Решение б/н Решение по делу № 06-05-21/2015 от 31 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу №  06-05-21/2015

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской   области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – <….>, членов Комиссии: <…..>,

в присутствии представителя администрации МО Гайский городской округ Оренбургской области <…..> (доверенность от 16.07.2014г.),

в присутствии председателя МКУ КУИ г.Гая <……> (распоряжение № 59к от 18.11.2014г.), после перерыва отсутствовала,

в присутствии представителя МУП ЖКХ <…..> (доверенность от 05.05.2015г.), после перерыва отсутствовал,

в отсутствие представителей Отдела ЖКХ и КС администрации г.Гая, МКУ «Служба заказчика городского хозяйства» (ходатайства № 897 от 11.08.2015г., № 32 от 12.08.2015г.);

рассмотрев дело № 06-05-21/2015 по признакам нарушения администрацией МО Гайский городской округ Оренбургской области, МКУ Комитет по управлению имуществом администрации г.Гая ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в создании преимущественных условий хозяйствующему субъекту,

 

УСТАНОВИЛА:

 

По итогам  проведенной  Оренбургским УФАС России плановой проверки актов и действий Администрации муниципального образования город Гай Оренбургской области на предмет соблюдения антимонопольного законодательства  установлено  следующее.

Постановлением Администрации г.Гая № 577-пА от 18.06.2014г. утвержден Инвестиционный проект по капитальным вложениям в модернизацию комплекса очистных сооружений на территории МО г.Гай.

В соответствии с п.2 постановления № 577-пА от 18.06.2014г. финансирование осуществить за счет средств местного бюджета – предоставление бюджетных инвестиций МУП ЖКХ, оказывающему услуги по водоотведению.

Согласно ч.3 Инвестиционного проекта стоимость инвестиционного проекта составляет 6 246 696 рублей.

26.06.2014г. Администрацией г.Гая принято постановление № 604-пА «Об утверждении порядка предоставления бюджетных инвестиций Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» (МУП ЖКХ) города Гая».

Бюджетные инвестиции предоставляются после заключения между МУП ЖКХ (далее – субъект инвестиций) и МКУ «Комитет по управлению имуществом администрации города Гая», являющимся структурным подразделением Администрации г.Гая (главным распорядителем бюджетных средств), осуществляющим полномочия собственника муниципального имущества, соглашения о предоставлении бюджетных инвестиций (далее – Соглашение).

27.06.2014г. МКУ КУИ г.Гая и МУП ЖКХ заключили соглашение о предоставлении МУП ЖКХ бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты основных средств № 1/20, согласно которому предметом настоящего Соглашения является предоставление инвестором из средств местного бюджета инвестиций в форме капитальных вложений в объекты основных средств заказчику в целях организации водоотведения на территории м/о г.Гай, включая расходы на: последовательное соединение биологической очистки второй очереди с аэротенками третьей очереди; очистка пруда накопителя осветленной воды от природного осадка; увеличение рециркуляции активного ила на аэротенках третьей очереди; доведение концентрации ила до 25 мг/дм3; подведение аэроционной системы в отстойники второй очереди; капитальный ремонт обводного канала с установкой поворотно-дисковых затворов (2шт.); выполнение кадастровых работ, проведение технической инвентаризации, оформление технического плана и выдача технической и графической части по объекту Станция УФ обеззараживания очистных сточных вод.

Как следует из отчетов МУП ЖКХ г.Гая за июнь 2014г., июль 2014г., сентябрь 2014г., октябрь 2014г., декабрь 2014г. (2шт.), справок о стоимости выполненных работ и затрат №№1,2 от 25.06.2014г., № 3 от 17.07.2014г., № 4 от 10.09.2014г., № 1 от 15.12.2014г., актов о приемке выполненных работ №№ 1,2 от 25.06.2014г., № 3 от 17.07.2014г., № 4 от 10.09.2014г., № 1 от 15.12.2014г. исполнителем данных работ выступало МУП ЖКХ.

Организация водоотведения (объектов коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности) на территории м/о город Гай производилась хозяйствующим субъектов – МУП ЖКХ. Организация в границах поселения водоснабжения, водоотведения населения отнесена к вопросам местного значения поселения (п.4 ч.1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ).

В соответствии с ч.2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Исходя из представленных документов следует, что ремонт объектов коммунальной инфраструктуры (водоотведения) муниципальной собственности на территории м/о г.Гай фактически был осуществлен за счет бюджетных средств.

В нарушение ч.2 ст. 19 Закона № 39-ФЗ, ч.1 ст. 72 БК РФ и ч.1 ст. 24 Закона о контрактной системе администрация м/о г.Гай осуществило бюджетные инвестиции в нарушение порядка, предусмотренного законодательством РФ о контрактной системе без проведения необходимых процедур (торгов). Финансирование организации водоотведения осуществлялось из муниципального бюджета.

Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Приказом Оренбургского УФАС России № 136 от 21.07.2015г. возбуждено дело в отношении Администрации муниципального образования Гайский городской округ Оренбургской области и МКУ Комитет по управлению имуществом администрации г.Гая по признакам нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона №135-ФЗ  от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции». Определением от 21.07.2015г. (исх. №10992) дело №06-05-21/2015 назначено к рассмотрению на 31 июля 2015г. на 15 ч. 00 мин. Определением от 05.08.2015г. исх. № 12365 рассмотрение дела отложено на 13 августа 2015г. на 16 часов 00 минут. В заседании Комиссии был объявлен перерыв до 18.08.2015г. до 12 часов 45 минут.

В ходе заседания Комиссии представитель администрации м/о Гайский городской округ Оренбургской области  нарушение не признал и пояснил следующее:

В соответствии со ст. 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на: оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Соответственно, у органов местного самоуправления имеется два самостоятельных способа расходования бюджетных средств: размещение заказа для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предоставление бюджетных инвестиций. Размещение заказа для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляется в целях закупки определенного рода товаров, работ, услуг. Целью предоставления бюджетных инвестиций является улучшение состояния муниципального имущества. Таким образом, предоставление бюджетных инвестиций Администрацией г.Гая в лице МКУ КУИ г.Гая осуществлялось с целью улучшения его технического состояния, переданного на праве хозяйственного ведения МУП ЖКХ муниципального имущества. Поскольку у Администрации г.Гая была цель предоставления бюджетных инвестиций, соответственно, в своей деятельности руководствовались не нормами федерального закона № 94-ФЗ, а нормами федерального закона № 39-ФЗ. Согласно положениям данного федерального закона субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики. Инвестором в данном случае является Администрация г.Гая в лице МКУ КУИ г.Гая, заказчиком выступает МУП ЖКХ. В данном случае заказчик самостоятельно своими силами осуществляет выполнение работ по инвестиционному проекту. Для реализации целей предоставления бюджетных инвестиций Администрация г.Гая использовала полномочия, предусмотренные пп.2 п.1 ст. 19 Закона № 39-ФЗ, а именно разработала и утвердила инвестиционный проект, а так же производила финансирование в рамках инвестиционного проекта. Заказчиком по инвестиционному проекту является МУП ЖКХ, на которое непосредственно распространяется действие федерального закона № 223-ФЗ. Нарушений требований закона № 223-ФЗ установлено не было. В каждом структурном подразделении администрации имеется специалист, который занимается размещением заказов.

Представитель МКУ КУИ г.Гая нарушение не признал и пояснил следующее:

Постановлениями администрации г.Гая от 18.06.2014г. № 577-пА, от 26.06.2014г. № 604-пА был утвержден инвестиционный проект по предоставлению бюджетных инвестиций МУП ЖКХ в 2014-2015гг. с осуществлением финансирования за счет средств местного бюджета в сумме 6 246 696 рублей, главным распорядителем средств на бюджетные инвестиции был назначен МКУ КУИ г.Гая. Между МКУ КУИ г.Гая и МУП ЖКХ было заключено соглашение от 27.06.2014г. № 1/20 «О предоставлении МУП ЖКХ бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты основных средств». Перечисление бюджетных инвестиций осуществлялось в соответствии с постановлениями администрации г.Гая и соглашением, на основании справок о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) и актов о приемке выполненных работ (КС-2), подписанных тремя сторонами – МУП ЖКХ, МКУ КУИ и МКУ Служба заказчика городского хозяйства. Сумма бюджетных инвестиций, перечисленных МУП ЖКХ в 2014-2015гг., составила 6 091 800 рублей.

Представитель МУП ЖКХ в заседании Комиссии пояснил следующее:

В соответствии с действующим законодательством МУП ЖКХ является предприятием, владеющим очистными сооружениями на праве хозяйственного ведения. Собственником имущества МУП является МО Гайский городской округ Оренбургской области. Гайским городским судом от 25.02.2014г. (дело № 2-134/2014) было вынесено решение по иску Орской межрайонной природоохранной прокуратуры по Оренбургской области в порядке ст. 45 ГПК РФ об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства. В соответствии с вынесенным решением Администрация г.Гая издала постановление № 577-пА, в инвестиционном проекте указаны недостатки работы очистных сооружений и указан исполнитель работ – МУП ЖКХ, а также приведен перечень мероприятий, которые необходимо выполнить и приведена ориентировочная стоимость работ. 26.06.2014г. Администрацией также издано постановление № 604-пА. На основании данных постановлений между МУП ЖКХ и МКУ КУИ г.Гая было подписано Соглашение № 1/20 о предоставлении МУП ЖКХ бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты основных средств. Согласно актам о приемке выполненных работ и справкам о стоимости выполненных работ запланированные работы по инвестиционному проекту выполнены силами МУП ЖКХ. В тарифы стоимость данных работ не закладывалась. Реконструкция и модернизация требует вложений миллионов, через тарифы такие деньги невозможно собрать. Перед администрацией каждый год ставился вопрос о том, что нужны денежные средства на модернизацию объектов водоотведения, но администрация не реагировала. Все работы выполнялись самостоятельно и собственными силами.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующему.

Постановлением Администрации г.Гая № 577-пА от 18.06.2014г. утвержден инвестиционный проект по капитальным вложениям в модернизацию комплекса очистных сооружений на территории МО г.Гай.

В соответствии с п.2 постановления № 577-пА от 18.06.2014г. финансирование осуществить за счет средств местного бюджета – предоставление бюджетных инвестиций МУП ЖКХ, оказывающему услуги по водоотведению.

На основании п.3 постановления № 577-пА от 18.06.2014г. главным распорядителем средств местного бюджета на бюджетные инвестиции считать МКУ «Комитет по управлению имуществом Администрации города».

Согласно ч.3 Инвестиционного проекта стоимость инвестиционного проекта составляет 6 246 696 рублей.

Как следует из Инвестиционного проекта Инвестором и Разработчиком является МКУ «Комитет по управлению имуществом администрации города Гая», Заказчиком – МУП ЖКХ.

26.06.2014г. Администрацией г.Гая принято постановление № 604-пА «Об утверждении порядка предоставления бюджетных инвестиций Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» (МУП «ЖКХ») города Гая».

В соответствии с п.1 Порядка предоставления бюджетных инвестиций Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» (МУП «ЖКХ») (далее – Порядок) настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 79 Бюджетного кодекса РФ и устанавливает основания и процедуру предоставления бюджетных инвестиций МУП «ЖКХ» в объекты основных средств в форме капитальных вложений.

Согласно п.2 Порядка для целей настоящего Порядка под бюджетными инвестициями в объекты основных средств понимаются предоставляемые из средств местного бюджета инвестиции в форме капитальных вложений в объекты основных средств МУП «ЖКХ» в целях организации водоотведения на территории муниципального образования г.Гай, включая расходы на:

- последовательное соединение биологической очистки второй очереди с аэротенками третьей очереди;

- очистка пруда накопителя осветленной воды от природного осадка;

- увеличение рециркуляции активного или на аэротенках третьей очереди. Доведение концентрации ила до 25 мг/дм3;

- подведение аэроционной системы в отстойники второй очереди;

- капитальный ремонт обводного канала с установкой поворотно дисковых затворов (2шт.);

- выполнение кадастровых работ, проведение технической инвентаризации, оформление технического плана и выдача технической и графической части по объекту Станция УФ обеззараживания очистных сточных вод.

Пунктом 3 Порядка установлено, что бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты основных средств, предусматриваются в местном бюджете на основании Решения городского Совета депутатов о бюджете города Гая на соответствующий год.

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций предоставляются МУП «ЖКХ» города Гая на основании постановлений администрации г.Гая, утверждающих соответствующие инвестиционные проекты, разработанные МКУ «Комитет по управлению имуществом администрации города Гая».

На основании п.4 Порядка предоставление бюджетных инвестиций МУП «ЖКХ», основанному на праве хозяйственного ведения, влечет соответствующие увеличения уставного фонда муниципального унитарного предприятия.

Бюджетные инвестиции предоставляются после заключения между МУП «ЖКХ» (далее – Субъект инвестиций) и МКУ «Комитет по управлению имуществом администрации города Гая», являющимся структурным подразделением Администрации г.Гая (главным распорядителем бюджетных средств), осуществляющим полномочия собственника муниципального имущества, соглашения о предоставлении бюджетных инвестиций (далее – Соглашение).

24.09.2014г. постановлением № 973-пА внесены изменения в постановление администрации г.Гая от 18.06.2014г. № 577-пА, в связи с чем заключено дополнительное соглашение между КУИ г.Гая и МУП ЖКХ от 24.09.2014г. и предмет соглашения изменен: последовательное соединение биологической очистки второй очереди с аэротенками третьей очереди; очистка пруда накопителя осветленной воды от природного осадка; устройство барбатажной системы на аэротенках II очереди, монтаж настила аэротенок; ремонт осветителей-перегневателей первичных отстойников №№3,4,6 II очереди; капитальный ремонт обводного канала с установкой поворотно-дисковых затворов (2шт.); выполнение кадастровых работ, проведение технической инвентаризации, оформление технического плана и выдача технической и графической части по объекту Станция УФ обеззараживания очистных сточных вод.

27.06.2014г. МКУ КУИ г.Гая и МУП ЖКХ заключили соглашение о предоставлении МУП ЖКХ бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты основных средств № 1/20, согласно которому предметом настоящего Соглашения является предоставление инвестором из средств местного бюджета инвестиций в форме капитальных вложений в объекты основных средств заказчику в целях организации водоотведения на территории м/о г.Гай, включая расходы на: последовательное соединение биологической очистки второй очереди с аэротенками третьей очереди; очистка пруда накопителя осветленной воды от природного осадка; увеличение рециркуляции активного ила на аэротенках третьей очереди; доведение концентрации ила до 25 мг/дм3; подведение аэроционной системы в отстойники второй очереди; капитальный ремонт обводного канала с установкой поворотно-дисковых затворов (2шт.); выполнение кадастровых работ, проведение технической инвентаризации, оформление технического плана и выдача технической и графической части по объекту Станция УФ обеззараживания очистных сточных вод.

24.09.2014г. между МКУ КУИ г.Гая и МУП ЖКХ было заключено дополнительное соглашение к соглашению № 1/20 от 27.06.2014г. о предоставлении муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства города Гая бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты основных средств, где предмет соглашения изложен в новой редакции:

«Предметом настоящего Соглашения является предоставление Инвестором, из средств местного бюджета, инвестиций в форме капитальных вложений в объекты основных средств Заказчика в целях организации водоотведения на территории муниципального образования город Гай, включая расходы на: последовательное соединение биологической очистки второй очереди с аэротенками третьей очереди, очистку пруда накопителя осветленной воды от природного осадка, устройство барбатажной системы на аэротенках II очереди, монтаж настила аэротенок, ремонт осветлителей –перегневателей первичных отстойников № 3,4,6 II очереди, капитальный ремонт обводного канала с установкой поворотно-дисковых затворов (2 шт.), выполнение кадастровых работ, проведение технической инвентаризации, оформление технического плана и выдача технической и графической части по объекту Станция УФ обеззараживания очистных сточных вод.

Приложением к Соглашению является График перечисления, в котором указаны виды работ, их стоимость и срок перечисления.

Как следует из отчетов МУП ЖКХ г.Гая за июнь 2014г., июль 2014г., сентябрь 2014г., октябрь 2014г., декабрь 2014г. (2шт.), справок о стоимости выполненных работ и затрат №№1,2 от 25.06.2014г., № 3 от 17.07.2014г., № 4 от 10.09.2014г., № 1 от 15.12.2014г., № 2 от 01.06.2015г.; актов о приемке выполненных работ №№ 1,2 от 25.06.2014г., № 3 от 17.07.2014г., № 4 от 10.09.2014г., № 1 от 15.12.2014г., № 2 от 01.06.2015г. исполнителем данных работ выступало МУП ЖКХ.

В соответствии с платежными поручениями № 162 от 02.07.2014г. на сумму 679 248 рублей, № 199 от 23.07.2014г. на сумму 253 971 рубль, № 253 от 26.09.2014г. на сумму 1 066 781 рубль, № 273 от 20.10.2014г. на сумму 102 538 рублей, № 329 от 19.12.2014г. на сумму 1 897 462 рубля, № 11 от 29.01.2015г. на сумму 1 690 294, 96 рубля, № 149 от 09.06.2015г. на сумму 401 505, 04 рублей МКУ КУИ администрации г.Гая перечислила МУП ЖКХ денежные средства в сумме 6 091 800 в счет бюджетных инвестиций на капитальный ремонт и на модернизацию комплекса очистных сооружений.

Согласно представленной информации МУП ЖКХ в целях проведения ремонтных работ объектов водоотведения и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ от 18.07.2011г. «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» проводила конкурентные процедуры (запросы котировок (ценовых предложений) по отбору подрядчиков и поставщиков.

Исходя из вышеизложенного, организация водоотведения (модернизация объектов коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности) на территории м/о город Гай производилась хозяйствующим  субъектом – МУП ЖКХ.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

С учетом изложенного, организация в границах городского поселения водоснабжения, водоотведения населения отнесена к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с ч.2 ст.18 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Исходя из представленных документов, следует, что ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности на территории м/о город Гай фактически был осуществлен за счет бюджетных средств.

Правовой режим внесения бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства определяется Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу ст. 6 БК РФ бюджетные ассигнования – это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств; бюджетные инвестиции – это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Согласно ст. 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования, в том числе на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

В соответствии со 79 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

Объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий, или уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.

Указанная статья описывает только общие правила предоставления бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности. Она не регулирует порядок проведения торгов, выбора подрядных организаций, так как этот порядок регулируется другими нормами.

Правовые основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, определяет Федеральный закон от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – Закон № 39-ФЗ).

В статье 1 указанного закона даны следующие понятия:

инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты;

инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план);

В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 19 Закона № 39-ФЗ регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;

проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления предоставляют на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов. Порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2 ст. 19).

Согласно п.6 ст. 13 Закона № 39-ФЗ заключение государственных контрактов, иных договоров в целях строительства, реконструкции, в том числе реконструкции с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства государственной собственности, или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность при реализации соответствующих инвестиционных проектов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 1 ст.54 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с ч.1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно ч.1 ст.72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

На основании ч.1 ст. 79 БК РФ бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

Из заключенного между КУИ г.Гая и МУП ЖКХ соглашения на основании постановления № 604-пА от 26.06.2014г. следует, что предметом данного соглашения является инвестирование в капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры, при этом, обязанности инвестора сводятся к выделению денежных средств в согласованном размере, интерес со стороны инвестора заключается в получении в муниципальную собственность м/о г.Гай отремонтированных объектов коммунальной инфраструктуры.

Таким образом, данное соглашение направлено на приобретение муниципальным образованием в собственность результатов ремонтных и строительных работ в обмен на предоставленное финансирование.

Следовательно, заключение таких соглашений относится к муниципальным нуждам муниципального образования, и финансирование капитального ремонта в рамках такого соглашения должно осуществляться в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

В нарушение ч.2 ст. 19 Закона № 39-ФЗ, ч.1 ст. 72 БК РФ и ч.1 ст. 24 Закона о контрактной системе администрация м/о город Гай осуществило бюджетные инвестиции в нарушение порядка, предусмотренного законодательством РФ о контрактной системе без проведения необходимых процедур (торгов). Финансирование организации водоотведения осуществлялось из муниципального бюджета.

Согласно положениям (ч. 1 ст. 2,  ст. 3, ст. 7) Федерального закона от 14.11.2001 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество, является юридическим лицом,  несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

МУП ЖКХ является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход. МУП ЖКХ (юридич. адрес: 462630, Оренбургская обл., г.Гай, Орское шоссе, д. 6, ИНН 5604009020, ОГРН 1035601950361) зарегистрировано в установленном законом порядке 12.03.2003г. Основным видом деятельности предприятия является распределение воды (ОКВЭД 41.00.2), дополнительными видами деятельности – распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (ОКВЭД 40.30.3),  удаление и обработка сточных вод (ОКВЭД 90.00.1).

В соответствии с Уставом МУП ЖКХ предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество (п.2.2).

Как следует из п.3.2.8 Устава МУП осуществляет в установленном законодательством порядке биологическую очистку бытовых и хозяйственных стоков и водоотведения.

Согласно ст. 4  Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектом является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. 

Таким образом, унитарные предприятия, являясь хозяйствующими субъектами и полноправными  участниками товарного рынка, равно как и другие его участники воздействуют на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Рынок по проведению (осуществлению) ремонта объектов коммунальной инфраструктуры (организация водоотведения) является конкурентным.

В вышеуказанных случаях, ремонт объектов коммунальной инфраструктуры на территории м/о город Гай был осуществлен без проведения торгов. Действия по размещению заказа в данной сфере Администрацией м/о город Гай не предпринимались, что повлекло расходование бюджетных средств для удовлетворения муниципальных нужд вне рамок Закона о контрактной системе. Вследствие чего хозяйствующие субъекты, помимо МУП ЖКХ, были лишены доступа на рынок по осуществлению ремонта объектов водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования город Гай, поскольку для доступа на рынок необходимо соблюдение определенных процедур – участие в торгах, что повлекло ущемление их прав, в том числе прав на обжалование результатов торгов, создание преимущественных условий для деятельности на данном рынке, недопущение состязательности за доступ на рынок и ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами. 

Указанные действия администрации м/о г.Гай приводят или могут привести к ограничению конкуренции, так как иные хозяйствующие субъекты, выполняющие или которые могли выполнять данный вид работ, были лишены возможности участвовать в торгах. Выбор подрядчика на выполнение данных видов работ произошел по усмотрению администрации м/о г.Гай, без проведения открытых торгов. Проведение публичных торгов в соответствии с Законом о контрактной системе создало бы конкурентные условия, так как в торгах могло бы участвовать несколько хозяйствующих субъектов. Наличие конкуренции на торгах могло привести к снижению цен на выполнение данного вида работ, что позволило бы сэкономить бюджетные средства.

Как следует из решения Гайского городского суда Оренбургской области от 25.02.2014г., вступившего в законную силу, бездействие администрации м/о город Гай Оренбургской области по содержанию принадлежащего имущества выразилось в непринятии необходимых и достаточных мер к реконструкции и ремонту комплекса очистных сооружений полной биохимической очистки с объектами доочистки в целях приведения качества сбрасываемых сточных вод в р.Дунайка и далее в р.Сухая Губерля до предельно-допустимых концентраций воды водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение. Данным решением на администрацию м/о город Гай и МУП ЖКХ возложена обязанность в 36 месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить очистку сбрасываемых в р.Дунайка и далее в р.Сухая Губерля сточных вод в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

В соответствии с п.1 ст. 19 Устава Гайского городского округа администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области.

В структуру администрации городского округа входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы, осуществляющие исполнительно-распорядительные функции администрации городского округа в определенной сфере управления, и органы, обеспечивающие деятельность администрации городского округа и действующие на основании положений (п.4 ст. 19 Устава).

Согласно п.1.2 Положения «О Комитете по управлению имуществом администрации г.Гая» (утв. решением Гайского городского Совета депутатов № 167 от 10.07.2007г.) МКУ Комитет по управлению имуществом администрации является самостоятельным структурным подразделением администрации города, осуществляет полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью города Гая, входит в структуру администрации города Гая, в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Гая. Комитет является муниципальным учреждением, наделен правами юридического лица, имеет круглую печать со своим наименованием, фирменные штампы и бланки.

В целях выполнения возложенных задач, Комитет в установленном действующим законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления города Гая осуществляет управление и распоряжение имуществом, входящим в муниципальную казну города Гая в соответствии с Положением «О муниципальной казне города Гая».

Как следует из постановления Главы города Гая Оренбургской области № 1350-п от 29.12.2010г. «Об утверждении перечня муниципальных казенных учреждений администрации города Гая» утвержден перечень муниципальных казенных учреждений администрации города Гая, которые создаются путем изменения типа бюджетных учреждений: администрация м/о город Гай, Отдел образования администрации г.Гая, финансовое управление администрации г.Гая, МУ Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Гая, Отдел культуры администрации г.Гая, Комитет по физкультуре, спорту и туризму администрации г.Гая, Управление социальной защиты населения администрации г.Гая, Управление Архитектуры и Градостроительства, Отдел жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации г.Гая.

Согласно Решению Гайского городского Совета депутатов № 463 от 21.07.2015г. утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования Гайский городской округ.

В силу п.1.2 Положения имущество, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования, принадлежит муниципальным предприятиям, учреждениям и организациям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Субъектом, приобретающим и осуществляющим от имени муниципального образования имущественные права и обязанности, является администрация города – МКУ Комитет по управлению имуществом администрации г.Гая (п.1.4).

В состав муниципальной собственности входит имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п.1.1).

Комитет по управлению имуществом администрации г.Гая является основным уполномоченным органом, осуществляющим управление объектами муниципальной собственности и координирующим действия других отделов администрации по вопросам в пределах своей компетенции (п.2.3).

В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г.  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

На основании ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Как следует из ст.1 Закона Оренбургской области от 15.12.2014 N 2825/782-V-ОЗ "Об объединении муниципальных образований Гайского района Оренбургской области с городским округом город Гай" МО город Гай преобразовано в Гайский городской округ.

Таким образом, в действиях Администрации МО Гайский городской округ Оренбургской области по изданию постановлений № 604-пА от 26.06.2014г., № 577-пА от 18.06.2014г. и МКУ КУИ г.Гая по заключению соглашения № 1/20 от 27.06.2014г. установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона  «О защите конкуренции»,  выразившиеся в создании преимущественных условий хозяйствующему субъекту (МУП ЖКХ).

Учитывая изложенное, Комиссия считает доказанным факт нарушения Администрацией муниципального образования Гайский городской округ Оренбургской области и МКУ КУИ г.Гай ч.1 ст.15 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выразившегося в создании преимущественных условий хозяйствующему субъекту – МУП ЖКХ посредством издания постановлений № 604-пА от 26.06.2014г., № 577-пА от 18.06.2014г. и заключения соглашения № 1/20 от 27.06.2014г.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции»  целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков».

В соответствии со ст.22 названного Закона, на антимонопольный орган возложены функции: обеспечение  государственного  контроля за соблюдением антимонопольного законодательства  органами государственной власти и местного самоуправления, иными  хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности за допущенные нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4 ст.41, ч.1 ст.49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию муниципального образования Гайский городской округ Оренбургской области нарушившей ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

2. Признать МКУ КУИ администрации г.Гая нарушившим ч.1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

3. Выдать Администрации муниципального образования Гайский городской округ Оренбургской области предписание об отмене актов, нарушающих антимонопольное законодательство (постановление № 604-пА от 26.06.2014г. «Об утверждении порядка предоставления бюджетных инвестиций Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство (МУП «ЖКХ» города Гая», постановление № 577-пА от 18.06.2014г. «Об утверждении инвестиционного проекта по капитальным вложениям в модернизацию комплекса очистных сооружений на территории МО город Гай»).

3. Выдать МКУ КУИ администрации г.Гая предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего:

- довести до сведения сотрудников МКУ КУИ г.Гая Оренбургской области Оренбургской области положения статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» и данное решение по делу № 06-05-21/2015;

- не допускать заключения соглашений, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

4. Передать материалы дела № 06-05-21/2015 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии                                                                             <……>

 

 Члены Комиссии                                                                                                    <…..>

 

 

 

 

Примечание:  настоящее  решение может быть обжаловано в установленном законом  порядке.

Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

Предписание № 1

 об отмене актов, нарушающих антимонопольное законодательство

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – <…..>; членов Комиссии: <….>,

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50  Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», на основании решения по делу  №06-05-21/2015 о нарушении администрацией муниципального образования Гайский городской округ Оренбургской области, МКУ КУИ г.Гая ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в создании преимущественных условий хозяйствующему субъекту,

 

предписывает:

 

1. Администрации муниципального образования Гайский городской округ Оренбургской области  ПРЕКРАТИТЬ нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г.  «О защите конкуренции»,  выразившегося в создании преимущественных условий хозяйствующему субъекту, для чего совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, в срок до «21» сентября 2015 года отменить постановления № 604-пА от 26.06.2014г. «Об утверждении порядка предоставления бюджетных инвестиций Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» (МУП «ЖКХ») города Гая», № 577-пА от 18.06.2014г. «Об утверждении инвестиционного проекта по капитальным вложениям в модернизацию комплекса очистных сооружений на территории МО город Гай».

 

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Оренбургское УФАС России до «28» сентября 2015г. с момента исполнения, представив документы, подтверждающие его исполнение.

  

 

Председатель Комиссии                                                                                     <…….>

 

Члены Комиссии                                                                                                       <…….>

 

 

 

                                                                                                                    

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.

Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч.2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

 

Предписание № 2

 о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

по делу № 06-05-21/2015

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – <…..>; членов Комиссии: <…..>,

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50  Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», на основании решения по делу  № 06-05-21/2015 о нарушении администрацией муниципального образования Гайский городской округ Оренбургской области, МКУ КУИ г.Гая ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в создании преимущественных условий хозяйствующему субъекту,

 

предписывает:

 

1. МКУ Комитет по управлению имуществом администрации г.Гая  ПРЕКРАТИТЬ нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»,  выразившегося в создании преимущественных условий хозяйствующему субъекту, для чего совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, в срок до «21» сентября 2015 года:

- довести до сведения сотрудников МКУ КУИ администрации г.Гая положения статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» и данное решение по делу № 06-05-21/2015;

-  не допускать заключения соглашений, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции. 

 

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Оренбургское УФАС России до «28» сентября 2015г. с момента исполнения, представив документы, подтверждающие его исполнение.

  

 

Председатель Комиссии                                                                                     <……>

 

Члены Комиссии                                                                                                        <……>

                                                                           

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.

Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч.2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны