Решение б/н . от 22 февраля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение № 055/07/3-99/2022
о признании жалобы обоснованной
22.02.2022 г. Омск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалобы при проведении открытого запроса предложений в электронной форме (далее – Комиссия) в составе:
** – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
** – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;
** – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
** – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
** – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «СКБ-Югра» (далее – ООО «ЧОП «СКБ-Юра», Общество, Заявитель) на действия Некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Омской области» (далее – НКО «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Омской области», Фонд, Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по физической охране территории объекта незавершенного строительства 10-ти этажный жилой дом № 11 (1 очередь), расположенного по адресу: Омская область, город Омск, Советский административный округ, улица Малиновского (наименование объекта в соответствии с протоколом заседания Наблюдательного совета Фонда от 03.12.2020 № НС-24/2020 - 10-ти этажный жилой дом 11 (1 очередь) (идентификатор объекта р-15726) (извещение в ЕИС № 32211080120 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – Аукцион, Закупка),
в отсутствие представителя ООО «ЧОП «СКБ-Юра»;
в отсутствие представителя НКО «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Омской области»,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба ООО «ЧОП «СКБ-Юра» (вх. № 1366э от 11.02.2022), которое полагает, что в нарушение пункта 1.12 раздела 1 документации об электронном аукционе на оказание услуг по физической охране территории объекта незавершенного строительства 10-ти этажный жилой дом № 11 (1 очередь), расположенного по адресу: Омская область, город Омск, Советский административный округ, улица Малиновского (наименование объекта в соответствии с протоколом заседания Наблюдательного совета Фонда от 03.12.2020 № НС-24/2020 - 10-ти этажный жилой дом 11 (1 очередь) (идентификатор объекта р-15726), утвержденной директором НКО «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Омской области» (далее – Документация), Заказчиком в ЕИС не размещено разъяснение положений Документации по запросу Общества от 03.02.2022.
Кроме того, по мнению Заявителя, поскольку Документация опубликована в ЕИС в формате файлов PDF, искать информацию и подготавливать заявку на участие в Аукционе, необходимо вручную.
На основании изложенного, ООО «ЧОП «СКБ-Юра» просит признать его жалобу обоснованной, обязать Заказчика разместить разъяснение положений Документации продлить срок приема заявок на участие в Аукционе.
2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 16.02.2022 № 05-1122 НКО «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Омской области» представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов.
Согласно представленным пояснениям Заказчика 03.02.2022 Общество направило запрос на разъяснение положений Документации. 04.02.2022 Заказчиком даны разъяснения по вопросам, изложенным в запросе, между тем, опубликовать указанные разъяснения в ЕИС не представилось возможным в связи со сменой директора Фонда и, соответственно, отсутствием электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП) у нового директора НКО «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Омской области».
Заказчик указывает, что в настоящее время сведения о смене директора Фонда направлены в Управление Минюста России по Омской области для внесения их в ЕГРЮЛ, после чего будет получена ЭЦП.
В связи с вышеизложенным, Фонд просит Омское УФАС России продлить срок приема Заявок на участие в Закупке.
3. Из представленных материалов и информации, размещенной ЕИС, Комиссией установлено, что на официальном сайте 28.01.2022 Заказчик разместил извещение о проведении Аукциона, а также Документацию.
Предметом Аукциона является оказание услуг по физической охране территории объекта незавершенного строительства 10-ти этажный жилой дом № 11 (1 очередь), расположенный по адресу: Омская область, город Омск, Советский административный округ, улица Малиновского (наименование объекта в соответствии с протоколом заседания Наблюдательного совета Фонда от 03.12.2020 № НС-24/2020 - 10-ти этажный жилой дом 11 (1 очередь) (идентификатор объекта р-15726).
Согласно извещению о проведении Аукциона прием заявок на участие в Закупке осуществлялся Ответчиком с 28.01.2022 до 14.02.2022.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок – 14.02.2022.
Дата проведения Аукциона – 15.02.2022.
Протоколы по результатам проведения Закупки в ЕИС не размещены.
4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Заказчиком документы, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.
Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Заказчик при проведении Аукциона руководствовался положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд НКО «Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства Омской области», утвержденным решением Наблюдательного совета НКО «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства Омской области» (Протокол № 6 «26» февраля 2021) (далее – Положение о закупках).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 11 статьи 4 Закона о закупках разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня предоставления указанных разъяснений.
Аналогичные положения также регламентированы Положением о закупке.
При рассмотрении жалобы установлено, что 03.02.2022 в адрес Заказчика поступил запрос на разъяснение Документации. Между тем, в ЕИС какие-либо разъяснения Документации, в связи с поступившим от Общества запросом, не размещены, при крайнем сроке их размещения – 07.02.2022.
Таким образом, учитывая, что Обществом реализовано право, предусмотренное частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках, которое предполагает возможность потенциального участника сформировать заявку наиболее полно соответствующую требованиям заказчика, и неисполнение Заказчиком обязанности, предусмотренной частью 11 статьи 4 Закона о закупках (размещение разъяснений Документации в ЕИС), Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 3, части 11, 12 статьи 4 Закона о закупках, и признает жалобу обоснованной.
Относительно довода Общества о выбранном Заказчиком формате файлов – PDF, в котором размещена Документация, Комиссия указывает, что вопреки доводам Заявителя, условия Документации не предусматривают необходимость предоставления в составе заявки на участие в Аукционе каких-либо форм, которые необходимо формировать вручную.
Частью 13 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Вместе с тем, согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в случае установления иных, не являющихся предметом обжалования нарушений, комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
Учитывая изложенное, жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной, при этом антимонопольный орган обязан принять решение о выдаче предписания с учетом всех выявленных нарушений, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции (письмо ФАС России от 23 января 2018 г. № ИА/3655/18).
Так, в силу части 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Комиссией установлено, что в ЕИС и на сайте оператора электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер» на 22.02.2022 также не размещены протоколы, составленные по результатам проведения Аукциона, крайний срок размещения которых 17.02.2022, 18.02.2022, а равно отсутствуют сведения о ходе и этапе проведения Закупки.
Дополнительно Комиссия отмечает, что смена директора, а равно отсутствие у него ЭЦП в связи с изменениями сведений в ЕГРЮЛ не ограничивает вновь избранного директора Заказчика в выдаче доверенности иному сотруднику Фонда, в целях получения ЭЦП и продолжения проведения Закупки. Кроме того, согласно протоколу заседания наблюдательного совета НКО «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Омской области» решение о досрочном прекращении полномочий директора Фонда принято 21.01.2022, Закупка размещена в ЕИС 28.01.2022, вновь избранный директор Фонда приступил к исполнению обязанностей – 01.02.2022, между тем, в материалы настоящего дела каких-либо документов, подтверждающих заблаговременные действия Заказчика по получению ЭЦП уполномоченными на проведение закупок лицами Фонда, не представлено.
Кроме того, вышеуказанные действия Заказчика нарушают требования частей 11, 12 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом вышеизложенного, учитывая допущенные Заказчиком существенные нарушения положений Закона о закупках, в том числе нарушение принципа информационной открытости, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику обязательного для исполнения предписания.
Всесторонне и полно исследовав материалы дела, принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «СКБ-Югра» (ИНН 8601042088, ОГРН 1108601002025, юридический адрес: 628007, г. Ханты-Мансийск, ул. Шевченко, д. 49) на действия Некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Омской области» (ИНН 5503190237, ОГРН 120550000430, юридический адрес: 644007, г. Омск, ул. Третьяковская, д. 43) при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по физической охране территории объекта незавершенного строительства 10-ти этажный жилой дом № 11 (1 очередь), расположенного по адресу: Омская область, город Омск, Советский административный округ, улица Малиновского (наименование объекта в соответствии с протоколом заседания Наблюдательного совета Фонда от 03.12.2020 № НС-24/2020 - 10-ти этажный жилой дом 11 (1 очередь) (идентификатор объекта р-15726) (извещение в ЕИС № 32211080120 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).
2. Выдать Некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Омской области» предписание об аннулировании аукциона в электронной форме на оказание услуг по физической охране территории объекта незавершенного строительства 10-ти этажный жилой дом № 11 (1 очередь), расположенного по адресу: Омская область, город Омск, Советский административный округ, улица Малиновского (наименование объекта в соответствии с протоколом заседания Наблюдательного совета Фонда от 03.12.2020 № НС-24/2020 - 10-ти этажный жилой дом 11 (1 очередь) (идентификатор объекта р-15726) (извещение в ЕИС № 32211080120 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).
3. Передать материалы дела № 055/07/3-99/2022 уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии **
Члены Комиссии **