Уведомление б/н Решение по делу № 07-16-45/2016 от 15 апреля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России №12 от 14.01.2016г.), в составе:
Председателя Комиссии –«<…>»;
членов Комиссии: «<…>»,
в присутствии:
- представителя заявителя: ООО «СИМ»- «<…>»,
- представителей ответчика: филиала «МРСК-Волги»-«Оренбургэнерго» –«<…>»,
рассмотрев жалобу ООО «СИМ» на действия филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» при проведении открытого запроса предложений на выполнение проектных, строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту: "Установка системы пожарной сигнализации и система оповещения людей о пожаре здания АБК" (№31603477429),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба («<…>») ООО «СИМ» («<…>») (далее –заявитель) на действия филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» («<…>») (далее – ответчик, заказчик, организатор торгов) при проведении открытого запроса предложений на выполнение проектных, строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту: "Установка системы пожарной сигнализации и система оповещения людей о пожаре здания АБК" (№31603477429).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.
В связи с поступлением жалобы ООО «СИМ», Оренбургским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» заявителю и организатору торгов были направлены уведомления о приостановлении торгов («<…>») до рассмотрения жалобы по существу, информация о жалобе размещена на официальном сайте Оренбургского УФАС России http://orenburg.fas.gov/ru/.
Из содержания жалобы ООО «СИМ» следует:
Заявитель считает, что заказчик в документации объединил в один лот различные виды работ (проектные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы), которые требуют определенного допуска к ним, и тем самым совершил действия, которые приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Представитель ответчика в ходе заседания Комиссии вменяемое нарушение не признал, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, предоставил объяснение по жалобе («<…>») и документы, затребованные уведомлением («<…>») Оренбургского УФАС России.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.
УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Согласно п.1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц» (далее – Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, участником закупки может быть любое юридическое лицо.
Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Вместе с тем, в ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции установлено требование о том, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно пп.7 и пп.8 п.4.5.1 Документации открытого запроса предложений на выполнение проектных, строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту: "Установка системы пожарной сигнализации и система оповещения людей о пожаре здания АБК" (№31603477429), утвержденной«<…>» (далее –Документация запроса предложений), установлены требования к документам, подтверждающим соответствие Участника установленным требованиям, а именно: нотариально заверенные копии действующих свидетельств о допуске к определенным видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (связанных с выполнением договора), выданных саморегулируемыми организациями в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ и Федеральным законом №315 «О саморегулируемых организациях» (в соответствии с техническим заданием); Нотариально заверенные копии лицензии МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в соответствии с техническим заданием).
Исходя из содержания п.4.5.3 и п.4.5.4 Документации запроса предложений следует, что участники открытого запроса предложений могут привлекать субподрядчиков. Участник в своем предложении должен представить письмо от привлекаемых им субподрядчиков о том, что каждый из них осведомлен о привлечении его в качестве субподрядчика; согласен с выделяемым ему перечнем, объемами, сроками и стоимостью выполнения работ; отвечает требованиям настоящей документации.
В заявку включаются оригиналы или нотариально заверенные копии подписанных с двух сторон соглашений о намерениях заключить договор в случае признания Участника Победителем между Участником и каждым привлекаемым субподрядчиком, с указанием перечня, объема, стоимости и сроков выполнения возлагаемых на субподрядчика работ, а также План распределения объёмов выполняемых работ между генеральным исполнителем и соисполнителями.
Заявка должна включать сведения, подтверждающие соответствие каждого субподрядчика установленным требованиям в объеме выполняемых им работ с предоставлением следующих документов: нотариально заверенные копии действующих свидетельств о допуске к определенным видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (связанных с выполнением договора), выданных саморегулируемыми организациями в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ и Федеральным законом №315 «О саморегулируемых организациях» (в соответствии с техническим заданием) (при выполнении работ, предусматривающих наличие данных документов); нотариально заверенные копии лицензии МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в соответствии с техническим заданием) (при выполнении работ, предусматривающих наличие данных документов).
В пп.4.9 п.4 Проекта договора предусмотрено, что для выполнения работ по настоящему договору подрядчик имеет право привлекать иных лиц (субподрядчиков).
Комиссия, проанализировав предоставленные документы, считает, что в Документации запроса предложений не установлена обязанность лица, признанного победителем запроса предложений, самостоятельно выполнить работы, являющиеся предметом торгов. Кроме того, заказчик предоставляет право потенциальным участникам привлечь к исполнению по данным работам иных лиц (субподрядчиков), при этом в составе заявки участник прикладывает копии подписанных соглашений о намерениях заключить договор субподрядчиками. Как следствие, в данном случае требования, установленные в Документации запроса предложений, не могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что филиалом ПАО «МРСК-Волги»-«Оренбургэнерго» при проведении данной закупки были соблюдены требования действующего законодательства, а именно Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц» и ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 -ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии ч.17 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Комиссия установила, что в соответствии с пп.4.9.1 п.4.9 Документации запроса предложений, договор между Организатором и Победителем запроса предложений подписывается на основании Протокола о результатах запроса предложений, в течение 15 рабочих дней с момента подписания итогового Протокола.
Вместе с тем, в соответствии с ч.10 ст.3 Закона о закупках, участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Согласно ч.4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, обжалование действий (бездействия) организатора торгов в антимонопольный орган в соответствии с настоящим порядком допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Указанный срок определен законодателем с учетом соблюдения баланса интересов сторон. При этом, если интересом заказчика и победителя торгов является как можно скорейшее заключение договора по результатам проведенных торгов, то интересом других участников торгов является наличие права на защиту своих интересов от возможных недобросовестных действий заказчика и победителя торгов.
Данное право участников на защиту выражено в возможности обратиться с заявлением в административный (антимонопольный) орган для обжалования результатов торгов и защиты своих прав и законных интересов.
Десятидневный срок, с точки зрения соблюдения интересов победителя торгов, заказчика и участника торгов, обжалующего результаты торгов, является относительно коротким, чтобы повлечь негативные последствия для заказчика и победителя торгов, оказать негативное воздействие на гражданский оборот, и достаточным для обжалования участниками торгов результатов торгов с целью защиты своих законных прав и интересов.
На основании изложенного, ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции подразумевает возможность заинтересованных лиц (участников торгов) обратиться в течение данного десятидневного срока в антимонопольный орган для обжалования незаконных действий заказчика.
Следует подчеркнуть, что заключение договора с победителем ранее десяти дней лишает потенциального участника закупки возможности восстановить его законные права и интересы на участие в торгах, направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.
Таким образом, Комиссия считает, что договор между Организатором и Победителем запроса предложений подписывается в течение 15 рабочих дней с момента подписания итогового протокола, является нарушением требований ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, Комиссия делает вывод о необходимости выдачи предписания о внесении изменений в Документацию запроса предложений в части установления сроков заключения договора не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Руководствуясь статьями 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 -ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу («<…>») ООО «СИМ» («<…>») на действия филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» («<…>») при проведении открытого запроса предложений на выполнение проектных, строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту: "Установка системы пожарной сигнализации и система оповещения людей о пожаре здания АБК" (№31603477429), необоснованной.
- Выдать организатору торгов – филиалу ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» предписание о внесении изменений в Документацию запроса предложений в части установления условия о заключении договора с победителем торгов не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения; продлить срок подачи заявок участников в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО «МРСК Волги».
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии «<…>»
Члены Комиссии «<…>»
Предписание по делу № 07-16-45/2016
о совершении действий, направленных на устранение нарушения
порядка проведения торгов
«12» апреля 2016 г. Оренбург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России №12 от 14.01.2016г.), в составе:
Председателя Комиссии –«<…>»;
членов Комиссии: «<…>» ,
руководствуясь п. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135 «О защите конкуренции», на основании решения от 12 апреля 2016 по делу № 07-16-45/2016,
предписывает:
- Организатору торгов – филиалу ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» совершить действия, направленные на устранение нарушения порядка проведения торгов в течение 5 дней с момента получения настоящего предписания для чего: внести изменения в Документацию открытого запроса предложений на выполнение проектных, строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту: "Установка системы пожарной сигнализации и система оповещения людей о пожаре здания АБК" (№31603477429):
- в части установления условия о заключении договора с победителем торгов не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения;
- продлить срок подачи заявок участников в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО «МРСК Волги», утвержденное решением Совета директоров ОАО «МРСК Волги» протоколом от 10.06.2013 №21.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3-х дней с момента исполнения, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Председатель Комиссии «<…>»
Члены Комиссии «<…>»