Решение №б/н Жалоба признана необоснованной от 23 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 106 от 26.08.2020 г.), в составе:

Председателя Комиссии – (…); членов Комиссии: (…)

При участии представителей ООО «Экоэнерго» - (…) (доверенность № 47 от 19.09.2022 г.) в режиме видеоконференции.

При участии представителей ПАО «Т Плюс» Филиал «Оренбургский» – (…) (доверенность № 7Z00/7Z00/502/2022 от 16.09.2022 г., доверенность № 7Z00/7Z00/503/2022 от 16.09.2022 г., доверенность № 7Z00/7Z00/521/2022 от 20.09.2022 г.), в режиме видеоконференции.

Рассмотрев жалобу (вх. № 8512 от 13.09.2022) ООО «Экоэнерго» на действия заказчика ПАО «Т Плюс» Филиал «Оренбургский» при проведении закупки в виде открытого запроса предложений в электронной форме, по поставке реагента Puro Tech для нужд филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» (Извещение: № 32211680458),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 8512 от 13.09.2022) ООО «Экоэнерго» на действия заказчика ПАО «Т Плюс» Филиал «Оренбургский при проведении закупки в виде открытого запроса предложений в электронной форме, по поставке реагента Puro Tech для нужд филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» (Извещение: № 32211680458).

Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ были направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению заявителю от 15.09.2022 исх. № 6997, Организатору закупки от 15.09.2022 исх. № 6998.

Рассмотрение жалобы было назначено на 20.09.2022 г. в 14 ч. 30 мин.

Исходя из доводов жалобы следует, ПАО «Т Плюс» (Заказчик) извещением о проведении закупочной процедуры № 32211680458 (zakupki.gov.ru), пригласило заинтересованных лиц к участию в открытом запросе предложений в электронной форме на поставку реагента Puro Tech для нужд филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс». Однако в Техническом задании Заказчик установил следующий запрет на поставку эквивалентов: предложения участников закупки по поставке товаров, которые по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам полностью идентичны заявленным Заказчиком требованиям к товарам (аналог, эквивалент), или в отсутствие таковых полностью идентичных товаров, имеющих характеристики, близкие к характеристикам товара, заявленного к поставке требованиями Заказчика – не принимаются.

По мнению заявителя, установление запрета на поставку эквивалентов закупаемой продукции влечет за собой нарушение принципов равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, тем самым нарушается ч.1 ст.3 Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Закон о закупках).

Кроме того, согласно доводам жалобы заявителя, заказчик предъявляет избыточные требования, так в разделе 4 Технического задания установлено, что поставщик обязуется в момент проведения Закупочной процедуры предоставить Заказчику аттестованную методику определения качества продукции с указанием контролируемых параметров и методов их определения.

Так же, в разделе 4 Технического задания установлено, что поставщик обязуется в момент фактической передачи продукции предоставить Заказчику свидетельство о государственной регистрации на продукцию, выданное Управлением Роспотребнадзора.

Требование о предоставлении свидетельства о государственной регистрации (далее – СГР) выданного Управлением федеральной службы Роспотребнадзора РФ является недействительным, равно, как и отказ в принятии СГР, оформленных на территории Казахстана, Белоруссии, Армении, Киргизии.

В Комиссию заказчиком ПАО «Т Плюс» Филиал «Оренбургский», представлены пояснения и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России. Так, в письме от 19.09.2022 г. (вх. № 8694), представленном в материалы дела, организатор закупки не согласился с доводами жалобы. ПАО «Т Плюс» 09.09.2022 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru заказчиком было размещено извещение о проведении закупки на поставку реагента Puro Tech для нужд филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» (Извещение: № 32211680458).

По мнению ответчика, требования к продукции в закупочной документации установлены правомерно, обусловлены нормами законодательства и не ограничивают конкуренцию между участниками закупки.

Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках устанавливается исчерпывающий перечень исключений, при которых допускается включить в описание предмета закупки товарный знак без сопровождения словами «или эквивалент». Предметом закупки является реагент Puro Tech.

В соответствии с п.2 и п.3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак заказчик обязан использовать слова «или эквивалент», за исключением перечня оговоренных случаев, среди которых, в частности, закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Химические реагенты используются в технологической схеме работы оборудования станции, и являются расходными материалами, защищающими оборудование. Кроме того, название марки внесено в техническую документацию.

 Тип и доза любого нового реагента должны подтверждаться проведением опытно-промышленных испытаний (далее - ОПИ) на воде конкретной станции и при соответствующих условиях эксплуатации оборудования. Поэтому применение эквивалентов (аналогов) химических реагентов для ВПУ и ВХР ТЭС и ТС устанавливается проектными решениями о возможности их применения, полученными по положительным результатам ОПИ и экспертизам промышленной безопасности.

Проектной документацией «Техническое перевооружение системы химводоподготовки (ХВП)» для филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» (Каргалинская ТЭЦ) для завершения работ по АСУТП и оптимизации работы существующего оборудования вследствие отказа от реализации 3-го этапа в рамках доработки существующего проекта (шифр 1140.09. БТП) разрешено применение для оборудования водоподготовительной установки Каргалинской ТЭЦ только реагент Puro Tech (стр. 3, 6 проекта). Данный реагент прошел ОПИ, в связи с чем был включен в проектную документацию.

Требования к документам установлены в целях подтверждения качества продукции, являются обоснованными и выполнимыми. С целью определения качества продукции при входном контроле в разделе 3 и 4 Технического задания прописано требование о предоставлении аттестованной методики определения качества продукции.

Заказчик утверждает, что при проведении закупки не были нарушены нормы антимонопольного законодательства.

Действия Заказчика не могут рассматриваться как ограничение конкуренции, поскольку требования Документации подлежат применению в равной степени ко всем участникам закупки, желающим принять участие в закупке.

Свидетельства о государственной регистрации на продукцию, выданные в любой из стран-участниц Таможенного союза ЕврАзЭс автоматически являются приравненными к свидетельству, выданному в России, заявки участников не будут отклоняться за представление указанных документов.

Закупаемый реагент может быть поставлен неограниченным числом поставщиков, а не только производителем товара.

Заявитель имеет равные возможности с другими хозяйствующими субъектами участвовать в закупке, целью которой является обеспечение нужд Заказчика, и предложить необходимый товар на условиях, предусмотренных документацией о закупке.

Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

09.09.2022 г. ПАО «Т Плюс» на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru разместило извещение № 32211680458 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на поставку реагента Puro Tech для нужд филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс».

Дата начала срока подачи заявок 09.09.2022 г.

Дата окончания срока подачи заявок 22.09.2022 г. в 11:00.

Дата подведения итогов 10.11.2022 г.

Заявитель не является участником данной закупки, однако жалоба направлена в Оренбургское УФАС 13.09.2022 г., до окончания срока подачи заявок, зарегистрирована 13.09.2022 г. вх. № 8512.

Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупках ПАО «Т Плюс» (далее - Положение), утверждено и размещено в ЕИС.

Документация о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на поставку реагента Puro Tech для нужд филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» размещена в ЕИС с внесенными изменениями.

Рассматривая довод заявителя в части запрета на поставку эквивалентов, Комиссией установлено следующее.

В разделе 4 Документации о закупке прописаны требования к Участникам закупки, подтверждение соответствия предъявляемым требованиям. Так, согласно п. 4.2.1. заявку на участие в открытых закупках вправе подать любое лицо. 

В приложении №1 «Техническое задание» Документации, содержатся требования к поставке реагентов марки Puro Tech.

Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.  

В соответствии с представленной заказчиком, проектной документацией «Техническое перевооружение системы химводоподготовки (ХВП)» подготовленной ООО «ТЭХ-Групп» для филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» для завершения работ по АСУТП и оптимизации работы существующего оборудования вследствие отказа от реализации 3-го этапа в рамках доработки существующего проекта (шифр 1140.09. БТП) для безаварийной работы установок, предусматривается дозирование биоцидов марки Puro Tech.

Использование реагентов с иным товарным знаком, проектной документацией не предусмотрено.

Учитывая обстоятельства дела, Комиссия пришла к выводу, что установленные требования в Документации к товарному знаку, без возможности поставки эквивалента, не противоречат требованиям законодательства.

Рассматривая довод заявителя об избыточности установленных требований, Комиссией установлено следующее.

С целью определения качества продукции при входном контроле в разделе 3 и 4 Технического задания прописано требование о предоставлении аттестованной методики определения качества продукции.

Для контроля содержания основного действующего компонента (вещества) каждый производитель разрабатывает свою методику, которую далее аттестовывает. Аттестация подтверждает разработанную производителем методику.

Согласно пояснениям Заказчика, в соответствии с Приложением 1 ГОСТ 16504-81 Методика испытаний должна быть аттестована.

Аттестация методики испытаний – это определение обеспечиваемых методикой значений показателей точности, достоверности и (или) воспроизводимости результатов испытаний и их соответствия заданным требованиям.

Во исполнении требований п. 4.8.1. Правил технической эксплуатации на каждой ТЭС организован химический контроль, который согласно п. 4.8.11. ПТЭ должен обеспечивать: своевременное выявление нарушений режимов работы водоподготовительного, теплоэнергетического и теплосетевого оборудования, приводящих к коррозии, накипеобразованию и отложениям; определение качества воды, пара, конденсата, отложений, реагентов, консервирующих и промывочных растворов.

Не имея аттестованной методики определения количества химического реагента в воде и теплоносителях, организовать химический контроль воды ВПУ и теплоносителя ТЭС не представляется возможным, в связи с чем возникают риски повреждения оборудования ТЭС, которые могут привести к ограничению снабжения электроэнергией, паром, теплом потребителей, выбросам опасных веществ.

Кроме того, аттестованная методика необходима для осуществления производственного экологического контроля сточных вод, так как сброс сточных вод после каждой установки повторно используется в технологическом цикле в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу п.7 ст.67 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Согласно п. 6 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, должна включать в себя документированную информацию:

а) о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;

б) о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;

в) об обращении с отходами производства и потребления;

г) о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

Рассматривая довод заявителя о недействительности требования СГР выданных Управлением федеральной службы Роспотребнадзора РФ, равно, как и отказ в принятии СГР, оформленных на территории участниц ЕврАзЭс, Комиссией установлено следующее.

Согласно пояснениям Заказчика, свидетельства о государственной регистрации на продукцию, выданные в любой из стран-участниц Таможенного союза ЕврАзЭс автоматически являются приравненными к свидетельству, выданному в России, заявки участников не будут отклоняться за представление указанных документов.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках, любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Аналогичное право для участников предусмотрено в п. 4.2.4. Документации.

Комиссией установлено, что ООО «Экоэнерго» с запросом о даче разъяснений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, не обращалось.

Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в Документации требования являются непреодолимыми для Заявителя в части формирования предложения, представлено не было.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу (вх. № 8512 от 13.09.2022) ООО «Экоэнерго» на действия заказчика ПАО «Т Плюс» при проведении закупки в виде открытого запроса предложений в электронной форме, на поставку реагента Puro Tech для нужд филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» (Извещение: № 32211680458), необоснованной.

2.Снять ограничения, наложенные на закупку (Извещение № 32211680458) уведомлением Оренбургского УФАС России 15.09.2022 исх. № 6998.

Связанные организации

Связанные организации не указаны