Решение б/н Решение по делу № 06-05-07/2016 от 28 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы  по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – заместителя руководителя Управления <…>; членов Комиссии – <…>,<…>,<…>,<…>,<…>,,

в присутствии директора ООО «УК «ЖФ ВЕСНА» - <…>.;

в присутствии представителя администрации МО Весенний сельсовет – <…>  (доверенность от 11.16.2016г.);

по признакам нарушения Администрацией МО Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (администрацией МО Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (460555, п. Весенний, ул. Центральная, д.2) ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006  г. «О защите конкуренции», выразившегося в непроведении конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными по следующим адресам: п. Весенний, Весенний квартал, д.2, д.2/2, неисполнение предупреждения Оренбургского УФАС России № 06-19-37/2016 в установленный срок,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В связи с наличием в действиях администрации Весенний сельсовет Оренбургского района признаков нарушения антимонопольного законодательства,  предусмотренных ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О  защите  конкуренции», выразившегося в непроведении конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: п. Весенний, Весенний квартал д.2/2; п. Весенний, Весенний квартал д.2 в нарушение требований ч.13 ст.161 ЖК РФ, Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области на основании статьи  39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения ограничивающих конкуренцию действий, для чего в срок до 31 октября 2016 г. провести конкурс по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: п. Весенний, Весенний квартал д.2/2; п. Весенний, Весенний квартал д.2.

В связи с неисполнением предупреждения, на основании п. 8 ст. 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции», издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 15 ноября 2016 г. № 175 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения администрацией МО Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции». Определением (исх. № 16683 от 18.11.2016г.) рассмотрение дела назначено на 19.12.2016г. на 12ч.00мин.

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика – администрации МО Весенний сельсовет нарушение не признала, пояснила следующее. 

Администрацией МО Весенний сельсовет не исполнено предупреждение, т.к. собственники помещений отобрали управляющую компанию. Собрание собственников помещений проводилось в очно-заочной форме, началось в августе 2016г. 31.10.2016г. подписаны договоры о непосредственном способе управления многоквартирными домами.

Представитель ООО «УК «ЖФ «ВЕСНА» пояснил следующее.

ООО «УК «ЖФ «ВЕСНА» управляла вышеуказанными многоквартирными домами до момента  выбора собственниками способа управления – непосредственного способа управления многоквартирным домом на основании договора с застройщиками.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующему.

Администрацией МО Оренбургский район выданы разрешения на ввод объектов  в эксплуатацию:

- № 56-21-04-038-2016 от 31.05.2016г. (многоквартирный дом по адресу: п. Весенний, Весенний квартал д.2/2);

- № 56-21-04-039-2016 от 31.05.2016г. (многоквартирный дом по адресу: п. Весенний, Весенний квартал д.2).

Данные многоквартирные дома расположены на территории МО Весенний сельсовет.

По результатам проверки установлено, что конкурсы по отбору управляющих компаний администрацией МО Весенний сельсовет Оренбургского района не проводились. На официальном сайте сети «Интернет» www.torgi.gov.ru извещений о проведении конкурса по отбору управляющих компаний для управления многоквартирными домами размещено не было.

Между тем, в соответствии с п. 13. ст. 161 ЖК РФ  в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее Правила) конкурс проводится определенных случаях, в т.ч. если: в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

В соответствии со ст. 39 Правил в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.

 Следовательно, орган местного самоуправления обязан начать совершать действия по организации и проведению конкурса по отбору управляющих компаний, однако данных действий администрацией МО Весенний сельсовет Оренбургского района совершено не было.

Учитывая изложенное, в связи с наличием в действиях администрации МО Весенний сельсовет признаков нарушения  антимонопольного  законодательства,  предусмотренных  ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О  защите  конкуренции выразившихся в непроведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории МО администрации МО Весенний сельсовет, Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области на основании статьи  39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало предупреждение № 06-19-37/2016 о необходимости прекращения указанных действий, для чего в срок до 31.10.2016 г. необходимо провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: п. Весенний, Весенний квартал, д.2, д.2/2 в соответствии с требованиями действующего законодательства.

О выполнении указанного предупреждения необходимо было сообщить  в  Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

26.10.2016г. в адрес антимонопольного органа поступило обращение администрации МО Весенний сельсовет Оренбургского района о том, что 31.05.2016г. между застройщиком и ООО «УК «ЖФ ВЕСНА» заключен договор на управление и содержание многоквартирного дома, расположенного по адресу: п. Весенний, Весенний квартал, д.2/2. Информация о способе управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: п. Весенний, Весенний квартал, д.2 не представлена.

Между тем, согласно ч.14 ст.161 ЖК РФ возможно до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

Таким образом, ЖК РФ не предусматривает исключительную возможность осуществлять управление многоквартирным домом управляющей организацией, заключившей договор с застройщиком.

На основании изложенного, Оренбургское УФАС России пришло к выводу о том, что администрация МО Весенний сельсовет не выполнила предупреждение Оренбургского УФАС России № 06-19-37/2016 в предоставленный ей предельный срок до 31.10.2016 г. для принятия мер по устранению признаков нарушения ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», а именно не провела открытые конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенными по следующим адресам: п. Весенний, Весенний квартал, д.2, д.2/2.

Между тем, установлено, что 15.08.2016г. составлены и развешены уведомления о проведении 30.08.2016г. в 12ч.00мин. внеочередных общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: п. Весенний, Весенний квартал, д.2, д.2/2.

31.10.2016г. составлены соответствующие  протоколы за № 1 внеочередных общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: п. Весенний, Весенний квартал, д.2, д.2/2, согласно которым собственниками выбран непосредственный способ управления многоквартирными домами, что также подтверждается решениями собственников многоквартирных домов, приложенных к протоколу.

В части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

При этом, в пункте 39 Правил N 75 предусмотрено, что в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.

В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

С учетом положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 75 основной целью проведения конкурса по выбору управляющей организации является соблюдение прав собственников жилых помещений на благоприятные и безопасные условия проживания граждан.

Кроме того, согласно аналитическому отчету состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в МО Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской от 12.12.2016г. рынок по управлению многоквартирными домами относится к рынкам с неразвитой конкуренцией. На территории МО Весенний сельсовет расположено 5 многоквартирных домов, 4 из которых непосредственно управляется собственниками помещений.

Таким образом, у Администрации МО Весенний сельсовет на момент возбуждения дела отсутствовала обязанность по проведению конкурса, так как способ управления домом уже был выбран собственниками помещений самостоятельно, и проведение конкурса в такой ситуации могло привести к нарушению прав собственников, которые своим решением, выбрали непосредственный способ управления многоквартирными домами, что подтверждается и соответствующей судебной практикой (постановление Верховного суда от 27 октября 2016 г. N 307-АД16-8315 по делу А56-36694/2015, постановление Верховного суда от 31 октября 2016 г. N 310-КГ16-14171 по делу А08-4528/2015 и др.).

На основании изложенного, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что в настоящее время признаки нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившиеся в бездействии администрации МО Весенний сельсовет по непроведению конкурса по отбору управляющих организаций для управления вновь возведенными многоквартирными домами устранены.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно ст. 22 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на антимонопольный орган возложены следующие функции: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, иными хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности  за допущенные нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 21, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела 06-05-07/2016 в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                                              <…>

 

Члены Комиссии                                                                                              <…>

<…>

<…>

<…>

<…>

 

 

 

 

Примечание:  настоящее  решение может быть обжаловано в установленном законом  порядке.

Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч.2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны