Решение б/н Решение от 4 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/10/18.1-144/2024

о признании жалобы обоснованной

 

04.03.2024                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Г.В. Лаптевой – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии,

Е.А. Сидоровой – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

Е.А. Морозовой – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

Н.П. Шмелёвой – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу индивидуального предпринимателя <...> (далее – <...>., Заявитель) на действия бюджетного учреждения культуры Омской области «Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля» (далее – БУК «музей им. М.А. Врубеля», Организатор торгов) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды недвижимого имущества: нежилое помещение № 11 общей площадью 10,0 кв.м на поэтажном плане первого этажа нежилого помещения 2П в здании, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Музейная, угол К. Либкнехта, д. 4/3 – лот № 1 (извещение о проведении торгов № 24000000430000000001 размещено на официальном сайте Российской Федерации torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – аукцион, торги),

в отсутствие Заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по существу,

при участии представителя Ответчика: <...> (доверенность б/н от 22.02.2024, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность б/н от 22.02.2024, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба ИП <...>. (вх. от 15.02.2024
№ 1508-ЭП/24), который полагает, что Организатором торгов принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе.  В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее.

14.02.2024 членами аукционной комиссии был составлен протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме № 24000000430000000001-1, согласно которому ИП <...>. отказано в допуске к дальнейшему участию в процедуре по основанию «Непредставления документов и (или) сведений, определенных порядком проведения аукциона/документацией, либо наличия в таких документах и (или) сведениях недостоверной информации» (а именно отсутствие документов или сведений, перечисленных в части VIII пункте 53 Приказа ФАС РФ от 21.03.2023 № 147/23 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды»).

В свою очередь, Заявителем в полном объеме внесен задаток на аналитический счет электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер».

На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 19.02.2024
№ ГС/982/24 БУК «музей им. М.А. Врубеля» представлены пояснения относительно доводов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов (вх. № 1713-ЭП/24 от 22.02.2024).

В письменных пояснениях Организатор торгов отмечает, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 53 Приказа ФАС России от 21.03.202З № 147/23 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества» заявка на участие в конкурсе должна содержать документы или копии документов, подтверждающие внесение задатка.

В свою очередь, ИП <...>. в составе заявки не предоставил документы или копии документов, подтверждающие внесение задатка.  

Также, при просмотре заявки Заявителя в выписке по счету было отражено, что денежные средства в размере задатка 0,00 руб. заблокированы на счету участника 31.01.2024 в 20:41 на время проведения процедуры, то есть денежные средства на счете Заявителя были недостаточны или отсутствовали, следовательно, аукционная комиссия отклонила заявку на участие в аукционе ИП <...>.

На основании изложенного, БУК «музей им. М.А. Врубеля» просит признать жалобу Заявителя необоснованной.

3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Комиссией установлено, что Министерством имущественных отношений Омской области издано распоряжение от 25.12.2023 № 2179-р «О даче согласия БУК «музей им. М.А. Врубеля» на сдачу имущества в аренду».

12.01.2024 Организатором торгов на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru размещено извещение № 24000000430000000001 (лот № 1) о проведении электронного аукциона, открытого по составу участников и открытого по форме подачи заявок, на право заключения договора аренды недвижимого имущества: часть нежилого помещения № 11 на поэтажном плане первого этажа нежилого помещения 2П в здании, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Музейная, угол К. Либкнехта, д. 4/3. Площадь помещения: 10,0 кв. м. Целевое назначение: торговая стойка.

Начальная цена предмета Аукциона: начальный размер ежемесячной арендной платы составляет 4 916 рублей 67 копеек без учета НДС. «Шаг аукциона» – 245 рублей 83 копейки. Размер задатка: 983 рубля 33 копейки (20% от начальной стоимости).

Срок действия договора аренды: 11 месяцев.

Дата начала и окончания срока приема заявок: с 13.01.2024 с 07:00 часов по 14.02.2024 до 11:00 часов (время московское). Дата проведения аукциона – 14.02.2024 в 13:00 часов (время московское).

Срок, в течение которого должен быть подписан проект договора – до 25.02.2024.

В соответствии с протоколом № 24000000430000000001-1 по рассмотрению заявок на участие в аукционе в электронной форме от 14.02.2024 на участие в торгах по лоту № 1 поступило 3 заявки, в том числе заявка ИП <...>, по результатам рассмотрения которых 1 участник допущен к участию в аукционе, остальным 2 участникам отказано в допуске к участию в аукционе по лоту № 1, в том числе Заявителю.

Согласно указанному протоколу, аукцион по лоту № 1 в электронной форме признан несостоявшимся.

Уведомлением Омского УФАС России от 19.02.2024 № ГС/982/24 аукцион приостановлен.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество

Согласно части 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Во исполнение данного положения приказом ФАС России от 21.03.2023 № 147/23 утвержден Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее – Порядок).

В соответствии с извещением об открытом аукционе на право заключения договора аренды (далее – Извещение) при подаче претендентом заявки, информация о внесении задатка формируется согласно регламенту электронной торговой площадки «РТС-тендер».

Согласно пункту 4.3 Соглашения о гарантийном обеспечении на электронной площадке «РТС-тендер» Имущественные торги (далее – Соглашение) все денежные средства, перечисленные претендентом на счет оператора, зачисляются на аналитический счет претендента не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления средств на счет оператора, если иное не установлено Регламентом электронной площадки, и учитываются как свободные средства.

Согласно пункту 4.5 Соглашения денежные средства блокируются при условии наличия (учета) соответствующей суммы свободных денежных средств на аналитическом счете.

Согласно пункту 4.6 Соглашения основанием для блокирования средств гарантийного обеспечения является заявка претендента. Средства гарантийного обеспечения блокируются в объеме задатка и/или сбора за участие и/или гарантийного обеспечения оплаты оказания услуг, размеры которых указаны в карточке торговой процедуры, при условии наличия на аналитическом счете претендента достаточности свободных средств.

Согласно пункту 4.7 Соглашения блокирование средств гарантийного обеспечения и/или гарантийного обеспечения оплаты оказания услуг производится оператором в течение 1 часа с момента наступления основания блокирования при наличии денежных средств на аналитическом счете, либо в сроки, установленные в карточке торговой процедуры. В случае, если свободных средств гарантийного обеспечения и/или гарантийного обеспечения оплаты оказания услуг недостаточно, оператор отклоняет заявку.

Аналогичное требование содержится в пункте 9.14.3 Регламента электронной площадке «РТС-тендер» Имущественные торги (далее – Регламент), согласно которому заявка на участие в торговой процедуре не принимается/подлежит возврату в случае отсутствия на аналитическом счете клиента электронной площадки достаточной суммы денежных средств в размере задатка (в случае, если в карточке торговой процедуры установлено перечисление задатка на счет оператора) и/или вознаграждения за услуги оператора в соответствии с тарифами к моменту подачи заявки на участие в торговых процедурах, за исключением аукциона, конкурса и публичного предложения, проводимых в соответствии с Законом о приватизации и Положением.

Таким образом, если на аналитическом счете участника отсутствуют денежные средства в размере задатка, то оператор электронной торговой площадки автоматически отклоняет заявку участника и она становится недоступной к дальнейшему рассмотрению Организатором торгов.

Омским УФАС России были запрошены все заявки, поступившие на участие в аукционе, с приложением содержащихся в них документов у оператора электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер». Из полученных документов установлено, что заявка ИП <...>. была подана 31.01.2024 в 20:41 (по московскому времени), оператором электронной площадки была заблокирована сумма задатка в размере 983,33 рублей на аналитическом счете ИП <...>. 31.01.2024 в 20:41 (по московскому времени) (вх. от 29.02.2024 № 1923-ЭП/24), следовательно денежные средства на аналитическом счете Заявителя имелись.

Вместе с тем заявка Заявителя подана с нарушением срока подачи заявок с опозданием на 7 минут, однако в соответствии с пунктом 4.7 Соглашения оператор электронной торговой площадки заблокировал денежные средства на аналитическом счете ИП <...> в момент окончания срока подачи заявок с учетом времени (1 час с момента поступления денежных средств), необходимом оператору на осуществление блокировки. Так, заявка претендента подана с соблюдением всех сроков и в следствии допущена к рассмотрению Организатором торгов.

При этом Заявителем в составе заявки на участие в аукционе не был приложен документ, подтверждающий внесение задатка.

Согласно подпункту 1 пункта 98 Порядка документация об аукционе помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу и форме заявки на участие в аукционе, установленные в соответствии с пунктами 102 - 104 названного Порядка, и инструкцию по ее заполнению.

 В соответствии с подпунктом 10 пункта 103 Порядка заявка на участие в аукционе должна содержать документы или копии документов, подтверждающие внесение задатка.

В соответствии с пунктом 99 Порядка сведения, содержащиеся в документации об аукционе, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении аукциона.

В соответствии с пунктом 116 Порядка протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе должен содержать сведения о заявителях, решение об отказе в допуске к участию в аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений Порядка, которым не соответствует заявитель, положений документации об аукционе, которым не соответствует его заявка на участие в аукционе, положений такой заявки, не соответствующих требованиям документации об аукционе.

Комиссия Омского УФАС России обращает внимание, что требования к составу заявки должны быть указаны Организатором торгов в документации о проведении аукциона, в том числе, Извещении. В соответствии с этими требованиями Организатор торгов принимает решение о допуске или об отклонении заявки претендента.

 Однако, в документации о проведении аукциона отсутствуют какие-либо требования к форме заявки. Также в имеющихся материалах дела, в том числе в Извещении, в письменных пояснениях БУК «музей им. М.А. Врубеля» и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации torgi.gov.ru, содержится противоречивая информация о том, каким нормативным правовым актом руководствовался Организатор торгов при организации и проведении оспариваемого аукциона.

Таким образом, при рассмотрении заявок Организатором торгов, на аналитическом счета Заявителя имелись денежные средства в размере задатка на сумму 983,33 рубля, однако БУК «музей им. М.А. Врубеля» в нарушение действующего законодательства, при отсутствии указания в Извещении на требование о предоставлении в составе заявки документа, подтверждающего внесение задатка, и также отсутствие указания в Извещении на закон, в соответствии с которым проводится процедура, неправомерно отклонил заявку ИП <...>

При этом данное обстоятельство является основанием для передачи материалов настоящего дела должностному лицу Омского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Принимая решение о выдаче предписания, Комиссией учтено, что Омским УФАС России уже рассмотрена по существу аналогичная жалоба <...> на действия БУК «музей им. М.А. Врубеля» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды недвижимого имущества: нежилое помещение № 11 общей площадью 10,0 кв.м на поэтажном плане первого этажа нежилого помещения 2П в здании, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Музейная, угол К. Либкнехта, д. 4/3 – лот № 1 (извещение в ЕИС № 24000000430000000001) (вх. от 15.02.2024 № 1508-ЭП/24), по результатам рассмотрения которой Организатору торгов было выдано предписание от 04.03.2024 № 055/10/18.1-145/2024 об аннулировании аукциона.

Предписание антимонопольного органа должно обладать правовосстановительной функцией, а значит - быть направленным на эффективную защиту нарушенных прав участника торгов способом, реально обеспечивающим восстановление нарушенного права.

 Поскольку предписание уже было выдано Организатору торгов в рамках данного аукциона, то Комиссия приходит к выводу не выдавать предписания об аннулировании аукциона по делу № 055/10/18.1-144/2024.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной  жалобу индивидуального предпринимателя <...> на действия бюджетного учреждения культуры Омской области «Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды недвижимого имущества: нежилое помещение № 11 общей площадью 10,0 кв.м на поэтажном плане первого этажа нежилого помещения 2П в здании, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Музейная, угол К. Либкнехта, д. 4/3 – лот № 1 (извещение о проведении торгов № 24000000430000000001 размещено на официальном сайте Российской Федерации torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

2. Передать материалы дела № 055/10/18.1-144/2024 уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны