Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 05-10-04/2016 о нарушении антимонопольн... от 26 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения                                                                                                        г. Оренбург

оглашена 21 июля 2016

В полном объеме решение

изготовлено 26 июля 2016

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 Председателя Комиссии – заместителя руководителя Управления - <…….>;

Членов Комиссии: 

<…….> - начальника отдела контроля финансовых рынков, информации и анализа,

<…….> – главного специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, информации и анализа,

<…….> - специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, информации и анализа,

<…….> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

с участием представителей заявителя – администрации м/о г.Оренбург: <…….> (доверенность от 21.06.2016 № 113), <…….> (доверенность от 30.11.2015 № 188);

с участием представителей ответчиков:

- ИП <…….>: <…….> (паспорт);

- ИП <…….>.: <…….>  (доверенность от 17.06.2016);

- ИП <…….>: <…….> (доверенность от 04.07.2016);

- ИП <…….>: <…….> (паспорт);

- ИП <…….>, ИП <…….>, ИП <…….>: <…….> (доверенности от 20.06.2016);

- ООО «Лидерком»: <…….> (приказ от 13.10.2014), <…….> (доверенность от 20.07.2016);

- ООО «Первый автобусный парк»: <…….> (доверенность от 10.05.2016);

- ИП <…….>.: <…….> (доверенность от 25.01.2016);

- ИП <…….>: <…….> (доверенность от 01.04.2016);

- ИП <…….>: <…….> (доверенность от 16.05.2016);

- ИП <…….>.: <…….> (паспорт);

- ООО «Пассажирский альтернативный транспорт»: <…….> (доверенность от 20.07.2016);

- ООО «Южанка»: <…….> (доверенность от 15.07.2016);

с участием представителей лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах:

- от Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов: <…….> (доверенность от 09.09.2015 № 25),  

- от МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» м/о г.Оренбург: <…….> (доверенность от 15.06.2016),

в отсутствие представителей ООО «Альтернатива» (заявление о рассмотрении в отсутствие представителя от 21.07.2016 № б/н), ИП <…….>, ИП <…….>, ИП <…….>, надлежащим образом уведомленных о месте, дате и времени проведения заседания Комиссии,

рассмотрев дело № 05-10-04/2016 по признакам нарушения ООО «Альтернатива» (ИНН 5609176384, ОГРН 1155658013928, юридический адрес: 460052, г.Оренбург, ул.Просторная, д.12, кв.14), ООО «ЛИДЕРКОМ» (ИНН 5609092688, ОГРН 1135658032256, юридический адрес: 460048, г.Оренбург, ул. Монтажников, д.7, кв.9), ООО «Пассажирский альтернативный транспорт» (ИНН 5611073386, ОГРН 1155658001663, юридический адрес: 460050, г.Оренбург, ул.Ноябрьская, д. 47/1, кв. 116), ООО «Первый автобусный парк» (ИНН 5609092737, ОГРН 1135658032510, юридический адрес: 460028, г.Оренбург, ул.Шоссейная, д.30), ООО «Южанка» (ИНН 5638058635, ОГРН 1115658020004, юридический адрес: 460051, г.Оренбург, пр-кт Гагарина, д.39, корп.2, кв.6), ИП <……..>, ИП <……..>, ИП <……..>, ИП <……..>, ИП <……..>, ИП <……..>, ИП <……..>, ИП <……..>, ИП <……..>, ИП <……..>, ИП <……..>, ИП <……..>  пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и реализации соглашения между указанными хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело к установлению цены на маршрутах г.Оренбурга,

 

УСТАНОВИЛА:

 

16.03.2016 в Оренбургское УФАС России от Администрации г.Оренбурга поступило обращение с информацией о поступлении в орган местного самоуправления жалоб граждан на применение с 12.03.2016 частными перевозчиками по маршрутам г.Оренбурга тарифа выше предельного, установленного постановлением Правительства Оренбургской области от 14.06.2011 № 453-п на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в г.Оренбурге.

В целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения данного заявления, а также в связи с необходимостью получения и анализа дополнительных доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, Оренбургским УФАС России в адрес Администрации г.Оренбурга был направлен запрос о предоставлении соответствующей информации и документов.

Кроме того, Оренбургское УФАС России приступило к изучению  состояния конкурентной среды на локальном рынке услуг внутригородских пассажирских автомобильных регулярных перевозок, подчиняющихся расписанию в г.Оренбурге за период с 01.01.2015 по 01.04.2016.

Запрошенную информацию и документы Администрация г.Оренбурга представила с сопроводительным письмом от 08.04.2016 № 1-1/1658, в том числе  с приложением перечня перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки на внутригородских маршрутах, подчиняющихся расписанию на территории м/о г.Оренбург по состоянию на 01.01.2016.

В дальнейшем Оренбургским УФАС России был направлен запрос информации от 14.04.2016 № 4210 перевозчикам, согласно представленного перечня.

По результатам анализа представленных документов и информации Оренбургским УФАС России было установлено следующее.

ООО «Альтернатива» (маршрут № 33), ООО «Лидерком» (маршруты № 39, 40, 52), ООО «Пассажирский альтернативный транспорт» (маршрут № 67), ООО «Первый автобусный парк» (маршруты № 17, 53, 63), ООО «Южанка» (маршруты № 14, 43), ИП <……..> (маршрут № 51), ИП <……..> (маршруты № 18, 28), ИП <……..> (маршрут № 32), ИП <……..> (маршрут № 62), ИП <……..> (маршрут № 57), ИП <……..> (маршруты № 45, 59), ИП <……..> (маршруты № 27, 36), ИП <……..> (маршрут № 38), ИП <……..> (маршруты № 25, 13), ИП <……..> (маршруты № 26, 41, 49), ИП <……..> (маршрут № 56); ИП <……..> (маршрут № 30), осуществляющие пассажирские перевозки в г. Оренбурге, повысили стоимость проезда в период с 01.03.2016 по 04.04.2016 с 17 рублей до 19-20 рублей в силу различных причин, что подтверждают письменные пояснения перевозчиков.

В силу п. 7 ст. 4 Закона № 135-ФЗ, конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

В ходе анализа представленных документов в действиях ответчиков были усмотрены признаки нарушения п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 111 от 06.06.2016 возбуждено дело № 05-10-04/2016.  Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 129 от 21.07.2016 в связи с производственной необходимостью председателем Комиссии по рассмотрению дела № 05-10-04/2016 назначен заместитель руководителя управления – <……..>

Определением Председателя Комиссии Оренбургского УФАС России от 07.06.2016 (исх. № 7232) рассмотрение дела № 05-10-04/2016 назначено на 21.06.2016. В связи с необходимостью получения дополнительных документов по делу определением от 27.06.2016 (исх. № 8298) рассмотрение дела было назначено на 21.07.2016.

В ходе рассмотрения дела представители заявителя пояснили, что  «свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок были готовы 24.06.2016, данные свидетельства выдавались перевозчикам на основании их заявлений. В настоящее время всем перевозчикам г.Оренбурга выданы свидетельства. Основанием для осуществления перевозок в переходный период вступления в силу 220-ФЗ являлись договоры на осуществление перевозок».

В ходе рассмотрения дела представителями ООО «Лидерком», ООО «Первый автобусный парк», ООО «Пассажирский альтернативный транспорт», ИП <……..>, ИП <……..>, ИП <……..> заявлены устные ходатайства о приобщении дополнительных документов в материалы настоящего дела.

Комиссией Оренбургского УФАС России в ходе заседания данные ходатайства рассмотрены и удовлетворены, документы приобщены к материалам дела № 05-10-04/2016.

Ответчики по делу нарушение не признали. Доводы перевозчиков по данному делу сводятся к тому, что «исходя из общего смысла ФЗ-№220 в отсутствие муниципального или государственного контракта на осуществление перевозок пассажиров по регулярным маршрутам и осуществление перевозчиком регулярных перевозок пассажиров, не оплачиваемых за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, является основанием для отнесения данного перевозчика к числу перевозчиков осуществляющих регулярные пассажирские перевозки по нерегулируемым тарифам.

Управлением пассажирского транспорта администрации города Оренбурга, на официальном сайте в сети «Интернет», опубликован реестр муниципальных маршрутов от 30.12.2015, где все муниципальные маршруты г. Оренбурга, обслуживаемые частными перевозчиками, отнесены к перевозкам по нерегулируемым тарифам.

Частью 9 ст. 39 ФЗ №220 установлено, что регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт.

В отношении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, также как и в отношении перевозок, не оплачиваемых за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, каких-либо особых требований о порядке осуществления перевозок, действующим законодательством не предусмотрено. За исключением требований о наличии у перевозчика карт маршрута и свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

При этом свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - это документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, а карта маршрута регулярных перевозок - это документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.

Вышеперечисленные документы не являются документами подтверждающими право перевозчика устанавливать тарифы самостоятельно».

По мнению перевозчиков, отсутствие карт маршрута и соответствующих свидетельств, не запрещает перевозчику самостоятельно устанавливать тариф. Без вышеуказанных документов запрещены регулярные перевозки пассажиров. Функциональный смысл указанных документов заключается в контроле за легальностью регулярных перевозок и их соответствием установленным требованиям. Следует отметить, что до момента выдачи карт маршрута и свидетельств, перевозчики, включённые в соответствующие реестры, осуществляют перевозки пассажиров на основании договоров с уполномоченными органами власти или иных документов выданных им ранее момента опубликования ФЗ №220.

Согласно заключенным между частными перевозчиками и администрацией города Оренбурга договорам (действующим в рассматриваемый период времени, в том числе в настоящее время), перевозчики обязаны производить расчёт с пассажирами по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством (пп.6 п. 2.2. Договоров).

 

Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Оренбургского УФАС России  приходит к следующему.

Реестр регулярных городских маршрутов города Оренбурга, содержащий сведения в отношении каждого маршрута, размещен на официальном сайте администрации города Оренбурга (http://orenburg.m/power/administration/authorities/ office_ofjpassenger_transpoit/passahirskiy_transport_goroda_orenburga/the_registry_reg ular_city_routes). Сведения включены в реестр в соответствии с наименованием маршрутов, предусмотренных расстановкой транспорта по муниципальным маршрутам регулярных пассажирских перевозок города Оренбурга, утвержденной постановлением администрации города Оренбурга от 25.12.2015 № 3621-п.

29.12.2015 управлением пассажирского администрации города Оренбурга было направлено письмо № 1-43/2122 перевозчикам, осуществляющим пассажирское транспортное обслуживание по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, о том, что государственное регулирование тарифа на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта, предусмотренное постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», не отменено. При этом официальных уведомлений об изменении применяемого тарифа от перевозчиков, осуществляющих транспортное обслуживание пассажиров в городе Оренбурге, в администрацию города Оренбурга не поступало.

Согласно постановлению Правительства Оренбургской области от 14.06.2011 № 453-п «Об утверждении предельных тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городах и других населенных пунктах Оренбургской области» (в ред. Постановлений Правительства Оренбургской области от 18.12.2012 № 1104-п, от 03.03.2015 № 133-п) предельный (максимальный) тариф по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на внутримуниципальных маршрутах (г. Оренбург) составляет 17 рублей за одну поездку.

Положения Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 220-ФЗ), связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок вступили в силу с 11 января 2016 года. Положения, связанные с использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, вступили в силу с 15 июля 2016 года.

Необходимо отметить, что в соответствии с частью 10 статьи 39 Закона № 220-ФЗ в течение ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления приводят законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты в соответствие с положениями настоящего Федерального закона. До приведения в соответствие с положениями настоящего Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статья 8 закона Оренбургской области от 09.03.2016 № 3801/1039-V-03 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области» возлагает на органы местного самоуправления следующие полномочия:

  1. организацию регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок;
  2. установку регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок;
  3. проведение открытых конкурсов на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

По смыслу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции ООО «Альтернатива», ООО «Лидерком», ООО «Пассажирский альтернативный транспорт», ООО «Первый автобусный парк», ООО «Южанка», ИП <……..>, ИП <……..>, ИП <……..>, ИП <……..>, ИП <……..>, ИП <……..>, ИП <……..>, ИП <……..>, ИП <……..>, ИП <……..>, ИП <……..>; ИП <……..> являются конкурентами.

Так, в соответствии с Выписками из ЕГРИП по состоянию на 16.05.2016 года видом деятельности (основным или дополнительным) вышеуказанных хозяйствующих субъектов является деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию.

Оренбургским УФАС России проведено изучение состояния конкурентной среды на локальном рынке услуг внутригородских пассажирских автомобильных регулярных перевозок, подчиняющихся расписанию в г.Оренбурге за период с 01.01.2015 по 01.04.2016 (далее по тексту – Анализ).

Продуктовые границы рынка были определены как услуги по внутригородским пассажирским перевозкам автомобильным транспортом по регулярным перевозкам.

Географические границы исследуемого рынка определены как административные границы г.Оренбурга Оренбургской области.

На территории г.Оренбурга  по состоянию на 01.01.2016 осуществляли деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом 20 перевозчиков. В их распоряжении находилось 1 161 единица автотранспортных средств.

Как следует из проведенного анализа у 17 перевозчиков из 20 установлено повышение тарифа за проезд в период с 01.03.2016 по 04.04.2016, а именно – повышение стоимости проезда с 17 до 19 рублей, а у ООО «Южанка» и ИП <……..> – до 20 рублей (таблица 1).

 

                          Таблица 1.

Изменение тарифов за проезд на внутригородских пассажирских перевозках в г.Оренбурге за период с 01.01.2016 по 04.04.2016

 

№ п/п

Перевозчики

№ маршрута

Наименование маршрута

Тариф за проезд по состоянию на:

Дата изменения (повышения) тарифа

01.01.16

01.03.16

12.03.16

01.04.16

02.04.16

04.04.16

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МКП "Оренбургские пассажирские перевозки" МО г.Оренбург

19

ул.Челюскинцев - 18 разъезд

17

17

17

17

 

 

-

20

пр.Автоматики - 24 микрорайон

17

17

17

17

 

 

-

21

10 микрорайон - 24 микрорайон

17

17

17

17

 

 

-

23

ул.Челюскинцев - пос.Пристанционный

17

17

17

17

 

 

-

24

ул.Челюскинцев - гора Сулак

17

17

17

17

 

 

-

46

10 микрорайон - Кладбищенский центр

17

17

17

17

 

 

-

47

ул.Челюскинцев - Караваева роща

17

17

17

17

 

 

-

48

ул.Челюскинцев - ул.Столпянского

17

17

17

17

 

 

-

90

ул.Челюскинцев - пос.Заречный

17

17

17

17

 

 

-

Итого по перевозчику:

9

 

 

 

 

       

2

ООО "Альтернатива"

33

МОЛЛ "Армада" - ж/д вокзал

17

17

17

17

 

19

04.04.2016

Итого по перевозчику:

1

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

ООО "ЛИДЕРКОМ"

39

ул.Мусы Джалиля - ул.Родимцева

17

19

19

19

 

 

01.03.2016

40

ТК "Медовый - ул.60 лет Октября

17

19

19

19

 

 

01.03.2016

52

ТК "Медовый" - ж/д вокзал

17

19

19

19

 

 

01.03.2016

Итого по перевозчику:

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

ООО "Пассажирский альтернативный транспорт"

67

14 микрорайон - пос.им.Куйбышева

17

17

17

19

 

 

15.03.2016

Итого по перевозчику:

1

 

 

 

 

 

 

 

 

5

ООО "Первый автобусный парк"

17

ул.Техническая - Локомативное депо

17

19

19

19

 

 

01.03.2016

53

пос.Карачи - 24 микрорайон

17

19

19

19

 

 

01.03.2016

63

пос.Кушкуль - 24 микрорайон

17

19

19

19

 

 

01.03.2016

Итого по перевозчику:

3

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

ООО "Южанка"

14

пос.Карачи - м-н Спутник

17

17

17

20

 

 

19.03.2016

43

пос.Карачи - ж/д вокзал

17

17

17

20

 

 

19.03.2016

Итого по перевозчику:

2

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

ИП <……..>

51

ул.Гаранькина - ж/д вокзал

17

17

19

19

 

 

11.03.2016

Итого по перевозчику:

1

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

ИП <……..>

18

ул.Челюскинцев - пос.Берды

17

17

17

17

19

 

02.04.2016

28

пос.Берды - ТРЦ "Кит"

17

17

17

17

19

 

02.04.2016

Итого по перевозчику:

2

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

ИП <……..>

32

МОЛЛ "Армада" - ТЭЦ

17

17

17

19

 

 

17.03.2016

Итого по перевозчику:

1

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

ИП <……..>

22

Завод РТИ - 24 микрорайон

15

15

 

15

 

 

-

35

ТК "Форштадт" -  завод РТИ

15

15

 

15

 

 

-

Итого по перевозчику:

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

ИП <……..>

62

ТК "Медовый" - пос.Пристанционный

17

17

17

19

 

 

25.03.2016

Итого по перевозчику:

1

 

 

 

 

 

 

 

 

12

ИП <……..>

57

ул.Тихая - ж/д вокзал

17

17

17

19

 

 

01.04.2016

Итого по перевозчику:

1

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

ИП <……..>

45

Шарлыкское шоссе - 24 микрорайон

17

17

17

19

 

 

15.03.2016

59

ТК "Медовый" - 24 микрорайон

17

17

17

19

 

 

15.03.2016

Итого по перевозчику:

2

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

ИП <……..>

27

ТК "Форштадт" - ул.Новая

17

17

17

19

 

 

13.03.2016

 

36

пос.Кушкуль - ТК "Форштадт"

17

17

17

19

 

 

16.03.2016

Итого по перевозчику:

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

ИП <……..>

38

Автоколонна 1825 - ж/д вокзал

17

17

17

20

 

 

16.03.2016

Итого по перевозчику:

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

ИП <……..>

25

Автоколона 1825 - ТЭЦ

17

17

17

19

 

 

16.03.2016

31

ЦРБ - ж/д вокзал

15

15

15

15

 

 

-

13

пос.Карачи - ул.Монтажников

17

17

17

19

 

 

16.03.2016

Итого по перевозчику:

3

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

ИП <……..>

26

ул.Мусы Джалиля - 24 микрорайон

17

17

17

19

 

 

17.03.2016

41

ул.Техническая - пос.Карачи

17

17

17

19

 

 

17.03.2016

49

ул.Гаранькина - Драм.театр

17

17

17

19

 

 

17.03.2016

Итого по перевозчику:

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

ИП <……..>

30

Автоколонна 1825 - Торгмаш

 17

17 

19 

19 

 

 

     04.03.2016

Итого по перевозчику:

1

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

ИП <……..>

61

МОЛЛ "Армада" - пос.Солнечный

17

17

17

17

 

 

 

Итого по перевозчику:

1

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

ИП <……..>

56

пос.Ростоши - ж/д вокзал

17

17

17

19

 

 

19.03.2016

Итого по перевозчику:

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 указанного Закона).

В силу пункта 4 статьи 4 Закона товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В силу пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

 

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона № 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.

В соответствии со ст. 14 Закона № 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации (ч.1 ст. 15 Закона № 220-ФЗ).

Согласно ст. 17 Закона № 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута.

Допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам.

Правовое регулирование отношений, возникающих при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Закон № 259-ФЗ, Устав автомобильного транспорта).

Согласно части 1 статьи 1 Закона № 259-ФЗ отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Устав автомобильного транспорта в соответствии с частью 2 статьи 1 определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

Для целей квалификации действий хозяйствующих субъектов как совершенных с нарушением п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции установлению подлежат обстоятельства, свидетельствующие об участии этих субъектов на едином товарном рынке, совершении ими согласованных (относительно синхронных и единообразных) действий, об отсутствии объективных причин такой согласованности, а также о наступлении или возможном наступлении последствий в виде установления или поддержания цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

В силу части 2 статьи 8 Закона о защите конкуренции совершение лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, действий по соглашению не относится к согласованным действиям, а является соглашением.

Исходя из смысла закона, в качестве соглашения рассматривается любая договоренность, которая в отдельных случаях может иметь форму договора, однако всегда предполагает намеренный и целенаправленный двусторонний (многосторонний) обмен информацией, характеризующей поведение лиц, достигших договоренности, в отношении товарного рынка, а также в отношении иных лиц.

Таким образом, доказыванию подлежит установление факта достижения хозяйствующими субъектами договоренности в устной форме, в соответствии с которым хозяйствующие субъекты должны совершить обусловленные соглашением действия, направленные на достижение одной цели.

В пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определены признаки ограничения конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Заслушав пояснения сторон, исследовав полно и объективно представленные доказательства и материалы, Комиссия приходит к выводу, что рассматриваемые действия ответчиков носят объективный характер.

В ходе рассмотрения дела представители ответчиков представили в материалы дела письменные пояснения с приложением ряда документов, подтверждающих расходы при осуществлении регулярных перевозок по маршрутам г. Оренбурга.

Так, например, ООО «Альтернатива» представило расчет экономически обоснованной стоимости перевозок пассажиров по маршруту № 33 г. Оренбурга за первое полугодие 2016 года, согласно которому в расчете на уровень рентабельности – 3 % экономически обоснованный тариф для данного перевозчика составит 19 рублей.

ИП <……..> представлен расчет экономических показателей перевозки пассажиров на маршруте № 51 г. Оренбурга, согласно которому рентабельность перевозок при установленном тарифе составляет 1, 1%.

ООО «Пассажирский альтернативный транспорт» представлено экономическое обоснование тарифа на перевозку одного пассажира на городском автобусном маршруте № 67 г. Оренбурга, согласно которому себестоимость перевозки одного пассажира составляет 18,6 рублей, уровень рентабельности перевозок при тарифе 19 рублей – 2,17%.

ИП <……..> представлено экономическое обоснование тарифа на перевозку пассажиров на маршруте № 56 г. Оренбурга, согласно которому при уровне рентабельности 9,6 % тариф на перевозку одного пассажира составит 19,8 рублей.

ИП <……..>, ИП <……..>, ИП <……..> в материалы дела представлены анализы экономически обоснованной стоимости пассажиров и багажа автомобильным наземным транспортом общего пользования, обосновывающий тарифы в размере 19 рублей.

В материалы дела от остальных ответчиков также представлены документы, подтверждающие коммерческие расходы (издержки) хозсубъектов, которые повлияли на их поведение.

Согласно пояснениям и документам ответчиков по делу стоимость проезда пассажиров определяется, в том числе, арендой, заработной платой, страховыми взносами, услугами связи, хозяйственными расходами, уплатой налогов.

Исходя из информации, представленной ответчиками в материалы дела, следует, что повышение рентабельности возможно двумя альтернативными путями: путем увеличения объема оказываемых услуг или путем увеличения цены.

Повысить рентабельность через увеличение объема оказываемых услуг на практике достаточно сложно в силу невозможности расширения оказания услуг до необходимого уровня из-за установленного расписания движения для каждого маршрута. В силу указанного выше, Комиссия находит, что единственным способом повышения рентабельности для перевозчиков являлось повышение ими стоимости проезда.

Комиссией не установлен такой квалифицирующий признак антиконкурентного соглашения, как соответствие указанных действий интересам каждого из хозяйствующих субъектов при условии, что их действия заранее известны каждому из них, что действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Антиконкурентное соглашение по своему смыслу подразумевает, что о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов. Из представленных в материалы документов однозначно не следует, что перевозчики заранее знали о том, когда и на сколько каждый из них изменит цены на проезд пассажиров.

Комиссией Оренбургского УФАС России было установлено, что повышение цен перевозчиками на внутригородских маршрутах г.Оренбурга было обусловлено общими факторами, объективно влияющими на изменение стоимости проезда пассажиров, в частности, вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РФ и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», а также отнесением Реестром муниципальных маршрутов г.Оренбурга маршрутов ответчиков к регулярным перевозкам по нерегулируемым тарифам.

Как было установлено в ходе рассмотрения дела, цена за проезд пассажиров изменялась в период с 01.03.2016 по 04.04.2016.

Комиссией установлено и материалами дела подтверждается, что ответчики устанавливали цены за проезд пассажиров на основании собственных приказов и распоряжений.

Изменение цен происходило в разные даты, с различными интервалами, следовательно, перевозчики повысили стоимость проезда пассажиров не одномоментно, таким образом, в действиях указанных хозяйствующих субъектов отсутствуют признаки антиконкурентного соглашения.

Параллельное поведение участников товарного рынка и синхронность их поведения сами по себе не могут являться однозначным доказательством согласованности действий и направленности последних на ограничение конкуренции.

Кроме того, ООО «Южанка» и ИП <……..> повысили стоимость проезда пассажиров до 20 рублей.

В рамках предоставленных полномочий государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных Законом о защите конкуренции проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства (его территориальными органами).

С учетом изложенного, признаки нарушения п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «Альтернатива», ООО «Лидерком», ООО «Пассажирский альтернативный транспорт», ООО «Первый автобусный парк», ООО «Южанка», ИП <……..>., ИП <……..>., ИП <……..>., ИП <……..>., ИП <……..>., ИП <……..>., ИП <……..>., ИП <……..>., ИП <……..>., ИП <……..>., ИП <……..>.; ИП <……..> не нашли своего подтверждения.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 39 ФЗ № 220 в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Таким образом, только на основании сведений нового реестра муниципальных маршрутов перевозчикам выданы предусмотренные Федеральным законом свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам и карты соответствующих маршрутов. Согласно письма Министерства транспорта РФ от 23.07.2015 № НА-23/9398 с 13.07.2016 за осуществление перевозок без указанных документов вводится административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 чт. 17 ФЗ № 220 право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Следовательно, право на установление стоимости проезда самими перевозчиками начинается со дня начала действия свидетельства об осуществлении перевозок.

Как следует из пояснений администрации г.Оренбурга, свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок выдавались сроком действия, начиная с 24.06.2016.

На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России принимает решение о передаче в Прокуратуру Оренбургской области копий документов из материалов дела № 05-10-04/2016, на основании которых сделан вывод о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации (Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии), Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48, ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ«О защите конкуренции», Комиссия Оренбургского УФАС России по делу № 05-10-11/2015 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Рассмотрение дела № 05-10-04/2016 прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях ответчиков.
  2. В связи с наличием признаков нарушения законодательства РФ передать копии из материалов дела № 05-10-04/2016 в Прокуратуру Оренбургской области для рассмотрения в пределах полномочий.

 

 

Председатель Комиссии<……..>

    

Члены Комиссии<……..>

  

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации влечет ответственность в соответствии с Кодексом Российской  Федерации об административных правонарушениях.   

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны