Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 05-10-06/2015 о нарушении антимонопол... от 2 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

. Общество с ограниченной ответственностью «СтройМац»

460019, Оренбургская обл., г.Оренбург, ул.Гражданская, 36/1

 

2. Общество с ограниченной ответственностью «СКС»

460056, Оренбургская область, г.Оренбург, ул.Волгоградская, д.42/3, кв.19

 

3. Администрация г.Оренбурга

460000, Оренбургская область, г.Оренбург, ул.Советская, 60

 

4. МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №152»

460001, г. Оренбург, ул. Чкалова, 25/1

 

5. МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №115» 460024, г. Оренбург, ул.Туркестанская, 15 А

 

6. Управление строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга

460000, г. Оренбург, ул. Цвиллинга, 14

 

РЕШЕНИЕ

по  делу  № 05-10-06/2015

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения

оглашена 27 августа 2015

В полном объеме решение

изготовлено 02 сентября 2015                                                                                                          г.Оренбург                         

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – заместителя руководителя Управления <…….>,

Членов Комиссии:

<…….> – начальника отдела контроля финансовых рынков, информации и анализа,

<…….> – главного специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, информации и анализа,

<…….> – специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, информации и анализа,

в отсутствие представителей ответчиков:

- ООО «СтройМац», уведомленного о месте, дате и времени проведения заседания Комиссии надлежащим образом (определение об отложении рассмотрения дела от 07.07.2015 № 9619 вручено 10.07.2015),

- ООО «СКС», уведомленного о месте, дате и времени проведения заседания Комиссии надлежащим образом (определение об отложении рассмотрения дела от 07.07.2015 № 9619 вручено 14.07.2015),

с участием представителей заинтересованных лиц:

- от Администрации г.Оренбурга – <…….> (доверенность № 91 от 01.06.2015);

- от МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №152» - <…….> (доверенность № б/н от 19.06.2015);

- от МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №115» - <…….> (доверенность № б/н от 19.06.2015);

в отсутствие представителя заинтересованного лица: Управления строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга, уведомленного о месте, дате и времени проведения заседания Комиссии надлежащим образом (определение об отложении рассмотрения дела от 07.07.2015 № 9619 вручено 09.07.2015),

рассмотрев дело № 05-10-06/2015 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «СтройМац» (ИНН 5609066303), расположенного  по адресу: 460019, Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. Гражданская, 36/1) и Обществом с ограниченной ответственностью «СКС» (ИНН 5609083860), расположенного  по адресу: 460056, Оренбургская обл., г.Оренбург, ул. Волгоградская, д.42/3, кв. 19), пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и реализации между ними соглашения (договоренности), которое приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии со ст. 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий,  определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В ходе проведения мониторинга процедур размещения и проведения государственных закупок, согласно информации, представленной торговой площадкой ЗАО «Сбербанк АСТ» (далее – электронная торговая площадка, Сбербанк-АСТ) по запросу Оренбургского УФАС России (от 06.04.2015 исх. № 4153), административным органом в действиях ООО «СтройМац» и ООО «СКС» усмотрены признаки нарушения п. 2 ч.1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении и реализации соглашения, которое приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.  Антимонопольным органом непосредственно установлено, что хозяйствующие субъекты-конкуренты ООО «СтройМац» и ООО «СКС» при участии в государственных закупках в своем поведении пассивны, для участия в закупках Обществами используют один IP-адрес, кроме того, данными  хозяйствующими субъектами представлены идентичные документы в составе заявок.

Руководствуясь ст. 39 Закона № 135-ФЗ, на основании представленных документов и установленной информации по признакам нарушения Ответчиками установленных запретов Оренбургским УФАС России возбуждено дело № 05-10-06/2015 о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по его рассмотрению (Приказ от 11.06.2015 № 111).

Определением от 11.06.2015 (исх. № 8346) дело назначено к рассмотрению на 02.07.2015. В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу Оренбургским УФАС России определением от 07.07.2015 № 9619 рассмотрение дела отложено на 27.08.2015.

В материалы настоящего дела от ООО «СтройМац» были представлены письменные пояснения (от 02.07.2015 вх. № 5428), согласно которым: «ООО «СтройМац» с ООО «СКС» договорных отношений не имеет, т.к. является самостоятельным хозяйствующим субъектом хозяйственной деятельности, в сговор с ООО «СКС» с целью повышения, снижения или поддержания цен на торгах не вступало. Ответственным за подготовку и подачу заявок на участие в электронных аукционах, а также подачу/неподачу ценовых предложений во время проведения аукциона отвечает генеральный директор ООО «СтройМац» <…….>».

Также в материалы настоящего дела от ООО «СКС» были представлены письменные пояснения (от 06.07.2015 вх. № 5502), согласно которым: «ООО «СКС» не имело возможности исполнения предмета договоров по производству строительных работ по закупкам № 0153300066914000658, 0153300066914000665, 0153300066914000667 в связи с отсутствием материальных ресурсов, а также из-за того, что не имея достаточного опыта работы с торговыми площадками не подкрепил в состав заявки всех необходимых документов. ООО «СКС» с ООО «СтройМац» договорных отношений не имеет, т.к. является самостоятельным хозяйствующим субъектом хозяйственной деятельности, в сговор с ООО «СКС» с целью повышения, снижения или поддержания цен на торгах не вступало. Ответственным за подготовку и подачу заявок на участие в электронных аукционах, а также подачу/неподачу ценовых предложений во время проведения аукциона отвечает генеральный директор ООО «СтройМац» <…….>».

 

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующему.

Отделом контроля финансовых рынков, информации  и анализа Оренбургского УФАС России, по собственной инициативе был проведен мониторинг сайта http://zakupki.gov.ru/ - официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, и были рассмотрены обстоятельства проведения открытого аукциона в электронной форме и установлено следующее.

01.07.2014 извещением о проведении электронного аукциона Администрацией г.Оренбурга (далее – Уполномоченный орган) на официальном сайте zakupki.gov.ru размещен заказ:

№ 0153300066914000658 - Открытый аукцион в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту помещений и ремонту теплых полов в МДОБУ № 152 г. Оренбурга, с начальной максимальной ценой контракта (далее НМЦ) 1 390 838, 00 руб., Заказчик - МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №152», оператор электронной площадки – ЭТП ЗАО «Сбербанк –АСТ» ( www.sberbank-ast.ru).

В соответствии с Протоколом № 0153300066914000658-ЭА-1
рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 15.07.2014, размещенном на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» подано 5 заявок:

  1. ООО «СКС» - допуск к участию в аукционе;
  2. ООО «СтройМац» - допуск к участию в аукционе;
  3. ООО «Антей» - отказ в допуске к участию в аукционе;
  4. ИП <…….> - отказ в допуске к участию в аукционе;
  5. ООО «Уралстрой» - отказ в допуске к участию в аукционе.

Согласно протокола № 0153300066914000658-ЭА-2 подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 22.07.2014, победителем признано ООО «СтройМац», а заявка ООО «СКС» признана несоответствующей требованиям документации об аукционе в электронной форме, а именно не представлена декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленных п. 3-9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

ООО «СтройМац» признано победителем со снижением начальной максимальной цены (НМЦ) контракта по данному аукциону  на 1 % (1 376 929, 62 руб.).

В рассмотренном аукционе вторым участником выступает ООО «СКС», который подает лишь одно ценовое предложение с минимальным понижением НМЦК и в дальнейшем не участвует в конкурентной борьбе за предмет аукционов (см. таблицу № 1).

Таблица № 1

№ п/п

 

Заказчик

№ изв. аукциона

Предмет аукциона

НМЦК

Участники

 

Ценовое предложение участника

Победитель

 

1

МДОБУ №152 г.Оренбурга

 

 

0153300066914000658

 

 

 

 

 

 

Выполнение работ по ремонту помещений и ремонт теплых полов в МДОБУ №152 г.Оренбурга

1 390 838,00

 

ООО «СтройМац»

 

 

1 376 929, 62 руб.

 

 

ООО «СтройМац»

 

 

 

 

 

ООО «СКС»

 

 

1 383 883, 81 руб.

 

 

 

Кроме того, Оренбургским УФАС России дополнительно анализировались обстоятельства проведения открытых аукционов в электронной форме, а именно:

- 08.07.2014 извещением о проведении электронного аукциона Администрацией г.Оренбурга (далее - Уполномоченный орган) на официальном сайте zakupki.gov.ru размещен заказ:

№ 0153300066914000665 - Открытый аукцион в электронной форме на право заключения муниципального контракта на ремонт дополнительной группы и актового зала в МБДОУ № 115, с начальной максимальной ценой контракта (далее НМЦ) 1 016 705, 00 руб., Заказчик - МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №115», оператор электронной площадки – ЭТП ЗАО «Сбербанк –АСТ» (www.sberbank-ast.ru);

- 09.07.2014 извещением о проведении электронного аукциона Администрацией г.Оренбурга (далее - Уполномоченный орган) на официальном сайте zakupki.gov.ru размещен заказ:

№ 0153300066914000667 - Открытый аукцион в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по устройству беговых дорожек, площадок для занятий спортом, футбольного поля на объекте «Школа на 975 учащихся в 18 мкр. СВЖР г. Оренбурга, с начальной максимальной ценой контракта (далее НМЦ) 6 299 852, 00 руб., Заказчик - Управление строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга,  оператор электронной площадки – ЭТП ЗАО «Сбербанк –АСТ» (www.sberbank-ast.ru).

 

В соответствии с Протоколом № 0153300066914000665-ЭА-1
рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 17.07.2014, размещенном на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» подано 9 заявок, их которых 3 были допущены к участию в аукционе, в том числе ООО «СтройМац» и ООО «СКС»,  6 заявок не допущено.

Согласно протокола № 0153300066914000665-ЭА-2 подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 23.07.2014, победителем признано ООО «СтройМац», а заявка ООО «СКС» признана несоответствующей требованиям документации об аукционе в электронной форме, а именно - не представлена декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленных п. 3-9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

ООО «СтройМац» признано победителем со снижением начальной максимальной цены контракта по данному аукциону  на 1 % (1 006 537, 94 руб.) (см. таблицу № 2).

 

                                                                                                                      Таблица № 2

№ п/п

 

Заказчик

№ изв. аукциона

Предмет аукциона

НМЦК

Участники

 

Ценовое предложение участника

Победитель

 

1

МБДОУ № 115 г.Оренбурга

 

0153300066914000665

 

 

 

 

 

 

Ремонт дополнительной группы и актового зала в МБДОУ № 115

1 016 705,00

 

ООО «СтройМац»

 

 

1 006 537,94 руб.

 

 

ООО «СтройМац»

 

 

 

 

 

ООО «СКС»

 

 

1 011 621,47 руб.

 

 

 

В соответствии с Протоколом № 0153300066914000667-ЭА-1
рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 25.07.2014, размещенном на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» подано 13 заявок, их которых 2 были не допущены к участию в аукционе.

Согласно протокола № 0153300066914000667-ЭА-2 подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 31.07.2014, в аукционе приняли участие только ООО «СтройМац» и ООО «СКС».

ООО «СтройМац» признано победителем со снижением начальной максимальной цены контракта по данному аукциону  на 0,5 % (6 268 352, 74 руб.) (см. таблицу № 3).

 

                                                                                                                     Таблица № 3

№ п/п

 

Заказчик

№ изв. аукциона

Предмет аукциона

НМЦК

Участники

 

Ценовое предложение участника

Победитель

 

1

Управление строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга

 

01533000669140006667

 

 

 

 

 

 

Выполнение работ по устройству беговых дорожек, площадок для занятий спортом, футбольного поля на объекте «Школа на 975 учащихся в 18 мкр. СВЖР г.Оренбурга

6 299 852, 00

 

ООО «СтройМац»

 

 

6 268 352, 74 руб.

 

 

ООО «СтройМац»

 

 

 

 

 

ООО «СКС»

 

 

6 268 352,74  руб.

 

 

 

Победителем по итогам всех трех аукционов признано ООО «СтройМац» с минимальным снижением начальной максимальной цены контракта по каждому аукциону  на  0,5% или 1 %.

Второй участник, допущенный  к участию в указанных аукционах - ООО «СКС» подав по одному предложению, фактически в дальнейшем отказался от участия в аукционах в пользу ООО «СтройМац», что позволило последнему стать победителем без конкурентной борьбы и с минимальным снижением НМЦ контракта. 

Правовое регулирование конкурентных отношений и отношений, связанных с размещением государственных заказов, предполагает взаимосвязанные цели и задачи.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции  непосредственно определены Законом о защите конкуренции. Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции).

Правовое регулирование отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ).

Целями регулирования данного Федерального закона является в том числе, обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Согласно ст. 24 Закона о контрактной системе определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, либо без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

В соответствии с п. 4 ст. 24 Закона о контрактной системе под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).

Суть технологии электронных аукционов заключается в конкурентной борьбе между участниками за право подписания контракта на выполнение государственного (муниципального) заказа. Каждый из них должен предложить свою цену, которая обязательно будет ниже максимальной стоимости, установленной заказчиком.

Поведение участника торгов должно быть разумным, обусловленным исключительно объективными внешними обстоятельствами и направленным исключительно на достижение прозрачного экономического результата.

Поскольку основные характеристики аукциона (начальная цена, предмет, объем и условия поставки) заранее (т.е. до момента подачи заявок) известны неопределенному кругу лиц, в том числе и участникам аукциона, то факт подачи заявки на аукцион свидетельствует о приемлемости и целесообразности (экономической, технологической и прочей) условий аукциона (заказчика), т.е. организация оценила свои возможности и сделала осознанный выбор на участие в аукционе с целью победы в нем.

Податель заявки на участие в аукционе признает условия (согласился с условием) размещения заказа, предполагающего добросовестное снижение начальной (максимальной) цены лота, за счет подачи ими (участниками аукциона) обоснованных (подтвержденным соответствующим намерением) ценовых предложений. Факт подачи заявки свидетельствует о том, что организация оценила свои возможности и сделала осознанный выбор на участие в аукционе с целью победы в нем.

В соответствии с положениями Закона контрактной системе, все участники аукциона предполагаются профессиональными и добросовестными участниками рынка, в связи с чем, осознают, что участие и победа в аукционе предполагают предложение ценовых предложений ниже НМЦ контракта.

Имея соответствующий опыт участия в аукционах на выполнение муниципальных/государственных контрактов (либо без такового), участник размещения заказа должен понимать, что участие в аукционе является осознанным юридическим действием, с вытекающими из него последствиями  для совершаемого их хозяйствующего субъекта и связанное, в том числе с определенными издержками для потенциального участника аукциона.

Анализируя поведение хозяйствующих субъектов, выразившееся в подаче разовых ценовых предложений с минимальным снижением НМЦК, отсутствием соперничества и как таковой конкурентной борьбы за предмет аукционов, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО «СтройМац» и ООО «СКС» признаков антиконкурентного соглашения, направленного на поддержание начальной максимальной цены контрактов и повлекшее заключение контрактов с минимально возможным снижением цены. Данные действия участников ограничили состязательность между собой при установлении конкурентных цен предметов закупок на привлекательном для заказчика уровне и создали положение, влекущее недостаточную экономию бюджетных средств.

Единообразное действие по подаче заявок ООО «СКС» на участие в трех аукционах, с учетом наличия на момент подачи заявок полной информации об объекте работ и экономическом состоянии, и последующее пассивное поведение на аукционах, не соответствует намерению ООО «СКС» на участие в торгах, выраженному фактом подачи заявок.

Также нетипичным представляется поведение ООО «СКС», выразившееся в изъятии из оборота денежных средств, внесенных в соответствии с требованиями документации об аукционах (Информационная карта) в качестве обеспечения своего участия в аукционах (обеспечение заявки), что составило по аукциону № 0153300066914000658 – 13 908,38 рублей (1 % начальной (максимальной) цены Контракта) и всего по трем размещенным аукционам - 339 068, 03 рублей, а также в  неактивной подаче ценовых предложений в аукционах.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения, остаются заблокированными до опубликования протокола, содержащего результаты аукциона.

Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности такого поведения для хозяйствующих субъектов, относящихся к категории субъектов малого предпринимательства (статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») экономически неоправданными действиями, при условии отсутствия иной мотивации.

 

Довод ООО «СКС» об отсутствии материальных ресурсов для исполнения контрактов по указанным аукционам не принят Комиссией во внимание, поскольку данный факт не подтверждается документально. ООО «СКС» не представлено никаких доказательств наличия объективных обстоятельств, которые обусловили бы невозможность предложения цены контакта ниже максимальной с учетом ее понижения на один «шаг аукциона».

Участники аукциона имели достаточный промежуток времени для экономического обоснования своего участия в аукционах.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе  описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Следовательно, ООО «СКС» при  принятии решения об участии в указанных аукционах и подготовке аукционных заявок владело всей необходимой информации о предметах контракта, в том числе: о сроках исполнения, об объеме работ и т.д. Таким образом, Общество могло оценить свои ресурсы до подачи заявок.

Кроме того, в случае нежелания участника, по каким либо причинам принимать участие в той или иной закупке, законодателем предусмотрено право участника аукциона отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок (ст. 43 Закона о контрактной системе). Участник электронного аукциона, подавший заявку на участие в таком аукционе, вправе отозвать данную заявку не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, направив об этом уведомление оператору электронной площадки  (ч. 14 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

В данном случае, представленным правом по отзыву своих заявок ООО «СКС» не воспользовалось, что соответственно, по мнению Комиссии, служит дополнительным доказательством наличия в действиях Общества определенного умысла.

 

При подаче ценовых предложений по аукционам № 0153300066914000658 и № 0153300066914000665 ООО «СКС» и ООО «СтройМац» используют один IP-адрес 87.241.204.6, также по аукциону № 0153300066914000667 ООО «СКС» и ООО «СтройМац» используют один IP-адрес 83.149.19.190 (см. таблицы № 4, 5, 6).

                                                                                               

 

                                                                                                                                                                                    Таблица № 4

Код аукциона

0153300066914000658

Наименование аукциона

Выполнение работ по  ремонту помещений и ремонт теплых полов в МДОБУ № 152 города Оренбурга

НМЦ контракта

1390838.00

Валюта

RUB

Дата и время проведения аукциона

18.07.2014 09:20

Расчетная дата и время окончания аукциона

18.07.2014 09:30

Все предложения:

№ п/п

Номер заявки

Защищенный номер

Наименование участника

Дата и время подачи

Предложенная цена

Снижение от начальной цены, %

Снижение от предыдущей цены, %

Статус предложения

IP адрес

Подписал

2

6

8188235

Общество с ограниченной ответственностью "СтройМац"

18.07.2014 09:20:45

1376 929,62

1,00

0,50

Ставка принята

87.241.204.6

<…….>

1

7

8188296

Общество с ограниченной ответственностью "СКС"

18.07.2014 09:20:18

1383 883,81

0,50

0,50

Ставка принята

87.241.204.6

<…….>

 

                                                                                                                                                                                         Таблица № 5

Код аукциона

0153300066914000665

Наименование аукциона

ремонт дополнительной группы и актового зала в МБДОУ № 115

НМЦ контракта

1016705.00

Валюта

RUB

Дата и время проведения аукциона

21.07.2014 10:25

Расчетная дата и время окончания аукциона

21.07.2014 10:39

Все предложения:

№ п/п

Номер заявки

Защищенный номер

Наименование участника

Дата и время подачи

Предложенная цена

Снижение от начальной цены, %

Снижение от предыдущей цены, %

Статус предложения

IP адрес

Подписал

2

1

8249396

Общество с ограниченной ответственностью "СтройМац"

21.07.2014 10:29:28

1006 537,94

1,00

0,50

Ставка принята

87.241.204.6

<…….>

1

2

8249485

Общество с ограниченной ответственностью "СКС"

21.07.2014 10:28:17

1011 621,47

0,50

0,50

Ставка принята

87.241.204.6

<…….>

          

                                                                                                                                                          Таблица № 6

Код аукциона

0153300066914000667

Наименование аукциона

Выполнение работ по устройству беговых дорожек, площадок для занятий спортом, футбольного поля на объекте «Школа на 975 учащихся в 18 мкр. СВЖР г. Оренбурга»

Начальная (максимальная) цена контракта

6299852.00

Валюта

RUB

Дата и время проведения аукциона

28.07.2014 11:00

Расчетная дата и время окончания аукциона

28.07.2014 11:14

Все предложения:

№ п/п

Номер заявки

Защищенный номер

Наименование участника

Дата и время подачи

Предложенная цена

Снижение от начальной цены, %

Снижение от предыдущей цены, %

Статус предложения

IP адрес

Подписал

2

2

8273241

Общество с ограниченной ответственностью "СКС"

28.07.2014 11:15:03

6268 352,74

0,50

 

Ставка принята

83.149.19.190

<…….>

1

1

8273115

Общество с ограниченной ответственностью "СтройМац"

28.07.2014 11:04:17

6268 352,74

0,50

0,50

Ставка принята

83.149.19.190

<…….>

                       

 

IP-адрес (айпи-адрес, сокращение от англ. Internet Protocol Address) — представляет собой уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, построенный по протоколу IP. IP-адрес может быть статическим (постоянным, неизменяемым) в двух случаях:

-   адрес задан пользователем в настройках устройства;

-     всегда один и тот же адрес выдаётся устройству сервером распределения адресов (DHCP, ВООТР, ...), при этом адрес записях в конфигурации сервера (службы).

При отключении и повторном подключении компьютера к Сети адрес не изменяется, как это происходит с динамическим IP – адресом.

IP-адрес динамический (непостоянный, изменяемый) - он назначается при подключении устройства к сети автоматически из некоторого диапазона и используется в течение ограниченного промежутка времени. (Диапазон и время жизни указываются в конфигурации службы назначения адресов IP).

В ходе рассмотрения дела было  установлено, что поставщиком интернет-услуги (провайдером) IP-адреса 83.149.19.190 является ПАО «Мегафон».

Поставщиком интернет-услуги (провайдером) IP-адреса 87.821.204.6 является ООО «Престиж-интернет».

Таким образом, Комиссией подчеркивается, что являясь конкурентами по отношению друг к другу, ООО «СтройМац» и ООО «СКС» при участии в конкурентных способах закупок использует единые IP-адреса при фактически разных адресах (местах нахождения) государственной регистрации.

Согласно сведениям из единого государственного реестра юридических лиц, размещенных на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ (http://egrul.nalog.ru) по состоянию на 01.09.2015 ООО «СтройМац» (ИНН 5609066303, ОГРН 1085658003782) зарегистрировано по адресу: 460019, г. Оренбург, ул. Гражданская, 36/1; ООО «СКС» (ИНН 5609083860, ОГРН 1125658000764) зарегистрировано по адресу: 460056, г.Оренбург, ул.Волгоградская, д.42/3, кв.19.

Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО «СтройМац» и ООО «СКС» возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

В материалы дела ответчиками не были представлены объяснения сложившихся обстоятельств дела по факту совпадения IР-адреса, иных доказательств, заявлений и пояснений от лиц, участвующих в деле, не последовало.

 

Кроме того, ООО «СКС» сознательно неоднократно подавало документацию для участия в аукционах не в полном объеме, например, в аукционах №0153300066914000658 и № 0153300066914000665.

Данное поведение несущественно для участника аукциона, т.к. предполагает отклонение заявки как несоответствующей требованиям заказчика.

Из анализа документов, представленных по запросу антимонопольного органа электронной площадкой ЗАО «Сбербанк-АСТ» видно, что определенные документы таких участников аукционов как ООО «СтройМац» и ООО «СКС» совпадают, например, поданы идентичные согласия на выполнение работ, предусмотренных аукционами № 0153300066914000658, 0153300066914000665.

Для участия в аукционе № 0153300066914000667 ООО «СКС» и ООО «СтройМац» поданы идентично написанные согласия на выполнение работ, декларации соответствия участника требованиям ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», декларации о соответствии участников аукциона установленным единым требованиям, а также такой документ как сведения о материалах используемых при выполнении работ, причем в последнем документе у обоих участников допущена одинаковая ошибка в слове «Сведенья».

Совпадение документов и данных в заявочных материалах свидетельствует об использовании и обмене файлами заявок ООО «СтройМац» и ООО «СКС» между собой и осуществлении координации по подготовке заявок на участие в аукционах.

Анализ заявок иных участников вышеуказанных аукционов показал, что они не имеют признаков идентичности и составлены иначе.

 

Рассмотрев документы и информацию, имеющиеся в материалах дела, исследовав весь объем фактических обстоятельств дела, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле Комиссия пришла к выводу, что ООО «СтройМац» и ООО «СКС» заключили устное соглашение, реализация которого привела к поддержанию цены на аукционах, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

В результате заключения антиконкурентного соглашения между ООО «СКС» и ООО «СтройМац», действия данных участников аукционов обеспечили последнему победу с минимальным снижением НМЦ контракта, и как следствие, небольшое снижение начальной цены аукциона привело к неэффективному использованию бюджетных средств.

Законодательством о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Как следует из вышеприведенных норм, квалифицирующим признаком соглашений в первом случае применительно к обстоятельствам данного дела является факт того, что такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен. Законодатель, таким образом, названное поведение хозяйствующих субъектов само по себе считает антиконкурентным, и доказывание иного (как указанное влияет на конкуренцию), не требуется.

В тех случаях, когда в соответствии с нормами действующего законодательства требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, любое нарушение предусмотренной процедуры, и тем более заключение участниками торгов соглашения, препятствующего выявлению реальной цены, по которой субъекты рынка готовы заключить государственный (муниципальный) контракт, а также истинного победителя, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при проведении торгов в строгом соответствии с предусмотренной законодателем процедуры позволяет достигнуть в том числе таких результатов, как обеспечение свободного входа на соответствующий товарный рынок.

В случаях выявления нарушения требования п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, последствия в виде ограничения конкуренции презумируются исходя из существа самого нарушения.

В соответствии с п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции, соглашением является договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе, или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Учитывая характерную особенность антиконкурентных соглашений - скрытый, неявный характер, доказывание в этой части производится через совокупность признаков, указывающих на наличие таких соглашений (договоренностей), для чего, в частности, анализируется поведение хозяйствующих субъектов относительно ценовой политики в отношении других хозяйствующих субъектов в рассматриваемый период, а также по сравнению с собственным поведением в период, предшествующий рассматриваемому и последующие периоды.

Одной из основных целей Закона № 44-ФЗ является эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции и т.д.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст.11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.

Следует учитывать, что поскольку картелем является соглашение, запрещенное законом и влекущее административную или уголовную ответственность, случаи заключения формальных (документальных) картельных соглашений чрезвычайно редки. Соглашения заключаются (достигаются) посредством устных договоренностей, электронной переписки либо конклюдентных действий участников картеля, не являющихся его инициаторами.

Исходя из материалов дела, следует, что единообразие и синхронность действий конкурентов - участников аукциона (ООО «СтройМац» и ООО «СКС») проявилась как в использовании единой инфраструктуры для подачи заявок на участие и ценового предложения - единый IP-адрес при нахождении Ответчиков по различным юридическим адресам, так и в отсутствии конкурентной борьбы между участниками при отсутствии на это объективных причин.

Поведение ООО «СтройМац» и ООО «СКС» свидетельствует об отсутствии в их действиях признаков соперничества, что не характерно для данной процедуры заказа. В результате конклюдентных действий, выразившихся в заключении антиконкурентного соглашения участников-конкурентов, ООО «СтройМац» стало победителем по закупке с незначительным понижением НМЦ контракта, т.е. получило максимально экономическую выгоду, что привело к недостаточной экономии денежных средств и причинило ущерб бюджету. Размер ущерба Заказчиков и доход Ответчиков Комиссией не устанавливался.

Как следует из представленной в материалы дела № 05-10-06/2015 копии решения единственного участника ООО «СтройМац» от 20.03.2015 обязанности генерального директора Общества возложены на <…….>. До 20.03.2015, в том числе на момент заключения антиконкурентного соглашения, должность генерального директора ООО «СтройМац» занимал <…….>, являющийся учредителем данного Общества (что также подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ ФНС России по состоянию на 18.02.2015).

Результат, имевший место при проведении торгов был невозможен в отсутствие взаимных договоренностей и информированности участников торгов. Как следствие, такая договоренность могла быть достигнута исключительно до проведения торгов, то есть до 18.07.2014. Ответчики, заключив соглашение до 18.07.2014, реализовали его, в том числе, в ходе торгов 18.07.2014. Соглашение между хозяйствующими субъектами-конкурентами, направленное на поддержание цен на торгах завершено путем перечисления заказчиком последних платежей денежных средств в рамках исполнения обязательств по заключенному муниципальному контракту в декабре 2014 года.

Факт наличия между ООО «СтройМац» и ООО «СКС» антиконкурентного соглашения прямо подтверждается единообразным поведением ответчиков в период проведения указанных торгов, выразившееся в последовательном незначительном снижении НМЦ контракта при условии направления одного ценового предложения,  использовании данными хозсубъектами единой инфраструктуры (совпадение IP-адресов), а также тождественность заявок ответчиков свидетельствует о том, они действовали в интересах друг друга.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч.1 ст. 49, ст. 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия Оренбургского УФАС России по делу № 05-10-06/2015 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ООО «СтройМац» и ООО «СКС» нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  1. ООО «СтройМац» и ООО «СКС» выдать предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
  2. Передать материалы дела № 05-10-06/2015 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                                                              <…….>

 

 

Члены Комиссии                     

                      <…….>

       

 

 

Решение  может  быть обжаловано в  течение трех месяцев со  дня  его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание.  За  невыполнение  в установленный  срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей 19.5 Кодекса Российской  Федерации  об административных     правонарушениях     установлена    административная ответственность.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны