывает, что в 2019 году из бюджета Российской Федерации бюджету Омской области был предоставлен иной межбюджетный трансферт в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), имеющий целевое назначение: на реализацию мероприятий по содействию реализации комплекса мероприятий по развитию инфраструктуры муниципальных образований Омской области.

Предоставление иного межбюджетного трансферта между Министерством  строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Омской области проходило на основании соглашения № 069-17-2019-125 от 16.08.2019 в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2018 № 1166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий по содействию развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации ведомственной целевой программы «Поддержка модернизации коммунальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)» в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2018 № 1166).

Далее предоставление иного межбюджетного трансферта между Министерством энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Администрацией города Омска проходило на основании соглашения № 52701000-1-219-013 от 08.10.2019 в порядке, предусмотренном приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 12.09.2019 № 13-п «Об утверждении Порядка предоставления и распределения в 2019 году иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Омской области».

В целях освоения указанного межбюджетного трансферта Администрацией города Омска в период с октября по декабрь 2019 года проведены мероприятия по заключению мировых соглашений с взыскателями по судебным актам об обязании Администрации города Омска выполнить работы по капитальному ремонту многоквартирных домов, а также мероприятия по внесению изменений в постановление Администрации города Омска от 19.01.2018 № 40-п «О предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов», предусматривающие проведение процедуры отбора, устанавливающие критерии, позволяющие привлечь квалифицированные организации.

Проект нормативного правового акта, предусматривающий внесение изменений в вышеуказанное постановление Администрации города Омска, проходил оценку регулирующего воздействия с 07.12.2019, независимую антикоррупционную экспертизу, а также проверки в других надзорных органах.

Отбор получателей субсидии проведен в соответствии с приказом Департамента от 17.12.2019 № 219 «О проведении отбора получателей субсидии при проведении мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области» (далее – Приказ № 219).

По результатам данного отбора победителем определено АО «Омскэлектро», представившее для участия в отборе заявку на выполнение капитального ремонта 278 многоквартирных домов, в результате чего между Департаментом и АО «Омскэлектро» заключено соглашение от 23.12.2019 № 907-865/2019 о предоставлении из бюджета города Омска субсидии на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта 278 многоквартирных домов.

Ответчик считает, что поскольку получение иного межбюджетного трансферта проходило в порядке, регламентированном БК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2018 № 1166, нормативными правовыми актами уполномоченных органов Омской области и города Омска, то данные отношения не связаны со сферой антимонопольного регулирования, свободным товарным рынком, конкуренцией, регулированием порядка проведения торгов либо сферой закупок для муниципальных нужд, которые имеют иное специальное нормативное регулирование. Таким образом, действия Департамента при проведении отбора получателей субсидии не могут быть оценены на предмет нарушения требований пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Департамент отмечает, что нарушение порядка распределения средств иного межбюджетного трансферта, полученного Администрацией города Омска, нецелевого использования и расходования средств уже были рассмотрены УФК по Омской области на предмет соблюдения требований статьи 78 БК РФ, о чем был составлен акт от 25.12.2020 и выдано представление от 03.03.2021. В аналогичных ситуациях контроля за распределением бюджетных денежных средств в качестве субсидии суды приходили к выводу о невозможности сращивания бюджетного регулирования и антимонопольного законодательства (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23.12.2019 № Ф09-5811/19 по делу № А60-3689/2019, определение Верховного суда Российской Федерации от 06.04.2020 № 309-ЭС20-3804 по делу № А60-3689/2019).

В силу прямого указания в пункте 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений.

Данный перечень носит закрытый характер, порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов императивно регулируется нормами БК РФ, порядок предоставления средств бюджета как субсидии – нормативными актами администрации муниципального образования. ФАС России и его территориальные управления не обладают полномочиями по проверке порядка предоставления субсидий муниципальными образованиями, поскольку данные действия не проходят в форме торгов, аукционов и конкурсов по смыслу Закона о защите конкуренции.

Кроме того, законодательство позволяет муниципальному образованию в порядке статьи 78 БК РФ непосредственно нормативным актом устанавливать конкретного получателя субсидии, что не может рассматриваться как нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции. Вышеуказанное подтверждается судебной практикой – апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 28.01.2021 по делу № 60-АПГ18-9.

Относительно предоставления АО «Омскэлектро» субсидии на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов Ответчик поясняет следующее.

В силу пункта 7 Положения о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 19.01.2018 № 40-п (далее – Положение № 40-п), получатель субсидии для получения субсидии представляет в Департамент в числе необходимых документов акт осмотра технического состояния многоквартирного дома (дефектную ведомость) и (или) техническое задание на обследование (проектирование), подтверждающие необходимость проведения капитального ремонта многоквартирного дома, проектно-сметную документацию на капитальный ремонт, составленную в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-технических документов.

До окончания срока подачи заявок на участие в отборе получателей субсидии поступило 3 заявки: АО «Омскэлектро», ООО «СК Лидер», ООО «АртРемСтрой». По результатам рассмотрения данных заявок комиссией по отбору получателей субсидии Департамента на основании подпункта 1 пункта 9 Положения № 40-п принято решение об отказе в допуске ООО «СК «Лидер», ООО «АртРемСтрой» ко второму этапу отбора, в связи с предоставлением ими документов, определенных в пункте 7 Положения № 40-п,  не в полном объеме. При этом АО «Омскэлектро» документы были представлены в полном объеме, в связи с чем, заявка признана соответствующей требованиям Положения № 40-п и Общество было допущено ко второму этапу проведения отбора.

На втором этапе отбора осуществлялась проверка соответствия представленных АО «Омскэлектро» документов (в том числе смет, дефектных ведомостей) на предмет наличия оснований для отказа в предоставлении субсидии. Изучив представленные Обществом документы, комиссия по отбору получателей субсидии Департамента пришла к выводу, что оснований для отказа в предоставлении субсидии не имеется. По итогам отбора был определен перечень домов, на которые предоставляется субсидия и их получатель – АО «Омскэлектро».

В конце 2020 года УФК по Омской области проводилась выездная проверка использования данного иного межбюджетного трансферта. 23.11.2020 УФК по Омской области направило в адрес Департамента запрос о предоставлении всех документов, касающихся порядка предоставления и условий использования иного межбюджетного трансферта в течение 3 рабочих дней. Департамент ходатайствовал перед УФК по Омской области о продлении сроков их предоставления.

В ходе проведения проверки к начальнику отдела организации ремонта жилищного фонда Департамента <...> обратились проверяющие УФК по Омской области с указанием на то, что среди документов, представленных АО «Омскэлектро», отсутствуют дефектные ведомости по 6 многоквартирным домам.

Вместе с тем, как выяснилось впоследствии, данные документы были предоставлены АО «Омскэлектро» своевременно, на комиссию по проведению отбора получателей субсидии, что подтверждается протоколом заседания комиссии, подписанным всеми членами комиссии. Обществом вместе с заявкой на участие в отборе получателей субсидии были предоставлены дефектные ведомости в пяти томах (том № 1 на 254 л., том № 2 на 252 л., том № 3 на 259 л., том № 4 на 260 л., том № 5 на 255 л.), в том числе дефектные ведомости по следующим многоквартирным домам: ул. 4-я Челюскинцев, д. 117, ул. Энтузиастов, д. 65 а, ул. Орджоникидзе, д. 268 а, ул. Красный Путь, д. 80 б, ул. Добровольского, д. 3, ул. Волкова, д. 1.

Данные документы были обнаружены при копировании дефектных ведомостей по запросу УФК по Омской области, по просьбе которых осуществлялась расшивка томов с документами, представленных АО «Омскэлектро».

Кроме того, Департамент отмечает, что в силу части 2 статьи 132.1 БК РФ перечисление иных межбюджетных трансфертов осуществляется после проведения санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (получателей средств местного бюджета – в случае предоставления из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации иного межбюджетного трансферта в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации по оказанию финансовой поддержки местным бюджетам в целях выполнения органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения) в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Порядка проведения санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.12.2017 № 223н (далее – Порядок № 223н) одновременно с расчетными (платежными) документами финансовым органом субъекта Российской Федерации (получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации) в территориальный орган Федерального казначейства направляются документы, на основании которых возникают бюджетные и денежные обязательства получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.

В силу пункта 5 Порядка № 223н территориальный орган Федерального казначейства осуществляет проверку представленных документов.

Таким образом, сам по себе факт одобрения и осуществления платежа со стороны УФК по Омской области свидетельствует о наличии в составе заявки АО «Омскэлектро» всех документов, в том числе дефектных ведомостей. Обратное означало бы, что УФК по Омской области допустило нарушение правил проведения санкционирования территориальными органами Федерального казначейства оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации и одобрило предоставление субсидии в отсутствие необходимых документов.

По вопросу включения АО «Омскэлектро» в проектно-сметную документацию по 4 домам (ул. Светлая, д. 1, ул. 21-я Амурская д. 3 а, ул. Нефтезаводская д. 21, ул. 22 Партсъезда д.15) работ, не предусмотренных Приказом № 219, Ответчик указывает, что перечень работ по проведению капитального ремонта 278 многоквартирных домов по соглашению от 23.12.2019 № 907-865/2019 соответствует приложению к Приказу № 219. Субсидирование работ, не предусмотренных Приказом № 219, не производилось. Кроме того, сметная документация АО «Омскэлектро» была приведена в полное соответствие с Приказом № 219.

На основании вышеизложенного, Ответчик считает, что нормы действующего законодательства им не нарушены.

 

3. Во исполнение определения о назначении дела № 055/01/17-392/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению Обществом в материалы настоящего дела представлены письменные пояснения (вх. от 08.07.2021 № 6808) из которых следует, что АО «Омскэлектро» участвовало в отборе получателей субсидий на проведение мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области.

19.12.2019 была окончательно сформирована и представлена для проведения отбора заявка Общества и необходимые документы, содержащие акты осмотра технического состояния многоквартирных домов (дефектные ведомости) и проектно-сметная документация в части локально-сметных расчетов на капитальный ремонт, в том числе в отношении многоквартирных домов по ул. 4-я Челюскинцев, д. 117, ул. Энтузиастов, д. 65 а, ул. Орджоникидзе, д. 268 а, ул. Красный Путь, д. 80 б, ул. Добровольского, д. 3, ул. Волкова, д. 1.

При этом АО «Омскэлектро» отмечает, что работа по подготовке и формированию документации была трудоемкой, заявка составила более 20 000 листов, сшитых в 111 томов, подписанных и заверенных печатью Общества.

С дефектными ведомостями по вышеуказанным домам произошла заминка, вместе с тем, они в любом случае были вложены в общие сшивки документов и представлены в Департамент для проведения отбора.

Доводы УФК по Омской области сводятся к обстоятельствам не обнаружения некоторых документов в сшивках оригиналов при проведении выездной проверки, что само по себе не может подтверждать обстоятельства отсутствия необходимого комплекта документов на момент заседания комиссии по проведению отбора 20.12.2019 и нарушения порядка предоставления субсидий.

Как следует из протоколов №№ 1, 2 от 20.12.2019 необходимая документация была представлена Обществом в полном соответствии с требованиями Положения № 40-п, Приказа № 219, именно поэтому с АО «Омскэлектро» было заключено соглашение от 23.12.2019 № 907-865/2019 о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта 278 многоквартирных домов.

По вопросу указания в локально-сметных расчетах по многоквартирным домам № 1 по ул. Светлая, № 3 а по ул. 21-я Амурская, № 21 по ул. Нефтезаводская, № 15 по ул. 22 Партсъезда помимо необходимых работ, предусмотренных Приказом № 219, незначительных работ, не предусмотренных данным приказом, Общество отмечает, что данные работы не были включены в соглашение о предоставлении субсидий. При этом сметная документация приведена в соответствие с требованиями Приказа № 219 и средства субсидий на выполнение таких работ не расходовались.

 

4. В результате проведенного анализа документов Комиссией установлено следующее.

В соответствии с соглашением от 16.08.2019, заключенным между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации и Правительством Омской области, бюджету Омской области из федерального бюджета предоставлен иной межбюджетный трансферт, имеющий целевое значение на реализацию мероприятий по содействию в развитии инфраструктуры субъекта Российской Федерации.

Полученный иной межбюджетный трансферт направлен на реализацию государственной программы Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 № 264-п. В связи с чем, между Министерством энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Администрацией города Омска заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 08.10.2019 № 52701000-1-2019-013. Указанный межбюджетный трансферт направлен на проведение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации.

Как было указано ранее, порядок предоставления из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов регламентирован Положением № 40-п.

На основании Положения № 40-п Департаментом Приказом № 219 был объявлен отбор получателей субсидии.

Из пункта 1 Приказа № 219 следует, что организатором отбора являлся Департамент.

Предмет отбора: предоставление субсидии в целях финансового обеспечения затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе на оказание услуг и (или) проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственной программы Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 № 264-п.

Объем финансирования составляет 1 000 000 000 рублей.

Приложением к Приказу № 219 утвержден адресный перечень многоквартирных домов, по которым объявлен отбор получателей субсидии, с указанием видов работ по каждому многоквартирному дому (всего 599 многоквартирных домов, в том числе 321 дом, в отношении которых имеются утвержденные в установленном порядке после вступления в законную силу решений судов мировые соглашения, 278 домов, в отношении которых имеются вступившие в законную силу и неисполненные решения судов).

В соответствии с подпунктами 5, 7, 8 пункта 1 Приказа № 219 заявки на участие в отборе получателей субсидии принимались организатором отбора с 17.12.2019 по 19.12.2019. Дата проведения отбора – 20.12.2019.

В целях проведения отбора получателей субсидий приказом Департамента от 18.12.2019 № 224 была создана комиссия по проведению отбора получателей субсидий при проведении мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области (далее – комиссия по проведению отбора получателей субсидий), утвержден её состав, а также положение о комиссии по проведению отбора получателей субсидий.

Из пунктов 1 – 3 положения о комиссии по проведению отбора получателей субсидий следует, что комиссия по проведению отбора получателей субсидий является коллегиальным органом для проведения отбора получателей субсидий и принятия решений, предусмотренных Положением № 40-п.

В своей деятельности комиссия по проведению отбора получателей субсидий руководствуется действующим федеральным законодательством, законодательством Омской области, муниципальными правовыми актами города Омска.

Комиссия по проведению отбора получателей субсидий осуществляет, в том числе следующие функции: вскрытие конвертов с заявками, рассмотрение заявок на участие в отборе получателей субсидий, рассмотрение заявок на предмет соответствия требованиям, установленным Положением № 40-п, принятие решения о допуске заявок к отбору, либо отказе в допуске получателей субсидий к участию в отборе, присвоение каждому получателю субсидий суммарной количественной оценки по всем показателям критериев, установленным Положением № 40-п, принятие решения о предоставлении субсидии.

Таким образом, комиссия по проведению отбора получателей субсидий является коллегиальным органом, специально созданным Департаментом и уполномоченным на проведение отбора и принятия решения о предоставлении субсидии. При этом комиссия по проведению отбора получателей субсидий не является самостоятельным юридическим лицом, соответственно, ответственность за её действия несет Департамент, как организатор отбора получателей субсидий, чьим приказом был утвержден состав комиссии. Департаментом был издан Приказ № 219, в соответствии с которым проводился оспариваемый отбор получателей субсидии, кроме того, Департаментом, как организатором торгов, осуществлялось размещение информации о проведении отбора, принимались заявки на участие в отборе получателей субсидии.

Согласно пункту 8.3 раздела II Положения № 40-п вскрытие конвертов, рассмотрение заявок на участие в отборе, принятие решения о допуске заявок, присвоение каждому получателю субсидий суммарной количественной оценки по всем показателям критериев, указанным в пункте 8.2 Положения № 40-п, ранжирование участников отбора с указанием очередности номеров, исходя из наибольшего количества баллов, принятие решения о предоставлении субсидии получателю, набравшему наибольшее количество баллов либо подавшему единственную заявку, соответствующую требованиям Положения № 40-п, осуществляются комиссией по проведению отбора получателей субсидии на соответствующих заседаниях комиссии в течение 10 рабочих дней после окончания срока приема заявок на участие в отборе по каждому многоквартирному дому в отдельности.

Из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в отборе № 1 от 20.12.2019 следует, что до окончания срока подачи заявок на участие в отборе получателей субсидии поступило три заявки – АО «Омскэлектро», ООО «Строительная компания «Лидер», ООО «АРТ РемСтрой».

По результатам рассмотрения документов, представленных в составе заявок на участие в отборе, комиссией по проведению отбора получателей субсидий принято решение об отказе в допуске ООО «Строительная компания «Лидер», ООО «АРТ РемСтрой» ко второму этапу отбора на основании подпункта 1 пункта 9 раздела II Положения № 40-п, в связи с предоставлением не в полном объеме получателями субсидии документов, определенных пунктом 7 Положения № 40-п. Заявка АО «Омскэлектро» признана соответствующей требованиям Положения № 40-п, в связи с чем, Общество было допущено ко второму этапу проведения отбора.

Согласно протоколу рассмотрения заявок получателей субсидии № 2 от 20.12.2019 субсидия в размере 997 611 030,59 рублей была предоставлена АО «Омскэлектро».

Между Департаментом и АО «Омскэлектро» 23.12.2019 заключено соглашение № 907-865/2019 о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.

Пунктом 7 раздела II Положения № 40-п установлены требования к содержанию заявки на участие в отборе получателей субсидий. Так, заявка должна содержать, в том числе акт осмотра технического состояния многоквартирного дома (дефектная ведомость) и (или) техническое задание на обследование (проектирование), подтверждающие необходимость проведения капитального ремонта многоквартирного дома, подписанные лицом, которое уполномочено действовать от имени получателя субсидии, а также проектно-сметную (сметную) документацию на капитальный ремонт, составленную в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-технических документов.

Аналогичные требования указаны в подпункте 10 пункта 1 Приказа № 219.

В силу подпункта 4 пункта 5 раздела II Положения № 40-п одним из условий предоставления субсидии является наличие проектно-сметной (сметной) документации на капитальный ремонт, составленной в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-технических документов, согласованной с департаментом финансов и контроля Администрации города Омска (за исключением проведения мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области, и многоквартирных домов вдоль гостевого маршрута), а в случаях проведения мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области, и многоквартирных домов вдоль гостевого маршрута – прошедшей соответствующую экспертизу сметной документации в лицензированной организации, в том числе с учетом федеральных единичных расценок.

Согласно подпункту 1 пункта 9 раздела II Положения № 40-п основанием для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии является несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным пунктом 7 Положения № 40-п, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов.

Из объяснений должностного лица Департамента – начальника отдела организации ремонта жилищного фонда <...> от 08.12.2020, представленных УФК по Омской области в рамках проводимой проверки, следует, что в составе заявки АО «Омскэлектро», поданной на участие в отборе получателей субсидии, отсутствовали дефектные ведомости по 6 многоквартирным домам: ул. 4-я Челюскинцев, д. 117, ул. Энтузиастов, д. 65 а, ул. Орджоникидзе, д. 268 а, ул. Красный Путь, д. 80 б, ул. Добровольского, д. 3, ул. Волкова, д. 1, что в силу подпункта 1 пункта 9 Положения № 40-п являлось основанием для отказа в предоставлении субсидии по указанным многоквартирным домам.

В акте выездной проверки УФК по Омской области от 28.12.2020 отмечено, что недостающие дефектные ведомости были представлены Департаменту АО «Омскэлектро» в ходе проверки 15.12.2020.

Таким образом, УФК по Омской области делает вывод, что в нарушение статей 78, 162 БК РФ, подпункта 1 пункта 9 Положения № 40-п Департаментом неправомерно предоставлена субсидия, источником которой являются средства иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета, на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта 6 многоквартирных домов в общей сумме 17 898 339,78 руб.

Определениями о привлечении эксперта (переводчика, лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах) к рассмотрению дела № 055/01/17-392/2021 от 18.05.2021, от 08.06.2021 к рассмотрению дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, были привлечены: УФК по Омской области, члены комиссии по проведению отбора получателей субсидий, <...> – директор по развитию инвестиционной деятельности АО «Омскэлектро», <...> – начальник отдела эксплуатации жилищного фонда Департамента (ранее главный специалист отдела организации ремонта жилищного фонда Департамента).

Согласно определению о привлечении эксперта (переводчика, лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах) к рассмотрению дела № 055/01/17-392/2021 от 18.05.2021 членам комиссии по проведению отбора получателей субсидий необходимо было представить пояснения об обстоятельствах рассмотрения заявки АО «Омскэлектро», поданной на участие в отборе получателей субсидии, в том числе о наличии либо отсутствии в составе указанной заявки дефектных ведомостей по следующим многоквартирным домам: ул. 4-я Челюскинцев, д. 117, ул. Энтузиастов, д. 65 а, ул. Орджоникидзе, д. 268 а, ул. Красный Путь, д. 80 б, ул. Добровольского, д. 3, ул. Волкова, д. 1.

Из полученных ответов членов комиссии по проведению отбора получателей субсидий, приобщенных к материалам настоящего дела, следует, что при проведении отбора, на втором этапе, осуществлялась проверка соответствия Положению № 40-п документов, представленных Обществом в составе заявки. Комиссией по проведению отбора получателей субсидий был определен получатель субсидии – АО «Омскэлектро» (в соответствии с протоколом № 2 рассмотрения заявок получателей субсидий от 20.12.2019). Оснований для отклонения заявки АО «Омскэлектро» членами комиссии установлено не было.

Среди пояснений, представленных по запросу Омского УФАС России, также имеются пояснения начальника отдела организации ремонта жилищного фонда Департамента <...>, являющейся членом комиссии по проведению отбора получателей субсидии, которая утверждает, что «отсутствия в заявке АО «Омскэлектро» дефектных ведомостей по 6 многоквартирным домам (ул. 4-я Челюскинцев, д. 117, ул. Энтузиастов, д. 65 а, ул. Орджоникидзе, д. 268 а, ул. Красный Путь, д. 80 б, ул. Добровольского, д. 3, ул. Волкова, д. 1) комиссией выявлено не было». При этом ранее указанным должностным лицом УФК по Омской области давались противоположные пояснения.

Дополнительно членом комиссии по проведению отбора получателей субсидий – заместителем директора Департамента, заместителем председателя комиссии по проведению отбора получателей субсидий <...> представлены нотариально заверенные письменные пояснения, из которых следует, что «20.12.2019 в процессе проведения отбора им осуществлялось вскрытие коробок, представленных АО «Омскэлектро». Документы в виде сшивок извлекались из коробок и изучались членами комиссии на предмет соответствия требованиям, установленным Положением № 40-п. Несмотря на большой объем документов, всеми членами комиссии, включая <...>, установлено, что перечень документов соответствует установленным Положением № 40-п требованиям. <...>, как ответственным за это лицом, проводилась сверка на наличие в представленных документах дефектных ведомостей по домам, подлежащим ремонту. Сверка проводилась путем сопоставления адресов соответствующих домов, указанных в сметной документации и адресов домов, указанных в дефектных ведомостях. Каких-либо несоответствий установлено не было. В числе прочих дефектных ведомостей находились дефектные ведомости по домам, расположенным по следующим адресам: ул. 4-я Челюскинцев, д. 117, ул. Энтузиастов, д. 65 а, ул. Орджоникидзе, д. 268 а, ул. Красный Путь, д. 80 б, ул. Добровольского, д. 3, ул. Волкова, д. 1. При этом сшивка дефектных ведомостей по вышеперечисленным домам находилась несколько обособленно от других дефектных ведомостей, но находилась во вскрываемой коробке.

Впоследствии при проверке Администрации города Омска сотрудниками УФК по Омской области, последним были предоставлены копии дефектных ведомостей без указанной сшивки, ввиду её обособленного расположения в числе прочих документов. Однако, после того как сотрудники УФК по Омской области обратили внимание на отсутствие в предоставленных копиях дефектных ведомостей по указанным 6 многоквартирным домам, их обнаружили. Поиск сшивки занял достаточно продолжительное время, исчисляемое днями, ввиду того, что объем документов был большой. До того, как искомую сшивку обнаружили, сотрудник Департамента <...> направила запрос в АО «Омскэлектро» о предоставлении копий ранее направленных дефектных ведомостей по 6 многоквартирным домам.

Обнаруженные Департаментом самостоятельно дефектные ведомости были предоставлены сотрудникам УФК по Омской области в виде копий. Оригиналы помещены в пакеты».

В материалы настоящего дела также представлены нотариально заверенные письменные пояснения директора по развитию инвестиционной деятельности АО «Омскэлектро» <...> об обстоятельствах формирования и подачи заявки Обществом на участие в отборе получателей субсидий. Из указанных пояснений также следует, что некоторые дефектные ведомости не были подшиты к заявке АО «Омскэлектро», вместе с тем, указанные документы были помещены в папку и положены в последнюю коробку, так как до окончания приема документов оставалось не более 20 минут. В итоге вся необходимая документация вместе с заявкой была подана в срок.

В дальнейшем 11.12.2020 Департаментом были запрошены дефектные ведомости по многоквартирным домам, расположенным по адресам: ул. 4-я Челюскинцев, д. 117, ул. Энтузиастов, д. 65 а, ул. Орджоникидзе, д. 268 а, ул. Красный Путь, д. 80 б, ул. Добровольского, д. 3, ул. Волкова, д. 1.

В ответ на данный запрос дубликаты ранее представленных документов были переданы АО «Омскэлектро» в адрес Департамента.

Кроме того, на заседании комиссии 08.07.2021 <...> – начальник отдела эксплуатации жилищного фонда Департамента (ранее главный специалист отдела организации ремонта жилищного фонда Департамента) под протокол дал устные пояснения о том, что после определения АО «Омскэлектро» победителем отбора получателей субсидий заявка Общества предоставлялась УФК по Омской области для санкционирования платежа. По результатам рассмотрения представленных документов средства субсидии были перечислены АО «Омскэлектро».

УФК по Омской области в материалы дела № 055/01/17-392/2021 представлены письменные пояснения (вх. от 04.06.2021 № 5624, от 28.06.2021 № 6379, от 20.07.2021 № 7266), а также копии следующих документов:

  • дефектных ведомостей объемов работ и локальных сметных расчетов по многоквартирным домам: ул. Светлая, д. 1, ул. 21-я Амурская, д. 3 а, ул. Нефтезаводская, д. 21, ул. 22 Партсъезда, д. 15;
  • письма Департамента от 08.12.2020 № Исх-ДГХ/01-11/4911;
  • письма АО «Омскэлектро» от 15.12.2020 № 11-02-02/19062;
  • дефектных ведомостей объемов работ по многоквартирным домам: ул. Волкова,  д. 1, ул. 4-я Челюскинцев, д. 117, ул. Энтузиастов, д. 65 а, ул. Орджоникидзе, д. 268 а, ул. Красный Путь, д. 80 б, ул. Добровольского, д. 3;
  • расходного расписания № 069/2531 от 22.07.2019;
  • выписки из сводной бюджетной росписи областного бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов по Министерству энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области;
  • соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Омской области от 16.08.2019 № 069-17-2019-125;
  • соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 08.10.2019 № 52701000-1-2019-013;
  • приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 23.12.2019 № 29-п;
  • соглашения о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов № 907-865/2019 от 23.12.2019;
  • платежного поручения № 4456 от 25.12.2019.

Вместе с тем, как следует из пояснений УФК по Омской области: в ходе контрольного мероприятия специалистами УФК по Омской области получены от Департамента оригиналы дефектных ведомостей АО «Омскэлектро» (в 5 томах на 1280 листах прошитые, пронумерованные, подписанные и заверенные печатью), которые были сверены с количеством томов и листов в них, отраженных в приложении № 1 к протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в отборе получателей субсидии № 1 от 20.12.2019. Расхождений с информацией, отраженной в протоколе № 1 и фактически предоставленными документами (дефектными ведомостями), в части количества томов и листов, не обнаружено.

При проверке полноты поданных на отбор документов специалистами УФК по Омской области установлено, что в пакете оригиналов документов в составе заявки, представленной АО «Омскэлектро», отсутствовали дефектные ведомости по 6 многоквартирным домам. По данному факту начальником отдела организации ремонта жилищного фонда Департамента <...> были даны письменные объяснения от 08.12.2020, согласно которым в составе заявки АО «Омскэлектро», поданной на участие в отборе получателей субсидии, действительно отсутствовали дефектные ведомости по 6 многоквартирным домам.

Порядок осуществления полномочий органами Федерального казначейства при проведении проверок определяется федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1235 (далее – Стандарт № 1235).

Согласно пунктам 49, 50, 53 Стандарта № 1235 при отражении в акте проверки результатов контрольного мероприятия излагаются фактические данные только на основе документов (информации, сведений), изученных членами проверочной (ревизионной) группы или уполномоченным на проведение контрольного мероприятия должностным лицом, при наличии исчерпывающих ссылок на них, а также фактических данных на основании контрольных действий по фактическому изучению деятельности объекта контроля в рамках полномочий органа контроля. Акт проверки может дополняться документами, подтверждающими результаты контрольного мероприятия.

В ходе проверки оригиналы документов в составе заявки, представленной АО «Омскэлектро», были переданы специалистам Департамента с целью снятия с них копии и заверения надлежащим образом для приобщения в материалы дела, формируемого по результатам контрольного мероприятия.

После предоставления копий документов Департаментом был сделан запрос в АО «Омскэлектро» о предоставлении недостающих дефектных ведомостей (письмо от 08.12.2020 № Исх-ДГХ/01-11/4911). Недостающие дефектные ведомости были представлены Департаменту АО «Омскэлектро» письмом от 15.12.2020 № 11-02-02/19062 (вх. № 4041 от 16.12.2020).

После получения Департаментом письма АО «Омскэлектро» от 15.12.2020 № 11-02-02/19062 им (Департаментом) специалистам УФК по Омской области была предоставлена заверенная надлежащим образом копия переписки между Департаментом и АО «Омскэлектро».

Таким образом, УФК по Омской области считает, что в нарушение статей 78,  162 БК РФ, подпункта 1 пункта 9 Положения № 40-п в связи с предоставлением не в полном объеме в пакете документов дефектных ведомостей в 2019 году Департаментом, при наличии оснований для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии, АО «Омскэлектро» неправомерно предоставлена субсидия, источником которой являются средства иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета, на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта 6 многоквартирных домов в общей сумме 17 898 339,78 руб.

Относительно обстоятельств перечисления АО «Омскэлектро», как победителю отбора получателей субсидий, средств иного межбюджетного трансферта УФК по Омской области поясняет следующее.

25.12.2019 платежным поручением № 4456 осуществлен кассовый расход из бюджета города Омска на сумму 997 611 030,59 рублей, плательщик – департамент финансов и контроля Администрации города Омска, получатель АО «Омскэлектро».

УФК по Омской области осуществляет предварительный государственный финансовый контроль при санкционировании оплаты денежных обязательств.

Согласно части 5 статьи 219 БК РФ УФК по Омской области при санкционировании оплаты денежных обязательств осуществляет контроль за:

  • непревышением бюджетных обязательств над соответствующими лимитами бюджетных обязательств или бюджетными ассигнованиями, доведенными до получателя бюджетных средств, а также соответствием информации о бюджетном обязательстве коду классификации расходов бюджетов;
  • соответствием информации о денежном обязательстве информации о поставленном на учет соответствующем бюджетном обязательстве;
  • соответствием информации, указанной в распоряжении для оплаты денежного обязательства, информации о денежном обязательстве;
  • наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства.

Санкционирование платежного поручения от 25.12.2019 № 4456 осуществлялось УФК по Омской области в соответствии с Порядком № 223н).

В соответствии с пунктом 3 Порядка № 223н одновременно с расчетными (платежными) документами финансовым органом в территориальный орган Федерального казначейства направляются документы, подтверждающие возникновение бюджетного обязательства.

Подтверждающим документом к платежному поручению от 25.12.2019 № 4456 являлось соглашение № 907-865/2019 от 23.12.2019, заключенное между Департаментом и АО «Омскэлектро».

Предоставление иных документов при санкционировании платежного поручения от 25.12.2019 № 4456 в соответствии с Порядком № 223н не требовалось.

Согласно пункту 5 Порядка № 223н по платежному поручению от 25.12.2019 № 4456 осуществлялась проверка по следующим направлениям:

  • соответствие платежного поручения требованиям Банка России (Федерального казначейства);
  • соответствие указанных в платежном поручении кодов классификации расходов бюджетов кодам бюджетной классификации Российской Федерации, действующим в текущем финансовом году на момент представления документа;
  • соответствие указанных в платежном поручении кодов видов расходов классификации расходов бюджетов текстовому назначению платежа, исходя из содержания текста назначения платежа, в соответствии с порядком применения бюджетной классификации Российской Федерации;
  • наличие в платежном поручении реквизитов документов, подтверждающих возникновение бюджетного обязательства;
  • соответствие содержания операции по целевым расходам, исходя из документа, подтверждающего возникновение обязательства содержанию текста назначения платежа, указанному в расчетном (платежном) документе;
  • соответствие наименования, идентификационного номера налогоплательщика (далее – ИНН), кода причины постановки на учет (далее – КПП), банковских реквизитов получателя денежных средств, указанных в платежном поручении, наименованию, ИНН, КПП, банковским реквизитам получателя денежных средств, указанным в документе, подтверждающем возникновение бюджетного обязательства;
  • непревышение указанной в платежном поручении суммы над суммами фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в соответствии с документами, подтверждающими возникновение бюджетного обязательства.

Таким образом, как утверждает УФК по Омской области, при санкционировании платежного поручения от 25.12.2019 № 4456 в УФК по Омской области не предоставлялись ни заявка АО «Омскэлектро» на участие в отборе получателей субсидий, ни акты осмотра технического состояния многоквартирного дома (дефектные ведомости).

Как следует из пояснений заместителя директора Департамента, заместителя председателя комиссии по проведению отбора получателей субсидий <...>, директора по развитию инвестиционной деятельности АО «Омскэлектро» <...> дефектные ведомости по 6-ти многоквартирным домам (ул. 4-я Челюскинцев, д. 117, ул. Энтузиастов, д. 65 а, ул. Орджоникидзе, д. 268 а, ул. Красный Путь, д. 80 б, ул. Добровольского, д. 3, ул. Волкова, д. 1) не были сшиты с заявкой АО «Омскэлектро», указанные ведомости находились обособленно от других дефектных ведомостей, но находились во вскрываемой коробке с заявкой.

В пункте 7 раздела II Положения № 40-п установлены требования к содержанию заявки на участие в отборе получателей субсидий, из которых следует, что заявка на участие в отборе должна содержать опись документов, подаваемых для участия в отборе на предоставление субсидии, заверенную руководителем юридического лица либо его уполномоченным представителем и скрепленную печатью (при наличии).

В соответствии с пунктом 8.1 раздела II Положения № 40-п получатель субсидий предоставляет заявку на бумажном носителе в запечатанном конверте лично или посредством почтовой связи. Все листы заявки на участие в отборе должны быть прошиты в один или несколько томов. Каждый том должен быть пронумерован сквозной нумерацией на каждом листе, начиная с первого листа. Место прошивки проклеивается бумажной наклейкой, на которую наносится надпись, включающая  должность лица, заверившего заявку, его личную подпись, расшифровку подписи, дату заверения, печать (при наличии).

Аналогичные требования установлены в пункте 1 Приказа № 219.

Комиссией проанализирована опись документов, подаваемых для участия в отборе получателей субсидии, представленная АО «Омскэлектро» в составе заявки на участие в отборе (от 19.12.19 № 24339). Установлено, что согласно названной описи Общество в составе заявки представило дефектные ведомости в 5 томах (в томе № 1 на 162 л., в томе № 2 на 209 л., в томе № 3 на 155 л., в томе № 4 на 151 л., в томе № 5 на 124 л.).

Из имеющейся описи документов не следует, что дефектные ведомости по 6-ти многоквартирным домам были оформлены отдельным томом и включены в состав заявки АО «Омскэлектро».

Вместе с тем, в материалы настоящего дела УФК по Омской области представлена копия письма Департамента от 09.12.2020 № Исх-ДГХ/01-11/4911, направленного в адрес Общества, в котором Департамент просит предоставить АО «Омскэлектро» дефектные ведомости по следующим многоквартирным домам № 117 по ул. 4-й Челюскинцев, № 65 а по ул. Энтузиастов, № 268 а по ул. Орджоникидзе, № 80 б по ул. Красный Путь, № 3 по ул. Добровольского, № 1 по ул. Волкова. Указанные ведомости необходимо было представить в срок до 15.12.2020 для дальнейшего представления руководителю проверочной группы УФК по Омской области.

В ответ на запрос АО «Омскэлектро» письмом от 15.12.2020 № 11-02-02/19062 в адрес Департамента были направлены указанные ведомости, которые в дальнейшем были представлены УФК по Омской области.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Департаментом, как организатором отбора получателей субсидии, неправомерно была предоставлена субсидия АО «Омскэлектро» на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта по 6-ти многоквартирным домам (ул. 4-я Челюскинцев, д. 117, ул. Энтузиастов, д. 65 а, ул. Орджоникидзе, д. 268 а, ул. Красный Путь, д. 80 б, ул. Добровольского, д. 3, ул. Волкова, д. 1) в общей сумме 17 898 339,78 руб.

В силу пункта 8.1 раздела II Положения № 40-п не допускается включение в заявку (проектно-сметную или сметную документацию) объемов работ, не относящихся к общему имуществу либо к видам работ, указанным в правовом акте департамента, предусмотренном настоящим пунктом, а также дополнение или исключение видов работ, указанных в таком правовом акте. Нарушение указанного условия влечет отказ в предоставлении субсидии получателю субсидии по итогам проведения второго этапа отбора отдельно по каждому конкретному многоквартирному дому.

Аналогичное положение содержится в подпункте 10 пункта 1 Приказа № 219.

Из акта проверки УФК по Омской области следует, что в представленных в составе заявки на участие в отборе получателей субсидии АО «Омскэлектро» дефектных ведомостях и сметах по многоквартирным домам № 1 по ул. Светлая, № 3 а по ул. 21-я Амурская, № 21 по ул. Нефтезаводская, № 15 по ул. 22 Партсъезда были указаны работы, которые не были предусмотрены документацией отбора получателей субсидии.

Как указывалось ранее, в приложении к Приказу № 219 был установлен перечень многоквартирных работ с указанием видов работ. Так, Приказом № 219 предусмотрено проведение капитального ремонта, в том числе следующих многоквартирных домов:

  • ул. Светлая, д. 1: капитальный ремонт системы отопления в подвальном помещении с заменой теплового узла, капитальный ремонт холодного и горячего водоснабжения в подвальном помещении;
  • ул. 21-я Амурская д. 3 а: капитальный ремонт системы теплоснабжения с заменой теплового узла;
  • ул. Нефтезаводская, д. 21: капитальный ремонт системы электроснабжения;
  • ул. 22 Партсъезда, д. 15: капитальный ремонт фасада, козырьков, цоколя, отмостки, входных дверей подъездов.

Установлено, что АО «Омскэлектро» в дефектные ведомости и локальные сметные расчеты включило работы, которые не были предусмотрены Приказом № 219, а именно: по многоквартирному дому № 1 по ул. Светлая помимо вышеуказанных видов работ предусмотрены работы по ремонту систем электроснабжения, испытания и измерения сетей, по многоквартирному дому № 3 а по ул. 21-я Амурская предусмотрено проведение капитального ремонта систем горячего и холодного водоснабжения, в многоквартирном доме № 21 по ул. Нефтезаводская предусмотрены работы по ремонту подъездов. В дефектную ведомость и локальный сметный расчет по многоквартирному дому № 15 по ул. 22 Партсъезда включены виды работ, которые фактически невозможно выполнить, а именно: выполнение ремонта швов (ремонт и восстановление герметизации стыков панельных швов), при этом указанный многоквартирный дом является кирпичным.

Довод Ответчика о том, что субсидирование работ, не предусмотренных  Приказом № 219, не производилось и впоследствии сметная документация АО «Омскэлектро» была приведена в полное соответствие с Приказом № 219, подлежит отклонению на основании следующего.

Пунктом 8.1 раздела II Положения № 40-п, подпунктом 10 пункта 1 Приказа № 219 императивно установлено, что не допускается включение в заявку (проектно-сметную или сметную документацию) объемов работ, не относящихся к общему имуществу либо к видам работ, указанным в правовом акте Департамента, а также дополнение или исключение видов работ, указанных в таком правовом акте. При этом нарушение данного условия влечет отказ в предоставлении субсидии по каждому конкретному многоквартирному дому.

Учитывая, что АО «Омскэлектро» в дефектные ведомости и локальные сметные расчеты были включены работы, которые не были предусмотрены Приказом № 219, а также были включены виды работ, которые фактически невозможно выполнить, комиссии по проведению отбора получателей субсидий по итогам проведения второго этапа отбора следовало отказать АО «Омскэлектро» в предоставлении субсидии по 4-м многоквартирным домам (ул. Светлая, д. 1, ул. 21-я Амурская д. 3 а, ул. Нефтезаводская,    д. 21, ул. 22 Партсъезда, д. 15) на общую сумму 15 752 638,42 руб.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что организатором отбора Департаментом в нарушение пункта 8.1, подпункта 1 пункта 9 раздела II Положения № 40-п неправомерно принято решение о предоставлении АО «Омскэлектро» субсидии на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта 10-ти многоквартирных домов в общей сумме 33 650 978,2 руб.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушению порядка определения победителя торгов.

Ответчик полагает, что действия Департамента при проведении отбора получателей субсидий не связаны со сферой антимонопольного регулирования, свободным товарным рынком, конкуренцией, регулированием порядка проведения торгов либо сферой закупок для муниципальных нужд, которые имеют иное специальное нормативное регулированием, в связи с чем, не могут быть оценены на предмет нарушения требований пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Комиссия не может согласиться с данным утверждением Департамента на основании следующего.

Статьей 78 БК РФ предусмотрена такая форма использования бюджетных средств, как предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с конституционным принципом поддержки конкуренции (статья 8 Конституции Российской Федерации) частью 3 статьи 78 БК РФ установлен механизм обеспечения конкуренции при предоставлении субсидий из бюджетов бюджетной системы, заключающийся в том, что муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 Закона о защите конкуренции.

Исходя из статьи 3 Закона о защите конкуренции сферой его действия является защита конкуренции, то есть соперничества хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Из вышеизложенного следует, что часть 3 статьи 78 БК РФ обеспечивает конкурентные начала в отборе лиц – получателей бюджетных средств (субсидий), следовательно, является частью антимонопольного законодательства.

По смыслу статьи 17 Закона о защите конкуренции антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом.

Как указывалось выше, Администрацией города Омска в соответствии со статьей 78 БК РФ был принят муниципальный правовой акт – постановление от 19.01.2018 № 40-п   «О предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов», устанавливающий, в том числе категории получателей субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также критерии отбора получателей субсидий.

Оспариваемый отбор получателей субсидий проводился на основании Приказа № 219, изданного Департаментом в соответствии с Положением № 40-п.

Из содержания норм Положения № 40-п, Приказа № 219 следует, что отбор получателей субсидий при проведении мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области, проходил на конкурентной основе. Указанными нормативными правовыми актами были установлены критерии и условия определения победителя отбора получателей субсидий. При этом критерии отбора получателя субсидии предусматривали ситуацию наличия нескольких претендентов, соперничающих (конкурирующих) между собой за право получения субсидии.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что оспариваемый отбор получателей субсидий по своей природе является торгами в контексте антимонопольного законодательства, независимо от того, как была названа данная процедура, в связи с чем, действия Департамента – организатора отбора получателей субсидий при проведении отбора получателей субсидий могут быть оценены на предмет нарушения требований пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, Омским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке работ по капитальному ремонту имущества многоквартирных домов города Омска при представлении субсидии из бюджета города Омска на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции установлено следующее.

Временной интервал исследования определен периодом с 17.12.2019 по 23.12.2019.

Предмет торгов (отбора): право на получение бюджетного финансирования на возмещение затрат по капитальному ремонту имущества многоквартирных домов города Омска.

На заседании Комиссии 28.07.2021, в соответствии с требованиями части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией было принято и направлено в адрес лиц, участвующих в деле заключение об обстоятельствах дела № 055/01/17-392/2021.

После ознакомления с заключением об обстоятельствах дела № 055/01/17-392/2021 от 28.07.2021 от Департамента поступили письменные возражения на заключение об обстоятельствах дела (вх. от 10.08.2021 № 8056), в которых Ответчик выражает свое несогласие с заключением и настаивает на том, что процедура отбора получателей субсидий при проведении мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведена Департаментом в полном соответствии с нормами действующего законодательства.

11.08.2021 от АО «Омскэлектро» поступили письменные возражения на заключение об обстоятельствах дела № 055/01/17-392/2021 (вх. № 8087), в которых Общество также выражает свое несогласие с заключением и настаивает на том, что заявка АО «Омскэлектро», представленная на участие в отборе получателей субсидии, была оформлена в строгом соответствии с требованиями Положения № 40-п, Приказа № 219, в связи с чем, с Обществом было заключено соглашение от 23.12.2019 № 907-865/2019 о предоставлении из бюджета города Омска субсидии на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта 278 многоквартирных домов.

На основании изложенного, Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дела № 055/01/17-392/2021, учитывая совокупность имеющихся в деле доказательств, приходит к выводу о наличии в действиях организатора отбора получателей субсидий – Департамента, выразившихся в неправомерном определении АО «Омскэлектро» победителем отбора получателей субсидии при проведении мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, в отношении домов, расположенных по адресам: г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, д. 117, ул. Энтузиастов, д. 65 а, ул. Орджоникидзе, д. 268 а, ул. Красный Путь, д. 80 б, ул. Добровольского, д. 3, ул. Волкова, д. 1, ул. Светлая д. 1, ул. 21-я Амурская д. 3 а, ул. Нефтезаводская д. 21, ул. 22 Партсъезда д. 15, и повлекшим за собой предоставление Обществу субсидии в размере 33 650 978,2 руб., нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Учитывая положения части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Комиссия не находит оснований для выдачи предписания, предусмотренных статьей 50 Закона о защите конкуренции.

Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия организатора отбора получателей субсидий – департамента городского хозяйства Администрации города Омска, выразившиеся в неправомерном определении акционерного общества «Омскэлектро» победителем отбора получателей субсидии при проведении мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, в отношении домов, расположенных по адресам: г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, д. 117, ул. Энтузиастов, д. 65 а, ул. Орджоникидзе, д. 268 а, ул. Красный Путь, д. 80 б, ул. Добровольского, д. 3, ул. Волкова, д. 1, ул. Светлая д. 1, ул. 21-я Амурская д. 3 а, ул. Нефтезаводская д. 21, ул. 22 Партсъезда д. 15, и повлекшим за собой предоставление акционерному обществу «Омскэлектро» субсидии в размере 33 650 978,2 руб., нарушающими пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Оснований для прекращения рассмотрения дела № 055/01/17-392/2021, предусмотренных статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не имеется.

3. Основания для выдачи предписания, предусмотренные статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.

4. Материалы дела № 055/01/17-392/2021 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                                      <...>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                                <...>

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны