Определение б/н Определение о приостановлении по делу № 06-05-01/2016 от 5 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА №

06-05-01/2016

 

 

30

июня

 

2016

 

            г.Оренбург

 

 

 

 

 

 

 

(место рассмотрения)

Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных  связей Оренбургского УФАС России – <….>, членов Комиссии: <….>;

в присутствии директора ООО ПКФ «Техника» <….> (выписка из ЕГЮЛ по состоянию на 17.06.2016г.);

в присутствии представителя ответчика – Правительства Оренбургской области - <….>, действующей по доверенности № 02/16-405 от 29.06.2016г.;

рассмотрев дело № 06-05-01/2016 по признакам нарушения  Правительством Оренбургской области п.8 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании дискриминационных условий в отношении производителей сельскохозяйственной техники (официально уполномоченных производителями сельскохозяйственной техники юридических лиц), а также в отношении сельхозтоваропроизводителей, приобретающих (приобретших) сельскохозяйственную технику у производителей данной техники (официально уполномоченных производителями сельскохозяйственной техники юридических лиц),

 

УСТАНОВИЛА:

 

05.04.2016г. в Оренбургское УФАС России поступило заявление ООО ПКФ «Техника» на предмет соблюдения антимонопольного законодательства Правительством Оренбургской области.

 В ходе анализа поступивших материалов Оренбургским УФАС России установлено следующее.

28.03.2016г. постановлением Правительства Оренбургской области № 204-п внесены изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 11.03.2013г. № 182-п «Об утверждении порядка предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники» в части изложения абзаца первого подпункта 1 пункта 4 в новой редакции: «на компенсацию части затрат за приобретенные не ранее 1 января 2016 года за полную стоимость новые тракторы с двигателями мощностью от 300 лошадиных сил и выше, зерноуборочные и самоходные кормоуборочные комбайны российского производства, тракторы, произведенные на территории Оренбургской области (далее – сельскохозяйственная техника), у производителя сельскохозяйственной техники или у официально уполномоченного им юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территории Оренбургской области не менее 5 лет с момента регистрации (далее – продавец)».

Таким образом, для получения права на субсидирование части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники сельхозтоваропроизводителям необходимо приобретать указанную технику либо у производителя сельскохозяйственной техники, либо у официально уполномоченного им юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территории Оренбургской области не менее 5 лет с момента регистрации.

Следовательно, из состава указанных юридических лиц исключены организации, являющиеся официальными представителями заводов-изготовителей сельскохозяйственной техники, зарегистрированные (созданные) и осуществляющие свою деятельность на территории Оренбургской области менее 5 лет с момента регистрации, в связи с чем, сельхозтоваропроизводители, приобретшие у данных поставщиков сельскохозяйственную технику, теряют право на субсидирование части затрат приобретенного товара.

Таким образом, к поставщикам сельскохозяйственной техники, продавшим товар с 01.01.2016г. по 28.03.2016г., обратятся сельхозтоваропроизводители – покупатели с требованием о расторжении договоров поставки сельскохозяйственной техники, а впоследствии и последуют отказы в приобретении и обслуживании сельскохозяйственной техники от заказчиков и партнеров.

Вышеуказанное обстоятельство может послужить причиной расторжения заключенных договоров между сельхозтоваропроизводителями и поставщиками сельскохозяйственной техники, в частности, с ООО ПКФ «Техника».

Согласно статье 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон № 264-ФЗ) сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:

1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";

2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации");

3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Как следует из ч.1 ст. 5 Закона № 264-ФЗ государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.

Согласно ст. 6 Закона № 264-ФЗ для реализации государственной аграрной политики могут применяться следующие меры:

1) предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей;

3) осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд;

4) регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

5) информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи;

6) антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

7) участие общественных организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики;

8) проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций;

9) другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации) предусмотрено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Критерии отбора юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, которым предоставляются названные субсидии, Правительством Оренбургской области установлены без должного экономического обоснования и законодательного закрепления, поскольку федеральное законодательство не содержит каких-либо положений об установлении приоритета поддержки сельскохозяйственного производства на территории Оренбургской области в связи с наличием каких-либо объективных обстоятельств с целью достижения равенства всех товаропроизводителей названной сферы производства.

Такое нормативное правовое регулирование нарушает требования антимонопольного законодательства, поскольку ведет к созданию неравных условий в сфере производства сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации между производителями по признаку приобретения сельскохозяйственной техники у поставщиков имеющих определенный опыт работы на рынке Оренбургской области и не имеющий такового, что недопустимо без законодательного обоснования (с экономическим подтверждением) правомерности такой превенции как льготы отдельным товаропроизводителям, к примеру, по объективным причинам находящимся в неравном положении с другими производителями сельскохозяйственной продукции, для выравнивания их положения, преследующего общие цели поддержки и развития сельского хозяйства. Более того, закрепление данного положения в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации приводит к ограничению конкуренции на рынке поставки (продажи) сельскохозяйственной техники и создает неравные условия между данными хозяйствующими субъектами.

На основании абз. 7 ст. 2 Закона Оренбургской области от 14.03.2002 N 455/380-II-ОЗ «О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области» правовой акт - официальный письменный документ, содержащий правовые нормы или индивидуальные предписания, принятый в установленной форме правотворческим органом в пределах его компетенции.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.

Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации (ч.3 ст. 22 Закона № 184-ФЗ).

В соответствии с п.8 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Таким образом, в абз.1 подп.1 п.4 постановления Правительства Оренбургской области от 11.03.2013г. № 182-п (с изменениями и дополнениями) усматриваются признаки нарушения п.8 ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», которые могут повлечь ограничение конкуренции путем создания дискриминационных условий для сельхозтоваропроизводителей, приобретающих сельскохозяйственную технику у официально уполномоченных производителем сельскохозяйственной техники юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Оренбургской области менее 5 лет с момента регистрации, а также для официально уполномоченных производителем сельскохозяйственной техники юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Оренбургской области менее 5 лет с момента регистрации.

Учитывая вышеизложенное, в действиях Правительства Оренбургской области усмотрены признаки нарушения п.8 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

В целях пресечения нарушений антимонопольного законодательства в адрес Правительства Оренбургской области было направлено предупреждение № 06-19-07/2016 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. № 5096 от 04.05.2016г.), которым Правительству Оренбургской области указывалась необходимость в срок до 27.05.2016г. внести изменения в абзац 1 подпункта 1 пункта 4 постановления Правительства Оренбургской области № 182-п от 11.03.2013г. «Об утверждении порядка предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники» (с изменениями от 28.03.2016г. № 204-п) в части установления к сельхозтоваропроизводителям для получения субсидии требований приобретения техники у официально уполномоченного производителем сельскохозяйственной техники юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территории Оренбургской области не менее 5 лет с момента регистрации.

Однако, выданное предупреждение в установленный срок выполнено не было, в связи с чем, Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 117 от 14.06.2016г. возбуждено дело № 06-05-01/2016.

Определением Председателя Комиссии Оренбургского УФАС России (исх.№ 7649 от 14.06.2016г.) рассмотрение дела № 06-05-01/2016 назначено на 30 июня 2016г. на 14 ч. 00 мин.  

В ходе заседания Комиссии представитель заявителя ООО ПКФ «Техника» пояснил следующее:

ООО ПКФ «Техника» с момента своего создания (03.09.2014г.) осуществляет деятельность, заключающуюся в поставке сельскохозяйственной техники на территории Оренбургской области. В связи с внесением изменений в постановление Правительства Оренбургской области № 182-п от 11.03.2013г. Общество оказалось в затруднительном состоянии, в связи с тем, что заказчики расторгают договоры поставки, так как затраты на приобретение техники у Общества путем предоставления субсидии не возмещаются.

На основании изложенного, заявитель просит признать данный акт незаконным.

Представитель Правительства Оренбургской области нарушение не признала, пояснила, что внесенные в акт Правительства Оренбургской области изменения не нарушают антимонопольное законодательство.

В ходе заседания Комиссии представитель Правительства Оренбургской области заявила ходатайство о приостановлении дела, обосновав тем, что в данный момент Правительством обжалуется предупреждение антимонопольного органа № 06-19-07/2016 (дело № А47-5931/2016) и исход дела будет влиять на рассмотрение данного дела. Представитель заявителя возражал против удовлетворения ходатайства.

Исследовав представленные материалы, заслушав представителей сторон, участвующих в деле, рассмотрев заявленное ходатайство, в целях полного, всестороннего, объективного рассмотрения дела, соблюдения прав и законных интересов  лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренных ст. 43 ФЗ «О защите конкуренции», на основании п.1 ч.3 ст.47 Федерального закона «О защите конкуренции»,  Комиссия Оренбургского УФАС России

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Ходатайство Правительства Оренбургской области удовлетворить.

2. Рассмотрение дела № 06-05-01/2016 приостановить до рассмотрения Арбитражным судом Оренбургской области дела № А47-5931/2016 по заявлению Правительства Оренбургской области об обжаловании предупреждения № 06-19-07/2016.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 <….>

 

Члены Комиссии                                                                                                <….>

 

                                                                                                        <….>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны