Решение б/н Решение по делу № 06-05-12/2014 от 31 июля 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – <……> членов Комиссии: <……><……><……>
в присутствии представителя администрации МО Беляевский район – <……> главного специалиста по развитию потребительского рынка и тарифам Беляевского района (доверенность № 23/Ю от 16.07.2014г.)
рассмотрев дело № 06-05-12/2014 по признакам нарушения администрацией МО Беляевский район ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции», ч.1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", выразившегося в неопубликовании схемы размещения нестационарных торговых объектов
УСТАНОВИЛА:
По итогам проведенной Оренбургским УФАС России плановой проверки актов и действий Администрации муниципального образования Беляевский район Оренбургской области на предмет соблюдения антимонопольного законодательства установлено следующее.
29.04.2013г. администрацией МО Беляевский район принято постановление № 442-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Беляевского района».
Пунктом 1 данного постановления утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории МО Беляевский район.
В соответствии с ч.5 ст. 10 Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Администрацией МО Беляевский район не представлено доказательств, подтверждающих опубликование схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно ч.1 ст. 15 Закона о торговле органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст. 16 Закона о торговле федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Федерального закона, принимают меры в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции".
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Приказом Оренбургского УФАС России № 119 от 30.05.2014г. в отношении администрации м/о Беляевский район возбуждено дело № 06-05-12/2014. Определением от 02 июня 2014г. (исх. № 6836) дело назначено к рассмотрению на 17 июля 2014г. 11ч.00 мин.
В ходе рассмотрения дела, представитель ответчика пояснила следующее.
29.04.2014г. издано новое постановление, которым утверждена новая схема размещения нестационарных торговых объектов, а постановление № 442-п от 29.04.2013г. отменено. Постановление от 29.04.2014г. опубликовано на сайте.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.
29.04.2013г. администрацией МО Беляевский район принято постановление № 442-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Беляевского района».
Пунктом 1 данного постановления утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории МО Беляевский район.
В соответствии с подпунктом 18 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения района относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее Закон о торговле).
Согласно п. 3 ст.3 Федерального закона о торговле органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ч.2 Закона о торговле нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 3 ч.1 ст. 10 Закона о торговле).
В соответствии с ч.1 ст. 11 Закона Оренбургской области от 4.03.2011г. № 4325/1014-IV-ОЗ «Об организации торговой деятельности в Оренбургской области» уполномоченный орган Оренбургской области устанавливает порядок разработки и утверждения схемы размещения НТО.
Согласно п. 7 Порядка разработки и утверждения схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Оренбургской области, утв. Приказом от 13.08.2013г. № 90 схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается, утверждается и корректируется органом местного самоуправления с учетом достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, установленных Правительством Оренбургской области в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, градостроительных регламентов и других нормативных правовых актов.
При разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов необходимо учитывать следующие критерии:
особенности развития торговой сети муниципального образования;
достижение максимально равномерной обеспеченности населения площадью торговых объектов с учетом действующей стационарной торговой сети;
уровень плотности жилых застроек (микрорайонов) муниципального образования (п.8 Порядка).
Схема размещения нестационарных торговых объектов, вносимые в нее изменения и (или) дополнения утверждаются правовым актом органа местного самоуправления городского округа и муниципального района (п. 10 Порядка).
В соответствии с ч.5 ст. 10 Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Администрацией МО Беляевский район не представлено доказательств, подтверждающих опубликование схемы размещения нестационарных торговых объектов, в соответствии с требованиями ч.5 ст.10 ФЗ № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Согласно пояснительной записке администрации МО Беляевский район (исх. 01-07/44 от 05.03.2014г.) постановление № 442-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Беляевского района» от 29.04.2013г. не опубликовано в связи с тем, что оно вступает в силу со дня его подписания и не нуждается в опубликовании.
Согласно ч.6 ст.44 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.
Согласно ч.3 ст.42 Устава муниципального образования Беляевский район Оренбургской области (принят решением совета депутатов муниципального образования Беляевский район Оренбургской области от 1 февраля 2006 г. N 29) муниципальные правовые акты муниципального района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается Положением, утвержденным представительным органом местного самоуправления.
Вместе с тем согласно, согласно ч.1 ст.47 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 15 Закона о торговле органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст. 16 Закона о торговле федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Федерального закона, принимают меры в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции".
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Закрепленный данной нормой запрет распространяется прежде всего на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Неопубликование схемы размещения НТО влечет нарушение принципов публичности, открытости и доступности информации, необходимой для осуществления деятельности хозяйствующими субъектами. Кроме того, отсутствие схем размещение НТО может привести к недостоверности информации; а также ограничивает свободу поиска, получения, передачи и распространения необходимой информации.
На основании вышеизложенного, в бездействии администрации м/о Беляевский район Комиссией Оренбургского УФАС России установлены признаки нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», ч.1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Между тем, в материалы дела представлено постановление администрации МО Беляевский район № 428-п от 29.04.2014г., согласно п. 3 которого постановление администрации МО Беляевский район № 442-п от 29.04.2013г. утратило силу.
В соответствии с представленной информацией постановление администрации МО Беляевский район № 428-п от 29.04.2014г. опубликовано на официальном сайте администрации МО Беляевский район.
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции» «ц#G0цццццелями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков».
В соответствии со ст.22 названного Закона, на антимонопольный орган возложены функции: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, иными хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности за допущенные нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, п.1 ч.1 ст. 48 статьи 49, Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию муниципального образования Беляевский район Оренбургской области нарушившей ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», ч.1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
2. Прекратить дело № 06-05-12/2014 в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела № 06-05-12/2014 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии <……>
Члены Комиссии <……>
<……>
<……>
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного орган.