Решение б/н Решение № РНП-55-63/2017 по обращению казенного учреждения О... от 25 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № РНП-55-63/2017

по результатам рассмотрения сведений о недобросовестном подрядчике

 

20 октября 2017 г.

 

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

<…> – <…>;

<…> – <…>;

Капарушкиной Н.М. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

            рассмотрев представленные казенным учреждением Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» (далее – заказчик) сведения об обществе с ограниченной ответственностью «Византия» (ИНН 5503234903) (далее - общество, победитель, ООО «Византия», подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков   (подрядчиков, исполнителей) (далее – Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638, заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона на капитальный ремонт автобусной остановки на автомобильной дороге Омск - Красноярка (км 27) в Омском муниципальном районе Омской области (извещение № 0152200004717000021) (далее – электронный аукцион, государственный контракт от 27.03.2017 № 2017.72638),

в присутствии представителей:

заказчика – <…> (доверенность от 04.07.2017 № 78), <…> (доверенность от 18.10.2017 № 117), <…> (доверенность от 09.08.2017 № 90);

           общества – <…> (доверенность от 19.10.2017);

           уполномоченного органа – <…> (доверенность от 11.05.2017 № 72),  

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В соответствии с частями 2 и 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. № 8110 от 06.10.2017)  материалы электронного аукциона и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638.

Из представленных материалов и информации следует, что 09.02.2017 на официальном сайте  единой информационной системы  в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение № 0152200004717000021 и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 4659630 руб.

            Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 02.03.2017 было подано шесть заявок; все заявки допущены на участие в аукционе и соответствуют требованиям документации.

           В протоколе проведения электронного аукциона от 06.03.2017 указано, что в процедуре электронного аукциона приняли участие четыре участника закупки; наименьшая цена контракта предложена участником с порядковым номером заявки 5 – 3774300,30 руб., при этом  снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 19 %.

Из размещенного 09.03.2017 на официальном сайте ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона следует, что заявка участника с порядковым номером 2 признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

Согласно хронологии заключения и исполнения контракта, представленной оператором электронной площадки ООО «РТС-тендер» (вх. от 09.10.2017 № 8155э):

            14.03.2017 заказчиком направлен проект контракта обществу на подпись;

            20.03.2017 обществом подписан проект контракта, а также прикреплено обеспечение исполнения контракта;

            21.03.2017 заказчик отправил подписанный ООО «Византия» проект контракта на доработку обществу;

            24.03.2017 общество подписало доработанный проект контракта;

            27.03.2017 договор заключен  заказчиком;

            24.08.2017 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638, которое было  размещено  25.08.2017 на официальном сайте ЕИС;

06.10.2017 государственный контракт от 27.03.2017 № 2017.72638 считается расторгнутым;

05.10.2017 информация о расторжении государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638  размещена  на официальном сайте ЕИС.

 

2. В результате осуществления проверки факта одностороннего отказа заказчика  от исполнения государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638 Комиссия считает, что сведения об ООО «Византия» не подлежат включению в реестр, исходя из следующего.

Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В силу 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд  основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

В силу пункта 1 статьи  450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 7.2.7 государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638 установлено следующее:

«Государственный заказчик вправе: Принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств».

Также пунктом 12.7 государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638 было установлено:

«Расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны настоящего контракта от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством».

Пунктами 6.1.1., 6.1.2., 6.1.6. государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638 было предусмотрено:

 «6.1.1. Выполнять работы в соответствии с условиями настоящего контракта, а также в соответствии с требованиями, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.

6.1.2. В течение дня, следующего за календарной датой заключения настоящего контракта принять от Государственного заказчика объекты для выполнения работ по актам состояния объектов (включающего фотофиксацию), подписанным Сторонами настоящего контракта, а также проектную документацию по акту приема-передачи в соответствии с пунктом 7.1.1. настоящего контракта.

6.1.6. Исполнять полученные в ходе выполнения работ указания Государственного заказчика, если такие указания не противоречат условиям настоящего контракта».

В силу части 12 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Частью 13 указанной статьи предусмотрено, что  решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 26 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.

Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 19 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе)

В соответствии с частями 20 и 21 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

 

Комиссией установлено, что 19.05.2017 (исх. № 14/1045) заказчиком направлялось письмо в адрес общества о нарушении договорных обязательств, в частности о том, что по состоянию на 19.05.2017 ООО «Византия» не выполнило указания заказчика в части предоставления заказчику схемы организации движения и ограждения места производства работ, проекта производства работ, согласованных рецептов на асфальтобетонную смесь, а также не приступило к выполнению работ в срок, установленный государственным контрактом от 27.03.2017 № 2017.72638. В данном письме обществу предлагалось приступить к выполнению работ и предоставить указанные документы в срок не позднее 23.05.2017.

Поскольку по состоянию на 23.05.2017 общество к работам не приступило, заказчиком 24.05.2017 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638, которое в соответствии с требованиями  части 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе размещено в тот же день было размещено на официальном сайте ЕИС.

Решение заказчика от 24.05.2017 исх. № 04-10/1095 о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638 было направлено обществу  следующими  способами:

- 24.05.2017 заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор
64409909495272) по адресу  общества, указанному в государственном контракте от 27.03.2017 № 2017.72638: 644007, г. Омск, ул. Рабиновича, д. 91. Согласно представленной заказчиком на заседании Комиссии копии уведомления о вручении, данное почтовое отправление с идентификационным номером  64409909495272 вручено 01.06.2017 представителю общества по доверенности; уведомление  о вручении обществу решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638 получено заказчиком 03.06.2017;

- 24.05.2017 по адресу электронной почты ООО «Византия» ooovizantia@mail.ru.

Вышеуказанная хронология свидетельствует о том, что заказчиком был соблюден порядок надлежащего уведомления общества об одностороннем отказе от исполнения контракта, предусмотренный частью 12 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.

Датой надлежащего уведомления общества об отказе от исполнения контракта в одностороннем порядке признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении подрядчику решения заказным письмом с уведомлением, то есть 01.06.2017.

В ответ на решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638 ООО «Византия» передало нарочным заказчику письмо 29.05.2017 (исх. № 68 от 26.05.2017), согласно которому общество по состоянию на 26.05.2017 приступило к выполнению работ на объекте и устранило все имевшиеся нарушения условий государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638.

Заказчиком в адрес общества было направлено письмо (исх. № 06-14/1217) от 31.05.2017, в котором ООО «Византия» предлагалось направить своего представителя для освидетельствования работ на объекте 01.06.2017 в 09:00 час.

По результатам освидетельствования работ на объекте заказчиком в адрес общества было направлено письмо (исх. № 07-08/1287 от 05.06.2017), согласно которому у заказчика отсутствуют основания для отмены решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638, поскольку по состоянию на 01.06.2017 ООО «Византия» к работам не приступило, о чем был составлен акт  невыполненных работ № 2 от 01.06.2017.

07.06.2017 обществом нарочным (исх. № 16 от 06.06.2017) был передан ответ на уведомление заказчика (исх. № 07-08/1287 от 05.06.2017) об отсутствии оснований для отмены решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638, который свидетельствует о том, что в течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, для устранения условий контракта, общество обязуется принять все меры для надлежащего исполнения государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638.

09.06.2017 обществом нарочным (исх. № 75) было передано уведомление в адрес заказчика, согласно которому по состоянию на 08.06.2017 ООО «Византия» осуществила завоз рабочих, предоставила технику для ведения работ, что свидетельствует о том, что работы на объекте ведутся.

Согласно части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Учитывая, что датой надлежащего уведомления заказчиком подрядчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638 является 01.06.2017, общество предпринимало активные действия для устранения условий государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638 в период с 02.06.2017 по 12.06.2017. Указанное послужило основанием для отмены заказчиком своего решения об одностороннем отказе от исполнения  государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638.

Относительно правовых оснований для одностороннего расторжения государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638 по инициативе  заказчика Комиссия отмечает следующее.

Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1)         при существенном нарушении договора другой стороной;

2)         в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

При этом пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда, в том числе для договора строительного подряда.

Согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В разделе  «Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг» извещения №   0152200004717000021 указано: «Начало срока выполнения работ – 15 мая 2017 года; окончание срока выполнения работ – 15 июля 2017 года».

В пункте 17 «Срок (график) выполнения работ» документации об электронном аукционе установлено: «Начало срока выполнения работ – 15 мая 2017 года; окончание срока выполнения работ – 15 июля 2017 года.».

Аналогичные сроки выполнения работ установлены пунктом 1.3. государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638:

            «1.3. Срок (период) выполнения работ: начало срока выполнения работ – 15 мая 2017 года; окончание срока выполнения работ – 15 июля 2017 года».

                        Таким образом, в срок до 15 июля 2017 ООО «Византия» необходимо было выполнить капитальный ремонт автобусной остановки на автомобильной дороге Омск - Красноярка (км 27) в Омском муниципальном районе Омской области.

По результатам проверки хода строительных работ строительным контролем ООО «Сибирский инновационный испытательный центр» были предоставлены отчеты за период 03.07.2017-30.08.2017, а также 31.08.2017-01.10.2017, согласно которым обществом были допущены нарушения производства работ на объекте, а именно: отсутствовали закрепления пикетажного положения, отметки для корыта под уширение не соответствовали проектным требованиям, коэффициент уплотнения грунта не соответствовал требуемым показателям, а также используемый песок не соответствовал требованиям проекта.

В связи с выявленными нарушениями ООО «Сибирский инновационный испытательный центр» были выданы предписания № 1 от 03.07.2017, № 2 от 15.07.2017, № 3 от 20.07.2017, № 4 от 26.07.2017№ 6 от 07.08.2017, № 7 от 18.08.2017, обязывающие подрядчика принять меры по устранению нарушений правил производств работ, связанных с соблюдением требований нормативных документов, проекта и технологии.

Комиссией установлено, что заказчиком 25.08.2017 в адрес общества направлено решение о расторжении государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638 по электронной почте, а также заказным письмом с уведомлением о вручении.

В направленном в адрес общества решении об одностороннем отказе заказчика от исполнения государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638 (исх. № 04-10/2161 от 24.08.2017) заказчиком указано следующее:

«Согласно протоколу на участие в электронном аукционе от 13 апреля 2017 года № 0152200004717000021/2 между Казенным учреждением Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» (далее – Заказчик) и Вашей организацией ООО «Византия» (далее – Подрядчик) 27.03.2017 был заключен государственный контракт № 2017.72638 на выполнение работ по капитальному ремонту автобусной остановки на автомобильной дороге Омск-Красноярка (км 27) в Омском муниципальном районе Омской области на сумму 3 774 300 (три миллиона семьсот семьдесят четыре тысячи триста) рублей 30 копеек.

В соответствии с п. 1.3 контракта окончание срока выполнения работ 15 июля 2017 года, однако в установленный срок работы не выполнены.

Кроме того, в соответствии с пп. 6.1.1, 6.1.6 раздела 6 контракта Подрядчик обязан:

6.1.1. Выполнить работы в соответствии с условиями настоящего контракта, а также в соответствии с требованиями, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.

6.1.6. Исполнять полученные в ходе выполнения работ указания Государственного заказчика, если такие указания не противоречат условиям настоящего контракта, однако, при проверке хода работ строительным контролем ООО «СибЦентр» были выявлены нарушения при производстве работ: отсутствует закрепление пикетажного положения, отметки дна корыта под уширение не соответствуют проектным, коэффициент уплотнения грунта не соответствует требуемым показателям, примененный песок не соответствует требованиям проекта. Выданы предписания на устранение выявленных нарушений.

По состоянию на 24 августа 2017 года ответы от подрядной организации не получены, объект находиться в начальной стадии, работы не ведутся.

В соответствии с п. 7.2.7 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

В соответствии с п. 7.2.8 Контракта Заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков если подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта.

В соответствии с п. 9 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с ч. 2 ст. 715 ГК РФ в случае если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В соответствии с п. 12.7 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны настоящего контракта от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Учитывая вышеизложенное, на основании п.9 ст. 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса РФ, пп. 7.2.7, 7.2.8,12.7 контракта, в связи с нарушениями пп. 1.3, 6.1.1, 6.1.6 контракта, принято решение об одностороннем отказе от его исполнения».

            Поскольку по состоянию на 24.08.2017 работы подрядчиком в полном объеме не были выполнены в сроки, установленные государственным контрактом от 27.03.2017 № 2017.72638, а также нарушены предусмотренные контрактом сроки завершения работ на объекте, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638, которое было размещено 25.08.2017 на официальном сайте ЕИС.

            Решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638 направлено заказчиком (исх. № 04-10/2161 от 24.08.2017) обществу следующими способами:

            - 25.08.2017 заказным письмом с уведомлением о вручении (почтовый идентификатор 64409913642655) по адресу общества, указанному в контракте: 644007, Омская область, г. Омск, ул. Рабиновича,  д.91. Согласно распечатке с сайта ФГУП «Почта России» https://pochta.ru/ «Отслеживание почтовых отправлений почты России», а также представленной заказчиком копии почтового идентификатора (идентификационный номер <...> ), данное почтовое отправление было выслано обратно отправителю 27.09.2017 в связи с неудачной попыткой вручения обществу 28.08.2017.

            - 25.08.2017 на адрес электронной почты ooovizantia@mail.ru.

Вместе с тем заказчиком не было представлено доказательств, подтверждающих факт получения  обществом уведомления об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638, направленного по указанному адресу электронной почты.

Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что в силу части 12 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления общества об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638 является 25.09.2017, то есть дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Учитывая, что датой надлежащего уведомления  общества в соответствии с частью 12 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе является 25.09.2017, то в соответствии с частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638 вступило в силу и контракт считается расторгнутым 06.10.2017, соответственно, в силу требований части 26 указанной статьи информация о расторжении контракта могла быть размещена заказчиком на официальном сайте ЕИС 07.10.2017.

Однако в нарушение части 26 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о расторжении государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638 размещена заказчиком на официальном сайте ЕИС 05.10.2017.

В целях проверки фактов,  указанных в рассматриваемом обращении заказчика, Омским УФАС России направлено в адрес ООО «Византия» письмо (исх. от 09.10.2017 № 03-8235э) с предложением о представлении в срок не позднее 17.10.2017 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 20.10.2017 в 10:00 час. настоящего обращения заказчика.

 

На указанный запрос обществом представлены (вх. № 8465э от 20.10.2017) письменные пояснения следующего содержания:

«ООО «Византия неоднократно обращалась к Заказчику с требованием выполнить свои обязательства в части исполнения п. 2.5 Контракта по перечислению аванса (исх. от 03.05.2017 года № 64, исх. от 03.08.2017 г. № 98), по надуманным причинам каждый раз данные запросы терялись у Заказчика, встречное обязательство выполнено не было. В связи с чем, ООО «Византия» на основании ст. 719 ГК РФ «Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328). Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков» отказалось от государственного контракта, направив соответствующее уведомление и решение Заказчику.

Данные документы были приняты канцелярией Заказчика с присвоением входящего номера 3190 – 29.08.2017 года. Аналогичное письмо ООО «Византия» было получено Заказчиком 07 сентября 2017 г. Таким образом, в соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона № 44-ФЗ решение исполнителя вступило в законную силу в течение 10 календарных дней с момента надлежащего уведомления Заказчика, а именно 17 сентября 2017 года заключенный сторонами Контракта прекратил свое действие».

К письменным пояснениям Обществом приложены копии следующих документов:

- письма (исх. от 03.05.2017 № 64), направленного в адрес заказчика, в котором общество просит заказчика произвести предоплату в размере 10 % в соответствии с условиями государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638;

- письма (исх. от 04.07.2017 № 85), направленного в адрес заказчика, с приложением форм КС-2, КС-3, счет-фактуры за выполненные ООО «Византия работы, согласно государственному контракту от 27.03.2017 № 2017.72638;

- письма (исх. от 03.08.2017 № 98), направленного в адрес заказчика, в котором общество повторно просит заказчика произвести предоплату в размере 10 % в соответствии с условиями государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638;

- договора субподряда № 16/2017 от 27.03.2017, заключенного обществом с ООО «БАЛТИКА РЕГИОН»;

- письма (исх. № 273 от 03.07.2017), направленного ООО «Балтика Регион» в адрес ООО «Византия», с приложением форм КС-2, КС-3, счет-фактуры за выполненные ООО «Византия работы, согласно договору субподряда № 16/2017 от 07.03.2017;

- уведомления общества (исх. от 29.08.2017 № 113) о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения от исполнения  государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638 с приложением решения.

Данное уведомление и решение направлено обществом в адрес заказчика:

- 29.08.2017 было передано нарочным заказчику, о чем имеется соответствующая отметка о вручении, указанного уведомления (вх. № 3190 от 29.08.2017);

- 31.08.2017 письмом с объявленной ценностью по адресу заказчика, указанному в контракте: 644043, г. Омск, ул. Добровольского, д. 13 А (почтовый идентификатор 64400714005496) с описью вложения; согласно представленной обществом информации с сайта ФГУП «Почта России» https://pochta.ru/ «Отслеживание почтовых отправлений почты России»  данное почтовое отправление с идентификационным номером 64400714005496 получено заказчиком  07.09.2017;

Указанное свидетельствует о том, что обществом полностью исполнены императивные требования части 20 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе относительно порядка надлежащего уведомления заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Датой надлежащего уведомления обществом заказчика в соответствии с требованиями части 20 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе является 07.09.2017.

Таким образом, решение общества об одностороннем отказе от исполнения договора вступило в силу и контракт считается расторгнутым 18.09.2017.

Согласно устным пояснениям представителя общества, данным на заседании Комиссии,  заказчиком не предпринимались действия по устранению обстоятельств, препятствующих проведению подрядчиком работ на объекте, что явилось основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта  в порядке части 1 статьи 719 ГК РФ.

В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Учитывая, что датой надлежащего уведомления заказчиком общества об одностороннем отказе от исполнения договора является 25.09.2017,  общество в период с 26.09.2017 по 05.10.2016 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от его исполнения.

Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения (часть 22 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе).

На заседании Комиссии и представителями заказчика, и представителем общества устно заявлено, что в предусмотренные частями 14 и 22 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе десятидневные сроки после принятия решений об одностороннем расторжении государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638 ни заказчиком, ни подрядчиком не предпринимались какие – либо меры для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанных решений об одностороннем отказе от исполнения контракта. Также Комиссии не представлено каких-либо документальных подтверждений для устранения таких мер.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Пунктом 3 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.

Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства (пункт  1 статьи  406 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 750 Гражданского кодекса Российской Федерации, если при выполнении строительства и связанных с ним работ обнаруживаются препятствия к надлежащему исполнению договора строительного подряда, каждая из сторон обязана принять все зависящие от нее разумные меры по устранению таких препятствий.

По мнению Комиссии, все вышеизложенное в совокупности свидетельствует о том, что неисполнение обязательств по государственному контракту от 27.03.2017 № 2017.72638 напрямую связано с действиями либо бездействием обеих сторон.

Учитывая, что вопросы исполнения контракта регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, то Комиссия Омского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия сторон на предмет соблюдения процедуры расторжения договора, предусмотренной Федеральным законом о контрактной системе,  в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и  подменять при этом компетенцию суда.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062,  Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

           Сведения об обществе с ограниченной ответственностью «Византия» (ИНН  5503234903, 644007, Омская область, г. Омск, ул. Рабиновича, д. 91), единственном участнике и генеральном директоре общества с ограниченной ответственностью «Византия» <…> (ИНН <…>), представленные казенным учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» в связи с односторонним отказом заказчика исполнения государственного контракта от 27.03.2017 № 2017.72638, заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона на капитальный ремонт автобусной остановки на автомобильной дороге Омск - Красноярка (км 27) в Омском муниципальном районе Омской области (извещение № 0152200004717000021), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

 

           Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

<…>

<…>

 

<…>:

 

<…>

 

<…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны