Решение б/н Решение по делу № 06-05-10/2015 от 23 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской   области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – <…..>, членов Комиссии: <…..>,

в присутствии представителей администрации МО г.Абдулино – <….> (доверенность № 01/14-523 от 02.06.2015г.), <…..> (доверенность № 01/14-174 от 10.02.2015г.);

рассмотрев дело № 06-05-10/2015 по признакам нарушения администрацией муниципального образования город Абдулино Оренбургской области ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пп. «б» п. 4 ст. 15 Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в установлении на товарном рынке правил торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами (постановление администрации м/о г.Абдулино № 290-п от 17.09.2013г. «Об ограничении продажи алкогольной продукции на территории г.Абдулино»),

 

УСТАНОВИЛА:

        По итогам проведенной Оренбургским УФАС России плановой выездной проверки актов и действий администрации муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбургской области на предмет соблюдения антимонопольного законодательства установлено следующее.

        Постановлением администрации м/о город Абдулино Оренбургской области № 290-п от 17.09.2013г. «Об ограничении продажи алкогольной продукции на территории г.Абдулино» утверждена Методика (способ) расчета расстояния прилегающей территории, примыкающей к границам обособленной территории, либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены детские, образовательные, медицинские учреждения, объекты спорта, оптовые и розничные рынки, вокзалы, места массового скопления граждан и нахождения объектов повышенной опасности и жизнеобеспечения, согласно приложению № 2 (п.2).

В соответствии с постановлением № 290-п от 17.09.2013г. (в редакции постановления № 1-п от 09.01.2014г.) расчет расстояния до границ прилегающей территории к зданию (строению, сооружению), в котором расположены детские, образовательные, медицинские организации и объекты спорта, оптовые и розничные рынки, вокзалы, места массового скопления граждан и нахождения объектов повышенной опасности и жизнеобеспечения производится по следующей формуле: Р мин. – Р о.т. = Р п.т., где:

Р мин. – минимальное значение расстояния от входа для посетителей в организацию до границы прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции по кратчайшему маршруту движения пешехода;

Р о.т. – значение расстояния от входа в обособленную территорию по кратчайшему маршруту движения пешехода до входа для посетителей в организацию;

Р п.т. – значение расстояния от входа в обособленную территорию до границы прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, по кратчайшему маршруту движения пешехода.

Если обособленная территория отсутствует, то Р п.т. = Р мин.

Однако, Правилами (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012г. № 1425) установлен иной порядок определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

В пункте 4 Правил устанавливается, что территория, прилегающая к организациям и объектам, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты,  которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее – дополнительная территория).

        Дополнительная территория определяется:

- при наличии обособленной территории – от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект;

- при отсутствии обособленной территории – от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, до входа для посетителей в стационарный торговый объект (п.5 Правил).

Способ расчета (утв. Постановлением администрации м/о город Абдулино Оренбургской области № 209-п от 17.09.2013г. в редакции постановления № 1-п от 09.01.2014г.) устанавливает, что если обособленная территория отсутствует, то значение расстояния от входа в обособленную территорию до границы прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, по кратчайшему маршруту движения пешехода равно минимальному значению расстояния от входа для посетителей в организацию до границы прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, по кратчайшему маршруту движения пешехода.

Таким образом, схема расчета расстояния, установленная Способом расчета м/о г.Абдулино, противоречит положениям Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012г. № 1425).

При определении расчета расстояния от зданий (строений, сооружений), на территории которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, до стационарного торгового объекта необходимо применять формулировку «от входа до входа», как указано в Правилах.

В связи с вышеизложенным, в постановлении администрации м/о г.Абдулино № 290-п от 17.09.2013г. (в редакции постановления № 1-п от 09.01.2014г.) «Об ограничении продажи алкогольной продукции на территории г.Абдулино»,  усмотрены  признаки нарушения пп. б п.4 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 15 Федерального закона  «О защите конкуренции»,  выразившиеся в установлении на товарном рынке правил торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами, что приводит к ограничению конкуренции.

        Приказом Оренбургского УФАС России № 97 от 27.05.2015г. возбуждено дело в отношении администрации м/о г.Абдулино Оренбургской области по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», пп. «б» п.4 ст. 15 Федерального закона № 381-ФЗ от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Определением от 27.05.2015г. (исх. №7207) дело №06-05-10/2015 назначено к рассмотрению на 04 июня 2015г. на 11 ч. 30 мин.

Представители администрации МО г.Абдулино нарушения признали и пояснили следующее.

Разработчики данного нормативного правового акта исходили из того, что постановлением определяются границы прилегающих территорий, ошибочно полагая, что под понятием граница подразумевается определение границ земельных участков, которые непосредственно прилегают к зданиям, сооружениям. При этом, данный нормативный правовой акт проходил экспертизу в Абдулинской межрайонной прокуратуре, Министерстве экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области. Были внесены изменения в постановление № 290-п, которые были согласованы с данными органами. Замечаний по постановлению не поступало. Согласны с тем, что формулировку в постановлении необходимо изменить, так как текст не соответствует постановлению Правительства РФ.

Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующему.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены в Федеральном законе от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ)

Статьями 1 и 3 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, а законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляется в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (п.1 ст. 1 Закона № 171-ФЗ).

В п. 2 ст. 1 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также сидра, пуаре (грушевого сидра), медовухи (медового напитка), и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы), и на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.

В силу п.1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 2 ст. 16 Закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях;

в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания;

на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;

на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях;

на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях;

в нестационарных торговых объектах;

несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах, указанных в абзацах пятом и седьмом настоящего пункта, не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной торговли.

        В соответствии с п.5 ст. 16 Закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли. Абзац 2 п.5 устанавливает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

        В компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении ограничения продажи алкогольной продукции входит только установление дополнительного ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, отличного от ограничения, уже установленного федеральным законодательством.

        Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1425 «Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее – Правила № 1425).

        Согласно п. 1 Правил № 1425 определение границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, относится к компетенции органов местного самоуправления.

        Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).

        Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 30.11.2000 № 15-П наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем – федеральным или законодателем субъекта Российской Федерации и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71-73).

        В соответствии со ст. 34 Закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1).

        Согласно п.1 ст. 20 Устава м/о г.Абдулино структуру органов местного самоуправления составляют:

- представительный орган м/о – городской Совет депутатов;

- глава м/о – Глава г.Абдулино;

- исполнительно-распорядительный орган м/о – администрация г.Абдулино;

- контрольно-счетный орган м/о – контрольно-счетная палата.

        Администрация м/о г.Абдулино Оренбургской области является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г.Абдулино, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления г.Абдулино федеральными законами и законами Оренбургской области (ст. 30 Устава).

        Полномочия администрации муниципального образования закреплены в п.1 ст. 31 Устава. При этом, исходя из указанных положений Устава, введение дополнительных ограничений на продажу алкогольной продукции на территории м/о, не включено в компетенцию администрации м/о г.Абдулино.

        В соответствии с п.1 ст. 7 Закона № 171-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции.

        Статьей 16 Закона № 171-ФЗ установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе о недопущении розничной продажи алкогольной продукции в некоторых организациях и объектах, а также на прилегающих к ним территориях.

        Пунктом 2 Правил установлено, что розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта; к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, к объектам военного назначения.

        Постановлением администрации м/о город Абдулино Оренбургской области № 290-п от 17.09.2013г. «Об ограничении продажи алкогольной продукции на территории г.Абдулино» утверждена Методика (способ) расчета расстояния прилегающей территории, примыкающей к границам обособленной территории, либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены детские, образовательные, медицинские учреждения, объекты спорта, оптовые и розничные рынки, вокзалы, места массового скопления граждан и нахождения объектов повышенной опасности и жизнеобеспечения, согласно приложению № 2 (п.2).

        Постановлением администрации м/о город Абдулино Оренбургской области № 1-п от 09.01.2014г. внесены изменения в постановление от 17.09.2013г. № 290-п.

Пункт 2 постановления изложен в следующей редакции: «Утвердить способ расчета расстояния до границ территории, прилегающей к зданию (строению, сооружению), в котором расположены детские, образовательные, медицинские учреждения, объекты спорта, оптовые и розничные рынки, вокзалы, места массового скопления граждан и нахождения объектов повышенной опасности и жизнеобеспечения, согласно приложению № 2, изменены приложения №№1-32 к постановлению (п.1.1-1.2).

        В соответствии с постановлением № 290-п от 17.09.2013г. (в редакции постановления № 1-п от 09.01.2014г.) расчет расстояния до границ прилегающей территории к зданию (строению, сооружению), в котором расположены детские, образовательные, медицинские организации и объекты спорта, оптовые и розничные рынки, вокзалы, места массового скопления граждан и нахождения объектов повышенной опасности и жизнеобеспечения производится по следующей формуле: Р мин. – Р о.т. = Р п.т., где:

Р мин. – минимальное значение расстояния от входа для посетителей в организацию до границы прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции по кратчайшему маршруту движения пешехода;

Р о.т. – значение расстояния от входа в обособленную территорию по кратчайшему маршруту движения пешехода до входа для посетителей в организацию;

Р п.т. – значение расстояния от входа в обособленную территорию до границы прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, по кратчайшему маршруту движения пешехода.

        Если обособленная территория отсутствует, то Р п.т. = Р мин.

        Приложением № 1 к постановлению № 1-п от 09.01.2014г. утвержден перечень детских, образовательных, медицинских учреждений, объектов спорта, розничных рынков, вокзалов, мест массового скопления граждан, нахождения объектов повышенной опасности и жизнеобеспечения, на территории которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

        Постановление № 290-п от 17.09.2013г. (в редакции постановления № 1-п от 09.01.2014г.) принято администрацией м/о г.Абдулино в пределах предоставленных ей Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012г. № 1425 и Уставом м/о полномочий. Данное постановление № 290-п от 17.09.2013г. устанавливает правовые нормы (правила поведения) для неопределенного круга лиц в части регулирования вопроса, связанного с розничной продажей алкогольной продукции и действие данного акта рассчитано на его неоднократное применение, то есть действует в течение определенного периода времени и независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.

        Статьей 16 Закона № 171-ФЗ установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе о недопущении розничной продажи алкогольной продукции в некоторых организациях и объектах, а также на прилегающих к ним территориях.

        Во исполнение ст. 16 Закона № 171-ФЗ постановлением Правительства РФ от 27.12.2012г. утверждены Правила № 1425.

        Пунктом 2 Правил № 1425 установлено, что розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта; к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, к объектам военного назначения.

        В пункте 4 Правил № 1425 устанавливается, что территория, прилегающая к организациям и объектам, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты,  которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее – дополнительная территория).

        Дополнительная территория определяется:

- при наличии обособленной территории – от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект;

- при отсутствии обособленной территории – от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, до входа для посетителей в стационарный торговый объект (п.5 Правил).

        Согласно пп.б п.3 Правил № 1425 обособленной территорией является территория, границы которой обозначены ограждением (объектами искусственного происхождения), прилегающая к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

        Также, п.4 ст. 16 Закона № 171-ФЗ установлено, что к прилегающим территориям относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

        Способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в п.2 Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления (п.7 Правил № 1425).

        Границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в п.2 Правил (п.8 Правил № 1425).

        Способ расчета (утвержденный постановлением администрации м/о г.Абдулино Оренбургской области № 209-п от 17.09.2013г., в редакции постановления № 1-п от 09.01.2014г.) устанавливает, что если обособленная территория отсутствует, то значение расстояния от входа в обособленную территорию до границы прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, по кратчайшему маршруту движения пешехода равно минимальному значению расстояния от входа для посетителей в организацию до границы прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, по кратчайшему маршруту движения пешехода.

        Таким образом, схема расчета расстояния, установленная Способом расчета м/о г.Абдулино, противоречит положениям Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012г. № 1425).

Использование в качестве точки отсчета границу прилегающей территории изменяет зону распространения запрета на продажу алкогольной продукции, по сравнению с тем, когда Правила в любом случае устанавливают дополнительную территорию - от входа для посетителей на обособленную территорию (либо в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, на территории которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, до входа для посетителей в стационарный торговый объект.

Таким образом, при определении расчета расстояния от зданий (строений, сооружений), на территории которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, до стационарного торгового объекта необходимо применять формулировку «от входа до входа», как указано в Правилах.

        В связи с принятием администрацией м/о г.Абдулино постановления № 290-п от 17.09.2013г. (в ред.постановления № 1-п от 09.01.2014г.) и утверждения схем границ прилегающей территории, реализация алкогольной продукции в торговых объектах, расположенных по периметру организаций и объектов, на которых не допускается продажа алкогольной продукции, запрещена.

        Ограничение розничной продажи алкогольной продукции и ее регулирование государством направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области, что предусматривает особый порядок розничной продажи алкогольной продукции. Вместе с тем, органы местного самоуправления, реализуя представленные им полномочия в данной сфере, не вправе выходить за рамки, установленные федеральным законодательством, необоснованно расширяя или сужая сферу действия ограничений.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Использование при определении способов расчета расстояний обособленной территории от входа в торговые объекты до границы земельного участка по всему периметру, закрепленного за организацией и (или) объектом, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, увеличивает зону распространения запрета на продажу алкогольной продукции по сравнению с расстоянием, рассчитываемым в порядке, установленном пунктами 4,5 Правил № 1425.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что постановление № 290-п от 17.09.2013го. (в ред.постановления № 1-п от 09.01.2014г.) не соответствует ст. 16 Закона № 171-ФЗ и Правилам № 1425.

Кроме того, способ расчета, утв. постановлением № 290-п от 17.09.2013г. в ред. постановления № 1-п от 09.01.2014г. допускает его неоднозначное толкование и, следовательно, может привести к произвольному его применению.

Общеправовой критерий формальной определенности, ясности, недвусмысленности правовой формы (формальной определенности закона), обусловленный природой нормативного регулирования в правовых системах, основанных на верховенстве права, непосредственно вытекает из закрепленных Конституцией Российской Федерации принципа юридического равенства (ст. 19) и принципа верховенства Конституции Российской Федерации и основанных на ней федеральных законов (ст. 4,15). Неопределенность содержания правовых норм влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение, создает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит – к нарушению указанных конституционных принципов, реализация которых не может быть обеспечена без единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления КС РФ от 25.04.1995 № 3-П, от 15.07.1999 № 11-П и от 11.11.2003 № 16-П).

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что реализация постановления администрации м/о г.Абдулино № 290-п от 17.09.2013г. в ред. постановления № 1-п от 09.01.2014г. может повлечь нарушение прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Тем самым, создаются административные барьеры, что влечет ограничение конкуренции.

        Статьей 8 Конституции Российской Федерации на территории Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

        Согласно пп. «б» п.4 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 15 Федерального закона  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением  предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В связи с изложенным, в постановлении администрации м/о г.Абдулино № 290-п от 17.09.2013г. в ред.постановления № 1-п от 09.01.2014г. «Об ограничении продажи алкогольной продукции на территории г.Абдулино»,  Комиссия установила  нарушения пп. б п.4 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 15 Федерального закона  «О защите конкуренции»,  выразившиеся в установлении на товарном рынке правил торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами, что приводит к ограничению конкуренции.

        Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»  целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков».

В соответствии со ст.22 названного Закона, на антимонопольный орган возложены функции: обеспечение  государственного  контроля за соблюдением антимонопольного законодательства  органами государственной власти и местного самоуправления, иными  хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности за допущенные нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4 ст.41, ч.1 ст.49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», Комиссия

       РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию муниципального образования г.Абдулино Оренбургской области нарушившей ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», пп. б п.4 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

2. Выдать администрации муниципального образования г.Абдулино Оренбургской области предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство (постановление администрации м/о г.Абдулино № 290-п от 17.09.2013г. (в редакции постановления № 1-п от 09.01.2014г.) «Об ограничении продажи алкогольной продукции на территории г.Абдулино»).

3. Передать материалы дела № 06-05-10/2015 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель Комиссии                                                                             <……>

 

Члены Комиссии                                                                                             <……>

 

 

 

Примечание:  настоящее  решение может быть обжаловано в установленном законом  порядке.

Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны