Постановление б/н - от 16 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания по делу № 055/04/14.32-1176/2021

 

16 декабря 2021 года

г. Омск

 

 

            Заместитель руководителя Омского УФАС России <…>, в соответствии с полномочиями, установленными статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 055/04/14.32-1176/2021, возбужденного в отношении муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Детский оздоровительно – образовательный физкультурно – спортивный центр «Север» (ОГРН 1095535000868, ИНН 5513005701, КПП 551301001, зарегистрировано по адресу: 646650, Омская область, Знаменский район, с. Знаменское, ул. Первомайская, д. 11) (далее – МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север») по части 4 статьи 14.32 КоАП РФ,

в присутствии законного представителя МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» - директора <…>, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, которому были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 24.2, 24.4, 25.1, 25.5, 25.12, 25.13 КоАП РФ,

 

                                                   УСТАНОВИЛА:

 

Решением Комиссии Омского УФАС России от 09.11.2021 по делу
№ 055/01/11-831/2021 признано нарушением пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение в устной форме, заключенное между МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» и ООО «ПСК «Монолит» 31.07.2020 об искусственном дроблении сделки на 18 Договоров и его реализация.

При этом Комиссией по делу № 055/01/11-831/2021 было установлено следующее.

  В Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области
поступили материалы из прокуратуры Знаменского района Омской области 03.06.2021
вх. № 5513, на действия МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север», связанные с заключением в 2020 году договоров с ООО «ПСК «Монолит» неконкурентными способами.

На основании анализа представленных прокуратурой Знаменского района Омской
области, МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север», ООО «ПСК «Монолит» сведений и документов Комиссией Омского УФАС России было установлено следующее.

МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) с единственным поставщиком с ООО «ПСК «Монолит» в период с 14 августа 2020 года по 07 декабря 2020 года было заключено 16 договоров на выполнение работ по капитальному ремонту (далее – Договоры) без проведения конкурентных процедур.

 п/№

Дата заключения договора

Номер договора

Предмет договора

Цена договора (руб.)

Срок выполнения договора

11

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

22

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

33

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

44

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

55

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

66

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

77

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

88

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

99

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

110

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

111

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

112

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

113

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

14

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

15

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

116

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

Общая сумма заключенных МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» и ООО «ПСК «Монолит» в 2020 году договоров по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе составляет <…>руб.

На основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с единственным поставщиком с ООО «ПСК «Монолит» было заключено 2 договора без проведения конкурентных процедур, это:

1) <…>.

2) <…>.

Общая сумма заключенных МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» и ООО «ПСК «Монолит» в 2020 году договоров по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе составляет <…>рублей.

Таким образом, все указанные договоры были заключены без проведения торгов.

МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» мотивировало свои действия по заключению договоров с единственным поставщиком - ООО «ПСК «Монолит» следующим.

В соответствии с распоряжением Губернатора Омской области от 17.03.2020 № 19-р
«О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-19) на территории Омской области»
общеобразовательным организациям, организациям дополнительного образования, расположенным на территории Омской области, независимо от их организационной формы и формы собственности необходимо обеспечить реализацию дополнительных образовательных программ в полном объеме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий или по индивидуальному учебному плану в соответствии с календарными учебными графиками с учетом соблюдения режима самоизоляции работников и обучающихся по месту их проживания (пребывания) без посещения образовательных организаций.

Распоряжением Губернатора Омской области от 05.06.2020 № 66-р «О внесении
изменений в распоряжение Губернатора Омской области от 17 марта 2020 года № 19-р»
установлено общеобразовательным организациям, организациям дополнительного
образования обеспечить с 21 мая 2020 года по 21 июня 2020 года реализацию, дополнительных образовательных программ в полном объеме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий или по индивидуальному учебному плану в соответствии с календарными учебными графиками с учетом соблюдения режима самоизоляции работников и обучающихся по месту их
проживания (пребывания) без посещения образовательных организаций.

Уведомление о поступлении денежных средств на проведение капитального ремонта
поступило 19 мая 2020 года. В связи со срочностью закупки и из-за установленных
ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции
(COVID-19), по причине того, что проведение конкурентных процедур требует значительного времени,
закупка по капитальному ремонту хоккейного дома и хоккейного корта была осуществлена у единственного поставщика.

В связи с установлением в Омской области режима повышенной готовности о нераспространении коронавирусной инфекции и в связи с дистанционным режимом работы МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» не направляло запрос о предоставлении ценовой информации, также в адрес МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» коммерческие предложения от
ООО «ПСК «Монолит» не поступали.

Смета на ремонт хоккейного дома и хоккейного корта прошла экспертизу в Сибирском центре ценообразования в строительстве, промышленности и энергетике.
ООО «ПСК «Монолит» выполнило работы согласно локально - сметному расчету,
прошедшему экспертизу Сибирском центре ценообразования в строительстве, промышленности и энергетике.

Все договоры были заключены с ООО «ПСК «Монолит» в связи со срочностью закупки и в связи с установленной эпидемиологической обстановкой в Омской области введением ограничительных мер по распространению новой коронавирусной инфекции.

Омское УФАС России отмечает, что уведомление о поступлении денежных средств на проведение капитального ремонта поступило МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» 19 мая 2020 года, а первый договор с ООО «ПСК «Монолит» был заключен 14.08.2020, т.е. по истечении двух месяцев с момента поступления указанного уведомления. Соответственно, у МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» была возможность организовать и провести конкурентную закупку.

ООО «ПСК «Монолит» в письме от 05.08.2021 вх. № 7911э подтвердило, что
коммерческие предложения в МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» не направляло, запросы о предоставлении ценовой информации от МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» не поступали.

На основании полученной информации приказом руководителя Омского УФАС России № 150 от 13.08.2021 было возбуждено дело № 055/01/11-831/2021 о нарушении
антимонопольного законодательства.

23.09.2021 вх. № 507/ДСП от ООО «ПСК «Монолит» поступило заявление с
добровольным сообщением о наличии между ООО «ПСК «Монолит» и

МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения о заключении без проведения публичных процедур договоров, по капитальному ремонту с предоставлением сведений и документов, которыми Омское УФАС России не располагало на момент возбуждения дела
№ 055/01/11-831/2021.

<…>.

МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» в письменных пояснениях, также указало на то, что
<…>.

<…> в письменных пояснениях (вх. 9988э от 11.10.2021) подтвердил указанную информацию.

МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» зарегистрировано в качестве юридического лица
Межрайонной инспекцией ФНС № 12 по Омской области (ОГРН 1095535000868,
ИНН 5513005701, КПП 551301001).

Согласно уставу МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север», утвержденному <…>.

Пунктом 1.6 Устава закреплено, <…>.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.

По пункту 1 статьи 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение
может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

В силу части 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - ФЗ «О некоммерческих организациях») бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Согласно части 3 статьи 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные
(муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

В силу части 6 статьи 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Таким образом, при заключении договоров на выполнение работ по капитальному ремонту здания, МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» выступало в качестве заказчика и должно было руководствоваться Законом о контрактной системе.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Независимо от способа закупки принципы, установленные Законом о контрактной системе, должны соблюдаться в полной мере.

Согласно положениям частей 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков
(подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Как следует из части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе устанавливает запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Указанная правовая позиция отражена, в том числе, в письмах Минэкономразвития России от 06.12.2016 № Д28и-3204, от 14.07.2016 № Д28и-1805.

Кроме того, пунктом 3 статьи 1 ГК РФ предусмотрено, что при установлении,
осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, а в статье
10 ГК РФ конкретизируется запрет на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм
Закона о контрактной системе, противоречит его целям и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения контракта путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению контракта всех заинтересованных лиц. Не проведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и, как следствие, о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

Доказательствами заключения антиконкурентного соглашения в устной форме являются следующие обстоятельства

1) Из 16 договоров, заключенных между МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» и
ООО «ПСК «Монолит» 
по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, было заключено:

- <…>.

2) Предмет заключенных между МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» и
ООО «ПСК «Монолит» по «группам» договоров – идентичный (за исключением 2-х договоров: № 228 и № 229), это капитальный ремонт либо физкультурно – спортивного
комплекса с универсальным залом на стадионе Юбилейный, либо хоккейного дома и
хоккейного корта.

3) Все договоры на выполнение работ по капитальному ремонту имеют разные даты заключения, из 16 договоров:

<…>.

При этом срок выполнения работ по 15 договорам из 16-ти одинаковый: 30.11.2020
(за исключением договора № 298 от 07.12.2020) и исполнителем по договорам является
одно и то же лицо: ООО «ПСК «Монолит», имеющее единый интерес, соответственно, данные договоры направлены на достижение единой цели.

4) Указанные договоры направлены на удовлетворение единой нужды заказчика, заключены с одним лицом – ООО «ПСК «Монолит» на оказание идентичной услуги – капитальный ремонт.

Соответственно, по результатам рассмотрения заключенных между
МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» и ООО «ПСК «Монолит» договоров установлено, что
заказчиком фактически осуществлена закупка идентичного товара (по каждой группе
договоров) – выполнение работ по капитальному ремонту
, а искусственное «дробление» закупки данных работ свидетельствует об обходе ограничения, установленного  Законом о контрактной системе.

В Законе о контрактной системе содержится явно выраженный запрет на заключение сделок в обход таких конкурентных способов, без использования которых нарушаются права неопределенного круга третьих лиц – потенциальных участников торгов.

5) МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» нарушен пункт 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Так, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе
(в редакциях с 31.07.2020 по 30.12.2020) допускается осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.

МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» в письменных пояснениях (от 06.07.20221 вх. 6669э) указало, что совокупный годовой объем закупок за 2020 год составляет <…> руб.

Общая сумма заключенных МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» и ООО «ПСК «Монолит» в 2020 году договоров по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе составляет <…>руб.

Таким образом, годовой объем закупок в 2020 году, осуществленных
МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, превышает установленные пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе допустимые «пределы»: и пять миллионов рублей, и пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок.

6) МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» не направляло запросы о предоставлении ценовой информации другим возможным участникам рынка для формирования цены договора
(договоров), а напрямую –
и по пункту 4, и пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в 2020 году заключило договоры без проведения конкурентных процедур только с ООО «ПСК «Монолит», что свидетельствует об ограничении конкуренции.

7) Добровольным сообщением о наличии между ООО «ПСК «Монолит» и
МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» недопустимого антимонопольным законодательством
соглашения о совместном участии в открытых аукционах в электронной форме.

Таким образом, заключение указанных муниципальных контрактов в нарушение норм Закона о контрактной системе противоречит публичным интересам, поскольку нарушает установленный законодателем порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как последние лишены возможности заключить договор на оказание работ, предусмотренных в вышеназванных договорах.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению договора всех заинтересованных лиц. Не проведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении исполнителю не обоснованных преимуществ при осуществлении им хозяйственной  деятельности и, как следствие, о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на
соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Согласно пункту 5 статьи 4 Пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции,
хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация,
осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Одним из признаков хозяйствующего субъекта является осуществление деятельности, приносящей доход (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» является хозяйствующим субъектом, поскольку
осуществляет деятельность, закрепленную в Уставе, приносящую доход.

Учитывая вышеизложенное, МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» и ООО «ПСК «Монолит» являются хозяйствующими субъектами в понятии, определенном пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Таким образом, если бы МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» проводило закупку способами, предусмотренными Законом о контрактной системе, такими способами в данных обстоятельствах выступили бы конкурентные способы определения поставщика (исполнителя, подрядчика), в силу того, что закупка с подобными условиями не подпадает под случаи закупки у единственного поставщика (статья 93 Закона о контрактной системе), извещение о проведении закупки было бы размещено в единой информационной системе в сфере закупок, которое не может содержать требований о нахождении исполнителя в конкретном регионе, и потенциальными исполнителями могли быть любые хозяйствующие субъекты, постоянно оказывающие подобные услуги.

Проведение торгов способствует конкуренции (соперничеству) хозяйствующих субъектов за право заключить контракт на выполнение работ по капитальному ремонту объектов заказчика, путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наиболее выгодную цену контракта, направлено на обеспечение интересов хозяйствующих субъектов, желающих заключить соответствующий контракт. Потенциальными поставщиками могут быть любые хозяйствующие субъекты, осуществляющие и имеющие возможность осуществить вышеуказанные работы.

ООО «ПСК «Монолит» вне конкурентной борьбы, без проведения
МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север»
публичных процедур, получило право на выполнение работ по капитальному ремонту объектов МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север».

Не проведение МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» публичных процедур свидетельствует о предоставлении не обоснованных преимуществ ООО «ПСК «Монолит» при осуществлении хозяйственной деятельности и ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам на соответствующий товарный рынок.

Таким образом, поскольку заключение муниципальных контрактов было произведено без соблюдения норм Закона о контрактной системе, проигнорированы законодателем механизмы, обеспечивающие конкуренцию и максимальную степень удовлетворения заказчиком своих нужд.

ООО «ПСК «Монолит» сознательно и добровольно заключило с МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» соглашение недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством, и участвовало в нем, соответственно заключение и реализация спорных муниципальных контрактов явились результатом согласованного выражения воли МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» и ООО «ПСК «Монолит».

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является
самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Следовательно, ООО «ПСК «Монолит» самостоятельно совершая определенные действия, в частности, заключение договоров на выполнение работ ДО «ДООФСЦ «Север» без анализа правовой основы обязаны предполагать возможные последствия своих действий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Вышеуказанные нормы ГК РФ закрепляют принцип свободы договора. Вместе с тем, принцип свободы договора предполагает добросовестность действий его сторон, разумность и справедливость его условий. Свобода договора, предполагая, что стороны действуют по отношению друг к другу на началах равенства и автономии воли и определяют условия договора самостоятельно в своих интересах, при этом не означает, что при заключении договора стороны могут действовать и осуществлять свои права без учета прав других лиц, а также ограничений, установленных ГК РФ и другими законами.

В силу статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, обязанность проверять соответствие положений договора (контракта) и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе Закона о защите конкуренции и Закона о контрактной системе, возложена на обе стороны договора.

Заключение договора, являющегося согласованием воли сторон по всем существенным условиям, в том числе противоречащим законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствуют о наличии антиконкурентного соглашения.

На основании изложенного, принимая во внимание вышеуказанное, следует вывод, что МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» было осуществлено искусственное дробление закупок на несколько договоров на сумму до 600 000 рублей (16 Договоров) и до 100000 рублей
(2 Договора), в целях формального соблюдения требований, предусмотренных пунктами
4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, и непосредственно ухода от конкурентных процедур.

При указанных обстоятельствах в действиях МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» и
ООО «ПСК «Монолит», выразившихся в заключении между ними соглашения в устной форме об искусственном дроблении сделки на 18 Договоров и реализации достигнутого антиконкурентного соглашения, путем заключения 18 Договоров, без проведения конкурентных процедур, имеются признаки нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции».

Относительно дохода, полученного ООО «ПСК «Монолит» по итогам заключения договоров Комиссия отмечает следующее.

<…>.

Решением Комиссии Омского УФАС России от 09.11.2021 по делу
№ 055/01/11-831/2021 признано нарушением пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение в устной форме, заключенное между МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» и ООО «ПСК «Монолит» 31.07.2020 об искусственном дроблении сделки на 18 Договоров:
<…> и реализация достигнутого антиконкурентного соглашения, путем заключения 18 Договоров, без проведения конкурентных процедур, что привело к ограничению, устранению конкуренции на рынке работ по капитальному и текущему ремонту нежилых зданий (помещений) для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Знаменского муниципального района Омской области, путем создания другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на этот товарный рынок.

Согласно статье 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 055/01/11-831/2021, в соответствии пунктом 4 резолютивной части решения
№ 055/01/11-831/2021, переданы уполномоченному лицу Омского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам нарушения статьи 14.32 КоАП РФ.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Указанные обстоятельства явились основанием для составления 07.12.2021 протокола                                  № 055/04/14.32-1176/2021 об административном правонарушении в отношении юридического лица МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север», совершившего в с. Знаменское Знаменского района Омской области, административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ.

В Омское УФАС России 07.12.2021 вх. № 11912 от МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» поступило ходатайство о возбуждении дела об административном правонарушении (составления протокола) без участия МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север». По состоянию на 07.12.2021 от МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» иных  ходатайств не поступило.

При рассмотрении 16.12.2021 дела директор МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север»
<…> пояснил, что МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» вину в совершении административного правонарушения по части 4 статьи 14.32 КоАП РФ признает, ходатайств не заявил.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность

В соответствии с частью 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции предусмотрена ст. 14.32 КоАП РФ.

В соответствии частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пяти сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - от двух тысячных до двух сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с выпиской их приказа о назначении на должность <…>.

Должностное лицо Омского УФАС России, исследовав материалы административного дела № 055/04/14.32-1176/2021, пришло к следующим выводам.

Материалы дела свидетельствуют о том, что юридическое лицо -
МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» имело возможность надлежащим образом исполнить нормы антимонопольного законодательства, однако не приняло должных мер к соблюдению указанных норм, результатом чего явилось нарушение антимонопольного законодательства и совершение административного правонарушения.

Заключение соглашения в устной форме между МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» и ООО «ПСК «Монолит» 31.07.2020 об искусственном дроблении сделки на 18 Договоров и реализация достигнутого антиконкурентного соглашения, путем заключения 18 Договоров, без проведения конкурентных процедур, что привело к ограничению, устранению конкуренции на рынке работ по капитальному и текущему ремонту нежилых зданий (помещений) для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Знаменского муниципального района Омской области, путем создания другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на этот товарный рынок, признанное решением Комиссии Омского УФАС России от 09.11.2021 по делу № 055/01/11-831/2021 нарушением пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ.

Виновность юридического лица МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ, установлена и подтверждается доказательствами, содержащимися в материалах дела                               № 055/04/14.32-1176/2021:

- материалами из прокуратуры Знаменского района Омской области 03.06.2021
вх. № 5513, о действиях МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север», связанных с заключением в 2020 году договоров с ООО «ПСК «Монолит» неконкурентными способами;

- приказом о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 150 от 13.08.2021;

- решением Комиссии Омского УФАС России от 09.11.2021 по делу
№ 055/01/11-831/2021;

- письменными пояснениями <…> от 11.10.2021 вх. № 9988э;

- письменными пояснениями МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север»;

- приказом (распоряжением) о прекращении (расторжении) трудового договора с
работником (увольнении) № 5 от 14.04.2021;

- заявлением с добровольным сообщением о наличии между ООО «ПСК «Монолит» и МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» недопустимого в соответствии с антимонопольным
законодательством соглашения от 23.09.2021 вх. № 507/ДСП, и другими материалами дела.

- выпиской из ЕГРЮЛ;

- протоколом № 055/04/14.32-1176/2021 об административном правонарушении от 07.12.2021,

и другими материалами дела.

Указанное административное правонарушение является длящимся, совершено в Омской области, с. Знаменское 31.07.2020 (дата заключения соглашения) по 07.12.2020 (дата заключения последнего договора).

Учитывая изложенное, вина юридического лица – МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ установлена, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется. Обстоятельств, исключающих производство по настоящему административному делу, не установлено.

Инкриминируемое МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» административное правонарушение не является малозначительным, поскольку, как следует из материалов дела, решения Комиссии по делу № 055/01/11-831/2021 соглашение, заключенное между МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» и ООО «ПСК «Монолит» 31.07.2020 об искусственном дроблении сделки на 18 Договоров и его реализация, привело к созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на этот товарный рынок.

Установлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север», предусмотренные статьей 4.2 КоАП РФ.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север», предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, не установлено.

При назначении административного наказания МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» учтены, в соответствии со статьей 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, характер совершенного им административного правонарушения, отсутствие сведений о каком - либо имущественном положении, наличие смягчающих обстоятельств и отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность. Также учтены примечания к статьям 14.31 и 14.32 КоАП РФ.

На основании пункта 2 статьи 1 части 3.2 КоАП РФ принимается решение о наложении на МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» административного штрафа.

При расчете суммы административного штрафа по части 4 статьи 14.32
КоАП РФ учтено следующее:

Согласно пункту 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф равен сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Административное правонарушение было выявлено в 2021 году, что подтверждается приказом Омского УФАС России от 13.08.2021 № 150.

При этом установлено, что МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» не осуществляет работы по капитальному и текущему ремонту нежилых зданий (помещений), следовательно, для расчета административного штрафа используется размер суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, при этом капитальной и текущий ремонт нежилых зданий (помещений) МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» был проведен в 2020 году.

Общая сумма заключенных Договоров составила <…>рублей.

Таким образом, размер суммы расходов МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» на приобретение товара (работы, услуги) по итогам заключения договоров, равен <…>рублей.

Доход за 2020 год, полученный МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» составляет
<…>руб.

Административный штраф на юридических лиц в соответствии частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ рассчитывается следующим способом: в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - от двух тысячных до двух сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей.

Минимальный штраф - <…>.

Максимальный штраф - <…>.

Базовый штраф = <…>.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено. Вместе с тем, установлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность - привлечение лица к административной ответственности за нарушение
ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ впервые и представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Учитываем обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

<…> = <…>рублей.

Таким образом, размер административного штрафа равен: <…> рублей.

Таким образом размер налагаемого на МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» административного штрафа по части 4 статьи 14.32 КоАП РФ составляет
<…> рублей.

На основании вышеизложенного, учитывая, в соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ, характер совершенного им административного правонарушения, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север», отсутствие сведений об имущественном и финансовом положении МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» руководствуясь статьями 14.31, 23.48, 26.1, 29.9, 29.10, а также статьями 1.7, 2.1,  3.5,  4.1,  4.2, 4.3  КоАП РФ,

 

П О С Т А Н О В И Л А:

 

Признать МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» (ОГРН 1095535000868, ИНН 5513005701, КПП 551301001, зарегистрировано по адресу: 646650, Омская область, Знаменский район, с. Знаменское, ул. Первомайская, д. 11) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ и назначить ему административное наказание по части 4 статьи 14.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере <…>рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ при неуплате административного штрафа в указанный срок сумма штрафа подлежит взысканию в принудительном порядке.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ сумма штрафа за нарушение антимонопольного законодательства подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Сумма административного штрафа уплачивается лицом, привлеченным к административной ответственности по следующим реквизитам:

административной ответственности по следующим реквизитам:

Получатель:

УФК  по Омской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области) ИНН 5503023028, КПП 550401001

Счет № 40101810100000010000

Банк получателя: Отделение по Омской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации

БИК 045209001, Отделение Омск

Код бюджетной классификации 161 1 16 01141 01 0032 140

Код ОКТМО 52701000

ВНИМАНИЕ! В случае оплаты административного штрафа платежный документ в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ должен содержать сведения о номерах идентификатора начисления и идентификатора плательщика, указанных в верхней части прилагаемых к настоящему постановлению бланков извещения и квитанции.

Назначение платежа: Административный штраф в соответствии с частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с частью 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Заместитель руководителя управления                                                                     <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны