Решение б/н Решение по делу № 06-05-04/2017 от 5 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – заместителя руководителя управления, <…..>, членов Комиссии: <…..>,<…..>,<…..>,<…..>,<…..><…..>

в отсутствие представителя Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (уведомлено надлежащим образом),

в отсутствие заявителя (уведомлен надлежащим образом),

рассмотрев дело № 06-05-04/2017 по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (460000, Оренбург, улица 9 Января, 64) ч.1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выразившимся в незаконном отказе ИП ГКФХ <…..> в предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники (письма № 01-04-12/680 от 12.04.2017г., № 01-04-12/681 от 12.04.2017г.), неисполнении предупреждения 06-19-33/2017,

УСТАНОВИЛА:

В связи с наличием в действиях Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области признаков нарушения  антимонопольного  законодательства,  предусмотренных ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О  защите  конкуренции», выразившихся в незаконном отказе ИП ГКФХ <…..>в предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники (письма № 01-04-12/680 от 12.04.2017г., № 01-04-12/681 от 12.04.2017г.) Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области на основании статьи  39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  выдало предупреждение о необходимости прекращения указанных действий, для чего в срок до 15 августа 2017г. необходимо отозвать письма № 01-04-12/680 от 12.04.2017г., № 01-04-12/681 от 12.04.2017г. об отказе в предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, направленных в адрес ИП ГКФХ <…..>повторно рассмотреть обращения ИП ГКФХ <…..> поданные 13.02.2017г. и зарегистрированные за вх. № 69/20с от 13.02.2017г. и № 70/20с от 13.02.2017г., с приложенными пакетами документов в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 11.03.2016г. № 182-п  «Об утверждении порядка предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники» (с изменениями и дополнениями)  с учетом требований антимонопольного законодательства.

В установленный срок предупреждение исполнено не было, заявлений о продлении предупреждения не поступало.

На основании п. 8 ст. 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Учитывая изложенное, издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 25 августа 2017 г. № 72 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области ч.1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции». Определением (исх. № 11051 от 25.08.2017г.) рассмотрение дела назначено на 22.09.2017г. на 12ч.00мин. Определением (исх. № 12293 от 26.09.2017г.) рассмотрение дела отложено, назначено на 13.10.2017г. Определением (исх. № 12931 от 13.10.2017г.) рассмотрение дела отложено, назначено на 27.10.2017г. на 15ч.30мин. 27 октября 2017г. Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела (исх. № 13451 от 30.10.2017г.), определением (исх. № 13452 от 30.10.2017г.) рассмотрение дела отложено, назначено на 27.11.2017г. на 11ч.00мин.

Заявителем представлены письменные пояснения, согласно которым до настоящего времени субсидии не выплачены.

Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела № 06-05-04/2017 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующему.

В министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области обратился ИП глава КФХ <…..> для предоставления субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, представив необходимые пакеты документов (вх.№ 37/20 от 27.01.2017г., № 38/20 от 27.01.2017г.).

Уведомлениями № 01-04-12/50 от 03.02.2017г., № 01-04-12/51 от 03.02.2017г. ИП главе КФХ <…..> было отказано в предоставлении субсидии по следующим основаниям: представленная копия документа подтверждающего официальные полномочия продавца на реализацию техники, не заверена продавцом, техника приобретена у официально уполномоченного юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территории Оренбургской области менее 5 лет с момента регистрации, что противоречит пунктам 4 и 7 приложения к постановлению Правительства Оренбургской области от 11.03.2013г. № 182-п и является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

При этом, подпункт 1 пункта 4 Порядка предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, утвержденный Постановлением Правительства Оренбургской области № 182-п от 11.03.2013г. признан несоответствующим п.8 ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции» (предупреждение Оренбургского УФАС России 06-19-07/2016, решение Арбитражного суда по делу № А47-5931/2016, решение Оренбургского УФАС России по делу № 06-05-01/2016). Следовательно, такое основание для отклонения как приобретение техники у официально уполномоченного юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территории Оренбургской области менее 5 лет с момента регистрации является необоснованным и нарушает действующее законодательство. При анализе пакета документов (вх.№ 37/20 от 27.01.2017г., № 38/20 от 27.01.2017г.) установлено, что копии договоров, подтверждающие официальные полномочия продавца с/х техники, заверены продавцом с/х техники - ООО «ПКФ «Техника», что соответствует формулировке подп.9 п.6 Порядка, утвержденного постановлением  № 182-п от 11.03.2013г.

Таким образом, отказы в предоставлении субсидий (№ 01-04-12/50 от 03.02.2017г., № 01-04-12/51 от 03.02.2017г.) не соответствуют требованиям действующего законодательства.

14.02.2017г. пакеты документов по заявлениям вх. № 37/20 от 27.01.2017г., № 38/20 от 27.01.2017г. были возвращены лично в руки по письменному заявлению ИП главы КФХ <…..> с отметкой об ознакомлении и согласии с причинами отказа.

13.02.2017г. ИП главой КФХ <…..> повторно были поданы пакеты документов на предоставление субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, которые были зарегистрированы за вх. № 69/20 от 13.02.2017г. и № 70/20 от 13.02.2017г. соответственно. Однако, <…..> получены уведомления об отказе (01-04-12/64 от 13.04.2017г., 01-04-12/16 от 13.04.2017г.), т.к. лимиты бюджетных средств на 2017г. отсутствуют.

Данное основание для отказа предусмотрено только постановлением Правительства Оренбургской области № 93-п от 09.02.2017г. «О предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства», которое вступило в действие 16.02.2017г.

Согласно ч.1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

На момент подачи заявлений с приложенными пакетами документов ИП главой КФХ <…..> действовал Порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области от 11.03.2013г. № 182-п.

Таким образом, правоотношения между ИП главой КФХ <…..> и министерством по предоставлению субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники сложились на момент подачи заявления – 13.02.2017г.

Между тем, заявления <…..> были рассмотрены в соответствии с постановлением от 09.02.2017г. № 93-п, недействовавшим на момент подачи заявлений.

Согласно принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, в том числе и предпринимателей, который вытекает из Конституции Российской Федерации и имеет общеправовое значение, федеральный законодатель, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, обязан, как того требуют статьи 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.

Во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом, о равной защите государственной и частной форм собственности и о критериях справедливости и соразмерности при установлении условий реализации того или иного права и его возможных ограничений (статья 8, часть 2; статья 17, часть 3; статья 19, часть 1) это означает, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если они отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права; участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (данная позиция указана в постановлении Конституционного Суда РФ от 20.07.2011г. № 20-П).

Исходя из вышеизложенного, министерство при принятии решения по предоставлению субсидии должно было руководствоваться Порядком предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, утвержденным постановлением Правительства Оренбургской области от 11.03.2013г. № 182-п, действующим на момент подачи заявления.

После подачи заявлений сельскохозяйственными товаропроизводителями в министерство на выплату субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, между министерством и сельхозтоваропроизводителями возникли правоотношения с соответствующими правами и обязанностями. В случае подачи заявления сельхозтоваропроизводителем с пакетом документов, соответствующим перечню документов, установленному Порядку предоставления субсидий, у министерства возникла обязанность по выплате субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники в момент подачи сельхозтоваропроизводителем заявления.

Министерством вышеуказанным сельхозтоваропроизводителям были даны незаконные отказы в выплате субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, что было установлено Оренбургским УФАС России.

Следовательно, в случае признания отказа в выплате субсидии незаконным, у министерства не прекратилась обязанность по отзыву незаконного отказа в выплате субсидии и по выплате субсидии сельхозтоваропроизводителю на момент подачи им соответствующего заявления о выплате субсидии. То есть, правоотношения, сложившиеся между сторонами, прекращены не были, соответственно, рассматривать заявления по новому Порядку предоставления субсидии (утв. постановлением Правительства Оренбургской области № 93-п от 09.02.2017г.) и запрашивать новый пакет документов (собирать информацию на новый период – 2017 год) министерство не имело права, так как это нарушает права и законные интересы сельхозтоваропроизводителей.

Согласно Аналитическому отчету состояния конкурентной среды на рынке производства сельскохозяйственной продукции растениеводства и животноводства на территории Оренбургской области за 2016 год, на данном рынке осуществляли свою деятельность 2 658 сельхозтоваропроизводителей, из них: 1 998 зарегистрированных в форме индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств.

Выделяются основные факторы, снижающие конкуренцию на агропродовольственном рынке: большое количество производителей сельскохозяйственной продукции (позиция каждого в отдельности на рынке слаба); большие постоянные издержки сельских товаропроизводителей, которые не изменяются в зависимости от объема производимой продукции, что часто приводит к ухудшению их финансово-экономического положения в случае снижения производства; продолжительность и непрерывность биологического процесса производства, вследствие чего сельскохозяйственному товаропроизводителю сложно быстро приспособить предложение к спросу на рынке, так как время от посева до уборки урожая исчисляется многими месяцами и даже годами; сезонное поступление значительной части сельскохозяйственной продукции, приводящее к временному избытку продукции, не позволяющее им обеспечить сбыт продукции на более выгодных условиях.

Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется в форме субсидирования, льготного кредитования, налогового и инвестиционного стимулирования.

Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим возделывание яровых и (или) озимых зерновых культур, а также производство продукции животноводства (молока, мяса крупного рогатого скота, свиней, овец и лошадей, шерсти) в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на эти цели министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области по разделу «Национальная экономика», подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство».

Отбор юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, которым предоставляются субсидии, должен быть экономически обоснованным и законодательно закрепленным.

Рынок производства растениеводства и животноводства Оренбургской области обладает слабой степенью концентрации и в целом характеризуется развитой конкуренцией.

В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно ст. 22 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на антимонопольный орган возложены следующие функции: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, иными хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности  за допущенные нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области нарушившим ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции». 
  2. Выдать министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, для чего:

- отозвать письма № 01-04-12/680 от 12.04.2017г., № 01-04-12/681 от 12.04.2017г. об отказе в предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, направленных в адрес ИП ГКФХ <…..> , повторно рассмотреть обращения ИП ГКФХ <…..>, поданные 13.02.2017г. и зарегистрированные за вх. № 69/20с от 13.02.2017г. и № 70/20с от 13.02.2017г., с приложенными пакетами документов в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 11.03.2013г. № 182-п  «Об утверждении порядка предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники» (с изменениями и дополнениями) с учетом требований антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела № 06-05-04/2017 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. 

 

Председатель Комиссии                                                                                   <…..>

 

Члены Комиссии                                                                                              <…..>

<…..>

<…..>

<…..>

<…..>

 

Примечание:  настоящее  решение может быть обжаловано в установленном законом  порядке.

Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны