Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 05-10-09/2014 о нарушении антимонопольн... от 25 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 Председателя Комиссии – заместителя руководителя Управления - <……>

Членов Комиссии: 

<……>

с участием заявителя: ИП <……> (паспорт гражданина РФ),          

с участием представителя ответчика ОАО «РЖД-Трансфер» -  <……>;

с участием представителя ответчика ИП <……> – <……>;

с участием ответчика ИП <……> (паспорт гражданина РФ);

с участием ответчика ИП <……> (паспорт гражданина РФ);

в отсутствие ответчика: ИП <……> (уведомлен надлежащим образом);

в отсутствие ответчика: ИП <……> (ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие от 02.11.2014);

с участием представителей лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах:

- от Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области: консультанта отдела по развитию транспорта и информационных технологий -  <……>,

- от администрации м/о г. Оренбург – ведущего специалиста управления пассажирского транспорта – <……>,

- в присутствии регионального представителя ОАО «РЖД-Трансфер» по г.Оренбургу и Оренбургской области – <……>,

рассмотрев дело № 05-10-09/2014 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «РЖД-Трансфер» (ИНН 4414804803, ОГРН 1107746241569), расположенным  по адресу: 125167, г. Москва,  Ленинградский проспект, д. 37, корп.6; Индивидуальным предпринимателем <……>;  Индивидуальным предпринимателем Герасимовым Александром Александровичем (<……>; Индивидуальным предпринимателем <……>; Индивидуальным предпринимателем <……>; Индивидуальным предпринимателем <……>, пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившемся в заключении соглашения которое приводит или может привести к созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок,

 

УСТАНОВИЛА:

 

 В Оренбургское УФАС России поступило заявление ИП <……> (вх. № 4352 к  от 14.05.2014), согласно которого региональный представитель ОАО «РЖД-Трансфер», не имея достаточных на то законных оснований, отказывает в заключение договора на оказание услуг при перевозке пассажиров и багажа, а также по договоренности с другими перевозчиками, осуществляет перевозку пассажиров по маршруту Оренбург-Бузулук с нарушением расписания движения автобусов, тем самым нарушает запреты установленные в п.3 ч.4 ст.11 Закона о защите конкуренции.

При рассмотрении данного заявления были сделаны запросы ОАО «РЖД-Трансфер» (г. Москва).

В ходе анализа представленных документов было установлено, что региональный представитель ОАО «РЖД-Трансфер», не имея достаточных на то законных оснований, отказывает в заключении договора на оказание услуг при перевозке пассажиров и багажа, а также по договоренности с другими перевозчиками, осуществляет перевозку пассажиров по маршруту Оренбург-Бузулук с нарушением расписания движения автобусов.

Согласно сведениям, представленным ИП <……>, с 01.02.2013 она заключила трехсторонний договор на оказание услуг при перевозке пассажиров и багажа с ОАО «РЖД-Трансфер» и ООО «РЖД-Трансфер Оренбург» на срок до 31.12.2013. По истечении срока действия вышеуказанного договора, от ОАО «РЖД-Трансфер» в адрес ИП <……> был направлен проект договора №13 от 01.02.2014 на оказание услуг при перевозке пассажиров и багажа.

В свою очередь, ИП <……> 24.02.2014 направила в  адрес автовокзала (ОАО «РЖД-Трансфер») протокол разногласий по некоторым пунктам, предложенный в рамках вышеуказанного договора. Ответа от автовокзала в адрес индивидуального предпринимателя не поступало. Более того, на её время были  поставлены транспортные средства других перевозчиков.

Согласно письменным пояснениям представленным ОАО «РЖД-Трансфер» в ответе  (вх. 6443 от 02.07.2014), указывает следующее: «после разосланных коммерческих предложений транспортным компаниям по направлению Оренбург-Бузулук они изъявили желание обсудить вопросы дальнейшей работы на общем собрании перевозчиков, по данному маршруту, которое состоялось 07.05.2014 в помещении ОАО «РЖД-Трансфер» (г. Оренбург). На общем собрании присутствовала  и ИП <……> (заявитель). В ходе обсуждения все перевозчики по данному направлению пришли к единому мнению по составлению сводного графика отправлений пассажирского автотранспорта по маршруту «Оренбург-Бузулук» кроме ИП <……>, которая отказалось от сводного графика, после чего все графики отправлений были разделены между остальными перевозчиками…».

Согласно выписки из Областного реестра регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов (Решение №1 от 07.02.2014), а именно до данного  общего собрания автовокзала и перевозчиков, время отправления с конечного пути  у ИП <……>, по маршруту Оренбург-Бузулук  было следующее: 12-20, 12-45, 13-00, 16-30,16-40,16-55, 17-10, 17-25, 17-40, 17-50,18-10.

Однако на самом собрании, состоявшимся 07.05.2014 года,  региональный представитель ОАО «РЖД-Трансфер» <……> предложил заявителю только одно время отправления с конечного пути, а именно 13-00, остальное время отправления было предоставлено другим перевозчикам.

В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

В ходе анализа представленных документов в действиях ОАО «РЖД-Трансфер», ИП <……>, ИП <……>, ИП <……>, ИП <……>, ИП <……> были усмотрены признаки нарушения п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения которое приводит или может привести к созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 192 от 13.08.2014 возбуждено дело № 05-10-09/2014. Приказом Оренбургского УФАС России № 296 от 23.12.2014 председателем Комиссии по рассмотрению данного дела назначен заместитель руководителя Управления – <……>.

Определением Председателя Комиссии Оренбургского УФАС России (исх. № 12613 от 13.08.2014г.) рассмотрение дела № 05-10-09/2014 назначено на 16.09.2014. В связи с необходимостью получения дополнительных документов по делу определением от 18.09.2014 (исх. №15255) рассмотрение дела было назначено на 16.10.2014. Определением Комиссии Оренбургского УФАС России (исх.№17880 от 24.10.2014) в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств рассмотрение дела отложено на 12.11.2014. Определением об отложении и  продлении срока рассмотрения дела № 05-10-09/2014 (исх. №19039 от 12.11.2014) на основании ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» срок рассмотрения дела продлен до 13.05.2015 и рассмотрение дела назначено на 23.12.2014.

В ходе рассмотрения дела заявитель поддержала заявленные требования и пояснила, что «ею неоднократно направлялись письма в ОАО «РЖД-Трансфер» с предложением заключить договор на оказание услуг при перевозке пассажиров и багажа, однако до настоящего времени никаких ответов со стороны автовокзала не последовало. Таким образом, ОАО «РЖД-Трансфер» отказывает в заключении договора с ИП <……> В настоящее время ИП <……> осуществляются перевозки в отсутствие договора с автовокзалом (ОАО «РЖД-Трансфер») по 5 рейсам: в 12-30, 13-00, 16-50, 17-30, 18-10. Кроме того, ОАО «РЖД-Трансфер» имеет задолженность перед ИП <……> по обязательствам, установленным в договоре 2013 года. Договор №ПП 12/13-РЖДТ/Оренбург на оказание услуг по организации перевозки пассажиров и багажа от 01.01.2013 действует до 31.12.2013, пунктом 9.4. данного договора предусмотрено, что в случае прекращения действия договора, обязанности по исполнению взаимных расчетов между сторонами остаются в силе до полного погашения задолженности».

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика ОАО «РЖД-Трансфер» нарушение не признал и пояснил следующее: «07.05.2014 региональным представителем ОАО «РЖД-Трансфер» было организовано собрание перевозчиков по маршруту Оренбург-Бузулук для согласования новых графиков движения по данному маршруту для каждого перевозчика. ИП <……> отказалась от предложенного ей времени. В адрес ИП <……> направлялось коммерческое предложение от 25.04.2014 с предложением заключения договора на оказание услуг при перевозке пассажиров и багажа. Ответа от ИП <……> на данное предложение не последовало.

В настоящее время на маршруте Оренбург-Бузулук с отправлением с автовокзала ОАО «РЖД-Трансфер» работают 8 перевозчиков. Транспортные компании, заключившие договоры с автовокзалом осуществляют свою деятельность по утвержденным уполномоченным органом расписаниям. Необоснованное увеличение количества автобусов на маршруте угрожает безопасности пассажирских перевозок».

В ходе рассмотрения дела представитель ИП <……> нарушение не признала и пояснила, что  «с графиком, предложенным на собрании перевозчиков 07.05.2014 я, как представитель ИП <……>, была не согласна, перевозки по маршруту Оренбург-Бузулук ИП <……> и ранее, и в настоящее время осуществляет по установленному в областном реестре регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов графику».

В ходе рассмотрения дела ИП <……> нарушение не признала  и пояснила, что «осуществлением пассажирских перевозок занимается с 2005 года. ИП <……> согласовывает и оформляет время отправления по маршруту Оренбург-Бузулук на время, близкое со временем, установленным для меня. Согласовать иное дополнительное время у меня не получается, причины назвать не могу. Кроме того, ИП <……> осуществляет перевозки незаконно».

В ходе рассмотрения дела ИП <……> нарушение не признала и пояснила, что «собрание перевозчиков 07.05.2014г. с представителем ОАО «РЖД-Трансфер» состоялось для урегулирования деятельности перевозок по маршруту Оренбург-Бузулук. Перевозки осуществляю по установленному областным реестром графику».

В ходе рассмотрения дела представитель администрации м/о г.Оренбург представила письменные пояснения, согласно которым: «При согласовании перевозчикам паспортов, расписаний и схем движения автобусов межмуниципальных маршрутов в части их прохождения по территории города Оренбурга администрация города руководствовалась следующими законодательными актами: Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», Приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 № 200 «Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» (в настоящее время утратил силу), Законом Оренбургской области от 04.03.2011 № 4326/1015-IV-03 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области», Постановлением Правительства Оренбургской области от 23.07.2007 № 250-п «О порядке формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области», Уставом города Оренбурга, решением Оренбургского городского Совета от 25 апреля 2011 № 144 «Об утверждении Положения об управлении пассажирского транспорта администрации города Оренбурга», решением Оренбургского городского Совета от 25.12.2012 № 563 «Об утверждении Положения об Управлении по организации дорожного движения администрации города Оренбурга», Постановлением Оренбургского городского Совета от 17.03.2004 № 36 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на территории города Оренбурга».

В соответствии с п.6 Порядка формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области, утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 23.07.2007 № 250-п, при согласовании паспорта автобусного маршрута, схемы и расписания движения, перевозчики представляют расписание (в случае выполнения нескольких рейсов - расписания) движения автобусов на маршруте по дням недели и временам года по установленному образцу, согласованное с автовокзалами (автостанциями) начального и конечного остановочных пунктов маршрута (расписание движения выполняется на одном листе).

В случае пересечений во времени отправления уже согласованных и представленных на согласование перевозчиками расписаний администрация города Оренбурга наряду с иными замечаниями уведомляла об этом обратившегося перевозчика и предлагала учесть указанное обстоятельство (доработать расписание). При этом, указанное обстоятельство не препятствует в дальнейшем согласованию подобного расписания.

В 2013 году были внесены изменения в расписание для ИП <……>, ИП <……>, ИП <……>».

В ходе рассмотрения дела представитель Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области представили письменные пояснения, согласно которым: «На основании указа Губернатора Оренбургской области от 08.05.2013 № 88-ук «Об утверждении положения о министерстве экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области» деятельность Министерства по открытию, изменению, прекращению межмуниципального маршрута регламентируется приказом Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 30.05.2013 №64 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по заключению договора на обеспечение пассажирских перевозок и выдаче уведомления о внесении в областной реестр регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов».

Приказом Министерства от 28.09.2012 №73 утвержден административный регламент по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за осуществлением перевозок пассажиров и багажа на регулярных межмуниципальных автобусных маршрутах на территории Оренбургской области».

В соответствии со статьей 20 Закона Оренбургской области от 4 марта 2011 года № 4326/1015-IV-03 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области» услуги автовокзалов и автостанций предоставляются перевозчикам на основании публичного договора между автовокзалом (автостанцией) и перевозчиком. Порядок заключения перевозчиками договора с автовокзалами (автостанциями) при осуществлении пассажирских перевозок по межмуниципальным автобусным маршрутам регулируется нормами гражданского законодательства.

При согласовании открытия, изменения регулярного межмуниципального автобусного маршрута время отправления с начального и конечного пунктов маршрута, наличие пересечений во времени отправления уже зарегистрированных и регистрируемых перевозчиков Министерством не учитывается в связи с тем, что ни федеральным, ни региональным законодательством не предусмотрены нормы, устанавливающие запрет на деятельность двух перевозчиков по одному и тому же автобусному маршруту с одним временем отправления.

ИП <……> внесена в областной реестр регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов по маршруту № 966 «Бузулук - Оренбург» с 2005 года. По обращениям ИП <……> решением Министерства от 24.07.2012 № 18 переоформлены разрешительные документы для работы на маршруте на новый срок, решением Министерства от 07.02.2014 № 1 в областной реестр внесено дополнительное расписание движения автобусов по маршруту (запись в областном реестре № 324).

В адрес Министерства поступило два обращения от перевозчиков, работающих на маршруте № 966 «Бузулук - Оренбург», в том числе от ИП <……> по вопросу заключения договоров с ОАО «РЖД-Трансфер».

По данному вопросу в управлении промышленности, энергетики и транспорта Министерства проведены совещания с перевозчиками и представителям ОАО «РЖД-Трансфер». По результатам рассмотрения обращений заявителям направлены письма с ответами. На данный момент ИП <……> осуществляет деятельность по оказанию услуг перевозок без заключения договора с автовокзалом, т.е. по мнению Министерства неправомерно».

Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, заслушав лиц, участвующих в деле, комиссия Оренбургского УФАС России  приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Данные правила устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

Отношения, возникающие в связи с работой автомобильного пассажирского транспорта в Оренбургской области, регулируются законами Российской Федерации, Законом Оренбургской области от 04.03.2011 № 4326/1015-IV-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области», Постановлением Правительства Оренбургской области от 23.07.2007 № 250-П «О порядке формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области» и  иными нормативно-правовыми актами.

Порядок формирования сети регулярных межмуниципальных (пригородных и междугородных) автобусных маршрутов на территории Оренбургской области разработан в целях обеспечения безопасности перевозок, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, создания цивилизованного рынка транспортных услуг и предназначен для упорядочения процедуры открытия маршрутов и регистрации юридических и физических лиц, осуществляющих перевозки пассажиров на регулярных межмуниципальных автобусных маршрутах Оренбургской области, установления единых подходов, процедур взаимодействия, последовательности и сроков выполнения работ, связанных с открытием этих маршрутов и регистрации перевозчиков (пункт 1 Порядка).

Согласно ст. 1 Закона Оренбургской области  от 04.03.2011 № 4326/1015-IV-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области» предметом настоящего Закона являются правовые основы организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области. Цель настоящего Закона - полное удовлетворение потребностей населения в транспортном обслуживании на основе приоритета жизни, здоровья, сохранности имущества граждан и экологической безопасности участников транспортного процесса над экономическими результатами. Основной задачей настоящего Закона является конкретизация правовых, организационных, технологических и экономических взаимоотношений участников транспортного процесса.

Согласно ст. 4 Закона Оренбургской области  от 04.03.2011 № 4326/1015-IV-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области»:

маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;

 перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира, доставить багаж в пункт назначения и выдать багаж управомоченному на его получение лицу;

расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта;

уполномоченный орган - орган исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющий функции по правовому регулированию организации деятельности автомобильного транспорта на территории области, по созданию условий и организации транспортного обслуживания населения по межмуниципальным внутриобластным маршрутам регулярных перевозок, а также подведомственное ему государственное учреждение, исполняющее отдельные функции в части организации транспортного обслуживания населения и наделенное соответствующими полномочиями;

 автовокзал - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки.

 Транспортная деятельность по перевозке пассажиров на территории Оренбургской области осуществляется на основе принципов: равенства прав и обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении транспортной деятельности, осуществление транспортной деятельности по перевозке пассажиров с соблюдением условий развития предпринимательства и конкуренции  (п.4, 5 ст.3  Закона Оренбургской области от 04.03.2011 № 4326/1015-IV-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области»).

Согласно ч. 1 ст. 10 указанного закона для организации безопасного транспортного обслуживания населения уполномоченный орган Правительства Оренбургской области в соответствии со своей компетенцией устанавливает маршруты регулярных перевозок, на которых осуществляются перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах, и маршруты, на которых осуществляются перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте. Основанием для такого установления маршрутов являются документально оформленные результаты обследования пассажиропотока на маршруте, а также документально оформленные результаты оценки пропускной способности маршрутной сети.

В соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 23.07.2007 № 250-П «О порядке формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области» при согласовании паспорта автобусного маршрута, схемы и расписания движения с органами местного самоуправления городских округов, городских поселений и муниципальных районов перевозчики представляют следующие документы:

- копия лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), с видом работ: регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении (для паспортов пригородных маршрутов); регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении (для паспортов междугородных маршрутов);

- список транспортных средств, предлагаемых к использованию для перевозок пассажиров, с приложением копий паспортов транспортных средств, находящихся в собственности, и копии документов, подтверждающих факт пользования транспортными средствами (договоров аренды транспортных средств без экипажа, договоров лизинга, генеральных доверенностей и другое);

- договор с автовокзалом (автостанцией) территории согласования.

В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 14 Закона Оренбургской области от 04.03.2011 № 4326/1015-IV-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области», перевозчик обязан заключать договор с автовокзалом (автостанцией) при перевозках пассажиров по межмуниципальным (междугородным и пригородным) маршрутам.

Согласно ч. 7 ст. 20 данного закона, услуги автовокзалов и автостанций предоставляются перевозчикам на основании публичного договора между автовокзалом (автостанцией) и перевозчиком.

Указанные положения закона никем не оспорены и не признаны незаконными.

Таким образом, порядок перевозки пассажиров, в том числе и обязанности перевозчика, на территории Оренбургской области на маршрутах установлен, и является единым для всех участников дорожного движения.

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение определено как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка (пункт 3 части 4 статьи 11).

В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Для квалификации заключенного хозяйствующими субъектами соглашения в качестве антиконкурентного, необходимо доказать, что заключение соглашения между хозяйствующими субъектами привело или может привести к ограничению конкуренции, установить причинно-следственную связь между заключением соглашения между хозяйствующими субъектами на товарном рынке и наступлением (либо возможности наступления) отрицательных последствий.

К признакам ограничения конкуренции, согласно п. 17 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» относятся сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

ОАО «РЖД-Трансфер», согласно свидетельства о государственной регистрации юридического лица серия <...> зарегистрировано в ЕГРЮЛ 31.03.2010 года.

ИП <……> осуществляет деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом на основании лицензии № АСС-56-007698 от 08.02.2013 года.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, 01.01.2013 между ОАО «РЖД-Трансфер» и ИП <……> был заключен договор №ПП 12/13-РЖДТ/Оренбург на оказание услуг по организации перевозки пассажиров и багажа. Срок действия данного договора установлен пунктом 10.1, а именно до 31.12.2013 года.

В соответствии с п. 9.4 указанного договора, в случае прекращения действия договора обязанности по исполнению взаимных расчетов между сторонами остаются в силе до полного погашения задолженности.

Договор на оказание услуг по организации перевозки пассажиров и багажа между вышеуказанными хозяйствующими субъектами на 2014 год не заключен. Антимонопольный орган не наделен полномочиями по урегулированию вопросов, возникающих у сторон при заключении договоров.

В ходе рассмотрения дела заявитель представила в материалы дела копию квитанции № 25019 от 11.11.2014 с описью документов, направленных в адрес ОАО «РЖД-Трансфер», в том числе о направлении искового заявления о понуждении заключения договора (копия искового заявления представлена в материалы дела ранее), а также пояснила, что не может представить запрошенное Комиссией Оренбургского УФАС России обоснование расчета суммы нанесенного ущерба с 19.09.2014 по 16.10.2014 в результате действий ОАО «РЖД-Трансфер» и перевозчиков, указанных в качестве ответчиков по данному делу.

Кроме того, в ходе заседания Комиссии было установлено, что ИП <……> осуществляла перевозки по маршруту Оренбург-Бузулук в 2014 году, однако заявителем не представлены копии посадочных ведомостей за 2014 год, в связи с их отсутствием, таким образом, в 2014 году ИП <……> осуществляла и осуществляет в настоящее время деятельность по оказанию услуг перевозок пассажиров по маршруту «Оренбург-Бузулук» без заключения договора на оказание услуг при перевозке пассажиров и багажа с автовокзалом и без посадочных ведомостей.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией Оренбургского УФАС России не установлена причинно-следственная связь между действиями ОАО «РЖД-Трансфер», ИП <……>, ИП <……>, ИП <……>, ИП <……>, ИП <……> и негативными последствиями для осуществления деятельности ИП <……> по указанному маршруту.

Заявителем не представлено доказательств необоснованного препятствования действиями вышеназванных хозяйствующих субъектов осуществлению деятельности ИП <……>, в том числе доказательств, что действия последних привели к негативным последствиям для осуществления деятельности заявителя, в частности: ухудшение финансового положения перевозчика, возникновение убытков, прекращение деятельности перевозчика по маршруту Оренбург-Бузулук вследствие непосредственных действий ОАО «РЖД-Трансфер», ИП <……>, ИП <……>, ИП <……>, ИП <……>, ИП <……> и другие последствия.

Кроме того, в ходе заседания Комиссии Оренбургского УФАС России было установлено, и данный факт не отрицался заявителем, что вышеперечисленные перевозчики осуществляют свою деятельность по маршруту Оренбург-Бузулук в соответствии с расписанием, установленным для каждого из них областным реестром регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов (копии посадочных ведомостей имеются в материалах дела).

Проведение собрания 07.05.2014 года региональным представителем ОАО «РЖД-Трансфер» с перевозчиками по маршруту Оренбург-Бузулук не привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке, в частности к ограничению доступа на рынок по осуществлению пассажирских перевозок по маршруту Оренбург-Бузулук, выхода из данного товарного рынка или устранению с него ИП <……>

Таким образом, заслушав пояснения сторон, исследовав представленные материалы, Комиссия приходит к выводу, что действия ОАО «РЖД-Трансфер», ИП <……>, ИП <……>, ИП <……>, ИП <……>, ИП <……> не повлияли на осуществление предпринимательской деятельности ИП <……> на рынке осуществления деятельности автомобильного  (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию по маршруту Оренбург-Бузулук и не содержат признаков недопущения,  ограничения, устранения конкуренции.

С учетом изложенного, признаки нарушения п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» в действиях ОАО «РЖД-Трансфер», ИП <……>, ИП <……>, ИП <……>, ИП <……>, ИП <……> не нашли своего подтверждения.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно ст. 22 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на антимонопольный орган возложены следующие функции: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, иными хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности  за допущенные нарушения.               

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии), Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 48, ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции», Комиссия Оренбургского УФАС России по делу № 05-10-09/2014 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Рассмотрение дела № 05-10-09/2014 прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        <……>

    

Члены Комиссии                                                                                             <……>

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации влечет ответственность в соответствии с Кодексом Российской  Федерации об административных правонарушениях.   

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны